СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Автономные физические упражнения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автономные физические упражнения

   Развитие физических способностей требует ежедневных занятий с многократными повторениями двигательных действий.    Одной из важнейших проблем, которую приходится постоянно решать лицам с отклонениями в состоянии здоровья, для организации тренировочного процесса является проблема транспорта и их доставки к местам занятий. Особенно это актуально для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата и зрения.    Социологические исследования показывают, что именно отсутствие специализированного транспорта, дорогостоящих снарядов и оборудования является главной причиной, из-за которой инвалидам и другим маломобильным группам населения не удается регулярно, с необходимой периодичностью заниматься адаптивным физическим воспитанием и, особенно, адаптивным спортом.  

Просмотр содержимого документа
«Автономные физические упражнения»

Автономные физические упражнения

   Развитие физических способностей требует ежедневных занятий с многократными повторениями двигательных действий.
   Одной из важнейших проблем, которую приходится постоянно решать лицам с отклонениями в состоянии здоровья, для организации тренировочного процесса является проблема транспорта и их доставки к местам занятий. Особенно это актуально для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата и зрения.
   Социологические исследования показывают, что именно отсутствие специализированного транспорта, дорогостоящих снарядов и оборудования является главной причиной, из-за которой инвалидам и другим маломобильным группам населения не удается регулярно, с необходимой периодичностью заниматься адаптивным физическим воспитанием и, особенно, адаптивным спортом.
   Из-за отмеченных причин прежде всего рассмотрим автономные (без снарядовые) физические упражнения, для выполнения которых не требуется ничего, кроме желания, обычной квартиры и соответствующих знаний, и позволяющие развивать скоростно-силовые способности, силовую выносливость, гибкость и другие способности.
   Безусловно, этими упражнениями не следует ограничиваться, особенно если есть возможность использовать различные спортивные снаряды и тренажеры, которые в совокупности с автономными физическими упражнениями дают наибольший эффект.
   Термин «автономные (без снарядовые) физические упражнения» был введен В. Г. Фохтиным в 1991 г., который вначале называл их – «атлетическая гимнастика без снарядов», выполняемая по принципу самосопротивления. Данная гимнастика была очень удобной системой физических упражнений для космонавтов, находящихся в условиях полета в космическом корабле, где очень ограничено пространство, отсутствует сила тяжести и нет возможностей для размещения в корабле каких-либо тренажеров из-за недостатка места и ограничений по весу.
   Помимо названной атлетической гимнастики с использованием самосопротивления (по В. Г. Фохтину), к автономным физическим упражнениям можно отнести общеразвивающие упражнения, суставную силовую гимнастику М. Норбекова, системы упражнений Е. Сандова, А. Засса, «волевую гимнастику» А. Анохина, элементы ушу, йоги, дыхательные упражнения, мимическую гимнастику Ю. Г. Михайловой и другие упражнения и двигательные действия, которые могут выполняться самостоятельно или с помощью партнера в условиях обычной квартиры.
   Все перечисленные виды физических упражнений, а не только упражнения с самосопротивлением, не зависят от внешних условий (места, времени, наличия каких-либо спортивных снарядов, приспособлений и тренажеров) и позволяют нагружать мышечную систему, сочетать проявление силы с движением в конкретном суставе, гармонично прорабатывать мышцы на любом уровне – от незначительных до максимальных напряжений с различной амплитудой и скоростью движений. Именно эта независимость перечисленных физических упражнений от внешних условий дала основание для введения термина «автономные (без снарядовые) физические упражнения», которые играют важную роль в адаптивной физической культуре.
   В качестве примера автономных физических упражнений рассмотрим упражнения с самосопротивлением В. Г. Фохтина (1991).
   Первые движения необходимо делать в легком разминочном режиме, а затем в каждом следующем увеличивать мышечное напряжение до максимально возможного. Амплитуда в суставном(-ых) движении(-ях) между исходным и конечным положением должна быть наибольшей. Количество повторений каждого упражнения целесообразно постепенно увеличивать от 6 до 12, если это количество не обусловлено использованием конкретного метода развития тех или иных физических способностей.
   В процессе апробации системы упражнений В. Г. Фохтина автор учебника выделил три основных способа увеличения напряжений мышц: увеличение напряжения без промежуточных расслаблений («наслоение» напряжений) (вариант А), увеличение напряжения мышц с уменьшением (расслаблением) мышц до исходного уровня («волновое» напряжение с увеличением величины максимального напряжения мышц в каждой «волне») (вариант Б) и «волновое» напряжение по схеме второго способа, но с использованием различных интервалов времени (Δt) между «волнами» (вариант В; рис. 24).
   Во всех рисунках, иллюстрирующих выполнение суставных движений, направление усилий показано стрелками с использованием следующих буквенных обозначений: F – основное усиление, R – сила сопротивления.

