СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АОП 5 класс основы социальной жизни

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная образовательная программа (8вида).

Предмет: Основы социальной жизни.

Просмотр содержимого документа
«АОП 5 класс основы социальной жизни»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа»

МО «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл









Рассмотрено



Руководитель ШМО

____/Овчинникова Т.В./

Протокол № ___

«____» ________2016г.

 Согласовано



Заместитель директора школы по УВР

_____/Чемоданова Е.И./ «31» августа 2016 г.

Утверждаю


Директор школы
 

_______/Фавстова С.В./

«31» августа 2016 г.









Адаптированная образовательная программа учебного предмета

Основы социальной жизни

5б класс, Щвецов В.





Тихоновой Ольги Николаевны









Количество часов

Всего 34 часа в год; в неделю 1 час.























п. Краснооктябрьский

2016г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Источники составления программы:

1. Воронкова В.В. «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида»: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова/.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.;

2. В.В. Воронкова «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. ВЛАДОС, 2012.



Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта

  1. Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., ЩербаковаА.М. «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательной школы VIII вида»: Пособие для учителя /под редакцией А.М. Щербаковой/.- М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2005.


  1. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: Пособие для учителя /С.А.Львова/ ВЛАДОС, 2013.

  2. Воронкова В.В. «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе» Школа-Пресс, 1994.

  3. Субчева В.П. «Социально-бытовая ориентировка» Учебное пособие 5 класс. Для специальной (коррекционной) школы  8 вида.-М.Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС 2013 г.


























  1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Обучающиеся должны знать:

  • Значение питания, правила безопасной работы режущими инструментами, виды блюд, не требующих тепловой обработки, правила сервировки стола и мытья посуды.

  • Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки ушей, правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач, о вреде курения и алкоголя.

  • Виды одежды, обуви и их назначение, правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов (кожи, резины, текстиля)

  • Родственные отношения в семье, состав семьи, их фамилии, имена, отчества.

  • Требования к осанке при ходьбе и сидении, правила поведения при встрече и расставании, при общении со взрослыми и сверстниками, правила поведения за столом.

  • Виды жилых помещений, почтовый адрес своего дома и школы,ю правила организации рабочего места школьника.

  • Основные транспортные средства, рациональный маршрут до школы, количество времени, затрачиваемого на поездку, правила передвижения на велосипеде.

  • Виды магазинов, назначение продуктовых магазинов и их отделов, правила поведения в магазине.

Обучающиеся должны уметь:

  • Прочитать рецепт блюда и подобрать к нему продукты питания, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи, строго соблюдать правила безопасной работы с острыми предметами

  • Совершать вечерний и утренний туалет в определенной последовательности, выбирать прическу и причесывать волосы, стирать вещи индивидуального пользования, беречь зрение.

  • Различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать одежду и обувь по сезону, сушить и чистить обувь и одежду.

  • Записывать фамилию, имя, отчество своих членов семьи, выполнять правила поведения в семье.

  • Следить за своей осанкой, походкой, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами,

  • Правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками, вежливо обращаться с просьбой и вопросам к взрослым.

  • Писать адрес на почтовых конвертах, соблюдать порядок на рабочем месте и во всем жилом помещении.

  • Соблюдать правила поведения в общественном транспорте, правила дорожного движения, различать знаки дорожного движения.

  • Выбирать необходимые продукты питания, округленно подсчитывать сумму и сдачу, культурно вести себя с работниками торговли.

Предполагаемые результаты реализации программы

Выпускник школы должен усвоить знания и овладеть следующими умениями:

1.Уметь обслуживать себя и своих близких в условиях домашней обстановке, а это предполагает владениями и умениями в следующих областях: личная гигиена, одежда, обувь и другими предметами общего обихода.

2. Уметь пользоваться услугами учреждений торговли (магазин, рынок), службы быта (химчистка, прачечная, кафе и др.), связи (почта, телефон), банковскими (банк) и общественного транспорта

3. Уметь ориентировать в экономико-бытовых вопросах: иметь представление о деньгах, доходах, бюджет, основных статьях расходной части бюджета, уметь планировать его на месяц, рационально использовать деньги и т. д.

4. Уметь общаться: связно и логично выражать свои мысли, правильно формулировать вопросы, просьбы, предложение помощи, внимательно выслушивать ответы; благодарить за ответы, услугу; пользоваться формулами речевого этикета; соблюдать очередность в разговоре.

5. Уметь разумно организовывать свой досуг.

6. Освоить нормы культуры взаимоотношений между людьми.


  1. Содержание учебного предмета, с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.

«Личная гигиена»

Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Содержание в чистоте и порядке личных вещей. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению. пагубное влияние на курение, алкоголя на здоровье и развитие детского организма. Воспитание силы воли.

«Культура поведения»

Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Формы исправления осанки. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Правила поведения за столом.

«Жилище»

Виды жилых помещений в городе и селе. Виды жилья: собственное, государственное. Варианты квартир, подсобных помещений. Организация рабочего места школьника. Почтовый адрес дома, школы.

«Питание»

Значение питания в жизнедеятельности людей. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей. Место приготовление пищи и оборудование его. Приготовление пищи не требующей тепловой обработки. Правила и приемы ухода за посудой и помещением, где готовят пищу. Сервировка стола.

«Транспорт»

Виды транспортных средств. Проезд в школу и домой. Поведение в транспорте и на улице. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.

«Торговля»

Виды торговых предприятий, их значение для обеспечения жизни и деятельности людей и животных. Продуктовые магазины и их отделы. Продуктовые специализированные магазины. Виды товаров фасованные, на развес и розлив. Порядок приобретения товаров. Срок годности и стоимость, хранение.

«Одежда и обувь»

Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначения. Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью.

  1. Календарно-тематическое планирование

Разделы

Тема уроков

Кол-во часов

Дата

ЗУН

план

факт

1

2


4

5

6

1


Введение

1

02.09.16


Знать: о кабинете СБО и его оборудовании.

Знать: название учебного курса; цель нового учебного предмета, его назначение; инструкцию по ТБ при нахождении в кабинете СБО, правила учащихся школы

I. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА: 4 часа

1

Правила личной гигиены в течение дня.

Предметы и средства личной гигиены


1

09.09.16


Знать: последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета; правила ухода за кожей рук, ног и ногтями.

Уметь: совершать вечерний туалет в определенной последовательности; выбирать прическу и причесывать волосы; стричь ногти на руках и ногах.

2

Уход за полостью рта.

Уход за ушами

1

16.09.16


Знать: правила ухода за полостью рта; предметы личной гигиены по уходу за полостью рта; правила ухода за ушами.

Уметь: соблюдать правила по уходу за полостью рта;

выбирать зубную пасту и ополаскиватели для полости рта; правильно ухаживать за ушами.

3

Правила охраны зрения (чтение, просмотр телевизора, гимнастика для глаз)


1

23.09.16


Знать: правила освещенности рабочего места; правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач.

Уметь: соблюдать правила бережного отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телепередач;

соблюдать правила личной гигиены; располагать настольную лампу для работы за письменным столом.

4

Уход за волосами


1

30.09.16


Знать: правила ухода за волосами; периодичность мытья головы; средства для мытья головы;

Уметь: причесывать волосы и выбирать прическу; подбирать мыло и шампунь, средства от перхоти и выпадения волос.


II. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ: 2 часа

1

Поведение в музее, библиотеке.



1

07.10.16

14.10.16

Знать: правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях;

Уметь: культурно вести себя в читальном зале

2

Поведение в кино, театре.



1



Знать: правила поведения в зрелищных и культурно – просветительских

учреждениях.

Уметь: соблюдать правила поведения в общественных местах: театре, клубе.

III. ЖИЛИЩЕ: 3 часа

1

Виды жилых помещений в городе и деревне

Виды помещений в жилых домах (варианты квартир и подсобных помещений)



1



Знать: виды жилых помещений в городе и деревне и их различие; виды отопления в городе и селе; жилой дом, домашние помещения: зал (гостиная), спальня, кухня, ванная, прихожая ;их названия,

функциональное назначение

Уметь: называть виды жилых помещений; называть виды отопления в жилых и не жилых помещениях.

2

Правила вытирания пыли

Правила подметания пола.


1



Знать: гигиенические требования к жилому помещению; правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки.

Уметь: производить сухую и влажную уборку помещений;

соблюдать и выполнять гигиенические требования к жилому помещению.

3

Гигиенические требования к жилому помещению

Инвентарь и приспособления для уборки

1



Знать: гигиенические требования к жилому помещению; инвентарь и виды моющих средств, используемых при уборке

Уметь: соблюдать и выполнять гигиенические требования к жилому помещению

IV. ПИТАНИЕ: 4 часа

1

Значение продуктов питания для здоровья человека.


1



Знать: значение питания в жизни и деятельности людей;

правила составления рациона питания.

Уметь: составлять рацион питания; рассказывать о влиянии правильного режима и рационального питания на здоровье детей; объяснять смысл пословицы.

2

Кухонная посуда, приборы, приспособления, назначение

1



Знать: правила безопасной работы режущими инструментами; место приготовления пищи и его оборудование.

Уметь: строго соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами;

распределять кухонные принадлежности по назначению; выполнять и приемы ухода за посудой и помещением.

3

Чайная посуда. Сервировка стола к завтраку.


1



Знать: правила сервировки стола с учетом различных меню; чайную посуду.

Уметь: сервировать стол с учетом различных меню;

использовать предметы для сервировки стола к завтраку.

4

Правила заваривания чая.


1



Знать: способы заваривания

чая.

Уметь: правильно заваривать чай; пользоваться нагревательными приборами;

строго соблюдать правила техники безопасности.

V.КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ: 1 час

1

Поведение за столом


1



Знать: правила поведения за столом; правила этикета.

Уметь: правильно сидеть за столом; пользоваться столовыми приборами, салфеткой.

