Рабочие программы по АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «История» (7-9кл) Пояснительная записка
В основу рабочей программы положены следующие нормативно-правовые документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273«Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
-Программа 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В.Р.Воронковой - М.: «Просвещение» 2010г.
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от28.12.2018 № 345;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от10.07.2015 № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Санитарно-
эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15)
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ ВО "Борисоглебская школа-интернат". (4-9 класс);
Цель: формирование у учащихся с умственной отсталостью способности изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности. Задачи:
∙ усвоить важнейшие факты истории; исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;
∙ овладеть умением применять знания по истории в жизни;
∙ выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
∙ гражданское, патриотическое, нравственное, эстетическое, трудовое и правовое воспитание учащихся,
∙ развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники
Пузанов Б.П. История России: учеб. для 7 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный.изд. центр ВЛАДОС, 2008.
Пузанов Б.П. История России: учеб. для 8 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный.изд. центр ВЛАДОС, 2008.
Пузанов Б.П. История России: учеб. для 9 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный.изд. центр ВЛАДОС, 2008.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание обучения по предмету, имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и нравственного воспитания детей, обучающихся по адаптированным основным образовательным программам для детей с умственной отсталостью в процессе овладения учебным предметом.
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Представляется, что в курсе «Истории России» для детей с нарушениями интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.
Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой. Учитель имеет право использовать в процессе изучения материала информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному освоению содержания статьи, рассказа.
Важной составной частью курса «История России» является историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «История» включѐн в учебный план школы:
Рабочая программа рассчитана на 204 часа, по 68 часов в 7-9 классах, 2 часа в неделю.
I. Требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся 7 класса должны знать: какие исторические даты называются точными, приблизительными; когда произошли события (конкретные, по выбору учителя); кто руководил основными сражениями.
Учащиеся 8 класса должны знать: когда началось и закончилось событие (по выбору); как протекало конкретное событие; великих русских поэтов, писателей, ученых. Учащиеся должны уметь: пользоваться «лентой времени», устанавливать причинноследственные связи и зависимости, связь исторических событий; выделять главную мысль в отрывке исторической статьи; оценить ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой.
Учащиеся 9 класса должны знать: основные исторические события революционного движения, гражданской войны, становления Советской власти; стройки первых пятилеток; Вторая Мировая война; Великая Отечественная война; основные периоды развития хозяйственной и политической жизни страны в предвоенные и послевоенные годы; исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, национальных героев.
Учащиеся должны уметь: пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника, пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану; пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком; устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат; правильно и точно употреблять исторические термины, понятия; пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.
II. Содержание учебного предмета
7 класс
(2 ч. в неделю, всего 68 ч.)
Введение(7часов)
Что такое история. Что изучает история.
Как пользоваться книгой по истории.
Как и по каким источникам мы узнаем о жизни людей в прошлом. Устные, вещественные и письменные памятники истории.
Наша Родина — Россия. Кто живет рядом и вокруг России. Наша страна на карте. Государственные символы России.
Глава нашей страны. Россия - наша родина. Как изучается родословная людей. Счет лет в истории. «Лента времени».
История нашей страны древнейшего периода (13 часов)
Кто такие восточные славяне. Легендарная история происхождения славян и земли русской.
Роды и племена восточных славян и их старейшины.
Как жили наши предки — восточные славяне в далеком прошлом. Славянская семья и славянский поселок. Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян.
Обычаи и верования восточных славян, их мудрецы и старцы-предсказатели (волхвы, вещуны и кудесники). Соседи восточных славян, торговые отношения с ними. Славянские воины и богатыри. Оружие и доспехи восточных славян. Дружинники.
Объединение восточных славян под властью Рюрика.
Киевская Русь (16 часов)
Образование государства восточных славян - Киевской Руси или Древней Руси. Первые русские князья: Олег, Игорь, Святослав. Княгиня Ольга. Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти князя. С кем воевала Киевская Русь: древляне, печенеги, хазары, греки.
Крещение Руси при Князе Владимире и воеводе Добрыне. Образование Русской Церкви под управлением патриарха Константинополя. Священники и проповедники. Святые люди и подвижники. Образование первых русских монастырей.
Былины - источник знаний о Киевской Руси. Гусляры-сказочники и их былины. Былинные богатыри — спасители земли русской.
Культура и искусство Древней Руси. Древнерусские ремесленники, иконописцы, белокаменное строительство, фресковая живопись, образование и грамотность. Летописи и летописцы. «Повесть временных лет».
Жизнь и быт в Древней Руси: княжеское и боярское подворье, вотчины, быт простых людей - холопов, закупов и смердов. Свободные люди Древней Руси.
Правление Ярослава Мудрого и укрепление единого русского государства. Первые русские монеты. Создание первого русского сборника законов «Русская правда». Первые русские библиотеки Ярослава Мудрого.
Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Личность Мономаха — первого русского царя. «Устав Владимира Мономаха» и «Поучения Владимира Мономаха» — советы детям о доброте и любви.
Рост и укрепление древнерусских городов. Городское строительство и торговля.