   Основные способы увеличения напряжения мышц (F)



   Разумеется, возможны различные сочетания выделенных основных способов увеличения напряжения мышц, с одной стороны, а также способы с использованием как меньшего, так и большего количества «наслоений» и «волн» напряжений – с другой.
   В процессе выполнения суставных движений возможны три варианта перемещения звеньев:
   • при сокращении мышц и изменении угла в суставе звено, оказывающее сопротивление, приближается к звену, относительно которого происходит изменение суставного угла: например, при сгибании руки в локтевом суставе при сокращении бицепсов и при неизменном положении плеча к нему приближается (притягивается) предплечье вместе со звеньями другой руки, оказывающей сопротивление, по аналогии с тем, как к неподвижному плечу приближается предплечье вместе с находящейся в кисти этой руки гантелью, эспандером или каким-либо другим внешним сопротивлением (вариант А);
   • при сокращении мышц и изменении угла в суставе звено, оказывающее сопротивление, остается неподвижным, а к нему приближается смежное звено (например, при сгибании угла в локтевом суставе предплечье остается неподвижным, а плечо приближается (притягивается) к нему (вариант Б);
   • при сокращении мышц и изменении угла в суставе оба звена – оказывающие сопротивление и выполняющие основную тягу – осуществляют встречные или разнонаправленные перемещения (вариант В).
   Перемещение звеньев – максимум напряжения.
   В тех случаях, когда в качестве нагрузки при сокращении мышц выступает не сила мышц симметричного звена, а сила тяжести звеньев и всего тела человека, возможно два варианта достижения максимума напряжения мышц:
   – при приближении тела к опоре – как, например, в подтягивании на перекладине в висе, в висе лежа и т. п.;
   – при отдалении тела от опоры – как, например, при сгибании-разгибании рук в упоре, упоре лежа, упоре сидя и др.
   Большой набор упражнений атлетической гимнастики без снарядов представлен в книге В. Г. Фохтина «Атлетическая гимнастика без снарядов» (М.: Физическая культура и спорт, 1991). В ней описано много упражнений для мышц пальцев и кистей рук и плечевого пояса, мышц туловища и ног с акцентом на развитие выносливости, гибкости, силы и других физических способностей, профилактику остеохондроза и заболеваний суставов. Поэтому в учебнике приведены лишь некоторые упражнения для различных звеньев тела человека.


  Упражнения для мышц пальцев и кистей


   Пальцы рук – очень важный компонент двигательной деятельности человека, они представляют собой тонкий и вместе с тем мощный инструмент в практической и спортивной деятельности человека. Особенно большую роль мышцы пальцев рук и кистей играют в жизни лиц с инвалидностью, ограниченной мобильностью и особенно тех из них, кто вынужден пользоваться коляской, выполнять спортивные, производственные, бытовые действия по самообслуживанию и др., находясь в положении сидя.
   Очень часто упражнения, выполненные пальцами и кистями рук, называют мелкой моторикой рук (Шапкова Л. В., 2002). Однако, акцентируя внимание читателей на важность физических упражнений для развития и коррекции мелкой моторики рук, авторы отдают предпочтения развитию координационных способностей (дифференциации усилий по пространственным и временны́м характеристикам, согласованности действий и др.). Развитию же силы, выносливости, гибкости внимание практически не уделяется. Исходя из этого в учебнике основное внимание направлено на упражнения для мышц пальцев и кистей с целью развития именно этих физических способностей человека с отклонениями в состоянии здоровья.




