СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АОП 9 класс основы социальной жизни

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная образовательная программа (8 вид). Предмет: основы социальной жизни

Просмотр содержимого документа
«АОП 9 класс основы социальной жизни»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа»

МО «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл





Рассмотрено


Руководитель ШМО

_____/Овчинникова Т.В./

Протокол № ___

«____» ____________ 2016г.

Согласовано


Заместитель директора школы по УВР

______/Чемоданова Е.И./ «31» августа 2016 г.

Утверждаю


Директор школы

________/Фавстова С.В./

«31» августа 2016 г.





Адаптированная образовательная программа учебного предмета

Основы социальной жизни

9 класс, Шадрин А.



Тихоновой Ольги Николаевны





Количество часов

Всего 34 часа в год; в неделю 1 час.





















п. Краснооктябрьский

2016г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Источники составления программы:

1. Воронкова В.В. «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида»: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова/.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.;

2. В.В. Воронкова «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. ВЛАДОС, 2012.



Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта

  1. Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., ЩербаковаА.М. «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательной школы VIII вида»: Пособие для учителя /под редакцией А.М. Щербаковой/.- М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2005.


  1. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: Пособие для учителя /С.А.Львова/ ВЛАДОС, 2013.

  2. Воронкова В.В. «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе» Школа-Пресс, 1994.

  3. Субчева В.П. «Социально-бытовая ориентировка» Учебное пособие 9 класс. Для специальной (коррекционной) школы  8 вида.-М.Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС 2013 г.


















  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.


В результате изучения курса основы социальной жизни обучающийся должен
знать:
-
правила личной гигиены;

- виды одежды, обуви и их назначение, правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов;

- способы выбора доброкачественных продуктов, способы хранения продуктов и гото­вой пищи; правила составления рецепта блюда;

- родственные отношения в семье, состав семьи, имена, отчества, фами­лии и возраст, как распределены хозяйственно-быто­вые обязанности между членами семьи;

- правила поведения в зрелищных и куль­турно-просветительских учреждениях, на улице, в гостях, способы ведения разговора со старшими, сверстниками;

- гигиенические требования к жилому помещению, последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения;

- виды транспорта, правила покупки билетов, поведения в транспорте;

- правила поведения в магазине, правила покупки товаров;

- основные средства связи, виды почтовых отправлений;

- меры по предупреждению заболеваний, правила оказания доврачебной помощи;

- виды учреждений, их местонахождение и назначение;

- составные части бюджета семьи и их размер, основные статьи расходов в семье, стоимость крупных покупок, правила экономии, виды и цели сбережений;

- учреждения и отделы по трудоустройству, виды документов, необходимых для поступления на работу, правила перехода родной работы на другую, перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.

уметь:
- соблюдать правила личной гигиены, соблюдать ЗОЖ;

- различать одежду и обувь в зависи­мости от их назначения, подбирать одежду, обувь, головной убор по сезону; стирать, сушить и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к хранению, чистить кожаную обувь;

- пользоваться прибо­рами и режущими инструментами, строго соблюдать правила безопас­ности; приготовить простые блюда, сервировать стол;

- записать имя, отчество, фамилию членов семьи, выполнять правила поведения в се­мье, выполнять определенные обязанности в семье, ухаживать за маленькими детьми;

- производить сухую и влажную уборку помещения, пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам, используемым при уборке кухни и сануз­ла, ванны;

- соблюдать правила безопасности во время поездки на различных видах транспорта, купить билет на транспорт, составить маршрут поездки;

- выбирать необходимые продукты пи­тания с учетом срока годности; округленно подсчитать сумму за при­обретенные продукты; оплатить, проверить чек и сдачу;

- оформлять бланки почтовых отправлений, упаковать посылку, культурно разговаривать по телефону;

- вызвать врача, приобрести лекарство в аптеке, оказать первую помощь при ожоге, обморожении, оказать первую помощь утопающему;

- обращаться с вопросами и просьба­ми к работникам учреждений;

- подсчитать бюджет семьи, подсчитать расходы, планируя расходы на месяц, полмесяца, неделю, день, снимать показатели счетчика, планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности, крупные покупки;

- обращаться в отделы кадров учреждений для устройстве на работу, написать заявление о принятии на работу о переходе, с одной работы на дру­гую, о предоставлении очередного отпуска и другого содержания, автобиогра­фию, заполнить анкету, составить заявки на материалы, инструменты, написать расписку, докладную записку.



