Внеклассная работа (1 класс).
Тема: Береги природу
Цель: Расширение знаний учащихся о воздействии человека на природу и его последствиях.
Задачи:
Расширить представления детей о необходимости охраны животных, взаимосвязях в природе;
Продолжить работу по развитию внимания, наблюдательность, сообразительность.
воспитать у учащихся доброту, сострадание к животным;
I. Музыка.
Словарь: экология- наука о связи живых существ со средой обитания.
II.
Учитель. У нас сегодня необычный урок. Мы должны попасть в удивительный мир природы. Мы побываем в гостях у леса. Но попадем мы туда, если отгадаем загадки (растения, животные и люди).
Мой хвост не отличить от головы, Над цветком порхает, машет,
Меня всегда в земле найдете вы (червяк) Веером узорным машет (бабочка)
Под сосною у дорожки, Зеленая на болоте,
Кто стоит среди травы? Живет, квакает,
Ножка есть, но нет сапожек, Лесным жителям спать не дает (лягушка) (лягушка)
Шляпка есть – нет головы (гриб)
Учитель. Что вы можете сказать об этих словах? (это дети доброй матушки-земли).
У каждого животного, растения должен быть дом (лес) А только ли лес? (луг, река, болото, почва).
Отчего зависит жизнь этих растений, животных и нас с вами? (от солнца) – почему? (от воздуха) – почему? (вода) – почему? (Молодцы! Вы вспомнили обо всех трех волшебниках, которым мы обязаны своей жизнью.
А кто угрожал Матушке-земле? (злая волшебница Метеорина) А чем она угрожала?
А еще кто-нибудь может угрожать матушке земле? (человек). А как?
Правильно. Многие тысячелетия живет на земле человек, и все время пользуется благами природы.
Что дает нам природа? (пищу, одежду, жилище)
Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай, в лесу заготавливаем древесину, грибы, ягоды. Природа дает нам все необходимое для жизни, поэтому ее надо охранять.
Постоянно издаются законы об охране природы.
Охрана природы – это одна из обязанностей наших с вами. Нужно всегда помнить, что в природе все тесно связано между собой, и уничтожение одного компонента природы влечет изменение всего природного комплекса.
Ученик. Все-все, все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Учитель. Все-все. Все на свете нужны!
И это все дети запомнить должны.
Ребята. Какой красивый шар, откуда он прилетел?
Смотрите, записка! Слушайте внимательно. Я прочту ее.
Чтение жалоб.
Учитель. Ребята, а как вы думаете, растениям на самом деле больно, когда мы их ломаем. Давайте у леса спросим? (магнитофонная запись).
III.Физкультминутка.
А вы слышали какие-нибудь жалобы, просьбы о помощи? Ребята-корреспонденты побывали в лесу. Послушаем, что они там узнали.
Учитель. У меня есть еще одна жалоба, очень серьезная. Но сначала я хотела бы узнать, знакома ли вам эта книга?
Да, это красная книга. В эту книгу заносятся те животные, которые находятся на грани исчезновения, т.е. если не поддержать их, не принять меры по распространению и размножению этих животных и растений, не запретить их добычу, то они совсем исчезнут с лица земли. А мы имеем печальный опыт, что много растений и животных – уже нельзя встретить на планете. Вот и просят о помощи все те, кто сюда записан. И наша задача, задача всех людей мира – сберечь их. И у нас в Кемеровской области есть такие животные и растения.
И наши фотокорреспонденты должны были сфотографировать тех исчезающих животных или растения, которые занесены в эту книгу, а также охраняемые. Давайте посмотрим, что из этого получилось (показ рисунков).
Учитель. Молодцы. Все эти рисунки соберем в свою «Красную книгу». Эта книга у нас будет храниться в уголке природы. Но сначала мы сделаем выставку в рекреации, чтобы вы видели и узнали об этих растениях и животных. А сейчас мы с вами посмотрим фильм.
IV. Просмотр фильма
Соблюдать правила поведения самому и препятствовать нарушению этих правил другими людьми.
Организовывать рейд по очистке лесов.
Выпустить листовку для школы для исполнения охраны природы.
Ученики. Жалобы.
Прихожу я один раз в лес. И слышу крик «Спасите меня, помогите! Не разводите костры, особенно летом, в жаркую погоду. А если разводите, то соблюдайте правила. Ведь я уже боюсь каждого, кто начинает разводить костер. Спасите меня от пожаров, ведь во время их я могу совсем исчезнуть». (Чем можем помочь).
А я встретил маленького воробья. Воробышек плакал сильно – я гибну. Дети, спасите! Я летом всегда подавал сигнал, чтоб сторож ворон с огорода гнал. Пожалуйста, помогите! Зимой мне совсем нечего есть, все кругом замерзло, застыло, покрылось снегом. Негде мне найти корм, помогите! (а в эту зиму кто-нибудь помог?).
А я побывал на поляне. И там со всех сторон крики «Помогите, спасите! Мы зацветаем одни из первых, наши желтые головки можно встретить не только на поляне за городом, но и в огороде. Но мы боимся распускать свои зеленые листочки, ведь нас все равно сорвут, и мы завянем, Помогите. Одуванчики.
А я долго бродил по лесу. Вышел из леса и увидел речку. Она там плакала. И слезы ее были такими грязными. Ох, тяжело мне. Когда-то я считалась самым чистым, прозрачным светлым веществом в мире. А сейчас по мне ходят пароходы, в меня сливают грязную воду, а также люди бросают в меня, что хотят. Моя поверхность покрылась грязной пленкой, а нашим обитателем нечем дышать.
V. Итог урока.
Итак, какая же тема урока была?
Зачем нужно беречь природу?
Выдержки на доске. Чтение.