   
   Описание упражнений
   1. Исходное положение:
   – указательным пальцем правой руки, его верхней фалангой осуществить захват большого пальца левой руки (рис. 25.1).
   1.1. Силой согните указательный палец правой руки – направление сгибания показано стрелкой F – и приблизьте его к кисти правой руки, при этом большой палец левой руки, оказывая сопротивление (R), приближается вместе с кистью левой руки к правой кисти вместе с фалангой указательного пальца правой руки (вариант перемещения звеньев А).
   Данное упражнение выполняется для каждого пальца правой руки (среднего, безымянного, мизинца) по тому же варианту перемещения звеньев (вариант А).
   1.2. Силой согните большой палец левой руки – направление сгибания F совпадает с направлением бывшего в первом упражнении сопротивления R (которое в первом упражнении было силой основного усилия F) и приближается вместе с кистью правой руки к пальцам левой руки (вариант А).
   Аналогичное сопротивление сгибанию большого пальца левой руки могут оказывать другие пальцы правой руки (средний, безымянный, мизинец).
   2. Исходное положение:
   – четырьмя пальцами правой руки (за исключением большого пальца), их верхними и средними фалангами осуществить захват большого пальца левой руки (рис.  2).
   2.1. Аналогично упражнению 1, но при этом большой палец левой руки оказывает сопротивление сгибанию и перемещению всех четырех пальцев правой руки.
   2.2. Аналогичное упражнению 2, но при этом сопротивление перемещению большого пальца левой руки оказывают все четыре пальца правой руки, приближаясь вместе с правой кистью к пальцам левой руки.
   3. Исходное положение:
   – на выпрямленную ладонь левой руки, являющейся своеобразной опорой и оказывающей сопротивление R, упирается верхней фалангой согнутый указательный палец правой руки (рис. 3).
   Прикладывая основное усилие F к ладони левой руки, силой выпрямить указательный палец правой руки, отдаляя его и всю правую кисть от ладони левой руки, остающейся неподвижной (вариант Б).
   Данное упражнение выполняется для каждого пальца правой руки (среднего, безымянного и мизинца).
   Нетрудно видеть, что данные упражнения используются для тренировки мышц-разгибателей пальцев.
   4. На рис. 4 показано исходное положение упражнения для тренировки мышц-разгибателей пальцев правой руки, когда они работают не по отдельности, а вместе.
   На рис.  5 представлено упражнение – сгибание кисти левой руки, сжатой в кулак и повернутой вверх, к предплечью левой руки, преодолевая сопротивление, оказываемое ладонью правой руки. На рис. 6 представлено то же, что и предыдущее упражнение, но для случая, когда сжатая в кулак кисть левой руки повернута вниз.
   Все упражнения для пальцев и кистей рук, представленные на рис.  1–6, должны выполняться и для случаев, когда роль звеньев левой руки выполняют звенья правой руки, т. е. для осуществления одинаковой проработки всех мышц пальцев и кистей левой и правой руки.

