СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аспекты формирования экологической ответственности у детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Аспекты формирования экологической ответственности у детей дошкольного возраста»

Егорова Вероника Владиславовна,

воспитатель

ГБДОУ детский сад №33 комбинированного вида

Невского района Санкт-Петербурга

Экологическое образований детей дошкольного возраста – влияние природы на духовное развитие ребенка

Тема экологии и экологического просвещения в настоящее время является важнейшей во всех сферах нашей жизни. Проблема устойчивого развития, сохранения гармонии между природой и человеком, остро стоит перед современным обществом. Современная экологическая ситуация требует изменения поведения человека и его отношения к окружающему миру. Необходимость взращивать новое экологически ответственное поколение, понимающее важность осознанного потребительства, подталкивает государства к развитию непрерывного экологического образования, начиная с дошкольного возраста детей.

Всесторонне развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей животный интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не все может быть правильно понятно детям при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи детского образовательного учреждения.

Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство. Зоологический музей, куда его водил отец, и мучительное желание найти волшебные слова, которые расколдовывали бы этих давно исчезнувших животных. Человечество борется сейчас за то, чтобы наша Земля не превратилась в огромный «Зоологический музей», чтобы каждое следующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее.

Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы. Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия.

Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают – «ласкают» котенка и прочее).

Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней.

Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе перерастало в нравственно-этическое чувство.

Большое значение имеют просмотры познавательных программ о животных и растениях.

Познание природного окружения, как правило, начинается с чувственного восприятия, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в осеннюю пору, дети учатся различать окраску осенней листвы деревьев: у березки она цвета лимона, листы дуба – коричневые, у ивы – зеленовато-желтые, а листья осины осенью окрашиваются в красный или лиловый. Полноценная картина осеннего леса (парка или аллеи) лучше воспринимается детьми, если педагог обращает внимание детей также на пение птиц, шум ветра, шорох сухой листвы, ее аромат. Таким образом, чем больше органов чувств участвуют в познании, тем ярче и богаче выделенные явления в сознании ребенка, его представления. Необходимо проводить наблюдения путем игрового или практического характера заданий для развития сенсорики.

Во время прогулок также интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и прочее. После таких бесед они бережно относятся к растениям.

Помимо знакомства непосредственно с живой природой во время прогулок, важно знакомить детей с миром флоры и фауны посредством интересной организации живых уголков в помещении детского образовательного учреждения. Формирование живого уголка важно для того, чтобы дети учились с интересом наблюдать, познавать и ухаживать. Обитателями живого уголка могут выступать рыбки, черепашки или мышки. При взаимодействии с обитателями уголка дети начинают замечать их повадки, узнают все больше особенностей животных. Перенося свою наблюдательность за пределы детского образовательного учреждения, дети уже непосредственно в окружающем мире начинают замечать необычное и интересное. Их внимание начинает распространяться на животных, с которыми они сталкиваются вне стен детского сада. Уход за животными формирует у дошкольников эстетическое восприятие, умение не только созидать красоту, но делать все, для того чтобы сохранить ее.

Стоит обращать внимание и на уход за комнатными растениями, наличие которых в группе детского образовательного учреждения также положительно сказывается на приобщении детей к гуманному восприятию окружающей среды, формированию любви к ней – вместе с детьми растения поливают, протирают лепестки от пыли, украшают горшки, изучают влияние света и тепла на развитие и рост растения, время его цветения в зависимости от времени года. В процессе систематического ухода за представителями животного уголка, растениями в группе, у детей закрепляется интерес общения с миром природы, осознание необходимости «защиты», помощи и любви. У детей активизируются стимулы выращивать в летний период свои растения, самостоятельно ухаживать за ними, также за домашними питомцами.

Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной («не рвать», «не топтать», «не ломать»), а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать).

Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.

Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен и загадок о природе, используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь эстетического и этического способствует формированию действенной любви к природе.

Таким образом, влияние природы на духовное развитие ребенка является необходимым этапом формирования целостной гуманной личности. Знакомство детей с миром живой природы, с животными и растениями, также является частью образовательного процесса. Помимо получения и закрепления знаний об окружающем мире, дети учатся любить и понимать природу, осознают важность крохотной жизни в их руках. Так, в детях подавляется апатия к проблемам природы, равнодушие – наоборот, прививает чувство ответственности и причастности за состояние окружающего мира, за каждого его обитателя.