  1. Содержание учебного предмета, с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.


Личная гигиена

Тематика                                                   

1. Здоровый образ жизни - одно из условий успеха в жизни человека. (Вред курения, алкоголя и наркотиков. Значение физических упражнений: в здоровом теле — здоровый дух.)

Одежда и обувь

Тематика

1.                Сталь одежды, мода, обновление одежды (замена мелких деталей).

2. Внешний вид молодого человека и средства выражения индивидуальности.                                                                    

3. Выбор одежды и обуви при покупке.

4. Выведение мелких пятен с одежды в домашних условиях (средства, правила выведения). Техника безопасности при пользовании средствами для выведения пятен.

Практические работы

Определение размеров одежды и обуви, примерка одежды и обуви.

Выведение пятен.

Питание (8 часов)

Тематика

1.  Меню праздничного стола. Приготовление национальных блюд. Сервировка праздничного стола.

2.  Питание детей ясельного возраста.

3.  Диетическое питание.

Практические работы.

Приготовление национальных блюд.

Составление меню праздничного стола.

Приготовление блюд для детей ясельного возраста, диетических блюд.

Семья

Тематика

1. Основы семейного очага (условия для создания семьи, семейные отношение, семейные традиции).                                

1.  Закон Российской Федерации о браке и семье.

Культура поведения

Тематика

1.  Традиции культуры поведения в современном обществе.

2.  Соседи.

3.  Прием гостей.

Жилище

Тематика

1. Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер.

2. Сохранение жилищного фонда. Практическая работа

Упражнения в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Транспорт

Тематика                             

Авиатранспорт. Аэровокзал. Маршруты. Порядок приобретениябилетов. Регистрация рейсов, стоимость проезда.

Экскурсия

Экскурсия в аэропорт или в кассу Аэрофлота.

Торговля

Тематика

1. Рынок. Роль рынка в обеспечении населения продуктами питания и реализации сельскохозяйственных продуктов. Отделы рынка.

2.  Комиссионные магазины, торговля уцененными товарами, скупка вещей у населения.

3. Ярмарки. Их виды, время и место проведения.

Экскурсия.

Экскурсия на рынок или ярмарку.

Средства связи

Тематика

1 Виды связи: пейджер сотовая, автоответчик, факс, интернет.

Денежные переводы. Виды переводов (почтовые, телеграфные). Заполнение бланков. Стоимость отправки переводов.     

Практические работы

Заполнение бланков денежных перевод

Заполнение квитанции по оплате телефонных услуг.

Медицинская помощь

   Тематика

1. Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению

2. Уход за больными. Листок нетрудоспособности

Практические работы

Уход за больным: переодеть, умыть, накормить больного (взрослого, ребенка), измерять температуру, наложить горчичники (на куклу), сменить постель лежачего больного.

Чтение назначений врача в рецепте, чтение аннотаций (лист-вкладыш) к лекарствам.

Учреждения, организации, предприятия

Тематика                                        

Предприятия бытового обслуживания населения, их назначения (ремонтно-бытовые мастерские, пункты и т.п.).

Экскурсии             

Экскурсия на предприятие бытового обслуживания населения.

Экономика домашнего хозяйства

Тематика

1. Расходы на удовлетворение культурных потребностей и некоторые текущие расходы (билеты в кино, театры, проезд, предметы личной гигиены, ремонт обуви и одежды).

2. Экономия в домашнем хозяйстве.

3. Сбережения. Назначение сбережений. Хранение денег в сберегательной кассе. Виды вкладов.

