МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный учебный предмет является важным в обучении школьников с НОДА и интеллектуальной недостаточностью, так как у данной группы учащихся отмечаются проблемы в овладении общеречевыми навыками, их кругозор узок, представления о себе и окружающем мире недостаточно сформированы. В ходе обучения у учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые для обучения другим учебным предметам, происходит адаптация, социализация, развитие познавательной и личностной сфер ребенка.
Цель:
создание условий для направленного исправления дефектов общего и речевого развития ребенка, его познавательной деятельности.
Задачи преподавания предмета состоят в том, чтобы:
- формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении
другим предметам, расширять и обогащать представление о непосредственно
окружающем мире и мире, который находится вне поля их чувствительного опыта;
- корригировать и развивать внимание, наблюдательность, чувственное восприятие,
аналитико-синтетическую деятельность учащихся, мышление на основе обучения
способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные
выводы, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, обогащать
словарный запас учащихся и активизировать его;
- способствовать освоению элементарных социальных навыков и формированию
духовно – нравственных ценностей.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение данного предмета обусловлено значительным отставанием умственно отсталых учащихся в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по данному учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные, тесно связаны с жизнью и профессионально- трудовой подготовкой учащихся, с другими учебными предметами.
На изучение курса «Окружающий мир» выделяется: 17 часов
Содержание учебного предмета
Раздел программы | Содержание работы |
Сезонные изменения в природе | Формирование представления о смене времён года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время. Название времён года, знакомство с названиями месяцев. Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток. Формирование представления о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лёд, замерзание водоёмов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), тёплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание. |
Растения и животные в разное время года. | Наблюдения за растениями в разное время года: тополь, сирень, сосна, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в разное время года: лиса, белка, ёж. Рыбы зимой. |
Труд человека в разное время года. | Работа в саду, огороде. Поведение человека во время грозы., дождя, при наступлении морозов. Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев. |
Неживая природа | Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная. Значение воды для жизни растений, животных, человека. Вода в природе: дождь, снег, лёд; река, озеро (пруд), болото. |
Растения | Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4 растения). Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус. Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3-5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека. Уход за растениями сада и огорода |
Животные | Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь собака – волк. Внешний вид, питание, названия детёнышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки. Отношение человека к животным. Рыбы (2-3 названия рыб, распространённых в водоёмах села). внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни. Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий. |
Человек | Гигиена тела человека, закаливание. Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления). Значение овощей и фруктов для правильного питания человека. Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений. |
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты:
1.Ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2.Развитие мыслительной деятельности;
3. Формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и
письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
5.Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
Правильно называть изученные объекты и явления;
Различать 3-4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
Различать наиболее распространённые овощи и фрукты и объяснять, где они растут, как используются человеком;
Различать диких и домашних животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
Выполнять элементарные гигиенические правила;
Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе
Достаточный уровень:
Правильно называть изученные объекты и явления;
Различать 2-3 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
Различать наиболее распространённые овощи и фрукты;
Различать диких и домашних животных, рыб;
Различать признаки времён года;
Выполнять элементарные гигиенические правила, правила приёма пищи.
Календарно-тематическое планирование. Мир природы и человека. 2 класс. Вариант 6.3
№ | Наименование разделов и тем уроков | Кол-во часов | Дата проведения |
| 1 четверть | | план | факт |
1 | Сезонные изменения в природе. Смена времён года. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время. Названия времён года | 0,5 | 3.09 | |
2 | Осень. Экскурсия в природу. | 0,5 | 10.09 | |
3 | Осень рисунок по наблюдениям. | 0,5 | 17.09 | |
4 | Явления и состояния неживой природы: похолодание, дождь. | 0,5 | 24.09 | |
5 | Наблюдение за растениями: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание трав. | 0,5 | 1.10 | |
6 | Экскурсия. Работа в саду и огороде осенью. | 0,5 | 8.10 | |
7 | Неживая природа. Вода. Простейшие свойства воды. | 0,5 | 15.10 | |
8 | Первичные представления о температуре, термометре. | 0,5 | 22.10 | |
| 2 четверть | | | |
9 | Вода горячая и холодная. Практическая работа «Наблюдение за изменением температуры воды». | 0,5 | 5.11 | |
10 | Значение воды для жизни растений, животных и человека. | 0,5 | 12.11 | |
11 | Вода в природе: дождь, снег, лёд. Вода в природе: река, озеро (пруд), болото. Состояние воды зимой. | 0,5 | 19.11 | |
12 | Рисунок «Зима» по наблюдениям. | 0,5 | 26.11; | |
13 | Сезонные изменения в природе. Явления и состояния неживой природы зимой. Наблюдение за погодой зимой. Детские игры зимой | 0,5 | 03.12; | |
14 | Предупреждение травм и несчастных случаев. Правила поведения на зимних дорогах. | 0,5 | 10.12; | |
15 | Наблюдение за зимующими птицами подкормка: синица, сорока. | 0,5 | 17.12; | |
16 | Живая природа. Растения. Комнатные растения. Названия и отличительные признаки | 0,5 | 24.12 | |
| 3 четверть | | | |
17 | Условия для жизни растений. | 0,5 | 14.01; | |
18 | Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция, кактус. Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка, традесканция. | 0,5 | 21.01; | |
19 | Уход за комнатными растениями. | 0,5 | 28.01 | |
20 | Огород. Овощи, их признаки. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты, их признаки. Фрукты в питании человека. | 0,5 | 04.02; | |
21 | Животные. Домашние животные. Дикие животные. | 0,5 | 11.02; | |
22 | Сравнение домашних и диких животных: кошка – рысь, собака – волк. Необходимые условия для жизни домашних животных. Отношение человека к животным. | 0,5 | 18.02; | |
23 | Разнообразие пород кошек, их повадки. Разнообразие пород собак. Их повадки. | 0,5 | 25.02; | |
24 | Рыбы. Внешний вид. Рыбы. Среда обитания. Образ жизни. | 0,5 | 04.03; | |
25 | Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий. | 0,5 | 11.03 | |
26 | Образ жизни. Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий. | 0,5 | 18.03; | |
| 4 четверть | | | |
27 | Человек. Гигиена тела человека, закаливание. | 0,5 | 01.04 | |
28 | Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник. | 0,5 | 08.04 | |
29 | Значение овощей и фруктов для правильного питания. Пища человека. Правильное питание. | 0,5 | 15.04 | |
30 | Режим питания. Питание и личная гигиена человека. Профилактика пищевых отравлений. | 0,5 | 22.04 | |
| Сезонные изменения в природе. Весна. | | | |
31 | Явления природы весной. Появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Экскурсия. | 0,5 | 29.04 | |
32 | Появление перелётных птиц: скворцов, грачей. Наблюдение за птицами. | 0,5 | 06.05 | |
| Повторение | | | |
33 | Неживая и живая природа. Правила поведения на дорогах. Отношение человека к растениям. | 0,5 | 13.05 | |
34 | Отношение человека к растениям. Экскурсия. | 0,5 | 20.05 | |
| Итого: | 17ч | | |