Распад Киевской Руси (10 часов)
Причины распада Киевской Руси. Появление отдельных 15 крупных княжествгосударств. Период раздробленности: ослабление обороноспособности Руси.
Киевское княжество в XII веке. Борьба князей за титул «великого Киевского князя» Владимиро-Суздальское княжество. Основатель Москвы князь Юрий Долгорукий.
Наследники Юрия Долгорукого - Андрей Бо-голюбский и Всеволод Большое Гнездо. Дружина Всеволода и ее военные походы. Рост богатства и могущества В ладимироСуздальского княжества при князе Всеволоде.
Господин Великий Новгород. Географическое положение Новгорода. Близость к Северной Европе, странам Прибалтики. Хозяйство новгородской земли. Внешнеторговые связи.
Торговля и ремесла Новгородской земли. Новгородская боярская республика. Новгородское вече и правители Новгорода: посадник, тысяцкий и архиепископ. Новгородский князь - руководитель новгородского войска и организатор обороны города от внешних врагов.
Русская культура в XII—XIII вв., летописание. Поэма «Слово о полку Игореве». Берестяные грамоты. Их содержание.
Борьба Руси с иноземными завоевателями (10 часов)
Монголо-татары: жизнь и быт кочевников, основные занятия, торговля, военные походы. Монголо-татарское войско и его вооружение, военная дисциплина. Объединение монголо-татарских орд под властью Чингисхана.
Нашествие монголо-татар на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя на Русь. Героическая борьба русских людей против монголо-татар. Подвиг князя Рязанского, ЕвпатияКоловрата и других. «Злой город Козельск». Русь под монголо-татарским игом. Монголо-татарское государство Золотая Орда. Управление Золотой Ордой завоеванными землями: сбор дани, назначение ханом великого князя. Сопротивление русских людей монголо-татарам.
Наступление на Русь новых врагов. Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и военный опыт. Александр Невский и новгородская дружина. Невская битва и «Ледовое побоище». Героизм и победа новгородцев. Значение этой победы для укрепления православия на русской земле.
Начало объединения русских земель (11 часов)
Возрождение хозяйства и культуры. Тяжелое положение русского и других народов.
Возвышение Москвы при князе Данииле Александровиче. Московский князь Иван Калита, его успехи.
Расширение территории Московского княжества при Иване Калите. Превращение Москвы в духовный центр русской земли.
Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси. Жизнь и быт простых людей Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Сергий Радонежский.
Отражение ордынских набегов. Борьба Дмитрия Донского против хана Мамая. Битва на Куликовом поле (1380), итог битвы. Значение Куликовской битвы для русского народа. Отражение героизма сражающихся в повестях, сказаниях. Национальный подъем после Куликовской битвы. Роль Москвы. Распад Золотой Орды.
Иван III (1462—1505). Освобождение от иноземного ига (1480). Превращение Московского княжества в Российское государство.
Государь всея Руси - Иван III. Монархия. Принятие единого сборника законов Российского государства - Судебника.
Повторение за год. (1 час)
8 класс
(2 ч в неделю, всего 68 ч.)
Единая Россия (конец XV — начало XVII в.) (23 часа)
Иван III Великий — глава единого государства Российского. Система государственного управления при Иване III. Государев двор, Боярская дума, приказы, Казна. Бояре-наместники и управление уездами. «Государево войско». Значение создания единого Российского государства.
Расширение государства Российского при Василии III. Присоединение Пскова, Смоленска, Рязани и др. городов. Борьба России с Литвой.
Русская православная церковь в Российском государстве. Церковная система управления. Православное духовенство.
Первый русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на царство. Царский двор и его дворянское окружение. Система государственного управления при Иване IV Грозном. Земский Собор и Церковный собор, Избранная Рада и Боярская дума. Новый сборник законов Российского государства - Судебник Ивана IV Стрелецкое войско. Жизнь и быт стрельцов. Борьба Ивана Грозного с боярами.
Опричнина Ивана Грозного. Ливонская война - попытка России завоевать выход к Балтийскому морю.
Присоединение Великой реки Волги и всех земель вокруг нее к Российскому государству. Покорение Ермаком Сибири. Особые поселения вольных людей - казаков. Их жизнь, быт, традиции, система управления. Строительство сибирских городов. Быт простых и знатных людей Российского государства XVI века. «Домострой». Различные сословия: их обычаи, традиции, уклад жизни.
Москва — столица Российского государства.
Строительство нового Московского Кремля и участие в нем иностранцев. «Царьколокол» и «Царь-пушка». Царский дворец и его убранство. Путешествие Афанасия Никитина в Индию и его книга «Хождение за три моря». Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.
Правление Бориса Годунова и тайна гибели царевича Дмитрия — наследника царского престола. Последовавшее за тем Смутное время. Самозванцы. Восстание под предводительством Ивана Болотникова. Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков. Народные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. Подвиг Ивана Сусанина.
Начало правления новой царской династии Романовых. Первый Романов — Михаил Федорович. Второй Романов — Алексей Михайлович Тишайший. Конец Смутного времени. Крепостные крестьяне и их борьба против налогового гнета. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Вольные казаки на царской службе.