   Упражнения для развития силы, выносливости (1–6), гибкости (7–11) пальцев рук

   Кроме того, необходимо стремиться к тому, чтобы использовать все выделенные ранее способы увеличения напряжения мышц и их сочетания, а также применять все варианты перемещения звеньев тела человека при изменении суставных углов.
   На рис.  7–11 показаны упражнения для развития гибкости пальцев и кистей рук. На всех рисунках направления основного усилия F предусматриваются достижения максимально возможной амплитуды в суставах:
   – между указательным и средним пальцами правой руки (рис.  7), затем между средним и безымянным, безымянным и мизинцем и соответственно между мизинцем и безымянным, безымянным и средним, средним и указательным;
   – между большим пальцем правой руки и остальными пальцами (рис.  8);
   – между четырьмя пальцами правой руки и ее предплечьем (рис.  9 и.10);
   – между кистью и предплечьем правой руки (рис. 11).
   В качестве звеньев, оказывающих давление (сопротивление) и способствующих достижению максимальной амплитуды сгибания в рассматриваемых суставах, используется большой палец левой руки (рис.  7–25.9), кисть левой руки (рис.  10).
   Максимальная амплитуда в суставе, изображенного на рис.  11, может достигаться как за счет силы мышц, окружающих сустав, как и показано на рисунке, так и за счет дополнительного воздействия (R), которое может оказываться мышцами левой руки.
   Все упражнения, которые могут использоваться для развития гибкости пальцев и кисти правой руки, могут и должны использоваться для пальцев и кисти левой руки.


 Упражнения для мышц рук и плечевого пояса


   На рис. 26 представлен комплекс упражнений для мышц-сгибателей и мышц-разгибателей рук, на рис. 27 – для дельтовидных и трапецевидных мышц.


   Рис. 26. Комплекс упражнений для мышц-сгибателей (1–6) и мышц разгибателей (7–13) рук


   Рис. 27. Комплекс упражнений для дельтовидных (1–6) и трапециевидных (7–10) мышц



Упражнения для мышц туловища


   Практически все упражнения для мышц туловища, связанные с одновременным сокращением мышц и изгибом позвоночника, благотворно влияют на его состояние и являются хорошим лечебным и профилактическим средством при остеохондрозе позвоночника и оказывают тонизирующее влияние на весь организм человека, активизируют энергообмен в мышцах, действуют оздоравливающе на его органы и системы.
   Именно поэтому данные упражнения рекомендуются как обязательные для всех лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

   Описание упражнений
   1. В исходном положении стоя расслабьте одну ногу, чтобы снять напряжение с мышц спины, слегка прогнитесь, приподняв плечи, руки согнуты в локтях (рис. 28.1, а), пальцы рук положите на нижние ребра, как бы контролируя ими напряжение верхней части прямой мышцы живота. Вдохните и глубоко наклоните туловище вперед и вниз (рис. 28.1, б). Наклоняясь, максимально напрягите мышцы живота и постарайтесь сохранить первоначальное напряжение до конца движения. Опорную ногу не сгибайте. Упражнение выполняйте в медленном темпе, а после того, как его хорошо освоите, убыстряйте темп.
   2. То же, что и в упражнении 28.1, но в положении сидя на любой опоре, даже в мягком кресле (рис. 28.2).
   3. Сидя на опоре, туловище держите прямо. Затем, напрягая мышцы живота, сделайте движение тазом по стрелке F – это вызовет соответствующий изгиб позвоночника (рис. 28.3). Положение рук произвольное. Упражнение позволяет нагрузить и основание мышц брюшного пресса – пирамидальную мышцу.
   4. В положении стоя расслабьте правую ногу, слегка согнув ее в колене и приподняв на носок. Правую руку согните и поднимите вверх (это даст возможность «развернуть» верхнюю часть широчайшей мышцы спины, прилегающей к плечевой кости). Наклоняя туловище вправо, сделайте встречное движение тазом вправо (плечо и таз должны двигаться навстречу), напрягите широчайшую мышцу спины, удерживая согнутую руку в исходном положении (рис. 28.4). Направление наклона туловища можно изменять, вовлекая в работу и другие мышцы туловища.
   5. Сидя на опоре, одновременно с наклоном туловища влево сделайте движение тазом к левому плечу (рис. 28.5). Поначалу выполнять это движение довольно трудно, но по мере развития мышц, участвующих в этом движении, оно не будет вызывать особых сложностей.

