СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская разработка Открытого урока по русскому языку в 11 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

юбмтио идпрдлав ри ри рмдлрп лравпаи равлоиоав роалврмидлт вр аввлдыавлдтмлдаи лоаломив лавиамлилом вилмои вм ислоилоспи вар мвлрв рмово авмоавмвь мв

Просмотр содержимого документа
«1,2 уроки Человек - личность (6 класс)»

Человек – личность (2 часа).


Цели и задачи: познакомить учащихся с характерными чертами, присущими личности, смыслом ее существования; дать представление о сущности двойственности человека; охарактеризовать сильную личность.


Планируемые результаты: учащиеся должны научиться определять личностные и индивидуальные характеристики человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеть принципами работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также уметь вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы, решать проблемные задачи, работать в группе.


Формируемые УУД:

Предметные: применять понятийный аппарат (человек, личность, сильная личность, индивидуальность) для раскрытия сущности природы человека; уметь анализировать, сопоставлять, изучать и систематизировать различные исторические и современные источники информации; находить нужную социальную информацию; понимать значение общества для формирования личности и трудовой деятельности для личности и общества;

Метапредметные – 1) коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать точку зрения в процессе дискуссии, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию;

3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям;

Личностные: направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни, заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; анализ собственных поступков с точки зрения природы человека, ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.


Тип урока: открытие нового знания.


Оборудование: учебник, мультимедийная презентация


Ход урока:

1) организационный момент

2) мотивационно-целевой этап


- Послушайте притчу и ответьте на вопросы.


Однажды Хинг Ши сидел на берегу небольшого, но очень живописного озера с одним из своих учеников. Воздух был напоен тонкими ароматами, ветер затих, и зеркальная гладь водоема отражала все окружающее с невероятной четкостью. Совершенство природы, ее сбалансированность и чистота порождали мысли о гармонии. Хинг Ши обратился к своему ученику с вопросом: «Янг Ли, скажи, когда, по-твоему, наступить полная гармония в человеческих отношениях?» Юный и любознательный Янг Ли задумался и через некоторое время, глядя на идентичность отражения пейзажа в озере, сказал: «Мне кажется, гармония в отношениях между людьми на ступит только тогда, когда все люди придут к единому мнению, будут мыслить одинаково, станут как бы отражением друг друга. Тогда не будет ни разногласий, ни споров». И грустно добавил: «Но разве такое возможно?» Хинг Ши ответил: «Это невозможно, да и не нужно. Ведь в данном случае наступила бы не гармония, а полное обезличивание человека, потеря его внутреннего «я», индивидуальности. Люди стали бы не столько отражением, сколько тенью друг друга». Немного помолчав, мудрец добавил: «Гармония в человеческих отношениях станет возможна лишь тогда, когда каждый человек будет стремиться не к единению мнения или подражанию другим, но к уважению права другого человека на выражение своей индивидуальности».


Вопросы к классу

- Как вы поняли смысл этой притчи?

- О чем она?


Тема урока: «Человек – личность».

- Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?


- Откройте учебник на с. 8 и ответьте на вопросы рубрики «Вспомним».


Итак, план уроков:

  • Что такое личность.

  • Индивидуальность – плохо или хорошо.

  • Сильная личность – какая она?

3) Введение в новый материал

Каждый из нас наверняка не раз задавался вопросом: «Кто я? Какой я? Для чего я пришел в этот мир? Что я могу для него сделать?» в 21 веке люди разгадали не одну тайну, ранее казавшуюся неразрешимой. Но для самого человека нет более интересной загадки, чем проникновение в собственную природу, познание самого себя. Люди веками задавали себе вопрос: «Кто мы и какие мы?» - и не могли на него ответить.


Древний поэт Софокл писал:

Много есть чудес на свете,

Человек их всех чудесней.


4) Работа по теме урока

1. Что такое личность (1 ч)

Когда мы употребляем понятие «человек», то имеем в виду представителя человеческого рода, уникальное творение природы, обладающее рядом общих свойств.


- Вспомните, какова двойственная сущность человека?

(биологическое и социальное)


Человек – самая большая тайна мироздания, над раскрытием которой несколько тысячелетий бьются все великие философы. Человек – высокоразвитое живое существо, относящееся к биологическому виду Homo Sapiens (Человек разумный). Как и любой организм, человек обладает органами чувств, кровеносной, мышечной, костной, нервной и другими системами. Однако его природные качества проявляются в более сложных взаимодействиях.

Особой биологической организацией человека восхищались еще древние греки, создавшие культ человеческого тела.