Восстановление богатства и могущества православной церкви при патриархе Филарете. Возрождение иконописных мастерских и школ при храмах и монастырях.
Избрание патриарха Никона и раскол в Русской православной церкви. Протопоп Аввкум. Старообрядцы. Их жизнь и быт.
Освоение Сибири и Дальнего Востока. Культура и быт вошедших в состав России народов в XVII в. Первопроходцы Семен Дежнев и Ерофей Хабаров.
Великие преобразования России в XVIII в.(20 часов)
Начало правления Петра I: борьба с сестрой — царевной Софьей, претендующей на царский престол. Стрелецкие бунты. Потешные игры молодого Петра. Азовские походы. «Великое посольство» Петра I. Создание российского флота и борьба Петра I за выход к Балтийскому и Черному морям.
Начало Северной войны. Строительство Санкт-Петербурга. Создание регулярной армии. Полтавская битва: разгром шведов. Карл XII и гетман Мазепа. Победа русского флота. Окончание Северной войны. Гангутское сражение.
Обучение дворянских детей. Создание «цифирных», «навигац-ких», артиллерийских и инженерных школ.
Петр I — первый российский император. Личность Петра I Великого.
Указ о единонаследии. «Табель о рангах» — новый закон о государственной службе. Жизнь и быт российского дворянства. Введение европейской моды при царском дворе. Борьба со старыми порядками и устоями. Преобразования Петра I. Реформы государственного и территориального управления. Экономические преобразования Петра I. Денежная и налоговая реформы. Александр Меншиков - друг и соратник Петра I.
Эпоха дворцовых переворотов. Первая женщина-императрица — Екатерина I (вдова Петра I). Борьба «немецкой» и «русской» партий при дворе за влияние на российский престол. Правление Петра И, Анна Иоановны, Ивана Антоновича, Елизаветы Петровны и Петра III. Императорский двор.
Российская Академия наук и деятельность великого Ломоносова. Иван Иванович Шувалов - покровитель просвещения, наук и искусства в Российском государстве. Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств.
Правление Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. Областная реформа: губернии, уезды и управление ими. Развитие городов при Екатерине И. Указ о свободном предпринимательстве: поддержка купеческого сословия. «Золотой век» российского дворянства — привилегированного сословия. «Жалованная грамота дворянству». Дворянский быт.
Семилетняя война.
Положение крепостных крестьян. Их жизнь и быт. Работные люди и казаки. Восстание под предводительством Емельяна Пугачѐва.
Русско-турецкие войны второй половины XVIII века. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым. Завоевание графом Потемкиным Молдавии и Крыма. Победы русской эскадры под командованием адмирала Ф.Ф. Ушакова. Знаменитый полководец Александр Суворов: взятие Измаила. Переход Суворова через Альпы.
Русские изобретатели и умельцы: Кулибин И.П. и Ползунов И.И. Развитие науки и искусства в XVIII в. Литература, живопись, скульптура, архитектура. Быт русских людей в XVIII веке. Памятники культуры XVIII в. в родном городе, крае. История нашей страны в XIX веке (25 часов)
Россия в начале XIX века. Правление Павла I. Приход к власти Александра I. Указ «О вольных хлебопашцах» и реформы государственного управления.
Начало Отечественной войны 1812 года. Нападение армии Наполеона на Россию. Михаил Илларионович Кутузов — главнокомандующийрусской армией, другие знаменитые полководцы: князь Багратион, генерал Раевский, Барклай-де-Толли. Мужество русских солдат. Бородинская битва. Военный совет в Филях. Оставление Москвы. Народная война против армии Наполеона. Формирование партизанских отрядов. Московский пожар. Герои партизанской войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина. Отступление и гибель армии Наполеона. Память о героях Отечественной войны 1812 года.
Правление Александра I. Военные поселения Аракчеева. Легенда о старце Федоре Кузьмиче. Создание тайных обществ в России. Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Расправа Николая I с декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Правление Николая I и укрепление государственной власти. Реформы государственного аппарата. Создание III отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии и корпуса жандармов. Введение военных порядков во все сферы жизни общества.
«Золотой век» русской культуры в первой половине XIX века. Живопись, архитектура, литература. Великий русский композитор — М.И. Глинка. «История государства Российского» Н.М. Карамзина. Великий русский поэт А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов и его стихотворение «На смерть поэта». Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века. Изобретение П.Л. Шиллингом телеграфа. Появление первого в России паровоза - изобретение братьев Е. и М. Черепановых. Кругосветные путешествия под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ф.Ф. Беллинсгаузена.
Крымская война 1853-1856 годов. Разгром турецкого флота адмиралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя. Выдающийся русский хирург Н.И. Пирогов. Основные итоги Крымской войны. Правление Александра II. Отмена крепостного права. Крестьянские бунты. Жизнь крестьян после отмены крепостного права. Реформы Александра II: земская реформа, введение суда присяжных, указ о всеобщей воинской повинности. Противостояние реформам Александра И. Убийство Александра П.