   Рис. 28. Упражнения для мышц туловища



   6. То же, что и в упражнении 28.5, но в положении лежа на спине. Ноги слегка согните в коленях, руки расслабьте. Выполните одновременно встречное движение плечом и тазом, полностью расслабив мышцы, не участвующие в движении (рис. 28.6). Главная задача – как можно сильнее напрячь мышцы боковой поверхности туловища.
   Это упражнение можно выполнять даже тем, кто вынужден соблюдать постельный режим, но с учетом допустимых физических нагрузок на организм.
   7. В положении лежа на спине произвольно напрягите мышцы брюшного пресса, но не поднимайте туловище. Туловище немного наклонится вперед и плечи приподнимутся от пола вследствие напряжения мышц живота. Старайтесь, чтобы угол между полом и туловищем был минимальным (рис. 28.7).
   8. То же, что и в упражнении 28.7, но произвольно сокращая мышцы основания брюшного пресса, что вызовет небольшой изгиб туловища, и таз заметно приподнимется (рис. 28.8).
   Упражнения 28.7. и 28.8 можно выполнять перед сном.


 Упражнения для мышц ног


   Важную роль в движении ног выполняют мышцы стопы и голени, при ходьбе и беге они несут основную нагрузку.
   Предлагаемые упражнения для развития и укрепления мышц ног, отличающиеся от общеизвестных традиционных, позволят получить дополнительный тренировочный эффект (Фохтин В. Г., 1991).

   Описание упражнений
   1. В положении стоя на носках (можно придерживаться руками за какую-нибудь опору) максимально напрягите икроножные мышцы, а также мышцы внешнего свода стопы. Потянитесь вверх и, не уменьшая напряжения мышц, разводите и сводите пятки в умеренном темпе. Направление движений показано стрелками (рис. 29.1). О достаточном напряжении мышц будет «сигнализировать» боль в ахилловом сухожилии.
   2. Немного выставив вперед ногу, поставьте ее на пятку, выпрямление в коленном суставе. Затем, максимально напрягая мышцы наружного свода стопы и большеберцевой мышцы, расположенной у передней поверхности голени, поднимите стопу вверх. После фиксации положения выполняйте медленные повороты носком стопы налево-направо, не отрывая пятку от опоры (рис. 29.2). Направление силовых акцентов показано стрелками F.



