Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 города Аши Челябинской области
Согласовано: Утверждаю:
Директор по ВР Директор МКОУ «СОШ № 2» г.Аши
МКОУ «СОШ № 2» г.Аши Хазиахметова А.Р. ________________
Кусочкина ЕВ______________ «_____» _________________________
«____» ____________________
ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
«В МИРЕ ДОБРЫХ ДЕЛ»
Срок реализации программы: 4 года
Автор:
учитель начальных классов
Надежда Сергеевна Шевелёва
2015-2019
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3
4 этапа реализации программы 7
Приоритетные направления воспитательной работы 8
Циклограмма деятельности классного руководителя 13
Критерии и способы изучения Эффективности воспитательной деятельности 14
Реализация программы 16 Список класса 16
Характеристика 1 "Б" класса 17
Символика 18
Самоуправление в классе 19
Сотрудничество классного коллектива и классного руководителя 20 Работа с родителями 20
Индивидуальная работа с детьми 24
Результативность воспитательной деятельности в классе 26 Анализ социальной динамики развития класса за 2015-2016 год 31
Анализ социальной динамики развития класса за 2016-2017 год 32 Анализ социальной динамики развития класса за 2017-2018 год 33 Список используемой литературы и интернет ресурсов 35
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пока человек в состоянии творить добро,
ему не грозит опасность столкнуться с неблагодарностью.
Франсуа де Ларошфуко
Разработанная программа «В мире добрых дел» направлена на всестороннее развитие ребенка. Программа служит основой построения воспитательной работы в классе, помогает согласовать действия учителя, обучающихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности детей в начальной школе.
Программа рассчитана на четыре класса начальной школы.
Программа воспитательной работы в классе «В мире добрых дел" основана на системном (программно-целевом) подходе. Его преимущество заключается в том, что он позволяет педагогу увидеть конечный результат своей деятельности и мобилизовать усилия всех участников образовательного процесса в классе для его достижения.
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств вплоть до наркотиков, распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания ещё более трудным. Если в начальной школе процесс воспитания осуществляется безразличными людьми, потери от такого воспитания невосполнимы!
Огромное значение для учителя имеют невербальные формы педагогического общения. Это значит, что педагог должен развивать в себе следующие коммуникативные способности:
- умение вступать в контакт с незнакомыми людьми;
- умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения;
- умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком;
- умение создавать возможность для другого человека в проявлении своих интересов и чувств;
- умение извлекать из общения максимум информации для себя.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
- Добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями;
систематичность в организации;
- Личностно ориентированный подход в развитии и формировании личности ребенка;
создание условий для проявления творческих возможностей, взглядов, мнений, свободы мысли;
- Сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы.
сочетание романтики, игры и социально востребованной деятельности с опорой на духовные ценности: добро, истину, красоту.
Любое воспитательное мероприятие имеет смысл, если:
- Предварительно создается небольшая временная инициативная группа учащихся, которая определяет цель, подготавливает проект и план (композицию, сценарий) проводимого мероприятия, выступает основным организатором и координатором при его подготовке и аналитиком после проведения;
- Педагог владеет знаниями, умениями и опытом в организации воспитательных мероприятий;
- Педагог является авторитетным, уважаемым человеком в коллективе учащихся;
- Педагог умеет организовывать воспитательное взаимодействие применительно к конкрет-ным условиям и особенностям коллектива школьников и интересам учащихся;
- Педагог выступает той динамической, активной силой, которая мотивирует учащихся к участию в воспитательной деятельности, при постепенном сокращении доли своего участия, доводя его до разумно минимальных пределов, что ведет к усилению самостоятельной роли учащихся;
- В подготовке, проведении, обсуждении результатов принимают участие и учителя, и дети, и родители;
- Деятельность направлена не на получение наград (взрослыми или детьми), а на позитивные изменения в развитии и саморазвитии личности;
- Участники строят отношения на основе сотрудничества и сотворчества, развивают в себе качества толерантной личности
Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть ДОБРЫМ и УСПЕШНЫМ.
Программа «В мире добрых дел» – это осуществление «своих собственных надежд и мечтаний», движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка. Она не противоречит воспитательной программе школы, перекликается с основными направлениями, целями и задачами школьной программы.
Цель программы: развитие нравственной, творческой, ответственной инициативной личности, гражданина и патриота.
Задачи программы:
- помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
- создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
- вовлечение учащихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, - способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
- диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся;
- воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро;
- воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города;
- совершенствование ученического самоуправления, развитие и упрочнение детской организации;
- вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
- создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества.
Планируемые результаты реализации программы «В мире добрых дел»
Личностные качества
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой
Регулятивные качества
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Обучающийся получит возможность научиться:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Познавательные качества
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- общаться в устной и письменной форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза
Коммуникативные качества
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Обучающийся получит возможность научиться:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы.
Внеурочная воспитательная деятельность – это организованные и целенаправленные занятия (мероприятия) с учащимися воспитательного и образовательного характера, процесс организации досуга учащихся. Внеурочная воспитательная деятельность направлена на повышение уровня нравственной, правовой, физической, эстетической социальной культуры учащихся. Дети овладевают навыками и умениями организации социально значимой деятельности, развивают свои творческие и иные способности, учатся сотрудничать, помогать, поддерживать друг друга в трудные минуты, развивают лучшие человеческие качества: доброту, эмпатию, толерантность и т.д.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания создана на основе: Федерального закона «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07. 2013); Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897);
Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников;
Программы «Планета детства» М.В. Петровой г.Комаров.
4 ЭТАПА РЕАЛИЦАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
1 класс
- успешная адаптация к школьной жизни;
- эмоциональная устойчивость обучающихся;
- создание предпосылок для формирования классного коллектива;
- активное участие родителей в жизни класса, школы;
- создание органов классного самоуправления.
