СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бессоюзное сложное предложение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока предназначена для учителей, работающих в 10-11 классах по учебнику как Грекова В.Ф., так и других авторов. 

Просмотр содержимого документа
«Бессоюзное сложное предложение»

Урок русского языка в 11 классе.

Урок русского языка

в 11 классе.

Задание :  определить вид сложных предложений, поставить знаки препинания. Если мы хотим понять настоящее надо изучить  прошлое. 2) Расстались мы но твой портрет я на груди моей ношу. 3) В поле шла жатва листья на деревьях стали желтеть.

Задание : определить вид сложных

предложений, поставить знаки препинания.

  • Если мы хотим понять настоящее надо изучить

прошлое.

2) Расстались мы но твой портрет я на груди

моей ношу.

3) В поле шла жатва листья на деревьях

стали желтеть.

Приставка в слове беспокойный Корень - часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. Суффикс как в слове сонный .  Окончание прилагательного в ср.роде ед.числа

Приставка в слове беспокойный Корень - часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. Суффикс как в слове сонный . Окончание прилагательного в ср.роде ед.числа

Двенадцатое апреля. Классная работа. Бессоюзное сложное предложение.

Двенадцатое апреля.

Классная работа.

Бессоюзное сложное предложение.

Опорные слова : Познакомиться с … 2) Вспомнить … 3)Повторить… для того, чтобы…

Опорные слова :

  • Познакомиться с …

2) Вспомнить …

3)Повторить… для того, чтобы…

Нет, не гибнет в жизни большой  Всё, на что сердце твоё откликается.  Живи беспокойно, живи с маетой:  С доброты человек начинается. Бессоюзное сложное предложение – это сложное предложение, части которого связаны по смыслу и интонации.

Нет, не гибнет в жизни большой Всё, на что сердце твоё откликается. Живи беспокойно, живи с маетой: С доброты человек начинается.

Бессоюзное сложное предложение – это сложное предложение, части которого связаны по смыслу и интонации.

Для чего простые предложения объединяются в одно сложное? Какое предложение называется СБП?  Сложное предложение, в котором простые предложения связаны между собой только по смыслу и интонационно. Чтобы между ними установить определенные смысловые отношения. 3. Какие знаки препинания разделяют простые предложения в составе сложного бессоюзного предложения? , : _ ;
  • Для чего простые предложения объединяются в одно сложное?
  • Какое предложение называется СБП?

Сложное предложение, в котором простые предложения связаны между собой только по смыслу и интонационно.

Чтобы между ними установить определенные смысловые отношения.

3. Какие знаки препинания разделяют простые предложения в составе сложного бессоюзного предложения?

,

:

_

;

смысловые отношения между частями:   - последовательность;   - перечисление;   - одновременность. ( можно поставить союз И) и [  ] , [  ] последовательность

смысловые отношения между частями:

- последовательность;

- перечисление;

- одновременность.

( можно поставить союз И)

и

[ ] , [ ]

последовательность

Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв голову, лежит уж и стережёт их. /и / [  ] ; [  ] последовательность

Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв голову, лежит уж и стережёт их.

/и /

[ ] ; [ ]

последовательность

Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей. / потому что / [  ]  :  [  ] причина

Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей.

/ потому что /

[ ] : [ ]

причина

Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времен наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает в книгах. / а именно / [  ]  :  [  ] пояснение

Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времен наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает в книгах.

/ а именно /

[ ] : [ ]

пояснение

Помню я : тени ложились косые на свежевымытый пол. / что, как / [  ]  :  [  ] дополнение

Помню я : тени ложились косые на свежевымытый пол.

/ что, как /

[ ] : [ ]

дополнение

Проснулся: в широкие щели сарая глядятся весёлого солнца лучи. / и увидел, и услышал, и почувствовал / [  ]  :  [  ] дополнение

Проснулся: в широкие щели сарая глядятся весёлого солнца лучи.

/ и увидел, и услышал, и почувствовал /

[ ] : [ ]

дополнение

Сыр выпал – с ним была плутовка такова. [  ]  ─  [  ] Быстрая смена событий

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

[ ] [ ]

Быстрая смена

событий

Мы жизнь покидаем – слово остается и служит живым после нас. /а / [  ]  ─  [  ] противопоставление

Мы жизнь покидаем – слово остается и служит живым после нас.