   Рис. 29. Упражнения для мышц ног

   Работа мышц стопы и голени в этом упражнении аналогична работе мышц-сгибателей руки.
   3. Поставьте ногу на носок и максимально напрягите икроножную мышцу и мышцы стопы. Продолжая предельно оттягивать носок, выполняйте колебательные движения пяткой вправо-влево (рис. 29.3).
   4. Стопу с предельно оттянутым носком поставьте на внешнюю боковую поверхность, насколько позволяет подвижность в голеностопном суставе, и перекатывайте ее с пятки на носок, предельно напрягая мышцы стопы и икроножную мышцу, при этом напрягаются и другие мышцы голени и стопы (рис. 29.4).
   5. То же, что и в упражнении 29.3, но пятку отводить вправо, как можно сильнее напрягая мышцы стопы и голени. Амплитуда движения предельно возможная.
   6. Правую ногу отведите в сторону – вверх, руки соедините и немного поднимите перед собой, чтобы легче сохранять равновесие. Стопа левой ноги полностью прилегает к опоре (рис. 29.5). Приседайте на левой ноге, стараясь не касаться пола правой ногой, отведенной в сторону. Чтобы нагрузка на мышцы ног была достаточно мощной, изменяйте темп выполнения упражнения. Поначалу можно придерживаться руками за любую опору. Если не удается выполнить упражнение, можно касаться пола ногой, отведенной в сторону.
   7. То же, что и в упражнении 29.5, но правую ногу поставьте сзади на возвышение: стул, табурет, скамейку и др. (рис. 29.6). Темп выполнения упражнения варьируйте.
   8. Сидя на опоре, захватите руками согнутую в колене левую ногу за лодыжку и, создавая руками сопротивление, поднимите голень вверх, стремясь полностью выпрямить ногу (рис. 29.7).
   О самоконтроле. Упражнения атлетической гимнастики без снарядов отличаются по величине нагрузки, амплитуде движений, интенсивности и длительности. Все зависит от поставленной задачи и цели: достижения общего оздоровительного эффекта, либо тренинга на уровне атлетической гимнастики. Ниже приводятся рекомендации В. Г. Фохтина.
   Заниматься силовой гимнастикой с самосопротивлением, в которой исключен травматизм, можно в любом возрасте. Упражнения выполняют примерно за 30–40 мин до еды и не раньше чем через 2–2,5 ч после. Для утренней зарядки с проработкой крупных мышц при средней нагрузке с количеством повторений 8–12 достаточно всего 6–10 мин. Дневные и вечерние занятия можно проводить с максимально возможным напряжением при многократных повторениях, длятся они 20–30 мин и больше. Целесообразно чередовать нагрузку на отдельные группы мышц через день-два. Вечерняя тренировка должна заканчиваться не позднее чем за 1 час до сна. После сна приступайте к упражнениям не раньше чем через 25–30 мин.
   Об эффективности занятий можно судить по данным самоконтроля. Один из его методов – антрометрия, т. е. измерение окружности (или «объема») частей тела: шеи, рук, талии, плеч, голени и т. д. Измерение выполняют гибкой сантиметровой лентой в самом большом сечении мышцы. Контрольные замеры нужно сделать перед началом занятий, а также через 5–6 месяцев. Затем можно делать это через 2–3 месяца, занося результаты в специальный дневник самоконтроля. Сюда же записывайте дополнительные данные: вес, рост, частоту пульса в покое и после нагрузки, оценку общего самочувствия, работоспособность и т. п.
   Другим объективным показателем эффективности являются контрольные тесты в виде силовых упражнений, например: сгибания, разгибания рук в упоре лежа, подтягивания на перекладине, поднимания туловища из положения лежа на спине и др. Силу пальцев рук и кисти можно периодически замерять с помощью кистевого динамометра.
   Эффект силовых упражнений можно оценить и по уровню восстановительной способности организма после интенсивной физической работы. Как правило, короткие физкультпаузы с небольшой нагрузкой, выполняемые между основными тренировками, способствуют более быстрому восстановлению функциональной активности мышц.
   Положительные результаты от занятий скажутся и на общем самочувствии – улучшится психическое и физическое состояние, повысится внимание, нормализуется сон.
   Если появится недомогание, ухудшится самочувствие, нарушится сон, то нужно снизить объем нагрузок или обратиться к врачу.
   В дневник самоконтроля необходимо вписывать данные о частоте сердечных сокращений (ЧСС). Для начинающих предельное значение ЧСС по время занятия определяется по формуле: 200 минус возраст, а для более подготовленных – 220 минус возраст. Длительность работы в таком режиме примерно 30 мин. Через час после тренировки пульс должен снизиться до нормы.
   Периодичность занятий атлетической гимнастики без снарядов зависит от нескольких факторов: от цели занятий, уровня начальной физической подготовленности, возраста, пола и др. Без ущерба для здоровья можно упражняться на достаточно высоком уровне нагрузки ежедневно и даже дважды в день, выполняя комплексы, направленные на проработку мышечных групп. Упражнения также можно включать в утреннюю зарядку, использовать в разминке.
   Любое мышечное напряжение, будь то сокращение скелетных мышц или сердечной мышцы, кровеносных сосудов или изменение формы хрусталика глаза, имеет оздоровительную направленность. Кроме того, мышечная система, являясь в организме основным потребителем внутренней энергии, позволяет регулировать ее распределение через произвольную физическую активность.
   Постоянный регулярный тренинг мышечной системы активизирует функции центральной нервной системы, расширяя возможности человеческой психики. Занятия физкультурой помогают вырабатывать умение «чувствовать» свое состояние и управлять им.
   В любом возрасте занятия атлетической гимнастикой без снарядов дадут положительный результат. Она поможет развить силу, гибкость, сделать фигуру красивой, а в зрелые годы физическая активность остается единственным средством поддержания всех систем организма на достаточно высоком функциональном уровне.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!