В 19 веке Дарвин доказал, что человек представляет собой вершину эволюционного развития природы и отличается от других животных исключительным биологическим совершенством. Это положение выразилось в очень известных словах: «Человек – венец природы».

Как высшее психическое существо, человек имеет разум. Однако человеческий разум обнаруживает себя как в творческом созидании, социальной взаимопомощи, так и в насильственном завоевании природы, злонамеренном уничтожении миллионов людей. Следовательно, если человек благодаря разуму выделился из животного мира, то должен постоянно подтверждать статус разумного существа, призванного сохранять и преобразовывать жизнь на Земле.


Задание: таким образом, мы видим, что человек – это биосоциальное существо.

Теперь ваша задача составить у себя в тетради схему:

1 вариант – пишет биологические черты и признаки человека, 2 вариант – социальные черты и признаки человека


Человек:

  1. существо биологическое – часть живой природы; организм, живущий по биологическим законам

  2. наделенное разумом общественное существо, которое: способно размышлять; решать самые сложные проблемы; может полноценно развиваться только в обществе себе подобных.


Мы убедились, что вне общества себе подобных человек не может успешно развиваться. Поэтому ученые выделяют два этапа становления человека:

    • детское общество – семья и школа (игра, труд, учение)

    • взрослое общество – семья, работа (учение труд)

мы видим, что в ходе своего развития человек становится личностью.

- Что же такое личность? Какой образ у вас создается при слове «личность»?


Личность – совокупность качеств человека, которые появляются:

В процессе жизни в обществе,

В результате деятельности,

В процессе общения с другими людьми

Только личность обладает сознанием!

Сознание – это отношение человека к миру и понимание того, что человек делает, как живет, о чем мечтает.

Сознание дает человеку возможность заниматься различной деятельностью, вступать в общение с другими людьми, оценивать окружающих и себя.

(схема на слайде)


Задание: откройте с. 9, прочитайте и запишите ответы на вопросы в тетрадь:

1) С какого времени человек становится личностью?

Когда начинает понимать себя; с отделением своего я от других людей; с появлением индивидуальности; любой человек является личностью, но различается степень уважения к данной личности

2) Все ли окружающие нас люди являются личностями?

Уважаема личность или нет можно, определить по тому, как человек трудится (учится, играет); относится к окружающему миру; оценивает самого себя

3) Запишите основные характеристики личности.

Умение трудиться; целеустремленность, воля, старательность, настойчивость, умение преодолевать трудности, критически относиться к своим успехам.



Домашнее задание

1) Прочитать параграф 1, с. 8-9, ответить на вопросы после параграфа 1,2 (проверим себя), задание 1 (в классе и дома)

2) Ответить на вопросы рубрики «Обсудим вместе»

3) Прочитайте высказывание древнеримского философа Сенеки и объясните его смысл: « не может быть душа одного цвета, а ум – другого. Если душа здорова, если она спокойна, степенна и воздержанна, то и ум будет ясным…»

4) Опираясь на текст учебника и собственный опыт, оцени, какие качества для успешной деятельности хорошо развиты у тебя? Над чем еще нужно поработать? Какие качества личности особенно привлекательны для тебя, какие из них ты бы хотел развить у себя?

(устно)


2 урок (1ч) - продолжение

1) проверка домашнего задания (устно)

2) работа по теме урока (продолжение)


2. Индивидуальность – плохо или хорошо


Задание: обратимся к рубрике картинная галерея на с. 10-11 учебника. Перед вами два портрета девушек. Составьте словесные описания девушек. Используйте для этого слова: задумчивая, мечтательная, активная, печальная, жизнерадостная, улыбчивая.

- Можно ли по их внешнему виду определить черты характера, особенности поведения?


Люди имеют общие черты: определенное строение тела, умения мыслить, говорить и многое другое, но вместе с тем каждый из нас имеет свои отличительные особенности.


- по одному у доски: предположите из каких общих черт складывается индивидуальность? Какие ассоциации и мысли приходят вам в голову при слове индивидуальность? (итог – схема на слайде)

Индивидуальность:

  • привычки (щелкать пальцами, грызть ручку и тд)

  • внешность (лицо, волосы, телосложение)

  • культура

  • раса

  • темперамент (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик)

  • способность к творчеству и др

Каждый человек неповторим, и это прекрасно. А теперь давайте рассмотрим, а что же формирует эту неповторимость, и какие существуют факторы, формирующие индивидуальность человека.

Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп факторов:

  1. наследственность и физиологические особенности (внешность, цвет глаз, форма носа, строение тела)

  2. факторы, проистекающие из окружения человека (в результате взаимодействия с семьей, друзьями, школа)

  3. черты и особенности характера человека (в результате личного саморазвития)


Некоторые индивидуальные черты личности человек получает по наследству, другие приобретает, общаясь с родителями и друзьями.


- задание на дискуссию – представьте, что мы пришли в дискуссионный клуб, где стоит проблемный вопрос – индивидуальность – это хорошо или плохо? Первый вариант – аргументы в защиту индивидуальности, второй вариант – аргументы против индивидуальности. Кто победит в этой дискуссии – самые активные получат пятерки, другие – ничего. Для помощи - с 12-13 учебника.

3) сильная личность – какая она?

Понятие «сильная личность» обычно используют для того, чтобы охарактеризовать человека волевого, способного высказать собственное мнение, достичь многого, поставив цель.


- обратимся к рубрике «Жил на свете человек» на с 15. прочитаем вслух и ответим на вопросы:

- можно ли назвать Бетховена сильной личностью? Почему?

- это был пример известной на весь мир личности. А теперь прочитайте историю про мальчика Мишу на с. 15, второй абзац. Можно ли причислить Мишу к сильным личностям?


Страх присущ каждому человеку. Но сильный человек отличается от слабого тем, что может преодолеть свой страх. (рассказать им про свои страхи и у них спросить, чего они боятся)


Последняя наша с вами задача на сегодня – составить потрет сильной личности. Поможет нам дополнительный материал. Раздать материал про Ник Вуйчич и на основе учебника составить потрет сильной личности и вместе проверить.


Итог – сильная личность:

  1. в первую очередь думает об интересах дела. Которым занимается, придавая ему первостепенную важность, и только потом – о личной жизни, семье, отдыхе и т.д.

  2. стремится к вершинам, которые до нее никто не покорял

  3. обладает уверенностью в себе и своих силах, инициативностью

  4. обладает высокими нравственными качествами, берет ответственность на себя

  5. обладает творческим началом

  6. осознает свои возможности и стремится их расширить

  7. не признает авторитетов, стремится сделать все по-своему

Если есть время – прочитайте высказывания и определите, что их объединяет.

«Смешаться легко с толпой, но трудно в ней быть самим собой!» (группа «Эпидемия», Время Выбора)

«не подражайте другим. Найдите себя и оставайтесь собой, ведь «зависть – это невежество», а «подражание – самоубийство»» (Дейл Карнеги)

«Чем умнее человек, тем больше своеобычности видит он в каждом, с кем общается. Для человека заурядного все люди на одно лицо» (Блез Паскаль)


4) домашнее задание

1) Прочитать параграф 1, с. 12-15, ответить на вопросы после параграфа 3,4 (проверим себя), задание 2-3 (в классе и дома)

2) Рассмотреть картину на с. 14 учебника, устно ответить на вопросы к картине

3) Задания из рабочей тетради письменно (на отдельных листочках)


Дополнительный материал к уроку.


Ник Вуйчич – возможно всё


«Ник Вуйчич родился в Австралии, в 1982 году в семье медсестры и священника без рук и ног. Представьте, он ничего не мог делать самостоятельно, 24 часа в сутки за ни м вынуждены были ухаживать родные и близкие. Детство Ника было очень тяжелым и физически, и психологически, потому что у него почти не было друзей, а вокруг постоянно звучали насмешки. Однако молодой человек сумел получить высшее образование, сейчас все делает самостоятельно и даже…плавает! А скорость его печатания на компьютере 43 слова в минуту. Но это только верхушка айсберга. Он опередил многих физически полноценных людей, по всему миру проводит семинары и помогает таким же, как он, инвалидам и людям, у которых проблемы, начать ценить жизнь, бороться и идти вперед. Казалось бы, человек без рук и без ног, а вдохновляет обычных людей: жить, не сдаваясь, жить для близких. Каждому из нас есть чему у него поучиться».



Задания из рабочей тетради для домашнего задания после второго урока


1) Прочитай текст.

«Когда через сорок лет перелистываешь сокровенный «Дневник» своей юности, часто изумляешься - там находишь человека, о существовании которого уже успел забыть. Он кажется совсем чужим…Я вижу перед собой странного мальчика, носящего моё имя и похожего – нет, не на меня (я не узнаю в нём себя!), а на кого-то другого, мне знакомого…Кто же он?»

Ромен Роллан



  • Какова главная идея текста? Постарайся сформулировать её одним предложением.






