Презентация по литературному чтению 4 класс.
Цели:
- познакомить с творчеством Б.С. Житкова, начать изучение рассказа «Как я ловил человечков»;
- учить думать о прочитанном, сопереживать герою, оценивать его поступки;
- развивать умение работать с текстом;
- формировать нравственные убеждения.
Презентацию составила учитель начальных классов МАОУ « Инженерная школа» г. Пермь. Мальцева М. Н.
Повторение. “Узнайте произведение”.
“ Попробуй в классе запой – сразу выгонят”.
В.В. Голявкин. “Никакой я горчицы не ел”.
“ Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное”.
В.Ю. Драгунский. “Что любит Мишка”
“ Грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу”.
Е.Л. Шварц. “Сказка о потерянном времени”.)
“ Я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить”.
В.Ю. Драгунский. “Главные реки”.)
ЖИТКОВ БОРИС СТЕПАНОВИЧ
(1882–1938)
Родился 30 августа 1882 в Новгороде в семье преподавателя математики и пианистки. Детство провел в Одессе (его школьным другом был К.И.Чуковский),
После гимназии поступил на естественное отделение Новороссийского университета, которое закончил в 1906.
После университета сделал карьеру моряка и освоил несколько других профессий. Работал штурманом на парусном судне, был капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища, путешественником.
Затем с 1911 по 1916 г. учился на кораблестроительном отделении Петербургского политехнического института.
С 1917 работал инженером в Одесском порту,
в 1923 переехал в Петроград.
Начал печатать свои произведения
с 1924 г.
Борис Житков сотрудничал со многими детскими газетами и журналами: «Ленинские искры», «Новый Робинзон», «ЁЖ», «Чиж», «Юный натуралист», Воробей (журнал), «Пионер».
Работал корреспондентом в Дании.
Более ста произведений для детей создал Житков за 15 лет.
Передовая маленьким читателям поистине энциклопедические знания и делясь жизненным опытом, писатель пополнял свои произведения высоким нравственным содержанием.
« Как я ловил человечков»
Какие мысли и чувства возникли у вас после чтения произведения?
Словарная работа
Корма – задняя часть корабля.
Мачта – металлическая или деревянная конструкция, служащая для постановки парусов.
Каюта - помещение на судне (пассажирское, для членов экипажа – жилое).
Палуба - горизонтальное перекрытие в составе корпуса судна, расположенное по всей его длине.
Работа с текстом
1.Зачем Б. С. Житков написал этот рассказ?
2.От чьего имени идет повествование?
3.Фантазии Бори.
4.Какой разговор идет между бабушкой и Борей? ( Читать по ролям).
Игра « Сообщение о событии».
1.Что вы увидели на месте события?
2.Слышал ли он какие-то звуки?
3.Как он узнал, что внутри тихо?
4.Где он взял нож и для чего?
5.Легко ли ему было поднять палубу?
6.Как поступил Боря?
7.С какой целью он это сделал?
8.Увидел ли он кого-либо?
9.Как чувствует себя герой-исследователь после происшедшего?
Итог урока
Житков вообще часто поручал в своих произведениях повествование детям.
Этот прием помогает писателю показать, как воображение ребенка начинает работать, разбуженное эстетическим переживанием. Мальчик Боря восхищен пароходиком, стоящим на полке. Мечтательный герой населяет суденышко крохотными человечками и в страстном желании их увидеть в конце концов ломает игрушку. Он горько плачет, потому что у него доброе сердце и он не хотел огорчать бабушку, для которой пароходик дорог как память.
Произведения Житкова насыщены действием, он часто пользуется формой разговора с читателем, пишет всегда образно и ясно.
Задача творчества Житкова — сообщение детям полезных сведений и воспитание в них лучших человеческих качеств
Домашнее задание
1.Составить краткий план рассказа
2.Подготовить пересказ от лица главного героя
Дополнительное задание: 3.Придумать свой конец рассказа .
После продолжительной болезни скончался
19 октября 1938 года в Москве .
Спасибо за урок!