VI. ТРАНСПОРТ: 4 часа

1

Виды городского транспорта. Оплата проезда в автобусе

1



Знать: основные виды транспортных средств, имеющихся в городе;

стоимость проезда на всех видах городского транспорта (разовый билет, проездной билет, удостоверение);

порядок приобретения билетов.

Уметь: соблюдать правила проезда в городском общественном транспорте;

соблюдать правила дорожного движения;

2

Правила поведения в транспорте, на улице.


1



Знать: правила поведения в транспорте и на улице.

Уметь: соблюдать правила поведения в транспорте и на улице (правила посадки, поведения в салоне и при выходе из транспорта).

3

Проезд в школу (транспортный и пешеходный маршрут)


1



Знать: транспортный и пешеходный маршрут до школы и обратно.

Уметь: соблюдать правила дорожного движения составлять маршрут от дома до учебного учреждения.

4

Правила дорожного движения


1



Знать: правила дорожного движения.

Уметь: соблюдать правила дорожного движения

различать знаки дорожного движения, встречающиеся по пути из дома до школы и обратно

VII. ТОРГОВЛЯ: 3 часа

1

Основные виды магазинов. Их назначения. Правила поведения в магазине.

1



Знать: основные виды магазинов; правила поведения в магазине.

Уметь: культурно вести себя с работниками торговли; выбирать необходимые продукты питания;

ориентироваться в торговых предприятиях, которые реализуют товары населению;

соблюдать правила поведения в магазине.

2

Виды отделов в продуктовых магазинах и правила покупки товара.


1



Знать: назначение продуктовых магазинов, их отделы и содержание продукции; специализированные продуктовые магазины.

Уметь: выбирать необходимые продукты для питания; выбирать продукты с помощью продавца.

3

Порядок покупки товара в продовольственном магазине.

1



Знать: правила покупки товаров в продовольственном магазине.

Уметь: выбрать нужный товар; выяснить срок гарантии на его использование;

Н7 оплатить покупку, проверить чек и сдачу.

VIII. ПИТАНИЕ: 3 часа

1

Приготовление бутербродов


2



Знать: виды блюд, не требующих тепловой обработки; виды бутербродов.

Уметь: прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его изготовления;

приготавливать бутерброд.

2

Приготовление салата или винегрета (вареные овощи)


1



Знать: значение вторых блюд; использование механических и электробытовых приборов, для сил и времени при приготовлении пищи.

Уметь: приготавливать вторые блюда из вареных овощей; использовать механические приборы при приготовлении пищи.

IX. ОДЕЖДА И ОБУВЬ: 5 часов

1

Виды одежды и головных уборов, их назначение


1



Знать: виды одежды и головных уборов, их назначение;

Уметь: различать одежду в зависимости от назначения: повседневная, праздничная, рабочая, спортивная;

подбирать одежду и головные уборы по сезону, в зависимости от назначения.

2

Повседневный уход за одеждой и подготовка ее к хранению.

1



Знать: правила ухода за одеждой.

Уметь: сушить и чистить одежду; подготавливать одежду к хранению;

подбирать материалы для чистки верхней одежды.

3

Виды обуви, их назначение

Повседневный уход за кожаной обувью

1



Знать: виды обуви и их назначение; правила ухода за кожаной обувью.

Уметь: различать обувь в зависимости от назначения: повседневная, праздничная, рабочая, спортивная, обувь по сезону.

подбирать крем и чистить кожаную обувь

4

Повседневный уход за обувью из замши, текстиля, шерсти (валяная)

1



Знать: правила повседневного ухода за обувью из замши, текстиля, шерсти.

Уметь: правильно подбирать средства и приспособления по уходу за обувью из замши, текстиля, шерсти.

5

Подготовка обуви к хранению


1



Знать: правила подготовки обуви к хранению посезонно.

Уметь: подготовить обувь к хранению; подбирать материалы для чистки обуви;

сушить и чистить обувь

X. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА: 1 час

1

Повторение пройденной темы.

Проверочная работа

1



Знать: правила личной гигиены; правила и последовательность проведения утреннего и вечернего туалета;

предметы личной гигиены.

Уметь: самостоятельно выполнять тестирование;

правильно и последовательно найти нужный вариант ответа

XI. ПИТАНИЕ: 1 час

1

Повторение пройденной темы. Проверочная работа.


1



Знать: посуду и столовые приборы, их назначение;

правила заваривания чая;

сервировку стола;

правила мытья посуды;

Уметь: самостоятельно выполнять тестирование;

правильно и последовательно найти нужный вариант ответа

XII. ОДЕЖДА И ОБУВЬ: 1 час

1

Повторение пройденной темы. Проверочная работа.


1



Знать: виды и назначение одежды и обуви (по сезону);

правила ухода за обувью.

Уметь: самостоятельно выполнять задание по тестированию

XIII. ТРАСПОРТ: 1 час

1

Повторение пройденной темы.

Тест - поездка на городском транспорте

1



Знать: правила проезда в транспорте; правила передвижения по улице.

Уметь: самостоятельно выполнять задание по тестированию



34 часа