2 класс
- устойчивые положительные результаты обучения;
- активное участие детей в жизни класса, школы, микрорайона;
- негативное отношение к вредным привычкам.
3 класс
- проявление интеллектуальных способностей на уровне района, области;
-знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;
- умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
ощущение ответственности, удовлетворенности за совершаемые поступки.
4 класс
- овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
проявление самостоятельной творческой активности в помощи другим людям;
- умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направле-нности;
- готовность к самоопределению в социуме;
обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы.
Программа осуществляется:
- через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
- через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
- через систему дополнительного образования;
- в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
- в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь, организаторы детского досуга);
- через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения города (школы, музеи, библиотеки, ДЮСШ, РДК, СК «Металлург»).
Методы:
- научно-исследовательский;
- метод проектов;
- личностно-ориентированный метод;
- наглядно-иллюстративный метод;
- метод критического мышления (метод «Шести шляп»)
Формы работы:
классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации, тренинги, занятия; конкурсы, викторины, игры, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, карнавалы, фестивали, встречи с интересными людьми, игры по интересам.
Принципы построения воспитательной работы
1.Принцип открытости.
2. Принцип привлекательности будущего дела.
3. Принцип деятельности.
4. Принцип свободы участия.
5. Принцип обратной связи.
6. Принцип сотворчества.
7. Принцип успешности.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
1.Интеллектуально-познавательная деятельность
Цель работы – оказание помощи учащимся в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.
Задачи: -Помощь в развитии познавательных интересов обучающихся; -Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей; -Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития; -Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии; -Формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.
Виды деятельности:
развития всех познавательных функций человека: психических процессов ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи; умственное просвещение учащихся в области наук, деятельности, общения; формирование механизма самоорганизации умственной деятельности; развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей учащихся; развитие творческого потенциал; формирование профессионального мышления. Умственное воспитание осуществляется, прежде всего, через образование и обучение.
Формы работы с классным коллективом:
«Парад школьных наук» - классный час – представление.
Олимпиады по русскому языку, математике.
«О происхождении слов» - викторина.
«Память нужно развивать» - устный журнал.
«Как выполнять домашние задания» - беседа.
Интеллектуальный марафон.
«Чтобы компьютер был другом» - беседа.
«Развивай внимание» - игровая программа.
«Газеты и журналы нашего дома» - информационный час.
«Что? Где? Когда?» - игра с детьми и родителями.
«Как научить себя учиться?» - встреча со школьным психологом.
Экскурсия в школьную библиотеку.
«Память можно развить» - беседа.
«Учимся составлять ребусы» - мастерская.
«Какие бывают словари» - обзор книг.
2. Спортивно-оздоровительная деятельность
Цель работы – использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимися их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.
Задачи: - Формирование здорового образа жизни школьника; - Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации; - Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Виды деятельности: - сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения и медицинскими учреждениями города, поселка, деревни с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса; - сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками; -сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического и психического состояния учащихся и возможной коррекции здоровья учащихся; - сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися; -формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья; - организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.
Форма работы с классным коллективом:
«Режим дня - кому он нужен?» - дискуссия.
«Что растёт на грядке?» - викторина.
Игры по «Обеспечению безопасности жизнедеятельности».
«В здоровом теле – здоровый дух» - КТД
«В гостях у Мойдодыра» - круглый стол.
Экскурсия в осенний парк.
«Весёлые старты» - спортивные соревнования.
«Что нужно знать о пище и режиме питания» - классный час.
«Чистые руки, тело – смело берись за любое дело» - встреча с детским врачом.
«Чтобы гриппа не бояться – надо, братцы, закаляться» - утренник.
«Почему нужно заниматься спортом» - классный час.
Культпоход на каток.
«Здоровый сон» - классный час.
«Радоваться жизни самой» - конкурсная программа.
«Семейная спортивная спартакиада» - спортивный праздник.
Конкурс стенгазет «Хочу быть здоровым!»
Туристический поход с родителями.
«Путешествие в страну Гигиены» - праздник.
Беседы по безопасности жизни.
3.Духовно-нравственная деятельность
Цель работы – помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила. Задачи: -формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям; -формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни; -Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности; -Воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе.
Виды деятельности: - развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях; - развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон; - воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях; - знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях; - воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствования; - формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Формы работы с классным коллективом:
«Мы за чаем не скучаем» - семейный праздник.
«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» - выставка рисунков.
«О лени и лентяях» - игра-путешествие.
«Школа вежливых наук» - классный час.
«От улыбки хмурый день светлей» - защита проекта .
«Дисциплина и ответственность» - беседа.
«Мои права и обязанности» - встреча с юристом.
«О родных и близких людях с любовью» - КТД.
«Правда и ложь - какие они?» - анализ ситуаций.
«Об обидах и причинах обид» - беседа.
«Что такое характер?» - встреча с психологом.
«Что значит в жизни похвала?» - дискуссия.
«Справедливость и сочувствие в кино» - просмотр и обсуждение кинофильма.
«Вежливость на улице и в общественных местах» - анализ ситуаций.
«Мои мечты и желания» - классный час.
«Вместе дружная семья» - викторина.
4. Творческо-эстетическая деятельность
Цель работы – гармонизация и развитие творческих способностей человека, приобщение учащихся к эстетическим ценностям.
Задачи: - Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей; - Организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности.
Виды деятельности:
- Изучение потребностей, интересов и желаний учащихся, в организации и проведении внеклассных мероприятий;
- Стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса и школы;
- Изучение и способностей к общению каждого ученика;
- Эстетическое образование, теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
- Художественное воспитание;
- Воспитание творческих потребностей и способностей.
