БАНК ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК
Методики определения детей с овз
Составитель: Папитова Екатерина
2020
1. Методика «Разборка и складывание пирамидки»
(восприятие величины и цвета)
Автор: С. Д. Забрамная
Цель: задание направлено на умение ребёнка отвлечься от цвета и выделить величину как основной принцип действия, практической ориентировки на величину.
Возраст: для детей с 3 лет.
Стимульный материал: пирамидка из 6 колец для детей с 4 лет (для детей 3 лет – 4 кольцовая), кольца разного размера, разного цвета.
Проведение обследования: взрослый предлагает ребёнку разобрать пирамидку. Если ребёнок не действует, взрослый начинает разбирать её сам и привлекает ребёнка к этому действию. Затем предлагает собрать такую же пирамидку.
В случаях затруднения взрослый показывает ребёнку, как надо подбирать колечки по размеру: «Надо брать каждый раз большое колечко». Затем показывает способ прикладывания одного колечка к другому, чтобы увидеть разницу в их величине. После обучения ребёнку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Инструкция обработки: оценивается принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.
1 балл– не понимает цель, действует неадекватно.
2 балла– понимает цель, нанизывает кольца без учёта размера, после обучения не учитывает размер колец.
3 балла – понимает цель, нанизывает кольца без учёта размера, после обучения переходит к самостоятельному выполнению задания.
4 балла – понимает цель, собирает самостоятельно пирамидку с учётом размера колец.
2. Методика «Работа с матрёшками»
(восприятие величины)
Автор: С. Д. Забрамная
Цель: проверка понимания инструкции, адекватности и способов действий, возможности использования помощи, состояния моторики, сформированности понятия величины.
Возраст: для детей с 4 лет.
Стимульный материал: матрёшка пятисоставная, или мисочки, или кубики, или колечки.
Проведение обследования: взрослый даёт ребёнку матрёшку и просит её раскрыть, рассмотреть другие матрёшки. Затем предлагает собрать все матрёшки в одну. При затруднении взрослый берёт матрёшку и просит ребёнка посмотреть, как он это делает: «Сначала беру маленькую матрёшку и ищу чуть меньше, затем подбираю к ней ещё меньше и т. д.». Взрослый показывает складывание матрёшки методом проб, привлекая внимание ребёнка к поиску следующей части. После обучения ребёнку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Инструкция обработки: принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату своей деятельности.
1 балл - не понимает цель и действует неадекватно даже в условиях обучения.
2 балла - понимает цель, но действует хаотически, т. е. не учитывает величину, в процессе обучения действует адекватно, а после обучения самостоятельно задание не выполняет.
3 балла - понимает цель, складывает матрёшку методом перебора вариантов, в условиях обучения действует адекватно, после обучения переходит к выполнению задания, пользуясь целенаправленными пробами.
4 балла - понимает цель и самостоятельно складывает матрёшку, пользуясь целенаправленными пробами.
3. Методика «Доски Сегена»
(восприятие формы)
Автор: Э Сеген
Цель: выявить восприятие формы, координированность, ловкость движений, состояние мелкой моторики пальцев рук.
Стимульный материал: доски с углублениями, в которые вставляются соответствующие различные по форме геометрические фигуры. Доска № 1.
Возраст: для детей с 3 – 7 лет.
Инструкция: Ребенку говорят: «Рассмотри внимательно эти фигурки, вырезанные на рисунке. Выбери из этого набора такие же и наложи их сверху каждой сходной прорези фигуры на рисунке так, чтобы они полностью совпали, чтобы отверстия были полностью заняты фигурой».
Анализ результатов:
Умственно отсталые дети дошкольного возраста с трудом понимают цель задания и начинают просто манипулировать с фигурками-вкладками. Только показ экспериментатором способа действия помогает некоторым детям понять задание. Большинство умственно отсталых нуждается в многократном совместном с экспериментатором выполнении этого задания.
Глубоко умственно отсталые дети задание не понимают.
В качестве аналогичного облегченного задания можно предложить вкладывание фигурок знакомых животных в прорези соответствующей конфигурации. Практика показывает, что и это задание оказывается трудным для умственно отсталых в степени дебильности и не выполняется детьми-имбецилами.
Качественный анализ результатов:
Для детей 3,5—4-х лет: испытуемые выполняют задания, используя метод примерки: подносят фигурки к прорезям и сравнивают их, ищут сходство, прилаживают их друг к другу и в итоге совмещают правильно.
Для детей 5 лет: дети используют только способы зрительной оценки сходства фигур, быстро их совмещают.
Для детей 6— 7лет существует временной норматив при безошибочном выполнении всех 5-ти заданий. Это 5 минут 12 секунд — суммарное время выполнения всех заданий. Дети указанного возраста не должны выполнять задание методом проб и ошибок.
Принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.
1 балл - не понимает цель, действует неадекватно даже в условиях обучения.
2 балла - понимает цель, при опускании фигур в углубления действует хаотически, после обучения не переходит на другой уровень действий.
3 балла - понимает цель, при выполнении задания использует метод перебора вариантов, после обучения действует методом целенаправленных проб либо методом зрительного соотнесения.
4 балла - понимает цель, задание выполняет самостоятельно методом целенаправленных проб.