Приход к власти Александра III — миротворца. Строительство фабрик, заводов и железнодорожных дорог, денежная реформа министра финансов СЮ. Витте. Увеличение торговли с другими государствами.
Развитие российской промышленности и поддержка частного предпринимательства. Формирование русской промышленной буржуазии. Положение и жизнь рабочих. Появление революционных кружков в России. Революционеры.
Развитие науки и культуры во второй половине XIX века. Создание первого российского летательного аппарата А.Ф. Можайским. Изобретение электрической лампочки П.Н. Яблочковым и первого радио А.С. Поповым. «История государства Российского» СМ. Соловьева и В.О. Ключевского. Архитектура и живопись. Великий русский писатель Л.Н. Толстой. Русский путешественник Н.М. Пржевальский. Великий русский композитор П.И. Чайковский.
Жизнь и быт русских купцов. Купцы-меценаты: П.М. Третьяков, СИ. Мамонтов.
Быт простых россиян в XIX веке: городская интеллигенция, рабочие, крестьяне.
Краеведческая работа.
9 КЛАСС
(2 ч. в неделю, 68 часов)
Повторение
Россия в начале XX в. (10 часов)
Начало правления Николая II. Экономический кризис в начале XX в. Стачки и забастовки рабочих, организация революционерами митингов и демонстраций.
Русско-японская война 1904-1905 годов. Оборона Порт-Артура под руководством адмирала СО. Макарова. Подвиг команды крейсера «Варяг». Цусимское сражение. Причины поражения России в войне. Первая русская революция. Кровавое воскресенье 9 явнваря1905 г. Московское вооруженное восстание. Появление первых политических партий в России. Лидеры первых политических партий В.М. Чернов (эсеры), П.Н. Милюков (кадеты), В.И. Ульянов (Ленин) (большевики), Ю.О. Мартов (меньшевики).
Реформы государственного управления. «Манифест 17 октября» 1905 года. Утверждение Конституции - Основного закона Российской империи.
Созыв Государственной Думы. Формирование различных политических партий и движений: правые, центристы, левые. Реформы П.А. Столыпина и их итоги. «Серебряный век» русской культуры. Выдающийся писатель XX в. A.M. Горький. Объединение художников «Мир искусства». Выдающийся русский художник В.А. Серов. Знаменитая русская певица А.В. Нежданова и балерина Анна Павлова. Появление первых кинофильмов в России.
Первая мировая война и участие в ней России. Героизм и самоотверженность русских солдат. Череда побед и поражений русской армии в ходе военных действий. Знаменитый прорыв генерала А.А. Брусилова. Подвиг летчика Нестерова. Экономическое положение в стране во время Первой мировой войны. Отношение народа к войне.
Россия в 1917-1920 годах (10 часов)
Февральская революция и отречение царя от престола. Временное правительство во главе с А.Ф. Керенским. Создание Петроградского Совета рабочих депутатов. Двоевластие. Обстановка в стране в период двоевластия.
Захват власти большевиками в Петрограде. Взятие Зимнего дворца. Образование большевистского правительства - Совета Народных Комиссаров. Принятие первых декретов советской власти. Установление советской власти в стране и образование нового государства - Российской Советской Федеративной Социалистической Республики - РСФСР. Система государственного управления в РСФСР. Принятие новой Конституции в 1918 г. Учреждение новых символов государственной власти.
Мятеж левых эсеров. Расстрел царской семьи.
Начало Гражданской войны и иностранной военной интервенции. Борьба между «красными» и «белыми».
«Белое» движение и его лидеры: А.И. Деникин, П.Н. Врангель, Н.Н. Юденич, А.В. Колчак, Л.Г. Корнилов. «Красные». Создание Красной армии. Командиры Красной армии: М.Н. Тухачевский, М.В. Фрунзе, СМ. Буденный, В.И. Чапаев. Отношение к ним различных слоев населения. Крестьянская война против «белых» и «красных». «Зеленые» и повстанческая крестьянская армия батьки Махно.
Экономическая политика советской власти вовремя гражданской войны: «военный коммунизм».
Жизнь и быт людей в годы революции и гражданской войны. Безработица, голод и разруха. Ликвидация неграмотности. Отношение Советской власти к Русской православной церкви. Создание первых политических общественных молодежных организаций. Комсомольцы и пионеры.
Советская России — СССР в 20-30-е годы XX века. (10 часов)
Переход от политики «военного коммунизма» к новой экономическая политика (нэп) в стране. Ее сущность и основные отличия от предшествующей экономической политики Советской власти.
Введение свободной торговли. Проведение денежной реформы. Крестьянеединоличники. Появление новых владельцев предприятий, магазинов и ресторанов - нэпманов. Увеличение аппарата чиновников. Положительные и отрицательные результаты нэпа.
Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР 1922 года. Положение народов советской страны. Система государственного управления СССР. Символы государственной власти СССР. Административная реформа.
Смерть первого главы советского государства В.И. Ленина. Создание однопартийной системы власти. Сосредоточение всей полноты партийной и государственной власти в руках И.В. Сталина. Культ личности Сталина.
Начало индустриализации. Основная задача индустриализации. Первые пятилетние планы. Стройки первых пятилеток (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск на Амуре и др.). Рабочий класс, его роль в индустриализации. Стахановское движение. Ударничество. Советские заключенные на стройках пятилеток.
Коллективизация сельского хозяйства. Создание колхозов. Насильственное осуществление коллективизации. Раскулачивание. Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе.
Массовые репрессии. ГУЛаг.
Новая Конституция страны 1936 г. Ее значение. Изменения в системе государственного управления СССР.
Образование новых республик и включение их в состав Союза в период 20—40-х годов. Политическая жизнь страны в 30-е годы.
Развитие науки и культуры в СССР в 20-30-е годы. Великие научные открытия (И.П. Павлов, И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев, Н.Е. Жуковский, К.Э. Циолковский, Н.И. Вавилов, СВ. Лебедев, И.В. Мичурин). Знаменитая советская киноактриса Любовь Орлова. Выдающийся советских писатель М.А. Шолохов. Образование в СССР. Жизнь и быт советских людей в 20-30-е годы.
СССР во Второй мировой и Великой отечественной войне 1941-1945 годов. (14 часов)
СССР накануне Второй мировой войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Развитие военной промышленности. Ужесточение трудовой дисциплины. Ослабление армии.
Нападение Японии на СССР накануне Второй мировой войны. Секретные соглашения между СССР и Германией. Советско-финляндская война 1939-1940 годов, ее итоги.
Приход фашистов к власти в Германии. Начало Второй мировой войны, нападение Германии на Польшу и наступление на Запад. Подготовка гитлеровской Германии к наступлению на СССР. Подвиг советских разведчиков по выявлению планов подготовки нападения Германии на Советский Союз.
Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны. Героическая оборона Брестской крепости. Создание государственного комитета обороны. Первые неудачи советской армии, героическая защита городов на пути отступления советских войск.
Битва за Москву и ее историческое значение. Руководитель обороны Москвы Г.К. Жуков. Панфиловцы. Строительство оборонительных сооружений. Контрнаступление советских войск под Москвой.
Героизм тружеников тыла. «Всѐ для фронта! Всѐ для победы!». Создание новых вооружений советскими военными конструкторами: самолеты Ил-4 и Ил-2, артиллерийская установка «Катюша», танк Т-34. Продовольственная проблема в начале войны.
Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев. Города-герои России.
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны: Сталинградская битва. Советские генералы В.И. Чуйков и М.С. Шумилов. Подвиг генерала Карбышева. Борьба советских людей на оккупированной территории. Партизанское движение. Битва на Курской дуге. Мужество и героизм советских солдат. Отступление немецких войск по всем фронтам.
Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце войны. Разгром советской армией немецких войск на советской территории и на территории европейских государств. Сражение за Берлин. Капитуляция Германии. День Победы — 9 мая 1945 года.
Вступление СССР в войну с Японией. Окончание Второй мировой войны. Военные действия США против Японии в 1945 г.
Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Капитуляция Японии. Героические и трагические уроки войны.
Советский Союз в 1945-1991 годах. (15 часов)
Возрождение советской страны после войны. Трудности послевоенной жизни страны. Восстановление разрушенных городов, возрождение мирных отраслей промышленности. Образ жизни людей, судьбы солдат, вернувшихся с фронта. Новая волна репрессий.
Смерть И.В.Сталина. Внешняя политика СССР и борьба за власть после смерти Сталина. Приход к власти Н. С. Хрущева. Осуждение культа личности и первые реабилитации репрессированных. Создание СЭВ и ОВД. Реформы Н.С. Хрущѐва. Освоение целины. Жилищное строительство в начале 60-х годов. Жизнь советских людей в годы правления Хрущѐва. Достижения в науке и технике в 50-60-е годы. Исследование атомной энергии. Выдающийся советский ученый И.В. Курчатов. Строительство атомного ледокола «Ленин» и атомных станций. Появление первых телевизоров и ЭВМ. Освоение космоса и полет первого человека. Юрий Гагарин. Первая женщина космонавт В.В. Терешкова.
Хрущѐвская «оттепель». Творчество А.И. Солженицына. Международный фестиваль молодежи в Москве.
Экономическая и социальная политика Л.И. Брежнева. Эпоха «застоя». Экономический спад. Жизнь советских людей в годы «застоя». Принятие новой Конституции в 1977 г. Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Война в Афганистане. Гибель российских солдат на чужой земле. XVII Олимпийские Игры в Москве. Ухудшение материального положения населения и морального климата в стране. Советская культура и интеллигенция.
Правозащитник А.Д. Сахаров. Выдающийся актер и певец В. Высоцкий. Высылка из страны и отъезд представителей советской интеллигенции за границу: М. Ростропович, Г. Вишневская, И. Бродский, Р. Нуриев, В. Аксѐнов, В. Войнович, А. Галич, А. Тарковский и др.
Жизнь и быт советских людей в 70-е — начале 80-х годов XX века.
