СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Банк методик........

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Банк методик........»






БАНК ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

Методики определения детей с овз





Составитель: Папитова Екатерина















2020




1. Методика «Разборка и складывание пирамидки»

(восприятие величины и цвета)


Автор: С. Д. Забрамная

Цель: задание направлено на умение ребёнка отвлечься от цвета и выделить величину как основной принцип действия, практической ориентировки на величину.

Возраст: для детей с 3 лет.

Стимульный материал: пирамидка из 6 колец для детей с 4 лет (для детей 3 лет – 4 кольцовая), кольца разного размера, разного цвета.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребёнку разобрать пирамидку. Если ребёнок не действует, взрослый начинает разбирать её сам и привлекает ребёнка к этому действию. Затем предлагает собрать такую же пирамидку.

В случаях затруднения взрослый показывает ребёнку, как надо подбирать колечки по размеру: «Надо брать каждый раз большое колечко». Затем показывает способ прикладывания одного колечка к другому, чтобы увидеть разницу в их величине. После обучения ребёнку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Инструкция обработки: оценивается принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.

  • 1 балл– не понимает цель, действует неадекватно.

  • 2 балла– понимает цель, нанизывает кольца без учёта размера, после обучения не учитывает размер колец.

  • 3 балла – понимает цель, нанизывает кольца без учёта размера, после обучения переходит к самостоятельному выполнению задания.

  • 4 балла – понимает цель, собирает самостоятельно пирамидку с учётом размера колец.
















2. Методика «Работа с матрёшками»

(восприятие величины)


Автор: С. Д. Забрамная

Цель: проверка понимания инструкции, адекватности и способов действий, возможности использования помощи, состояния моторики, сформированности понятия величины.

Возраст: для детей с 4 лет.

Стимульный материал: матрёшка пятисоставная, или мисочки, или кубики, или колечки.

Проведение обследования: взрослый даёт ребёнку матрёшку и просит её раскрыть, рассмотреть другие матрёшки. Затем предлагает собрать все матрёшки в одну. При затруднении взрослый берёт матрёшку и просит ребёнка посмотреть, как он это делает: «Сначала беру маленькую матрёшку и ищу чуть меньше, затем подбираю к ней ещё меньше и т. д.». Взрослый показывает складывание матрёшки методом проб, привлекая внимание ребёнка к поиску следующей части. После обучения ребёнку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Инструкция обработки: принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату своей деятельности.

  • 1 балл - не понимает цель и действует неадекватно даже в условиях обучения.

  • 2 балла - понимает цель, но действует хаотически, т. е. не учитывает величину, в процессе обучения действует адекватно, а после обучения самостоятельно задание не выполняет.

  • 3 балла - понимает цель, складывает матрёшку методом перебора вариантов, в условиях обучения действует адекватно, после обучения переходит к выполнению задания, пользуясь целенаправленными пробами.

  • 4 балла - понимает цель и самостоятельно складывает матрёшку, пользуясь целенаправленными пробами.





















3. Методика «Доски Сегена»

(восприятие формы)

Автор: Э Сеген

Цель: выявить восприятие формы, координированность, ловкость движений, состояние мел­кой моторики пальцев рук.

Стимульный материал: доски с углублениями, в которые вставляются соответствующие различные по форме гео­метрические фигуры. Доска № 1.

Возраст: для детей с 3 – 7 лет.

Инструкция: Ребенку говорят: «Рассмотри внимательно эти фигурки, вырезанные на рисунке. Выбери из этого набора такие же и наложи их сверху каждой сходной прорези фигуры на рисунке так, чтобы они полностью совпали, чтобы отверстия были полностью заняты фигурой».

Анализ результатов: 

  • Умственно отсталые дети дошкольного возраста с трудом понимают цель зада­ния и начинают просто манипулировать с фигурками-вкладками. Только показ экспериментатором способа действия помогает некоторым детям понять задание. Большинство умственно отсталых нуждается в много­кратном совместном с экспериментатором выполнении этого задания.

  • Глубоко умственно отсталые дети задание не понимают.

В качестве аналогичного облегченного задания можно предложить вкладывание фигурок зна­комых животных в прорези соответствующей конфигу­рации. Практика показывает, что и это задание оказы­вается трудным для умственно отсталых в степени дебильности и не выполняется детьми-имбецилами.

Качественный анализ результатов:

  • Для детей 3,5—4-х лет: испытуемые выполняют задания, используя метод примерки: подносят фигурки к прорезям и сравнивают их, ищут сходство, прилаживают их друг к другу и в итоге совмещают правильно.

  • Для детей 5 лет: дети используют только способы зрительной оценки сходства фигур, быстро их совмещают.

  • Для детей 6— 7лет существует временной норматив при безошибочном выполнении всех 5-ти заданий. Это 5 минут 12 секунд — суммарное время выполнения всех заданий. Дети указанного возраста не должны выполнять задание методом проб и ошибок.


Принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.

  • 1 балл - не понимает цель, действует неадекватно даже в условиях обучения.

  • 2 балла - понимает цель, при опускании фигур в углубления действует хаотически, после обучения не переходит на другой уровень действий.

  • 3 балла - понимает цель, при выполнении задания использует метод перебора вариантов, после обучения действует методом целенаправленных проб либо методом зрительного соотнесения.

  • 4 балла - понимает цель, задание выполняет самостоятельно методом целенаправленных проб.