4. Кредит. Государственное страхование. Практические работы

Упражнения в подсчете расходов на удовлетворение культурных потребностей, упражнения в расчётах рационального ведения домашнего хозяйства.

Экскурсия

Экскурсия в сберкассу.

Профориентация и трудоустройство

Тематика

1. Выбор профессии. Профессиональная жизненная перспектива.

2. Учреждения и отделы по трудоустройству.

3. Оформление на работу. Документы, необходимые для поступления на работу, их оформление.

4. Деловые бумаги (заявление, анкета, расписка, докладная записка, заявка), правила их составления.

Практические работы

Составление деловых бумаг: заявления, автобиографии, заявки на материалы, инструменты, расписки, докладной записки; определение качества личности необходимых для выбранной профессии.

Экскурсия в учреждения и отделы по трудоустройству.

  1. Календарно-тематическое планирование


№ п/п


Тема урока


Тип урока


Элементы содержания


Словарь


Дата


Виды контроля

Формы организации урока

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА -2ч



Здоровый образ жизни – одно из условий успеха в жизни человека.

комбинированный

о необходимости поддержания физического здоровья

-о современных спортивных увлечениях: фитнесе, шейпинге, бодибилдинге, бесконтактных единоборствах, ритмической гимнастике и т.п.;








фитнес, шейпинг, бодибилдинг, бесконтактные единоборства, ритмическая гимнастика


Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа




Вред курения, алкоголя и наркотиков.

комбинированный

-о вреде курения для курящих и окружающих;

-о социальных последствиях, к которым приводят дурные привычки.


Устный опрос

Беседа

ОДЕЖДА И ОБУВЬ-8ч



Стиль в одежде, мода.


Сообщ. новых знаний

-о стиле одежды и моде;




гарантийный срок, детали одежды, мода, обновление одежды, пятновыво-дитель, рассрочка, стиль одежды, товарный чек, ярлык






Устный опрос

Беседа


Внешний вид молодого человека и средства выражения индивидуальности


комбинированный

- о средствах выражения индивидуальности



Устный опрос

Беседа


Выбор одежды при покупке в соответствии с назначени­ем.


комбинированный

-определение собственных размеров одежды; гарантийные сроки носки,

правила возврата



Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа


Выбор обу­ви при покупке в соответствии с назначени­ем.


комбинированный

-определение собственных размеров обуви; гарантийные сроки носки, правила возврата



Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа


Варианты обновления одежды. ( теория )

Сообщ. новых знаний



способы обновления одежды с помощью мелких деталей;



Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа


Варианты обновления одежды (замена мелких деталей).



Тест по теме: «Одежда и обувь»




Средства и правила выведения мелких пя­тен на одежде. ТБ Практическая работа.

практический


- выведение пятен в домашних условиях, со строжайшим соблюдением безопасности.


Практическая работа

Практическая работа


Строжайшее соблюде­ние техники безопасно­сти при пользовании средствами для выведения пятен. Практическая работа.

практический




Практическая работа

Практическая работа

ПИТАНИЕ-8ч



Санитарно-гигиенические в процессе приготовления пищи.


Сообщ. новых знаний

Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности в процессе приготовления пищи.









авитаминоз, аппетит, диета, диетическое питание, микроорга-низмы, националь-ные блюда, рациональное питание, сервировка.






Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа


Рецепты приготовления блюд для детей ясельного возраста

Сообщ. новых знаний

составление меню на день, неделю для ребенка ясельного возраста; особенности и важность правильного питания детей ясельного возраста;



Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа


Рецепты приготовления национальных блюд. (теория)


Сообщ. новых знаний



запись рецепта наиболее характерного национального блюда; составление меню


Устный опрос



Рецепты приготовления национальных блюд. Практическая работа


практический


Практическая работа

Практическая работа


Составление меню и сервировка праздничного стола. (теория)

Сообщ. новых знаний



составление меню праздничного стола и сервировка его;


Устный опрос

Сервировка праздничного стола


Составление меню и сервировка праздничного стола. Практическая работа.