Борьба за власть после смерти Л.И. Брежнева. Приход к власти М.С. Горбачева. Реформы Горбачева в политической, социальной и экономической сферах. Вывод войск из Афганистана и Германии. Перестройка государственного управления и реформы в экономике.
Избрание первого президента СССР — М.С. Горбачева. Обострение межнациональных отношений в стране. Распад СССР.
Образование суверенной России. Первый президент России Б.Н. Ельцын. ГКЧП — попытка военного переворота в 1991 г.
Новая Россия в 1991-2003 годах(7 часов)
Экономические реформы Б.Н. Ельцына. Реформы государственного управления. Принятие новой Конституции России в 1993 году и избрание Государственной Думы. Система государственного управления Российской Федерации по Конституции 1993 года.
Российские предприниматели. Жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях. Война в Чечне.
Президентские выборы 2000 г. Второй президент России — В.В. Путин. Его экономическая и политическая деятельность. Развитие науки и культуры в 90-е годы XX века. Выдающийся ученый-физик Ж.И. Алфѐров. Строительство Международной космической станции.
Русская православная церковь в новой России. Литература и искусство во второй половине XX в. Современное состояние, культуры и образования в стране.
Краеведческий материал
Повторение за год (2 часа)
III. Тематическое планирование
«История», 7 класс,
2 часа в неделю
Всего 68 часов в год
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количест во часов | Календарные сроки | Фактические сроки |
Введение в историю |
1. | История-наука о прошлом. | 1 | | |
2. | Исторические памятники. | 1 | | |
3. | Наша Родина-Россия. | 1 | | |
4. | Моя родословная. | 1 | | |
5. | Счет лет в истории. | 1 | | |
6. | Историческая карта. | 1 | | |
7. | Повторение по теме «Введение в историю». | 1 | | |
История нашей страны древнейшего периода |
8. | Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов. | 1 | | |
9. | Роды и племена восточных славян и их старейшины. | 1 | | |
10. | Славянский поселок. | 1 | | |
11. | Занятия восточных славян | 1 | | |
12. | Ремесла восточных славян | 1 | | |
13. | Обычаи восточных славян. | 1 | | |
14. | Верования восточных славян | 1 | | |
15. | Соседи восточных славян. | 1 | | |
16. | Славянские воины и богатыри. | 1 | | |
17. | Объединения восточных славян под властью Рюрика. | 1 | | |
18. | Воронежский край в древности. | 1 | | |
19. | Занятия людей в Воронежском крае в древности. | 1 | | |
20. | Повторение по теме: «История нашей страны древнейшего периода». | 1 | | |
Киевская Русь |
21. | Образование государства восточных славян – Киевской Руси. | 1 | | |
22. | Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга. | 1 | | |
23. | Укрепление власти князя. | 1 | | |
24. | Оборона Руси от врагов. | 1 | | |
25. | Крещение Руси при князе Владимире. | 1 | | |
26. | Былины – источник знаний о Киевской Руси. | 1 | | |
27. | Культура и искусство Киевской Руси. | 1 | | |
28. | Княжеское и боярское подворье. | 1 | | |
29. | Жизнь и быт людей в Киевской Руси. | 1 | | |
30. | Правление Ярослава Мудрого. | 1 | | |
31. | Образование и грамотность на Руси. | 1 | | |
32. | Летописи и летописцы. | 1 | | |
33. | Киевский князь Владимир Мономах. | 1 | | |
34. | Древнерусские города. | 1 | | |
35. | Воронежский край в составе древнерусского государства | 1 | | |
36. | Повторение по теме: «Киевская Русь» | 1 | | |
Распад Киевской Руси |
37. | Причины распада Киевской Руси. | 1 | | |
38. | Образование самостоятельных княжеств. | 1 | | |
39. | Киевское княжество в XII в. | 1 | | |
40. | Владимиро – Суздальское княжество. | 1 | | |
41. | Господин Великий Новгород. | 1 | | |
42. | Торговля и ремесла Новгородской земли. | 1 | | |
43. | Новгородское вече. | 1 | | |
44. | Русская культура в XII-XIII веках. | 1 | | |
45. | Воронежский край в составе самостоятельных княжеств | 1 | | |
46. | Повторение по теме: «Распад Киевской Руси» | 1 | | |
Борьба Руси с иноземными захватчиками |
47. | Монголо – татары. | 1 | | |
48. | Нашествие монголо-татар на Русь. | 1 | | |
49. | Героическая борьба русских людей против монголо-татар. | 1 | | |
50. | Русь под монголо-татарским игом. | 1 | | |
51. | Рыцари-крестоносцы. | 1 | | |
52. | Александр Невский и новгородская дружина. | 1 | | |
53. | Невская битва. | 1 | | |
54. | Ледовое побоище. | 1 | | |
55. | Воронежский край в XIII в. | 1 | | |
56. | Повторение по теме: «Борьба с иноземными завоевателями» | 1 | | |
