Урок русского языка
в 11 классе.
Задание : определить вид сложных
предложений, поставить знаки препинания.
- Если мы хотим понять настоящее надо изучить
прошлое.
2) Расстались мы но твой портрет я на груди
моей ношу.
3) В поле шла жатва листья на деревьях
стали желтеть.
Приставка в слове беспокойный Корень - часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. Суффикс как в слове сонный . Окончание прилагательного в ср.роде ед.числа
Двенадцатое апреля.
Классная работа.
Бессоюзное сложное предложение.
Опорные слова :
2) Вспомнить …
3)Повторить… для того, чтобы…
Нет, не гибнет в жизни большой Всё, на что сердце твоё откликается. Живи беспокойно, живи с маетой: С доброты человек начинается.
Бессоюзное сложное предложение – это сложное предложение, части которого связаны по смыслу и интонации.
- Для чего простые предложения объединяются в одно сложное?
- Какое предложение называется СБП?
Сложное предложение, в котором простые предложения связаны между собой только по смыслу и интонационно.
Чтобы между ними установить определенные смысловые отношения.
3. Какие знаки препинания разделяют простые предложения в составе сложного бессоюзного предложения?
,
:
_
;
смысловые отношения между частями:
- последовательность;
- перечисление;
- одновременность.
( можно поставить союз И)
и
[ ] , [ ]
последовательность
Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв голову, лежит уж и стережёт их.
/и /
[ ] ; [ ]
последовательность
Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей.
/ потому что /
[ ] : [ ]
причина
Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времен наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает в книгах.
/ а именно /
[ ] : [ ]
пояснение
Помню я : тени ложились косые на свежевымытый пол.
/ что, как /
[ ] : [ ]
дополнение
Проснулся: в широкие щели сарая глядятся весёлого солнца лучи.
/ и увидел, и услышал, и почувствовал /
[ ] : [ ]
дополнение
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
[ ] ─ [ ]
Быстрая смена
событий
Мы жизнь покидаем – слово остается и служит живым после нас.
/а /
[ ] ─ [ ]
противопоставление
Молвит слово – соловей поёт.
как
[ ] ─ [ ]
сравнение
Кукушка закуковала – наступила глубокая весна.
/ так что /
[ ] ─ [ ]
Вывод,
результат
Самостоятельная работа
Задание: выпишите БСП, объясните постановку знаков препинания.
1) В Подмосковье есть у меня заветное место — лесная поляна вдали от дорог. 2) Особенно хорошо здесь ранней осенью.
3) На рябину прилетают кормиться дрозды, в сухих листьях ежевики шуршат ежи, осенью сюда приходят лоси.
4) Я не сразу догадался, почему под вечер почти всегда вижу тут двух-трех лосей. 5) Однажды все прояснилось: они приходили пожевать яблоки. 6) Поляна упирается в заполоненный рыжим бурьяном брошенный сад. 7) Деревья в нем выродились, и плоды дают только растущие от корней ветки. 8) Охотников до нестерпимо кислых яблок в лесу, кажется, не было. 9) Однажды, присев на краю сада, я услышал: яблоки похрустывали на чьих-то зубах. 10) Я приподнялся и увидел: один лось, задирая голову, мягкой губой захватывал яблоки, другой собирал яблоки, лежащие на земле.
Какое предложение является бессоюзным? (Знаки препинания не расставлены)
- Без росы и трава не растёт.
2) В их сенях ветра шум и свежее дыханье и мглой волнистою покрыты небеса.
3) Куска лишь хлеба он просил и взор являл живую муку.
4) Пословица гласит и незаряженное ружьё однажды может выстрелить.
В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
- Любишь кататься – люби и саночки возить.
2) Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска к зиме спустилась на дно.
3) Наступал вечер: шел дождь, с севера порывисто дул ветер.
4) Только шагнули мы вперед – из-за куста раздался выстрел.
Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.
Собака была славная: ушки торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.
1)Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
2)Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородным членами предложения.
4) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.
Шестнадцать лет служу – такого со мной не бывало.
1) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
2) Тире ставится между подлежащим и сказуемым , выраженными одной частью речи.
3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
4) Содержание второй части БСП противопоставляется содержанию первой части.