Формы работы с классным коллективом: - Участие в конкурсах, школьных и районных мероприятиях; «Школа творческих наук» - классный час. «Учимся быть добрыми» классный час - размышление. «Смелость и трусость» - дискуссия. «День именинника» - конкурсно - развлекательная программа. «Это славное имя Пушкин» - литературно-музыкальная композиция. «Лучший скороговорщик» - конкурсная программа. «Школа этикета или Вы пришли в театр» - классный час. «Новогодняя игрушка» - конкурс. «В гостях у зимушки-зимы» - праздник Нового года. Экскурсия в детскую библиотеку. Экскурсия в музей. «Инструменты разных народов». Фестиваль народов Южного Урала. «Знакомство с традициями других народов» встреча с семьями. «Культура речи» - ролевая игра.
5. Гражданско-патриотическая деятельность
Цель работы – формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Задачи: - Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом. - Формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей. - Обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования. - Воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города. - Воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Виды деятельности: - Изучение правовых норм государства, законов и формирование у учащихся ответственного отношения к ним; - Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения; - Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся; - Формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости.
Формы работы с классным руководителем::
«Символы России, области, города» - классные часы.
«Москва - столица нашей Родины» - устный журнал.
«Урал – гордость России» - встреча с интересными людьми.
Экскурсия в школьный краеведческий музей.
«Человек поднялся в космос» - викторина.
«Русские народные традиции» - классный час.
«Мои права и обязанности» - дискуссия.
«Рыцари, вперед!» - конкурсная программа ко Дню защитника Отечества.
Вахта памяти.
Урок мужества.
«Русские народные праздники - Масленица» - праздник.
«Уральский край» - викторина.
«Моя улица» - защита творческих проектов
Встреча с юристом «Мои права и обязанности».
Шестое направление: работа с семьёй
Цель работы – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности. Задачи: - Организация и совместное проведение досуга детей и родителей; - Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему роди- тельских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед; - - Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспита- тельного процесса - педагогов, детей и родителей; - Организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности; - Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликт-ных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе “учитель — ученик - родитель”.
Виды деятельности в направлении «Семья» - Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями; - Изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка; - Поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы. - Совместная творческая деятельность учащихся и их родителей; - Консультирование и решение проблем семейного воспитания детей младшего школьного возраста; - Родительское собрание не собрание для нотации, а встреча единомышленников с одними радостями и проблемами; - Работа со школьным психологом, социальным педагогом, врачом для решения насущных вопросов и проблем.
ЦИКЛОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Виды деятельности и проводимые мероприятия | периодичность |
Встреча детей Проведение утренней зарядки Контроль посещаемости и успеваемости Организация питания Индивидуальные беседы Консультации Работа с классным журналом | ежедневно |
| |
Проведение экскурсий, встреч. Работа с родительским комитетом Отчёт микрогрупп органа самоуправления класса о работе Посещение линейки Генеральная уборка классной комнаты День Здоровья Библиотечные занятия | |
| |
Работа с личными делами учащихся Участие в мероприятиях и акциях школьного. Муниципального, регионального, федерального уровней Участие детей в детских объединениях и организациях Посещение семей учащихся Организация поездок Занятия с психологом школы | в течение года |
КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Критерии | Показатели | Методики |
1. Интеллектуальная развитость | 1. Освоенность образовательной программы. 2. Развитость познавательных интересов. 3. Способность к проведению научного поиска, олимпиадное движение | Анализ текущей и итоговой аттестации. Участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах. |
2. Нравственная развитость, воспитанность | 1. Сформированность основных нравственных качеств личности. 2. Социальная активность учащихся | «Методика изучения уровня воспи-танности учеников» Автор Н.П. Капустин. Цель методики - выявить нравственную воспитанность учащихся начальных классов. |
3. Развитие креативных способностей | 1. Способность к оригинальному мышлению. 2. Стремление к творчеству | Методика незавершенных предложений (из опыта работы С.А. Беловой) Цель данной методики – изучение индивидуальных особенностей детей в классе, их интересов и потребностей. Методика «Цветик-семицветик» Автор: И.М. Витковская (Цель методики – выявление направленности интересов младших школьников) «Метод шести шляп» |
4.Сформированность классного коллектива | 1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе. 2. Сформированность индивидуальности классного коллектива | Социометрия (Эта методика направлена на изучение эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка) |
5.Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества | 1.Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в классе. 2.Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей | Методика «Какой у нас коллектив?» Автор А.Н. Лутошкин (Цель данной методики - определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом) «Методика изучения удовлетво-ренности учащихся школьной жизнью» Автор А.А. Андреев. Настоящая методика нацелена на определение степени удовлетворе-нности учащихся школьной жизнью. «Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения» Автор Е.Н. Степанов. Цель методики – выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и педагогического коллектива. |
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Список 1б класса МКОУ «СОШ №2» города Аши
№ п/п | ФИО ученика | Дата рождения |
-
| Алексеева Дарья Игоревна | 22.07.2008г |
-
| Атнагузина Тамара Дмитриевна | 17.04.2008г |
-
| Булыкин Илья Андреевич | 13.11.2008г |
-
| Валиулина Карина Денисовна | 01.10.2007г |
-
| Вершинин Семен Михайлович | 30.06.2008г |
-
| Емельянова Екатерина Геннадьевна | 21.11.2007г |
-
| Ефремова Мария Андреевна | 29.08.2008г |
-
| Захарова Валерия Олеговна | 02.09.2008г |
-
| Злобинова Анна Сергеевна | 07.10.2008г |
-
| Иванцова Диана Борисовна | 21.05.2008г |
-
| Лапутина Оля Владимировна | 04.04.2008г |
-
| Клепинин Виктор Федорович | 30.05.2008г. |
-
| Мезенина Ангелина Вячеславовна | 14.08.2008г. |
-
| Мусалимов Илья Станиславович | 27.02.2009г |
-
| Мустафин Айнур Ильшатович | 05.08.2008г |
-
| Мухамедьянова Алия Ильдусовна | 29.06.2008г |
-
| Новиков Кирилл Сергееевич | 20.04.2008г |
-
| Салахов Денислам Рэстэмович | 18.06.2008г |
-
| Салеев Игорь Дмитриевич | 01.04.2008г |
-
| Соболев Родион Васильевич | 14.04.2009г |
-
| Салимьянов Олег Алексеевич | 02.12.2008г |
-
| Саликаев Рустам Валерьевич | 17.12.2008 |
-
| Семеняга Софья Сергеевна | 08.04.2008г |
-
| Сулейманов Вадим Ринатович | 29.06.2008г |
-
| Тимофеев Даниил Григорьевич | 16.06.2008г |
-
| Ускова Ульяна Сергеевна | 04.11.2007г |
-
| Халитова Риана Андреевна | 29.05.2008г |
-
| Шаймуратов Матвей Денисович | 19.11.2008г. |
-
| Шайхутдинов Марат Марсович | 06.10.2008г |
-
| Свистунов Максим Артемович | 29.12.2008г |
-
| Филиппова Елизавета Сергеевна | 10.09.2008 |
-
| Яндимирова Софья Александровна | 15.08.2008г |
ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА
В 1б классе 32 человека, из них 17 девочек и 15 мальчиков. Два ребенка в классе 2009 года рождения (Мусалимов Илья, Соболев Родион), три учащихся – 2007 г. (Емельянова Екатерина, Валиулина Карина, Ускова Ульяна), 27 учащихся – 2008 года. До поступления в 1 класс практически все дети посещали подготовительные группы в детском саду, либо в школе.
Огромную сложность в организации и проведении уроков и внеурочной деятельности представляет наполненность класса. Дети активны, подвижны и любознательны. Поэтому свою работу на этапе адаптации первоклассников вижу в их сплочении, привитии интереса к учёбе, желания идти в школу, кроме этого необходимо познакомить и приучить ребят к правилам поведения в школе и внимательном, добром отношении к окружающим.
По результатам первых наблюдений многие дети имеют высокий уровень готовности к школе. Эти дети с первых дней заняли активную позицию в классе, внимательны, аккуратны, старательны.
Однако есть дети, с первых дней требующие к себе особого внимания. Им нужен специальный подход, как в общении, так и в урочное время. Есть ребята, которые неусидчивы, они требуют постоянного внимания со стороны учителя. Четыре обучающихся до сих пор не произносит отдельные звуки. С ними необходима работа логопеда. Есть ребята, которые часто конфликтуют с другими детьми, играют в шумные игры, сопровождаемые ударами и плохими словами в адрес других ребят. Все дети посещают кружки и спортивные секции.
Почти во всех семьях родители занимаются воспитанием детей. В них созданы необходимые условия для выполнения домашних учебных заданий. Родители заинтересованы школьной жизнью и готовы помочь в организации учебно-воспитательного процесса.
Социальный паспорт класса выглядит следующим образом:
Многодетные семьи: 6 чел
Опекаемые семьи: 2 чел.
Неполные семьи: 7 чел.
Малообеспеченные семьи:13 чел.
Группа риска: 4 чел.
Социально-опасные семьи: 4 чел.
Педагогический учет: 0 чел.
В целом коллектив сплоченный, дружный, активный. На замечания реагируют адекватно, стараются прислушаться к замечаниям взрослых.
За время учебы грубых нарушений дисциплины у ребят не наблюдалось.
Свою работу на этапе адаптации первоклассников вижу в их сплочении, привитии интереса к учёбе, желания идти в школу.
НАЗВАНИЕ, ДЕВИЗ, ЭМБЛЕМА КЛАССА
Название | «Улыбка» |
Девиз | Максимум учёбы, максимум смеха! Так мы быстрее добьёмся успеха! |
Речёвка | Когда мы улыбаемся, Мы реже ошибаемся. И чаще награждаемся Подарками судьбы! |
Эмблема | |
Правила | 1. Стараться выполнять все «Правила». 2. Стремиться овладевать полезными умениями и навыками. 3. Обязаны ограничивать себя для уважения прав других лиц, для сохранения здоровья и порядка. 4. Имеют право просить помощи и поддержку у окружающих. 5. Должны помогать людям, которые их окружают. 5. Имеют право на сохранение своей индивидуальности. 6. Имеют право свободно выражать свое мнение, свои взгляды по всем вопросам, касающимся его. |
САМОУПРАВЛЕНИЕ В КЛАССЕ
Цели организации ученического самоуправления в классе:
- Повышение активности учащихся в классных делах;
- Реализация интересов каждого учащегося;
- Привлечение родителей к совместной деятельности;
- Проведение акций;
- Повышение уверенности ребят в своих возможностях.
Распределение обязанностей в классе:
Отвечает за состоянием спортивного инвентаря, одежды | Вершинин Семён, Халитова Риана |
Следит за готовностью к урокам труда, за состоянием папок для уроков и уборкой класса после урока | Алексеева Дарья, Захарова Валерия |
Следит за состоянием учебников, за сохранностью мебели в классе | Салимьянов Олег, Салеев Игорь |
Помощники учителя | Емельянова Екатерина, Клепинин Виктор, Тимофеев Даниил |
Следит за готовностью к урокам рисования, за состоянием альбомов и красок и уборкой класса после урока | Салахов Денислам, Валиулина Карина |
Ухаживают за цветами | Соболев Родион, Мезенина Ангелина, Свистунов Максим, Саликаев Рустам |
Ответственные за уголок по чтению | Семеняга Софья, Яндимирова Софья, Шаймуратов Матвей |
Следит за внешним видом одноклассников | Иванцова Диана, Шайхутдинов Марат, Ефремова Мария |
Взаимодействие классного руководителя и классного коллектива с социальными службами
Сотрудничество классного коллектива и классного руководителя вне школы

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
- Педагогическое просвещение родителей;
- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- Участие в управлении учебно-воспитательным процессом.
Формы работы с семьей по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже таблице, которые предполагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива.
Взаимодействие с родителями
Основные направления | Формы работы с семьей |
Психолого-педагогическое просвещение родителей | родительские собрания |
индивидуальные и тематические консультации |
Тренинги |
Конференции |
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс | дни творчества |
проведений акций, конкурсов |
открытые уроки и внеклассные мероприятия |
помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса |
родительское общественное патрулирование |
«шефская» помощь |
Участие в управлении учебно-воспитательным процессом | участие родителей класса в работе совета школы |
участие родителей класса в работе родительского комитета |
участие в работе общественного совета содействия семье и школе |
Калейдоскоп родительских собраний
Срок проведения | Тема собрания | Ответственные |
1 класс |
сентябрь | Трудности адаптации первоклассника к школе. | учитель, психолог |
ноябрь | Режим дня в жизни школьника. | учитель, психолог |
январь | Год экологии «Позаботимся о бездомных животных». Посеешь привычку – пожнешь характер (собрание-консультация, посвященное проблеме воспитания бережливости) | Учитель, родители |
апрель | Год экологии «Позаботимся о птицах». Здоровье наших детей. Воспитание гигиенической культуры» | Учитель, родители |
май | Год экологии «Позаботимся о деревьях». Подведение итогов» | Учитель, родители |
2 класс |
I четверть | Особенности учебников, по которым учатся дети. Год экологии «Наведём порядок в любимом посёлке». | Учитель, родители |
II четверть | Утомляемость ребёнка и как с ней бороться. Год экологии «Позаботимся о зимующих птицах». | Учитель, родтели |
III четверть | Причины и последствия детской агрессии. Год экологии «Забота о бездомных животных» | учитель, родители, психолог |
IV четверть | Поощрение и наказание детей в семье. Год экологии «Забота о перелётных птицах». | учитель, родители |
3 класс |
I четверть | РДШ. Семейные праздники и их значение для ребёнка. | Учитель, родители |
II четверть | Год экологии «Забота о бездомных животных» Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка. | учитель, библиотекарь, психолог |
III четверть | Год «Добровольца», акция «Подари игрушку ребенку» Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка. | Учитель, родители |
IV четверть | Год «Добровольца», акция «Помоги детям-сиротам» Роль семьи в сохранении здоровья ребёнка. | врач, учитель, родители |
4 класс |
I четверть | Год «Добровольца», акция «Поможем пожилым людям собрать урожай». Ваш ребёнок взрослеет. Половое воспитание в семье. | Врач, учитель, родители |
II четверть | Год «Добровольца», акция «Новогодние подарки для детей из малоимущих семей». «Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника. | Учитель, родители |
III четверть | Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей. | Учитель |
IV четверть | Школе мы не говорим: "Прощай!", мы говорим: "До новой встречи!" | Учитель |
Родительский комитет класса
Председатель: Тимофеев Григорий Николаевич.
Секретарь: Мухамедьянова Наиля Шамильевна.
Актив: Емельянова Марина Владимировна, Грачева Людмила Васильевна, Филиппова Наталья Анатольевна, Шаймуратова Христина Сергеевна, Яндимирова Эльвира Анатольевна.
Родительский комитет класса:
- Помогает классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей;
- Вовлекает родителей в совместную деятельность с детьми;
- Влияет на формирование культуры родительского общения;
- Посредник между семьей, школой, общественными организациями в трудных жизненных ситуациях;
- Стимулирует подвижничество и ответственность в воспитании подрастающего поколения;
- Выступает с инициативами и предложениями по улучшению образовательного и воспитательного процесса в школе;
- Соблюдает этические нормы в общении с учащимися, педагогами и их родителями.
Родительский комитет имеет право:
- Активно участвовать в организации образовательно-воспитательного процесса в классе;
- Помогать классному руководителю и школе в приобретении учебников и пособий;
- Посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;
- Присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;
- Высказывать свое мнение о проводимых в классе мероприятиях;
- Принимать совместно с классным руководителем определенные меры воздействия к тем родителям, которые не занимаются воспитанием своих детей;
- Проводить беседы с проблемными учащимися;
- Поддерживать тесный контакт с правоохранительными органами в защиту прав ребенка и семьи.
План работы родительского комитета на 2015-2019 уч.год:
Сентябрь.
Планирование работы на учебный год
Организация «Дня здоровья»
Организационные вопросы
Октябрь.
Организация внеклассных мероприятий «Праздник осени», «Посвящение в первоклассники»/1 класс/
Ноябрь-Декабрь.
Организация новогоднего утренника
Праздничное оформление класса
Новогодние подарки
Февраль
Организация проведения праздника – Дня защитника Отечества
Март
Организация праздника «Прощание с азбукой» /1 класс/
Организация проведения праздника – 8 Марта
Апрель
Организация посещения экскурсии на предприятие в г.Аше
Май
Организация утренника «Прощание с первым классом» /1 класс/
Подведение итогов работы за год.
индивидуальная Работа с детьми
Во все времена предметом заботы учителя является нравственный облик учащихся, культура поведения. В связи с этим важна работа педагога с теми учащимися, поведение которых не всегда соответствует требованиям дисциплины и нормам морали. Таких учащихся называют «школьниками, имеющими отклонения в поведении», «трудными», «педагогически запущенными».
Мой класс не исключение, в нем тоже есть такой ребенок. Планируя индивидуальную работу с ним, я, в первую очередь, стараюсь определить воспитательные возможности семьи, в которой воспитывается мальчик, а также воспитательные возможности класса и причины, приведшие к трудностям в его поведении. Выясняя причины, определяю не только уровень педагогической запущенности, но прежде всего положительные качества ребёнка, на которые я смогу опереться в воспитательной работе.
План индивидуальной работы
Фамилия, имя ребенка | Индивидуальная работа |
… | Привлечение психолога для определения причин отклонений в поведении, а также изучения индивидуальных психологических особенностей личности ребенка. Составление плана педагогической коррекции личности, совместно с психологом. Индивидуальные беседы о поведении на уроках и переменах, о выполнении домашних заданий, о бережном отношении к учебным принадлежностям. Индивидуальная беседа с мамой о контроле с её стороны за выполнением домашних заданий. Вовлечение мальчика в различные виды положительной деятельности и обеспечение успеха в ней. Привлечение ребенка и родителей к участию в классных мероприятиях. Приглашение ребенка на совет профилактики для беседы с инспектором ОПДН. Выполнение общественного поручения в классе. Дежурство по классу и школе. |
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА
«Чтобы воспитать человека во всех отношениях,
надо знать его во всех отношениях»
К.Д. Ушинский
Методика незавершенных предложений
(из опыта работы С.А. Беловой)
Цель данной методики – изучение индивидуальных особенностей детей в классе, их интересов и потребностей.
Ребятам предлагалось закончить следующие предложения:
Мама – это …
Папа – это …
Я – это …
Счастье – это …
Радость – это …
Любовь – это …
Я очень хочу …
Я очень не хочу …
Я очень люблю …
Я очень не люблю …
Моя самая заветная мечта …
Данная методика позволила мне увидеть внутренний мир каждого ребенка, понять его проблемы; узнать об интересах, потребностях детей. Тем самым учесть индивидуальные особенности каждого ребенка при построении моей воспитательной системы.
Методика «Какой у нас коллектив?»
(автор А.Н. Лутошкин)
Цель данной методики - определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом.
Детям предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива по А.Н. Лутошкину: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел».
Разбившись на группы, школьники обсуждают, на каком этапе развития коллектива находится наше классное сообщество и почему, что мешает подняться на более высокий уровень развития, что поможет стать более сплоченным коллективом. На основании ответов определяется степень удовлетворенности учащихся своим классом.
Ребята пришли к выводу, что уровень развития нашего коллектива напоминает «Мягкую глину». Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в классе может быть командир или организатор дела – этот материал превращается в искусно изготовленный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий.
В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они робки, но это уже не «Песчаная россыпь», где каждый из ребят как песчинка: вроде все вместе, и, в то же время, каждый отдельно.
На данном этапе формирования коллектива скрепляющим звеном является взрослый. Отношения среди ребят разные – доброжелательные, дружеские, но иногда и конфликтные. Дети высказали мнение, что возможно это и мешает коллективу подняться на более высокий уровень развития. Ребята пришли к мнению, что стать более сплоченным коллективом им поможет желание трудиться сообща, помощь друг другу. Но желание - это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянной работы над собой, проявление настойчивости в преодолении трудностей.
Методика «Цветик-семицветик»
(составлена И.М. Витковской)
Цель методики – выявление направленности интересов младших школьников. Методика проводилась следующим образом. На уроке труда каждый ребенок изготавливал цветок со съемными лепестками. Затем на лепестках дети записывали свои желания, исполнения которых детям больше всего хотелось.
![]()
Прежде чем написать желание на лепестке, надо было поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребенок сформулировал семь желаний, которые были им же проранжированы.
В целом по классу результаты получились следующие:
В первом классе (участвовало 30 человек) на первом месте у ребят положительные желания для себя, на втором - для родных и близких. Низкий показатель желаний для класса и для всех людей.
Во втором классе (принимали участие 28 человек) на первом месте стоят желания для себя и для своих близких, возросло количество желаний для класса.
В третьем классе (участвовало 27 человек) на первом месте остаются желания для своих родных, а желания для себя становятся на второе место. Заметно увеличиваются желания для класса и для всех людей. В то же время уменьшается выбор асоциальных желаний для себя.
Можно сделать вывод, что в течение трех лет работы с классом заметна положительная динамика. Следовательно, работа ведется в нужном направлении и в дальнейшем будет продолжена.
Социометрия
Эта методика направлена на изучение эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка.
Исследователь задает поочередно 4 вопроса, которые являются критериями выбора (2 положительных и 2 отрицательных выбора). Каждый ребенок, отвечая на них, записывает на бланке фамилии трех человек, которым он отдает свои выборы.
Сплочённость коллектива – это степень интеграции, объединения членов группы, основанного на единстве эмоциональных предпочтений, жизненных смыслов и установок в пространстве совместной деятельности. Механизм психологического сплочения действует на 3-х уровнях активности членов группы: на эмоциональном, ценностно-ориентационном и предметно-ориентационном.
Эмоциональная сплоченность развёртывается в сфере личных контактов, основанных на чувствах личной приязни, предпочтений симпатии, психологической совместимости. Ценностно-ориентационная сплочённость охватывает более глубокую область личностных смыслов жизненных установок и ценностей, взглядов на жизнь.
Предметно-ориентационный уровень сплочённости теснее всего связан и непосредс-твенно определяется совместной деятельностью. Это единство мнений и установок на предмет, цели, средства общей работы.
В классе преобладает средний статус, значит, большинство учащихся имеют благоп-риятные условия для развития личности, положительное социальное самочувствие.
Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (автор Е.Н. Степанов)
Цель методики – выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и педагогического коллектива.
На родительском собрании родителям предлагалось познакомиться с утверждениями и оценить степень согласия с ними. В данной методике участвовало 32 человека.
![]()
Анализируя результаты методики можно сделать вывод, что уровень удовлетворенности родителями работой педагогического коллектива имеет положительную динамику. С каждым годом работы с детьми уровень удовлетворенности повышается, в то же время низкий уровень идет на спад. В целом родители довольны жизнью ребенка в школе. Многие из них считают, что ребенок в среде своих одноклассников чувствует себя комфорт-но, что педагоги в работе учитывают индивидуальные особенности детей, а также что в шко-ле заботятся о физическом развитии и здоровье детей, готовят их к самостоятельной жизни.
