Автономная некоммерческая общеобразовательная организация «Школа «Атон»
Доклад
Аутичный ребенок в школе
Учителя начальных классов
Никишиной Галины Сергеевны
Электросталь2017г.
Аутичный ребенок в школе
Сначала хочется поговорить о самом понятии аутизм. Что это? И что делать, если в классе появился аутичный ребенок?
Аути́зм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.
Симптомы аутизма
Обязательными признаками детского аутизма являются нехватка социальных взаимодействий, проблемы при построении продуктивного взаимного контакта с окружающими, стереотипность поведения и интересов. Все перечисленные признаки появляются в возрасте до 2-3 лет, при этом отдельные симптомы, свидетельствующие о возможном аутизме, иногда обнаруживаются еще в младенческом возрасте.
Нарушение социальных взаимодействий является наиболее ярким признаком, отличающим аутизм от других нарушений развития. Дети, страдающие аутизмом, не могут полноценно взаимодействовать с другими людьми. Они не чувствуют состояние окружающих, не распознают невербальные сигналы, не понимают подтекста социальных контактов. Данный признак может выявляться уже у младенцев. Такие дети слабо реагируют на взрослых, не смотрят в глаза, охотнее фиксируют взгляд на неодушевленных предметах, а не на окружающих людях. Они не улыбаются, плохо реагируют на собственное имя, не тянутся навстречу взрослому при попытке взять их на руки.
Подрастая, больные не имитируют поведение окружающих, не реагируют на эмоции других людей, не участвуют в играх, рассчитанных на взаимодействие, и не проявляют интереса к новым людям. Они сильно привязываются к близким, но не проявляют свою привязанность как обычные малыши – не радуются, не бегут навстречу, не пытаются показать взрослым игрушки или как-то поделиться событиями из своей жизни. Обособленность аутистов обусловлена не их стремлением к одиночеству, а с их затруднениями из-за невозможности строить нормальные взаимоотношения с окружающими.
Дети с РАС позже начинают говорить, меньше и реже лепечут, позже начинают произносить отдельные слова и использовать фразовую речь. Они часто путают местоимения, называют себя «ты», «он» или «она». В последующем высокофункциональные аутисты «набирают» достаточный словарный запас и не уступают здоровым детям при прохождении тестов на знание слов и правописание, однако испытывают затруднения при попытках использовать образы, делать выводы по поводу написанного или прочтенного и т. д. У детей с низкофункциональными формами аутизма речь существенно обеднена.
Для детей с аутизмом характерна необычная жестикуляция и затруднения при попытке использовать жесты в процессе контактов с другими людьми. В младенчестве они редко показывают рукой на предметы или, пытаясь указать на предмет, смотрят не на него, а на свою руку. Став старше, они реже произносят слова во время жестикуляции (здоровые дети склонны жестикулировать и говорить одновременно, например, протягивать руку и говорить «дай»). В последующем им трудно играть в сложные игры, органично сочетать жесты и речь, переходить от более простых форм коммуникации к более сложным.
Еще одним ярким признаком аутизма является ограниченное или повторяющееся поведение. Наблюдаются стереотипии – повторяющиеся раскачивания туловища, качания головой и пр. Больным с аутизмом очень важно, чтобы все всегда происходило одним и тем же образом: предметы были расставлены в нужном порядке, действия совершались в определенной последовательности. Ребенок, страдающий аутизмом, может начать кричать и протестовать, если мама обычно надевает ему сначала правый носок, а затем левый, а сегодня поступила наоборот, если солонка стоит не в центре стола, а сдвинута вправо, если вместо привычной чашки ему поставили похожую, но с другим узором. При этом, в отличие от здоровых детей, он не проявляет желания активно исправить не устраивающее его положение вещей (потянуться к правому носку, переставить солонку, попросить другую чашку), а доступными ему способами сигнализирует о неправильности происходящего.
Внимание аутиста сфокусировано на деталях, на повторяющихся сценариях. Дети с аутизмом часто выбирают для игр не игрушки, а неигровые предметы, их игры лишены сюжетной основы. Они не строят замки, не катают машинки по квартире, а раскладывают предметы в определенной последовательности, бесцельно, с точки зрения постороннего наблюдателя, перемещают их с места на место и обратно. Ребенок, страдающий аутизмом, может быть чрезвычайно сильно привязан к определенной игрушке или неигровому предмету, может ежедневно в одно и то же время смотреть одну и ту же телепередачу, не проявляя интереса к другим программам, и чрезвычайно интенсивно переживать, если эту программу по какой-то причине не удалось посмотреть.