/а /

[ ] [ ]

противопоставление

Молвит слово – соловей поёт. как [  ]  ─  [  ] сравнение

Молвит слово – соловей поёт.

как

[ ] [ ]

сравнение

Кукушка закуковала – наступила глубокая весна. / так что / [  ]  ─  [  ] Вывод, результат

Кукушка закуковала – наступила глубокая весна.

/ так что /

[ ] [ ]

Вывод,

результат

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Задание: выпишите БСП, объясните постановку знаков препинания. 1) В Подмосковье есть у меня заветное место — лесная поляна вдали от дорог. 2) Особенно хорошо здесь ранней осенью. 3) На рябину прилетают кормиться дрозды, в сухих листьях ежевики шуршат ежи, осенью сюда приходят лоси. 4) Я не сразу догадался, почему под вечер почти всегда вижу тут двух-трех лосей. 5) Однажды все прояснилось: они приходили пожевать яблоки. 6) Поляна упирается в заполоненный рыжим бурьяном брошенный сад. 7) Деревья в нем выродились, и плоды дают только растущие от корней ветки. 8) Охотников до нестерпимо кислых яблок в лесу, кажется, не было. 9) Однажды, присев на краю сада, я услышал: яблоки похрустывали на чьих-то зубах. 10) Я приподнялся и увидел: один лось, задирая голову, мягкой губой захватывал яблоки, другой собирал яблоки, лежащие на земле.

Задание: выпишите БСП, объясните постановку знаков препинания.

1) В Подмосковье есть у меня заветное место — лесная поляна вдали от дорог. 2) Особенно хорошо здесь ранней осенью.

3) На рябину прилетают кормиться дрозды, в сухих листьях ежевики шуршат ежи, осенью сюда приходят лоси.

4) Я не сразу догадался, почему под вечер почти всегда вижу тут двух-трех лосей. 5) Однажды все прояснилось: они приходили пожевать яблоки. 6) Поляна упирается в заполоненный рыжим бурьяном брошенный сад. 7) Деревья в нем выродились, и плоды дают только растущие от корней ветки. 8) Охотников до нестерпимо кислых яблок в лесу, кажется, не было. 9) Однажды, присев на краю сада, я услышал: яблоки похрустывали на чьих-то зубах. 10) Я приподнялся и увидел: один лось, задирая голову, мягкой губой захватывал яблоки, другой собирал яблоки, лежащие на земле.

Какое предложение является бессоюзным? (Знаки препинания не расставлены) Без росы и трава не растёт.  2) В их сенях ветра шум и свежее дыханье и мглой волнистою покрыты небеса.  3) Куска лишь хлеба он просил и взор являл живую муку.  4) Пословица гласит и незаряженное ружьё однажды может выстрелить.

Какое предложение является бессоюзным? (Знаки препинания не расставлены)

  • Без росы и трава не растёт.

2) В их сенях ветра шум и свежее дыханье и мглой волнистою покрыты небеса.

3) Куска лишь хлеба он просил и взор являл живую муку.

4) Пословица гласит и незаряженное ружьё однажды может выстрелить.

В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно? Любишь кататься – люби и саночки возить.  2) Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска к зиме спустилась на дно.  3) Наступал вечер: шел дождь, с севера порывисто дул ветер.  4) Только шагнули мы вперед – из-за куста раздался выстрел.

В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

  • Любишь кататься – люби и саночки возить.

2) Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска к зиме спустилась на дно.

3) Наступал вечер: шел дождь, с севера порывисто дул ветер.

4) Только шагнули мы вперед – из-за куста раздался выстрел.

Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении. Собака была славная: ушки торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. 1)Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.  2)Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.  3) Обобщающее слово стоит перед однородным членами предложения.  4) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.

Собака была славная: ушки торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.

1)Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

2)Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородным членами предложения.

4) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении. Шестнадцать лет служу – такого со мной не бывало.  1) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.  2) Тире ставится между подлежащим и сказуемым , выраженными одной частью речи.  3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения. 4) Содержание второй части БСП противопоставляется содержанию первой части.

Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.

Шестнадцать лет служу – такого со мной не бывало.

1) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

2) Тире ставится между подлежащим и сказуемым , выраженными одной частью речи.

3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

4) Содержание второй части БСП противопоставляется содержанию первой части.