Аутентичное оценивание личностных достижений учащегося по развитию универсальных учебных действий в форме комплексного портфолио
Основные термины
Теоретический материал
Вопросы для самопроверки
Задания для творческой работы
Литература
Основные термины: Учебные показатели результативности образования, личностные показатели результативности образования, аутентичное оценивание, портфолио.
Теоретический материал
План.
1. Показатели результативности обучения
2. Аутентичное оценивание
3. Портфолио
1. Показатели результативности обучения
Образовательная деятельность в системе дополнительного образования в рамках предпрофильной подготовки предполагает как обучение детей знаниям, умениям, навыкам, так и развитие многообразных личностных качеств обучающихся и определяет учебные и личностные показатели результативности. Учебные фиксируют предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретённые ребёнком в процессе освоения курсов по выбору; личностные отражают изменения личностных качеств ребёнка под влияние занятий в творческом объединении.
Учебными показателями являются: теоретическая подготовка (теоретические знания по программе, владение специальной терминологией по тематике программы), практическая подготовка (практические умения и навыки, владение необходимым для освоения курса специальным оборудованием и оснащением, творческие навыки – творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте); общеучебные умения и навыки (учебно-интеллектуальные умения, учебно-коммуникативные умения, учебно-организационные умения и навыки). Методами диагностики данных показателей являются наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный, письменный), анализ контрольного задания, собеседование (индивидуальное, групповое), анализ исследовательской работы учащегося и т.д.
Личностными показателями являются: организационно-волевые качества (терпение, воля, самоконтроль), ориентационные свойства личности (самооценка, интерес), поведенческие характеристики (отношение ребёнка к конфликтам в группе, тип сотрудничества). Методами диагностики личностных изменений используются наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическая беседа, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и др.
Обозначенные выше показатели делают насущной задачу обеспечения предпрофильной подготовки инструментарием, позволяющим оценить ее результаты в соответствии с тенденциями предпрофильного обучения учащихся в учреждении дополнительного образования детей и способами реализации Концепции профильного обучения на старшей ступени общего среднего образования.
2. Аутентичное оценивание
Необходимость изменения характера и технологий оценивания результатов обучения определяет переход от оценки успеваемости к аутентичному оцениванию (authentic assesment). Аутентичное оценивание широко применяется за рубежом в практико и личностно ориентированных моделях обучения и трактуется как «истинное, настоящее, подлинное, верное оценивание», или «оценивание реальных достижений учащихся», складывающихся из совокупности всех его успехов и проявлений в соответствующей будущему профилю обучения учебной и внеучебной деятельности.
Аутентичное оценивание осуществляется посредством использования альтернативных методов оценивания, к числу которых относятся: исследовательские проекты, научные эксперименты, устная презентация, дискуссия, творческие работы учащихся и др. Оно ориентировано преимущественно на практические результаты деятельности учащихся, учитывает и стимулирует их инициативу, стремление к самосовершенствованию и личностному росту на основе самооценки своего продвижения к планируемому результату образовательной деятельности, обеспечивает учащимся возможность видеть эти результаты и получать положительную оценку, признание своих достижений. Таким образом, аутентичное оценивание становится одним из важнейших средств и условий реализации предпрофильной подготовки.
Аутентичное оценивание имеет следующие характеристики: задания разрабатываются для наиболее приближенных к реальной ситуации (подлинных) условий исполнения деятельности в оцениваемой области, оставляют достаточно места для развития учебных стилей учащихся, их способностей и интересов как источников для формирования умений и для идентификации (возможно, ранее скрытых) их сильных сторон; критерии, используемые в оценивании такого типа, направлены на оценивание «основного» в поведении и деятельности, в соответствии с хорошо сформулированными деятельностными стандартами (например, написание эссе по социально значимой теме, убедительная защита своей позиции); в процессе аутентичного оценивания от учащихся зачастую ожидается, что они должны представлять свою работу публично и устно.
Такая особенность аутентичного оценивания, как необходимость создания ситуаций, приближенных к реальной жизни («real life» situations), где учащиеся должны продемонстрировать применение знаний и умений, указывает на то, что наиболее успешно оно будет осуществляться в учреждениях дополнительного образования детей, имеющих для этого необходимые материально-технические, кадровые и образовательные ресурсы.
3. Портфолио
Одна из форм аутентичного оценивания, отвечающих требованиям нового видения оценки обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности – портфолио. Педагогическая философия портфолио предполагает смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.
Поэтапное отслеживание в рамках предпрофильной подготовки динамики результатов ребёнка по отношению к нему самому, начиная от первого момента взаимодействия с педагогом; оценивание через сравнение ребёнка не столько с другими детьми, сколько с самим собой, выявление его собственных успехов по сравнению с исходным уровнем – важнейшее отличие дополнительного образования детей, стимулирующее мотивацию обучения каждого ребёнка.
Самостоятельное ведение учёта собственных достижений в портфолио, приучение детей к рассуждениям о качестве своей работы имеет определяющее значение для формирования их самооценки.
Самооценивание позволяет учащимся поэтапно фиксировать собственное продвижение и развитие. Если оно производится открыто, то в его регулирование включаются и социальные механизмы. Открытый показ своих результатов стимулирует детей искать новые варианты работы, подходить к своей деятельности творчески.
Вопросы для самопроверки
1. Объясните, в чём необходимость применения аутентичного оценивания в учреждении дополнительного образования детей?
Задания для творческой работы
1. Приведите примеры, как диагностируются учебные и личностные показатели качества обучения в вашем учреждении.
2. Продемонстрируйте возможности аутентичного оценивания в форме портфолио на конкретных примерах.
Литература
Бенькович, Т.М. Модель образовательного рейтинга в портфолио учебных достижений /Т.М. Бенькович ///Профильная школа. – 2005. – №2. – С.48-50.
Голуб, Г.Б. Предпрофильная подготовка учащихся: рекомендации по организации и проведению /Г.Б. Голуб, А.В. Великанова; под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Учебная литература, 2006. – 160с.
Интеграция общего и дополнительного образования: практ. пособие /под ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золотарёвой, С.Л. Паладьева. – М.: АРКТИ, 2006. – 296с.
Ильина, И.В. Портфолио как новая форма оценки личностных достижений школьников /И.В. Ильина, С.Н. Белова // Завуч. – 2006. – №8. – С.136-142.
Личностное портфолио старшеклассника: учеб.-метод. пособие /З.М. Молчанова, А.А. Тимченко, Т.В. Черникова; под ред. Т.В. Черниковой. – М.: Глобус, 2006. – 128с.
Тавстуха, О.Г. Методическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся в предпрофильной подготовке: учеб.-методическ. пособие /, О.Г. Тавстуха, А.А. Муратова. – Оренбург: изд-во ОГПУ, 2008. – 212с.
Новикова, Т.Г. Методические рекомендации по сопровождению работы с портфолио учащихся основной школы /Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков, М.А. Пинская //Профильная школа. – 2007. – №1. – С.13-21.
Юдина, И.Г. Портфолио ученика средней школы /авт.-сост. И.Г.Юдина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 223с.