Наряду с другими формами поведения, к повторяющемуся поведению относят аутоагрессию (удары, укусы и другие повреждения, наносимые самому себе). По статистике, примерно треть аутистов в течение жизни проявляют аутоагрессию и столько же – агрессию по отношению к окружающим. Агрессия, как правило, обусловлена приступами гнева из-за нарушения привычных жизненных ритуалов и стереотипов либо из-за невозможности донести свои желания до окружающих.
Мнение об обязательной гениальности аутистов и наличии у них каких-то необычных способностей не подтверждается практикой. Отдельные необычные способности (например, способность к запоминанию деталей) или талантливость в одной узкой сфере при дефицитарности в других областях наблюдаются всего у 0,5-10% пациентов. Уровень интеллекта у детей с высокофункциональным аутизмом может быть средним или несколько выше среднего. При низкофункциональном аутизме нередко выявляется снижение интеллекта вплоть до умственной отсталости.
Среди других не обязательных, но достаточно часто встречающихся симптомов аутизма стоит отметить припадки (выявляются у 5-25% детей), синдром гиперактивности и недостаточности внимания, различные парадоксальные реакции на внешние стимулы: прикосновения, звуки, изменения освещения. Часто наблюдается потребность в сенсорной самостимуляции (повторяющихся движениях). Более чем у половины аутистов выявляются отклонения в пищевом поведении (отказ от приема пищи или отказ от определенных продуктов, предпочтение определенных продуктов и др.) и нарушения сна (трудности при засыпании, ночные и ранние пробуждения).
Может ли аутичный ребёнок учиться в обычной школе?
Может, если ребёнок достаточно подготовлен к этому процессу. Эффективность обучения не гарантирована одним лишь нахождением аутичного ребенка в классе обычной образовательной школы и присутствием подле него взрослого.
Принимая решение об обучении ребёнка-аутиста в обычной школе, родители должны руководствоваться не желанием «хочу, чтоб был, как все», а способностями и потребностями ребёнка. Нужно детально взвесить все за и против определения аутичного ребёнка в обычную школу, где требования, несмотря на инклюзивность, будут предъявляться к ребёнку те же, что и к остальным детям.
Совместная работа и понимание процесса.
Многие учителя и родители воспринимают инклюзию ребёнка с аутизмом в обычную школу как своего рода попытку - "попробовать и посмотреть, что получится". "Если у ребенка получится обучаться и сверстники его воспримут, а учителя с ним справятся - значит хорошо, а нет - так будем искать что-то другое". Это изначально уменьшает ценность процесса инклюзии и провоцирует несерьёзное отношение к нему со стороны учителей. Если родитель не уверен, что ребёнок «потянет», лучше подождать ещё один год, прежде чем приводить ребёнка в школу.
Для этого нужно критически оценить состояние ребёнка, иначе от обучения на общих основаниях ребёнок получит вред, а не пользу, и его аутичное состояние ухудшится.
Зачем детям с РАС нужна общеобразовательная школа? Разве им не лучше в коррекционной?
Конечно, само по себе пребывание ребенка с РАС в общеобразовательной школе не гарантирует эффективного обучения академическим навыкам. Но создание специальных условий (ресурсный класс, адаптированная программа, помощь тьютора), а также присутствие типично развивающихся детей в качестве модели для подражания и среды для общения помогает ребенку с РАС быть более успешным в освоении школьной программы, способствует формированию коммуникативного поведения, расширению жизненного опыта и лучшей социализации.
После школы ребенку с аутизмом предстоит жить в том же обществе, что и выпускникам обычных школ. Чем раньше они познакомятся друг с другом, тем выше шансы на то, что между ними сложится понимание и взаимодействие. Ребенку с аутизмом, который ходит в школу вместе с обычными детьми, гораздо проще будет ощущать себя частью общества, чем выпускнику коррекционной школы.
Зачем обычным детям учиться вместе с детьми с аутизмом? Что им это дает?