практический


Практическая работа

Практическая работа


Диетическое питание.


Комбинированный

значение диетического питания;

особенности и важность правильного питания; подбор рецептов диетического питания.





Рецепты приготовления диетических блюд.

комбинированный


Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа

СЕМЬЯ -6ч



Российская семья. Ус­ловия создания семьи.


Сообщ. новых знаний



о порядке и условиях заключения и расторжения брака; об основах семейных отношений, семейных традиций; о морально-этических нормах взаимоотношений в семье; о распределении хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи.


взаимопонимание, взаимопомощь, благополучная семья, родители, любовь, микроклимат, семейный праздник, семейная традиция, сопереживание сострадание, уважение


Устный опрос



Ус­ловия создания семьи,
основы семейных от­ношений, семейные традиции


Сообщ. новых знаний


Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа


Взаимоотношения в семье.

комбинированный


Устный опрос



Распределение обя­занностей по ведению хозяйства, бюджета. Практическая работа.

практический


Практическая работа

Практическая работа


Семейные ситуации.

комбинированный


Устный опрос



Формы организации досуга, отдыха в семье.

комбинированный


Тест


КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ -4ч



Традиции культуры






комбинированный

Анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку;

Выполнять морально-этические нормы взаимоотношения в семье; оказать внимание, поддержку, посильную помощь нуждающемуся.





культура поведения, культура общения, этикет



Устный опрос



Традиции культуры поведения в современном обществе. Практическая работа.


Практическая работа

Практическая работа


Соседи. Правила общежития


Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа


Прием гостей и правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми


Тест


ЖИЛИЩЕ -4ч



Рациональная расстановка мебели в квартире. Практическая работа.

практический

Интерьер.


Упражнение в рацио­нальной расстановке мебели, подборе дета­лей интерьера.

бра, жилищный фонд, интерьер, занавески, косметический ремонт, обои, рациональная расстановка, уют, шторы


Практическая работа

Практическая работа


Интерьер.


Сообщ. новых знаний


Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа


Сохранение жилищного фонда

комбинированный


Устный опрос



Повторение и обобщение знаний по теме «Жилище»

обобщающий


Тест

Беседа. Фронтальная работа

ТРАНСПОРТ -4ч


Назначение авиа­транспорта.


комбинированный

О назначении авиатранспорта. Выбрать пункт назначе­ния. Определить номер рейса самолета, сто­имость билета. Рас­считать средства с учетом дополнительных затрат от аэропорта до города

авиатранспорт аэровокзал, аэропорт, бизнес-класс, бронь, заказ, маршрут, трап, рейс, салон, стюардесса, эконом-класс


Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа


Аэровок­зал. Маршруты.



Устный опрос



Поря­док приобретения биле­та и их возврата.


Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа


Стоимость проезда.


Устный опрос


ТОРГОВЛЯ -5ч



Рынок. Роль рынка в обеспечении населения продуктами питания

комбинированный

отделы рынка; цены на отдельные товары; виды ярмарок; отличия ярмарки от рынка, магазина; время и место проведения ярмарок; цены ярмарочных товаров их отличие от рыночных и магазинных.

выбор покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями; вежливое обращение к продавцу; подсчет стоимость покупок.

о назначении ярмарки, рынка, их отличия от магазина комиссионной торговли, скупки, уцененной торговли. Участие в школьной ярмарке;

посещение отделов ма­газина - распродажи то­варов по сниженным ценам.










регион, фирма, частный предприниматель, ярмарка, ярмарка-выставка, ярмарка образцов, ярмарка-привоз.



Устный опрос



Рынок. Отделы рынка.


Сообщ. новых знаний


Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа


Комиссионные магазины, торговля уцененными товарами



комбинированный


Устный опрос



Скупка вещей у населения.



Сообщ. новых знаний


Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа


Ярмарки. Их виды, время и место прове­дения

комбинированный


Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа

СРЕДСТВА СВЯЗИ – 4ч



Виды связи.

комбинированный


-современные виды связи;

-виды денежных переводов, их стоимость;

-заполнение бланков на отправление денежного перевода, почтового и телеграфного.