Начало объединения русских земель |
57. | Возвышение Москвы. | 1 | | |
58. | Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси. | 1 | | |
59. | Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. | 1 | | |
60. | Сергий Радонежский. | 1 | | |
61. | Битва на Куликовом поле. | 1 | | |
62. | Значение Куликовской битвы для русского народа. | 1 | | |
63. | Иван III. Освобождение от иноземного ига. | 1 | | |
64. | Укрепление Московского государства. | 1 | | |
65. | Воронежский край в XIV-XV веках. | 1 | | |
66. | Воронежский край в XIV-XV веках. | 1 | | |
67. | Повторение по теме: «Начало объединения русских земель». | 1 | | |
68. | Итоговое повторение. | 1 | | |
Тематическое планирование
«История», 8 класс 2 часа в неделю
Всего 68 часов в год
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Календар. сроки | Фактич. |
Единая Россия (конец XV века - XVII век) | | |
1 | Иван III Великий - глава единого государства Российского | 1 | | |
2 | Расширение государства Российского при Василии III. | 1 | | |
3 | Русская православная церковь в Российском государстве. | 1 | | |
4 | Первый русский царь Иван IV Грозный. | 1 | | |
5 | Опричнина Ивана Грозного. | 1 | | |
6 | Присоединение к Российскому государству Поволжья. | 1 | | |
7 | Покорение Сибири. | 1 | | |
8 | Быт простых и знатных людей. | 1 | | |
9 | Москва - столица Российского государства. | 1 | | |
10 | Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три моря». | 1 | | |
11 | Великий иконописец Андрей Рублѐв. | 1 | | |
12 | Первопечатник Иван Фѐдоров и первое издание книг в России. | 1 | | |
13 | Правление Бориса Годунова. | 1 | | |
14 | Смутное Время. | 1 | | |
15 | Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков. | 1 | | |
16 | Начало правления династии Романовых. | 1 | | |
17 | Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. | 1 | | |
18 | Крестьянская война под предводительством Степана Разина. | 1 | | |
19 | Раскол в Русской православной церкви. | 1 | | |
20 | Освоение Сибири и Дальнего Востока. | 1 | | |
21 | Воронежский край в конце XV – начале XVII веков. | 1 | | |
22 | Воронежский край в конце XV – начале XVII веков. | 1 | | |
23 | Повторение по теме: «Единая Россия в конце XV- начале XVII веков». | 1 | | |
Великие преобразования России в XVIII веке |
24 | Начало правления Петра I. | 1 | | |
25 | Начало Северной войны и строительство СанктПетербурга. | 1 | | |
26 | Полтавская битва. | 1 | | |
27 | Победа русского флота. Окончание Северной войны. | 1 | | |
28 | Пѐтр I- первый российский император. | 1 | | |
29 | Преобразования Петра I. | 1 | | |
30 | Эпоха дворцовых переворотов. | 1 | | |
31 | Российская Академия наук и деятельность великого Ломоносова. | 1 | | |
32 | Основание первого Российского университета и Академии художеств. | 1 | | |
33 | Правление Екатерины II. | 1 | | |
34 | Золотой век дворянства. | 1 | | |
35 | Положение крепостных крестьян. | 1 | | |
36 | Восстание под предводительством Емельяна Пугачѐва. | 1 | | |
37 | Русско-турецкие войны второй половины XVIII века. | 1 | | |
38 | Знаменитый полководец Александр Суворов. | 1 | | |
39 | Русские изобретатели и умельцы. | 1 | | |
40 | Развитие литературы и искусства в XVIII в. | 1 | | |
41 | Быт русских людей в XVIII в. | 1 | | |
42 | Воронежский край в XVIII в. | 1 | | |
43 | Повторение по теме «Великие преобразования России в XVIII в.» | 1 | | |
История нашей страны в XIX веке |
44 | Россия в началеXIX века. | 1 | | |
45 | Начало Отечественной войны 1812 г. | 1 | | |
46 | Бородинская битва. | 1 | | |
47 | Оставление Москвы. | 1 | | |
48 | Народная война против армии Наполеона. | 1 | | |
49 | Отступление и гибель французской армии. | 1 | | |
50 | Правление Александра I. | 1 | | |
51 | Создание тайных обществ в России. | 1 | | |
52 | Восстание декабристов. | 1 | | |
53 | Император Николай I. | 1 | | |
54 | «Золотой век» русской культуры. | 1 | | |
55 | Великий русский поэт А. С. Пушкин. | 1 | | |
56 | Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века. | 1 | | |
57 | Воронежский край в первой половине XIX века. | 1 | | |
58 | Крымская война 1853-1856 годов. | 1 | | |
59 | Отмена крепостного права. | 1 | | |
60 | Реформы Александра II. | 1 | | |
61 | Правление Александра II. | 1 | | |
62 | Развитие российской промышленности. | 1 | | |
63 | Появление революционных кружков в России. | 1 | | |
64 | Наука и культура во второй половине XIX века. | 1 | | |