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью
(автор А.А. Андреев)
Настоящая методика нацелена на определение степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью. Учащимся предлагалось прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 - совершенно согласен, 3 - согласен, 2 - трудно сказать, 1 - не согласен, 0 - совершенно не согласен.
![]()
Анализируя результаты данной диаграммы можно сделать вывод, что степень удовлет-воренности учащихся школьной жизнью к 3 классу повысилась. Большинство ребят ответи-ли, что в школу они идут с радостью, в классе могут высказать своё мнение, на летних кани-кулах скучают по школе. Многие ребята могут обратиться за советом и помощью в трудной ситуации к учителю. Это свидетельствует о том, что большинство учащихся довольны своей школьной жизнью. Настораживает то, что 5 % учащихся в своих ответах выразили низкую степень удовлетворенности своей жизнью в школе, хотя этот показатель заметно уменьшился по сравнения с прошлыми годами. В своей дальнейшей работе я особое внимание направлю на укрепление межличностных отношений в классе, а также на то, чтобы в школе ребенок испытывал только положительные эмоции.
Методика изучения уровня воспитанности учеников (автор Н.П. Капустин)
Цель методики - выявить нравственную воспитанность учащихся начальных классов. Под уровнем воспитанности понимается степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности: высокий, хороший, средний, низкий
По данной методике ребенок оценивает себя вместе с родителями, его же оценивает учитель и выводится итоговая оценка. Затем вычисляется средний балл и определяется уровень воспитанности как отдельно каждого ребенка, так и класса.
5 - 4,5 балла - высокий уровень;
4,4 - 4 балла - хороший уровень;
3,9 - 2,9 балла - средний уровень;
2,8 - 2 балла - низкий уровень.
Средний балл уровня воспитанности по классу
Показатель | 1 класс | 2 класс | 3 класс |
Любознательность | 3,6 | 4 | 4,2 |
Прилежание | 3,4 | 3,9 | 4 |
Отношение к природе | 4,1 | 4,2 | 4,4 |
Я и школа | 4 | 4,3 | 4,5 |
Прекрасное в моей жизни | 3,9 | 4,1 | 4,3 |
Отношение к себе | 4,1 | 4,5 | 4,7 |
![]()
Анализируя уровень воспитанности учащихся за 3 года можно прийти к выводу, что нравственная воспитанность учащихся в 3 классе возросла по всем показателям. В настоящее время воспитанность учащихся класса соответствует хорошему и высокому уровню.
АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ КЛАССА ЗА 2015-2016 год
У обучающихся сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Произошло изменение круга наиболее значимых людей. Родители продолжают занимать важное место в их жизни, однако общение с одноклассниками и ровесниками становится всё более значимым и важным для принятия решений. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований.
В прошедшем учебном году учащиеся класса получали дополнительное развитие в спортивных секциях (ДЮСШ – 6 человек, «Аджигардак» - 1 человек, ФК «Металлург» - 1 человек, Дворец Спорта «Металлург» секция «плавание» - 1 человека).
ДШИ – художественная школа –2 человека, игра на баяне – 1 человек.
ДЮЦ – акробатика – 3 человека, художественная школа – 1 человек.
РДК – танцы – 1 человек.
СЮТ – 1 человек.
![]()
В течение года класс участвовал в социально значимых проектах районных, школьных и классных: «Декада Добрых Дел», акция помощи Лилиане Арсланбаевой, «Ашинский край – люби и знай», «Посеешь привычку – пожнёшь характер», «Охранять природу – значит охранять Родину», «День Победы» и т.д.
Были организованы 4 экскурсии в музей природы Ашинского района, в парк имени П.Л. Пилютова, сквер А.К. Соловкова, поездка на цирковое представление в РДК, был проведен один день на природе («День здоровья») на который дети ходили не только с одноклассниками, но и с членами своей семьи.
Ребята с радостью участвовали в школьных, районных конкурсах и олимпиадах. Родители поддерживали желания детей в участиях и старались им в этом помогать.
Рекомендации на следующий учебный год: наладить сотрудничество с предприятиями района и провести у них экскурсии.
Анализ социальной динамики развития класса за 2016-2017год
В ходе воспитательной работы раскрывались творческие таланты детей, их интеллектуальные и физические способности. В меру своих возрастных особенностей учащиеся класса были активными участниками общешкольных мероприятий, конкурсах, олимпиадах. С большим желанием принимали участие в осенней выставке «Мой любимый город», в выставке работ «Наши руки не для скуки». Следует отметить ребят, которые заняли призовые места в конкурсах на муниципальном уровне: Яндимирова Софья – ГРАН-ПРИ «Мастерская деда Мороза», Емельянова Екатерина – 2 место в олимпиаде по литературному творчеству, Захарова Валерия – 2 место «Первые шаги в науку», Шаймуратов Матвей – 3 место в конкурсе чтецов, посвященный ВОВ, Тимофеев Даниил – 3 место «Изготовление кормушек». В прошедшем учебном году учащиеся класса получали дополнительное развитие в спортивных секциях (ДЮСШ – 6 человек, «Аджигардак» - 1 человек, ФК «Металлург» - 1 человек, Дворец Спорта «Металлург» секция «плавание» - 3 человека). ДШИ – художественная школа –3 человека, игра на баяне – 1 человек. ДЮЦ – акробатика – 3 человека, художественная школа – 2 человек, танцы – 16 человек.
РДК – танцы – 1 человек. СЮТ – 2 человек.
![]()
В течение года класс участвовал в социально значимых проектах районных, школьных и классных: акция «Подари книгу первокласснику», акция «День мам», акция «День пожилого человека», выставка «Моя любимая Аша», акция «Накорми птиц», «День Победы» и т.д.