автоматический определитель номера, телефон с АОН, автоответчик, денежный перевод, компьютерная связь, пейджер, сотовая связь, факс


Устный опрос



Особенности каждого вида связи и их значимость, необходимость в совре­менных условиях жизни общества.


Сообщ. новых знаний


Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа


Виды денежных переводов (почтовые,
телеграфные). Стоимость отправления денежных переводов

комбинированный


Тест



Посылки. Правила упаковки и отправления. Практическая работа.

практический


Практическая работа

Практическая работа

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ -3ч



Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению.

комбинированный

Сюжетная игра- больной в доме. Уход за ним: измерение температуры и запись, чтение инструкции показа­ний и применения лекарства, составле­ние графика приема; организация столи­ка у постели больного, ставить горчич­ники на кукле.

амбулаторное лечение, воздушно-капельный путь передачи инфекции, дезинфекция, изолятор, контактный путь передачи инфекции, лист нетрудоспособности


Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа



Уход за больным. Практическая работа.

практический


Практическая работа

Практическая работа


Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности

Сообщ. новых знаний


Тест


УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ -4ч



Предприятия бытового обслуживания.

комбинированный

местонахождения предприятия бы­тового обслуживания населения;

какие виды услуг оно оказывает;

правила пользования услугами;

стоимость обслуживания;

профессии работников этого пред­приятия.



бытовое обслуживание, остекление, прокат, ремонт, услуги



Устный опрос



Предприятия бытового обслуживания, их назначение.

комбинированный


Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа


Виды оказываемых услуг.

комбинированный


Устный опрос



Профессии работников предприятия Практическая работа.

практический


Практическая работа

Практическая работа

ЭКОНОМИКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА -7ч



Расходы на удовлетворение культурных потребностей


комбинированный

правила экономии (учёт реальных возможностей, контроль расходов, перелицовка и реставрация вещей, экономия электроэнергии и т.д.);

-виды и цели сбережений;

-порядок помещения денег в сберкассу;

-виды кредита, порядок его оформления;

-виды страхования.

-упражнения в расчетах рационального ведения домашнего хозяйства.




Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа


Расходы на удовлетворение культурных потребностей и некоторые текущие расходы.

Сообщ. новых знаний


Устный опрос



Экономия в домашнем хозяйстве. Практическая работа.

практический


Практическая работа

Практическая работа


Сбережения. Назначение сбережений.

Сообщ. новых знаний


Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа


Хранение денег в сберегательной кассе.

комбинированный


Устный опрос



Виды вкладов.


Сообщ. новых знаний


Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа


Кредит. Оформление кредита. Государственное страхование.

Сообщ. новых знаний


Тест


ТРУДОУСТРОЙСТВО – 9 ч



Выбор профессии.

комбинированный

учреждения и отделы по трудоустройству;

местонахождения и названия предприятий, где требуются рабочие по специ­альностям, изучаемым в школе; виды документов, необходимых для поступления на работу;

правила перехода с одной работы на другую;

перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.

-составление деловых бумаг: заявления, автобиографии, заполнение анкеты, заявки на материалы, инструмен­ты, расписки, докладной записки. Охрана труда несовершеннолетних.






автобиография, анкета, военный билет, деловые бумаги, докладная записка, заявка, заявление, паспорт, приписное свидетельство, расписка, трудовая книжка



Устный опрос



Профессионально-жизненная перспектива.

Сообщ. новых знаний


Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа


Учреждения и отделы по трудоустройству.

комбинированный


Устный опрос



Оформление на работу, постоянную и по договору.

Сообщ. новых знаний


Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа


Документы, необходи­мые для поступления на работу. Практическая работа.

практический


Практическая работа

Практическая работа


Трудовой договор.

Сообщ. новых знаний


Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа


Трудовой стаж.

комбинированный


Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа


Охрана труда несовершеннолетних

комбинированный


Устный опрос



Итоговое тестирование

Проверка знаний




Тест



Итого за год 68 часов