65 | Жизнь и быт русских купцов. | 1 | | |
66 | Быт простых россиян в XIX веке. | 1 | | |
67 | Воронежская губерния в XIX веке. | 1 | | |
68 | Повторение по теме: «История нашей страны в XIX вв.» | 1 | | |
Тематическое планирование
«История» 9 класс 2 часа в неделю
Всего 68 часов в год
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Календарные сроки | Фактические сроки |
Россия в начале XX века |
1 | Начало правления Николая II. | 1 | | |
2 | Русско-японская война 1904-1905 годов. | 1 | | |
3 | Первая русская революция. | 1 | | |
4 | Появление первых политических партий. | 1 | | |
5 | Реформы государственного управления. | 1 | | |
6 | Реформы П.А. Столыпина. | 1 | | |
7 | «Серебряный век» русской культуры. | 1 | | |
8 | Россия в Первой мировой войне. | 1 | | |
9 | Воронежский край в начале XX века. | 1 | | |
10 | Повторение по теме: «Россия в начале XX века». | 1 | | |
Россия в 1917 – 1920 годах |
11 | Февральская революция и отречение царя от престола | 1 | | |
12 | Захват власти большевиками в Петрограде. | 1 | | |
13 | Установление советской власти. | 1 | | |
14 | Начало Гражданской войны и интервенции. Создание Красной и Белой армий. | 1 | | |
15 | Борьба между «белыми» и «красными». | 1 | | |
16 | Крестьянская война против «белых» и «красных». | 1 | | |
17 | Экономическая политика Советской власти. | 1 | | |
18 | Жизнь и быт людей в годы революций и Гражданской войны. | 1 | | |
19 | Воронежская губерния в начале XX века. | 1 | | |
20 | Повторение по теме: «Россия в 1917-1920 годах». | 1 | | |
Советская Россия – СССР в 20 – 30 –е годы |
21 | Новая экономическая политика. | 1 | | |
22 | Образование СССР. | 1 | | |
23 | Изменения в системе государственного управления. Культ личности И.В. Сталина. | 1 | | |
24 | Индустриализация в СССР. | 1 | | |
25 | Коллективизация крестьянского хозяйства. | 1 | | |
26 | Новая Конституция страны 1936 года. | 1 | | |
27 | Развитие науки и культуры в СССР в 20-30 г. XX века. | 1 | | |
28 | Жизнь и быт советских людей в 20-30 г. XX века. | 1 | | |
29 | Социально-экономическое развитие | 1 | | |
| Воронежской губернии в 1920-1930 годы. | | | |
30 | Повторение по теме: «Советская Россия – СССР в 20-30 годы XX века». | 1 | | |
СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов |
31 | СССР накануне Второй мировой войны. | 1 | | |
32 | Советский Союз в начале Второй мировой войны. | 1 | | |
33 | Начало Великой Отечественной войны. | 1 | | |
34 | Битва за Москву | 1 | | |
35 | «Всѐ для фронта! Всѐ для победы!» | 1 | | |
36 | Блокада Ленинграда. | 1 | | |
37 | Сталинградская битва. | 1 | | |
38 | Борьба советских людей на оккупированной территории. | 1 | | |
39 | Битва на Курской дуге. | 1 | | |
40 | Героизм тружеников тыла. | 1 | | |
41 | Воронежская область в годы Великой Отечественной войны. | 1 | | |
42 | Окончание Великой Отечественной войны. | 1 | | |
43 | Вступление СССР в войну с Японией. Окончание Второй мировой войны. | 1 | | |
44 | Повторение по теме: «Великая Отечественная война 1941 – 1945». | 1 | | |
Советский Союз в 1945 – 1991 годах |
45 | Возрождение страны после войны. | 1 | | |
46 | Борьба за власть после смерти И.В.Сталина. | 1 | | |
47 | Реформы Н.С.Хрущева. | 1 | | |
48 | Достижения в науке и технике в 50-60г. | 1 | | |
49 | Освоение космоса. | 1 | | |
50 | Хрущевская «оттепель». | 1 | | |
51 | Экономика и политика в эпоху «застоя». | 1 | | |
52 | Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Афганская война. | 1 | | |
53 | Советская культура и интеллигенция в годы «застоя». | 1 | | |
54 | Жизнь и быт советских людей в 70-80 годы XX века. | 1 | | |
55 | Восстановление и дальнейшее социальноэкономическое развитие Воронежской области. | 1 | | |
56 | Восстановление и дальнейшее социальноэкономическое развитие Воронежской области. | 1 | | |
57 | Реформы М.С. Горбачѐва. | 1 | | |
58 | Распад СССР. | 1 | | |
59 | Повторение по теме: «Советский Союз в 1945-1991г.» | 1 | | |
Новая Россия в 1991 – 2003 годах |
60 | Экономические реформы Б.Н. Ельцина. | 1 | | |
61 | Реформы государственного управления. | 1 | | |
62 | Развитие науки и культуры в 90-е годы XX века. | 1 | | |
63 | Продолжение реформ в России. | 1 | | |
64 | Воронежская область во времена реформ. | 1 | | |
65 | Воронежская область во времена реформ. | 1 | | |
66 | Повторение по теме: «Новая Россия в конце XX-начале XXI века». | 1 | | |
67 68 | Итоговое повторение. Россия в 1945-2002гг. | 2 | | |