О преимуществах инклюзивного образования для обычных детей написано много научных работ учеными разных стран, где эта практика существует уже долгие годы. Например, доказано, что выпускники инклюзивных школ обладают более развитыми способностями к коммуникации, лучше понимают окружающих, демонстрируют большую гибкость и креативность. Кроме того, работа в инклюзивном классе, где созданы специальные образовательные условия, дает педагогам уникальный опыт. Педагог, понимающий непростые особенности ребенка с аутизмом, легко найдет подход к проблемам обучения у обычного ребенка, а если этого недостаточно, может воспользоваться помощью специалистов ресурсного класса, поэтому выигрывают все дети. Есть и другие преимущества. В школе, где дети с раннего возраста учатся понимать особенности друг друга, возникает атмосфера доверия — и развиваются лучшие качества: толерантность, забота, доброта. И все дети чувствуют себя более комфортно.
Что такое ресурсный класс?
Ресурсный класс — это отдельный кабинет для специальных занятий, где ученики с РАС могут заниматься по специальной программе, составленной в соответствии с их индивидуальными образовательными потребностями.
Ученики с РАС посещают часть уроков в ресурсном классе, а часть — вместе со своими одноклассниками в общеобразовательном классе. Учитель ресурсного класса может вести занятия в небольших группах или работать с ребенком индивидуально.
Учащиеся общеобразовательных классов также могут получать в ресурсном классе дополнительную помощь специалистов.
Принципы и особенности обучения:
Известно, что сложившиеся отношения с учителем являются для этих детей мощным стимулом не только в обучении, но и в эмоциональном и социальном развитии.
Учителям на заметку:
Внезапное нарушение порядка для ребенка с аутизмом всегда некомфортно, даже если это отмена сложной контрольной или неожиданная интересная экскурсия.
Ребенку можно помочь стать более гибким, не разрушая, а постепенно усложняя и развивая усвоенный им порядок взаимодействия, вводя в него все больше возможных вариаций.
Дети схватывают на лету достаточно сложную информацию, но нуждаются в дополнительной помощи при усвоении простых вещей.
Дети могут затрудняться в переносе знаний и навыков в естественную среду. Поэтому помощь ребенку оказывается «по ходу дела», в процессе обычной школьной жизни, тогда, когда это актуально.
Этим детям тяжело сидеть за партой, они могут вставать, ходить по классу во время урока (дайте эту возможность).
Во время урока ребенок как будто не обращает внимания на речевые обращения или показ учителя, не выполняет инструкции. Однако это не вполне так: ребенок воспринимает происходящее, но не всегда может сразу сконцентрироваться и отреагировать. Чтобы стимулировать ребенка к ответу, обратитесь к другому ученику и, таким образом, втяните его во взаимодействие.
Торопливость в выполнении заданий даст обратный результат: в напряженной ситуации он может больше пугаться, замолкать, уходить в себя и совсем переставать думать или, наоборот, активно протестовать, шуметь и отказываться от работы.
Присутствие на уроке родителей надо использовать очень осторожно, потому что они слишком часто стараются навести порядок, и их напряжение передается ребенку.
Необходимо выявить у ребенка то, что он не любит делать и стараться это обходить, чтобы предотвратить возможные срывы, проявления страха, возникновение и фиксацию негативизма. И противоположное: избегаем того, что может вызвать чрезмерный интерес и сорвать урок.
Дети с трудом переносят свои «провалы», и, чтобы не множить дезорганизующий отрицательный опыт, нужно сглаживать эти неприятные впечатления. Необходимо найти плюсы в том, что он сделал, только это поможет вам работать дальше.
Нельзя сравнивать ребенка с аутизмом с другими детьми.
Хорошая оценка не должна даваться учителем слишком эмоционально, что может перевозбудить ребенка и сорвать последующие занятия.
Привлечение детей к общим праздникам должно происходить постепенно, индивидуально и осмысленно (почему и для чего дети соберутся вместе, что будет происходить и в какой последовательности).
Рассеянность и отвлекаемость можно преодолеть дозированностью нагрузки,дополнительным контролем и помощи в сосредоточении на работе.
Моторную неловкость можно преодолевать, работая над последовательностью действий и постоянным смягчением напряжения.
Из-за особенностей речи (эхолалии изменение темпа, ритма, интонации, трудности в организации диалога) стремятся говорить сами и не слушают других, трудно понимает сложные инструкции (но не признаются в этом). Для этого материал необходимо детализировать.
Отношения с учителем довольно быстро налаживаются. Ребенок готов привязаться к заинтересованному в нем, благожелательному взрослому, благодарен за понимание и поддержку и постепенно, хотя и с трудностями, усваивает правила взаимодействия с учителем.