Были организованы 3 экскурсии в музейно-выставочный центр г. Аши, в магазин «Универ» (благодаря маме Максима, которая там работает), поездка на цирковое представление в РДК, спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» и мн.др. В целом задачи можно считать выполненными благодаря усилиям не только классного руководителя, но и родителей, с которыми проводились регулярные тематические родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, экскурсии
Анализ социальной динамики развития класса за 2016-2017год
В начале учебного года, когда ребята пошли в 3й класс, они были приняты в ряды участников РДШ и произошли изменения. Ученики стали делиться на секторы.
РДШ




Информационно – медийное
(Емельянова Екатерина)
Военно-патриотическое направление
(Тимофеев Даниил)
Гражданская активность
(Клепинин Виктор)
Личностное развитие
(Захарова Валерия)
Все остальные ребята остались занимать свои прежние должности, только у них теперь появился «руководитель», который не только направляет ребят на необходимую работу, но и отвечает за них.
Также все ребята класса (32 ученика) были приняты в ряды Волонтерского движения «ПАТРИОТ», которая ведет свою работу в нашей школе. Следует отметить, что наш класс является единственным среди начального звена, который вошел в данное движение. Ребята это знают и с большой ответственностью, гордостью принимают участие во всех акциях, которые проходят у нас в школе. За II четверти учебного года, ребятам посчастливилось поучаствовать в таких акциях, как: «Голубь мира» (готовили листовки, голубей, шары и запускали это всё в небо), «Белый журавль» (готовили листовки с информацией и раздавали их местным жителям поселка Лесохимиков), готовили поздравительные открытки и вручали их прохожим на праздники «День пожилого человека» и «День матери», акция «Голубая лента», фестиваль «Дружба народов» (национальность – чуваши), акция «Безымянный солдат», акция «Подарок к новому году», акция «125 грамм хлеба», акция «Рука помощи»..
Наши ученики регулярно выступают на школьных мероприятиях: «День АМР» (танец «Семечки»), «День учителя» (танец «Капельки»), «Посвящение в первоклассники» (рассказывали стихи, готовили подарки для первоклассников), сбор дружин «Солнечные лучики» (готовили 85подарков и открыток для принятия в ряды дружины первоклассников), награждение лучших учеников школы (танец «Озорная девчонка»).
Большинство ребят с радостью учувствуют во всех конкурсах, которые проходят на школьном и муниципальном уровне. Результаты участия в конкурсах за 2 четверти : Булыкин Илья – 2 место в муниципальном этапе конкурса на знание символики РФ, Емельянова Екатерина – 2 место «Изготовление скворечников», Клепинин Виктор – ПОБЕДИТЕЛЬ в номинации «Самое яркое выступление» в олимпиаде по научно-техническому моделированию. На школьном уровне - 2 место в конкурсе «Лучшая новогодняя стенгазета».
В этом учебном году учащиеся класса продолжают получать дополнительное образование в других учреждениях. Спортивных секциях (ДЮСШ – 8 человек, ФК «Металлург» - 1 человек, Дворец Спорта «Металлург» секция «плавание» - 2 человека). ДШИ – художественная школа –2 человека, игра на баяне – 1 человек, игра на фортепьяно – 2 человека. ДЮЦ – художественная школа – 2 человек, танцы – 19 человек. СЮТ – 32 ученика. «Английский язык» - 8 человек.
![]()
Динамика сравнения по годам
/получение дополнительного образования в других учреждениях
![]()
![]()
Осуществлялась связь с родителями, родительские собрания проводились своевременно. Индивидуальные беседы об успеваемости и поведении проводились систематически, родители принимают активное участие в жизни класса и школы. Рекомендации на II полугодие учебного года:
- Увеличить число экскурсий и походов; - Принимать участие в муниципальных и областных благотворительных акциях; - Чаще помогать людям пожилого возраста.
Список используемой литературы и интернет ресурсов
1. Белоусова Т. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Работаем по новым стандартам. - М.: Просвещение, 2011. 2. Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. - М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с. 3. 3агре6инаГ.В. Давай устроим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002 4. Сборник рабочих программ https://nsportal.ru/user/771694/page/metodicheskaya-kopilka 5. Классные часы, Внеклассная работа, 1-4 класс, Козлова М.А., 2012. 6.https://sgo.edu74.ru/asp/Grade/Journal.asp?AT=281636513410165969741397&SVER=1515744271# 7. http://www.minobr74.ru/Upload/files/Самый%20классный_положение.pdf 8. http://ipk74.ru/virtualcab/upravlenie-obrazovaniem/nachalnoe-obshhee-obrazovanie/normativno-pravovye-osnovy-deyatelnosti/struktura-programm-kursov-vneurochnoj-deyatelnosti/ 9. http://uaforizm.com/citati-o-dobrote.html 10. https://multiurok.ru/files/tsitaty-o-dobrotie-milosierdii.html 11. https://www.ronl.ru/knigi/sociologiya/838001/ 12.https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/proghramma_vospitatiel_noi_raboty_planieta_dietstva 13. http://жемчужины-мысли.рф 14.https://yandex.ru/images/search?text=%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D1%81%D0%BE%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F&noreask=1&img_url=https%3A%2F%2Fds02.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0acd%2F00038d3c-811ec945%2Fhello_html_m6b645740.gif&pos=14&rpt=simage&lr=11196 15.https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fimages.ua.prom.st%2F391515984_w640_h640_yozhik.png&p=1&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D0%BA%20%D1%83%D0%BB%D1%8B%D0%B1%D0%B0%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F&noreask=1&pos=47&rpt=simage&lr=11196 15.https://infourok.ru/vospitatelnaya-rabota-v-nachalnoy-shkole-v-ramkah-realizacii-fgos-vospitatelnaya-rabota-v-nachalnoy-shkole-v-ramkah-realizacii-f-538412.html
31