  • Почему автор задаёт вопрос «Кто же он?»





2) Каждый человек обладает индивидуальностью, имеет неповторимые, уникальные черты. Подумай и напиши, а в чём проявляется твоя индивидуальность?

Просмотр содержимого презентации
«1,2 Человек - личность (6 класс)»

Человек - личность

Человек - личность

    Софокл писал:

    Софокл писал:

    Человек:  - высокоразвитое живое существо, относящееся к биологическому виду Homo Sapiens (Человек разумный)  - вершина эволюционного развития природы

    Человек: - высокоразвитое живое существо, относящееся к биологическому виду Homo Sapiens (Человек разумный)

    - вершина эволюционного развития природы

    Человек – биосоциальное существо Биологические черты (1-й вариант) Социальные черты (2-й вариант)

    Человек – биосоциальное существо

    Биологические

    черты

    (1-й вариант)

    Социальные

    черты

    (2-й вариант)

    В процессе жизни в обществе В результате деятельности В процессе общения с другими людьми Понимание того, что человек делает, как живет, о чем мечтает Отношение человека  к миру Сознание дает человеку возможность:

    В процессе жизни

    в обществе

    В результате

    деятельности

    В процессе общения

    с другими людьми

    Понимание того, что человек делает, как живет, о чем мечтает

    Отношение человека

    к миру

    Сознание дает человеку возможность:

    • Заниматься различной деятельностью
    • Вступать в общение с другими людьми
    • Оценивать окружающих и себя
    Прочитайте с. 9 и запишите ответы на вопросы:

    Прочитайте с. 9 и запишите ответы на вопросы:

      Основные характеристики личности: Целеустремленность Умение трудиться Настойчивость  Воля  Старательность  Умение критически относиться к своим успехам Умение преодолевать  трудности  Любознательность

      Основные характеристики личности:

      Целеустремленность

      Умение

      трудиться

      Настойчивость

      Воля

      Старательность

      Умение критически

      относиться к

      своим успехам

      Умение преодолевать

      трудности

      Любознательность

      1) Прочитать параграф 1, с. 8-9, ответить на вопросы после параграфа 1,2 (проверим себя), задание 1 (в классе и дома) 2) Ответить на вопросы рубрики «Обсудим вместе» 3) Прочитайте высказывание древнеримского философа Сенеки на с.8 и объясните его смысл: « Не может быть душа одного цвета, а ум – другого. Если душа здорова, если она спокойна, степенна и воздержанна, то и ум будет ясным…» 4) Опираясь на текст учебника и собственный опыт, оцени, какие качества для успешной деятельности хорошо развиты у тебя? Над чем еще нужно поработать? Какие качества личности особенно привлекательны для тебя, какие из них ты бы хотел развить у себя? (устно)

      1) Прочитать параграф 1, с. 8-9, ответить на вопросы после параграфа 1,2 (проверим себя), задание 1 (в классе и дома)

      2) Ответить на вопросы рубрики «Обсудим вместе»

      3) Прочитайте высказывание древнеримского философа Сенеки на с.8 и объясните его смысл:

      « Не может быть душа одного цвета, а ум – другого. Если душа здорова, если она спокойна, степенна и воздержанна, то и ум будет ясным…»

      4) Опираясь на текст учебника и собственный опыт, оцени, какие качества для успешной деятельности хорошо развиты у тебя? Над чем еще нужно поработать? Какие качества личности особенно привлекательны для тебя, какие из них ты бы хотел развить у себя? (устно)

      Индивидуальность – плохо или хорошо?

      Индивидуальность – плохо или хорошо?

      Индивидуальность

      Индивидуальность

      Факторы, формирующие индивидуальность человека:

      Факторы, формирующие индивидуальность человека:

      Индивидуальность – хорошо или плохо? С. 12-13 учебника 1-й вариант – аргументы в защиту индивидуальности 2-й вариант – аргументы против индивидуальности

      Индивидуальность – хорошо или плохо?

      С. 12-13 учебника

      1-й вариант –

      аргументы

      в защиту

      индивидуальности

      2-й вариант –

      аргументы

      против

      индивидуальности

      Интересы дела - первостепенны Стремление расширить свои возможности Стремление к новым вершинам Уверенность в себе, инициативность Высокие нравственные качества Творческое начало Самостоятельность

      Интересы дела - первостепенны

      Стремление расширить

      свои возможности

      Стремление к новым вершинам

      Уверенность в себе, инициативность

      Высокие нравственные качества

      Творческое начало

      Самостоятельность


        Скачать

        Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей