СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская разработка открытого урока по русскому языку в 9 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 ьимсбьдтмдлв рв рр лрвдлофы дрыдлр амлоплавовстсрдл ыврлоавпловсло тсдлвдав оалруврао рвплгенплорвлолок плрим плаорфлорм лолоавлжавпл омпавлп амр фпвсав п  афлоф ловправ авпры рв воы лмвпам 

Просмотр содержимого документа
«Авторская разработка открытого урока по русскому языку в 9 классе»


  1. Класс: 10 Предмет: русский язык

  2. Тема урока: «Правописание гласных и согласных в приставках»

  3. Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия нового знания

  4. учебник: Н.М.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина Русский язык 10-11 классы, М.: «Русское слово»,2016

  5. Необходимое техническое оборудование: компьютер, подключение к сети Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, интерактивные тесты из единой образовательной коллекции ФЦИОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b143dc18-f7ec-4b09-8b7b-b031a32cbe53/index_listing.html

  6. Раздаточные дидактические материалы, рабочие листы, контрольные разноуровневые карточки с заданиями.

  7. Этимологический онлайн-словарь русского языка Макса Фасмера vasmer.info


Педагогические цели (цели урока для учителя):

Обучающие:

- организовать учебную деятельность, направленную на формирование у учащихся представления о разных группах приставок русского языка и особенностях их правописания;

- создать условия для формирования у учащихся практического умения опознавать изученные орфограммы и выполнять задание 9 ЕГЭ.

Развивающие:

- способствовать формированию у учащихся опыта самостоятельной постановки целей учебной деятельности под руководством учителя (регулятивные УУД).

Воспитательные:

- способствовать воспитанию у учащихся самостоятельности в организации и осуществлении своей учебной деятельности.


Задачи урока (для учителя):

- организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью изучения основных групп приставок русского языка и условий их написания;

- организовать понимание учащимися последовательности шагов алгоритма по применению правил правописания приставок;

- организовать тренинг по отработке умения выделять приставку в слове, применять правила правописания неизменяемых приставок, приставок на з-,с-, смысловых приставок пре- и при-;

- организовать контроль действий учащихся;

- организовать рефлексивную оценку.


Учебные цели (цели урока для учащихся):

-освоить правила правописания приставок ;

-научиться применять правила для безошибочного написания приставок и выполнения задания 9 ЕГЭ.


Задачи урока (для ученика):

-учиться ставить учебные цели и задачи;

- учиться самостоятельно формулировать выводы по ходу своей исследовательской работы;

- познакомиться с алгоритмом действий по применению правил правописания пристпвок;

- потренироваться в самостоятельных действиях по данному алгоритму выполнения задания 9 ЕГЭ;

-проконтролировать себя;

- проделать рефлексивную оценку.


Ход урока


1.Мотивация к деятельности

(Включение учащихся в деятельность, создание эмоционального настроя на урок)

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Говоря «здравствуйте», я пожелала вам всем здоровья. А ещё очень важно человеку чувствовать себя успешным. Пусть внимание, знание и стремление к познанию приведут вас сегодня к успеху!

- Запишите предложение и объясните знаки препинания. (Объясняют запятые при однородных сказуемых)


Кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел. (К. Паустовский)


- Выделите в словах значимую морфему, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (Выделяют приставки)


- Какие у вас предположения по формулировке темы урока?


СЛАЙД 1

Записывают тему: «Правописание гласных и согласных в приставках (подготовка к заданию 9 ЕГЭ)»


Эпиграф на доске:

Приставки придают речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла.

К.И.Чуковский


- Я надеюсь, что главная мысль высказывания К.Чуковского найдёт своё подтверждение на сегодняшнем уроке


2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий)


СЛАЙД 2

- Выполните задание 9 ЕГЭ: в каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..мудрый, пр..одолеть, пр..града

2)бе..дарно, бе..пристрастный, ра..шифровать

3)о..далённый, на..треснутый. на..пиленный

4)из..мать, дез..нформация, от..граться


3.Выявление места и причины затруднения. Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).


- Какие затруднения у вас возникли? Что нужно знать для выполнения этого задания?



4.Построение проекта выхода из затруднения.

Целеполагание (Постановка учебной цели).

Давайте построим проект выхода из затруднения

-Какие цели вы поставите перед собой на уроке?

Что вы хотите узнать на уроке?

-Чему хотите научиться?

-Давайте составим план действий.

- Какими способами вы будете достигать целей?


5.Реализация построенного проекта

Работа в парах с учебником и дидактическими раздаточными материалами


СЛАЙД 3

Задание: 1) Изучите теоретический материал §§ 26, 27

2)Работая в парах, проанализируйте таблицу из раздаточных материалов и преобразуйте её в таблицу «Три группы приставок русского языка», состоящую из трёх частей. Заполните таблицу примерами слов.



Неизменяемые приставки (пишутся всегда одинаково)

Приставки на з-, с-

(написание зависит о глухости – звонкости последующего согласного)

Приставки пре-, при

(зависят от значения)





- Каким правилам подчиняется правописание приставок каждой группы?


6.Первичное закрепление

(Организовать тренинг по отработке умения)

1)Добавьте в таблицу примеры из упражнения 127

Неизменяемые приставки

Приставки на з-, с-

Приставки пре-, при





СЛАЙД 4


2) Работа с текстом стихотворения М. Цветаевой ( все слова на з-, с-) (Упражнение 130) Продолжите заполнение таблицы

Выразительное чтение наизусть (читает заранее подготовленная ученица)


Б.Пастернаку


Ра…тояния: вёрсты, мили…

Нас ра…тавили, ра…адили,

Чтобы тихо себя вели,
По двум разным концам земли.

Ра…тояния: вёрсты, дали…

Нас ра..клеили, ра..паяли,

В две руки ра..вели, ра..пяв,

И не знали, что это сплав

Вдохновений и сухожилий…

Не ра..сорили – ра..сорили,

Ра..лоили…

Стена да ров.

Ра..елили нас, как орлов-


Заговорщиков: версты, дали…

Не ра..троили – ра..теряли.

По трущобам земных широт

Ра..овали нас, как сирот.


Который уж – ну который –март?!

Ра..били нас - как колоду карт.

24 марта 1925 г.

- Определите основную мысль стихотворения. Какую роль играют приставки в этом произведении?

- Какой фонетический приём использован в стихотворении для усиления выразительности текста? (Звукопись. Аллитерация)

3) Физкультминутка. Предлагаю вам поиграть

Известно об увлечении Льва Толстого, который любил образовывать с помощью приставок новые глаголы. По мнению Толстого, есть глагол, к которому могут подходить все приставки. Это глагол ВЕСТИ. Разбейтесь на две команды и, выходя по очереди, записывайте глагол вести с разными приставками на доске. Условие: слова не должны повторяться.

Под музыку записывают слова


7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности)

1) Запишите в две колонки слова из упражнения 131:

а) пре- б) при-


СЛАЙД 5

Условия написания ПРЕ- и ПРИ-


ПРЕ-:

1) пере-;

2)очень.


ПРИ-:

1)неполное действие;

2)близость;

3)присоединение;

4)приближение.

5)совершение действия до конца



Самопроверка


СЛАЙД 6

Пре-

При-

Преодолеть

Прижав

Прерывается

Притаился

Прекратились

Приливом

Пренебрегла

Прибывает

Прекрасная

Присаживается

Препятствующие

Придвигает

Преданья

Приключений

Презирай

Пригрел


Принакрылась


Пришедшим


Причинила


Во всех ли словах пре и при являются приставкой?

4) Упражнение 134 Во всех ли словах можно выделить приставку?



СЛАЙД 7

5) Словарная работа: объяснение значения выделенных слов Проверка индивидуального задания (работа с толковым словарём)

Превалироватьпреобладать, иметь перевес.

Приоритетпервенство по времени открытия; изобретении чего-то; первенствующее положение.

Прецедент – Случай, служащий примером или оправданием для последующих случаев этого же рода

Преамбула — вводная часть какого-либо важного акта, международного договора, содержащая указания на обстоятельства, послужившие поводом к изданию соответствующего акта, на его мотивы и цели

Престиж —  (книжн.). Принадлежащий кому-чему-н. авторитет, влияние. Власти. Охранять свой престиж. Для поддержания престижаТолковый словарь Ушакова.


Составьте предложения с выделенными словами


6) Работа по контролирующим карточкам с разноуровневыми заданиями.

Перед вами в контролирующих карточках три вида заданий: А, Б, В. Выберите для себя одно из посильных и интересных и выполните его.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)


СЛАЙД 8


Самопроверка. Ключи и критерии оценки


8.Включение в систему знаний и повторение (Выявить границы применимости нового знания)

Проверьте себя, выполняя интерактивные онлайн - тесты с использованием сети Интернет (Оценка, полученная за тест, будет выставлена по желанию, потому что это только первый урок по отработке алгоритма выполнения задания 9 ЕГЭ и вы выполняете тест для 11 класса )

Тесты в форме задания 9 ЕГЭ. Каждый ученик выполняет задание за индивидуальным компьютером.


9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

(Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса).


СЛАЙД 9

Академик Лев Владимирович Щерба, выдающийся русский лингвист, основатель Петербургской фонологической школы, писал:

«… Совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга»

-Как вы думаете, сегодняшний урок поможет вам быть понятыми окружающими?


Заполните анкеты, подчеркнув свой ответ.


1. Своей работой на уроке я ( доволен / не доволен )

2. Урок мне показался ( коротким / длинным )

3. Материал урока мне был ( понятен / не понятен; полезен / бесполезен )

4. На уроке мне было ( интересно / скучно )

5. За урок я ( устал / не устал )


СЛАЙД 10

10.Домашнее задание (на выбор) по упражнению 136 (текст К. Паустовского)

  1. Задания 1 - 5

ИЛИ

2)Сочинение на тему: «Осенняя пора – очей очарованье»















ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Перед вами в контролирующих карточках три вида заданий: А, Б, В. Выберите для себя одно из посильных и интересных и выполните его.

А. Вставьте пропущенные буквы.

Пр…свещение, Бе…людный, Пр…мудрость,

по…писчик, бе…честье, пр…стегнуть,

об..жжённый, в…карабкаться, пр…сесть,

пер…мирие, в…метнуться, пр…вращённый,

пр..пр…бабушка, и…воротливый, непр…глядный,

о…данный, чре…вычайно, пр…баутка,

на…важнейший. во…зрение. пр…рекаться.

Б. Выполните тестовые задания.

1. В каком слове пишется буква А?

а) пр…родитель, б) поз…прошлой, в) п…дкупить, г) от…слать.

2. В каком слове пишется буква З?

а) ра…чертить, б) бе…предельный, в) и…бежать, г) в…тряхнуть.

3. Отметьте слова, в которых пишется буква С.

1) и…ключить, 2) бе…спорно, 3) ра…лагать, 4) бе…граничный,

5) бе…цельно, 6) и…брать, 7) бе…шабашный, 8) ра…лететься,

9) чре…мерно, 10) ра…сечь.

4. В каком слове пишется буква Е?

а) пр…ручить зверя, б) пр…давать значение,

в) пр…крыть пледом, г) пр…терпеться к изменениям.

5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) расп…ряжаться, с…гласие, поз…вчера;

б) ра…положиться, бе…деятельный, в…помнить;

в) пр…образовать, пр…неприятный, пр…следовать;

г) пр…чина, пр…тензия, пр…чуда.

Ответы. 1 - 2 - 3- 4- 5-

В. Вместо словосочетания запишите одно синонимичное ему слово, пользуясь приставками без-/бес-, пре-/при-, на-, об-, обез-.

Образец: лишённый смысла – бессмысленный.

Никогда не умирающий –

Находящийся вблизи вокзала –

Вселить надежду –

Дать новое имя –

Лишить оружия –

Задуматься на некоторое время –

Лишить возможности причинять вред –

Очень старый человек –

Такой, где нет людей –

Несколько уменьшить –

2. Самопроверка. Ключи и критерии оценки

А. Вставьте пропущенные буквы.


ПрОсвещение, БеЗлюдный, ПрЕмудрость,

поДписчик, беСчестье, прИстегнуть,

обОжжённый, вСкарабкаться, прИсесть,

перЕмирие, вЗметнуться, прЕвращённый,

прАпрАбабушка, иЗворотливый, непрИглядный,

оТданный, чреЗвычайно, прИбаутка,

наИважнейший. воЗзрение. прЕрекаться.


0 ошибок – «5»; 1 – 2 ошибки – «4»; 3 – 4 ошибки – «3»

Б. Ответы: 1- б; 2 -в; 3- 1), 2), 5), 7), 10) ; 4- Г; 5- в.

0 ошибок – «5»; 1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3»



В.

Никогда не умирающий – бессмертный.

Находящийся вблизи вокзала – привокзальный.

Вселить надежду – обнадёжить.

Дать новое имя – наименовать.

Лишить оружия – обезоружить.

Задуматься на некоторое время – призадуматься

Лишить возможности причинять вред – обезвредить.

Очень старый человек – престарелый.

Такой, где нет людей – безлюдный.

Несколько уменьшить – приуменьшить.


0 ошибок – «5»; 1 – 2 ошибки – «4»; 3 – 4 ошибки – «3»


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Работа в парах. Взаимопроверка. (Упражнение 132)

- Запишите слова под диктовку (по очереди). Проверьте и оцените работу одноклассника.

ИЛИ

Диктант на замену

Замените данные слова или выражения одним словом с приставкой пре-,при-

  1. Место стоянки судов (пристань).

  2. Глава государства (президент)

  3. Первенство (приоритет)

  4. Подарить (презентовать)

  5. Оперная певица, исполняющая первые роли (примадонна)

  6. Купить (приобрести)

  7. Затруднение (препятствие)

  8. Предисловие (преамбула)

  9. Вступление к музыкальному произведению (прелюдия)

  10. Льгота (привилегия)

  11. Помеха (препятствие)

  12. Легенда (предание)

  13. Продолжатель (преемник)



МБОУ СОШ №4






Открытый урок

По русскому языку

В 10 классе

На тему:

«Правописание гласных и согласных в приставках»






Подготовила и провела

Учитель русского языка и литературы

Шахамирова Ш.Н.


17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!