Просмотр содержимого документа
«Бессоюзное сложное предложение»
- Леса - это исполинские лаборатории, которые вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль.
- Не видели они, как время пролетело.
- Темнело, и сбоку несло речным холодом.
- В окна снег летит клоками, буря свищет у ворот. (А.Фет)
- Василий Андреевич Жуковский – поэт, друг и наставник Пушкина.
- Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал.
1) ПП 2) ССП 3) СПП
1) ПП – 5
2) ССП – 3
3) СПП – 1, 2
«5» – ошибок нет
«4» – 1 ошибка
«3» – 2 ошибки
В окна снег летит клоками, буря свищет у ворот. (А.Фет)
Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал .
- Познакомиться с…
- Учиться…
- Совершенствовать умение…
БЕ С С ОЮЗНОЕ
СЛОЖНОЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Бабушка сердилась. Внучка не слушалась.
- 1. Бабушка сердилась, внучка не слушалась.
- 2. Бабушка сердилась: внучка не слушалась.
- 3. Бабушка сердилась – внучка не слушалась.
перечислительная
интонация
(ставятся запятая или точка с запятой)
пояснительная интонация
(ставится двоеточие)
при
соединительных отношениях
между частями БСП
результативно-следственная
интонация
(ставится тире)
при причинно-
пояснительных отношениях
между частями БСП
при
противопоставлении или времени, условии и следствии
1 . Найти грамматические основы
2. Определить интонацию и определить смысловые отношения между частями БСП
3.Поставить необходимый знак препинания
4. Построить схему БСП
(8) Шла мимо девочка. (9) Увидела рябинку, поахала.
(10) — Возьму-ка я одну веточку. (11) Одна веточка — это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.
(12) И она была по-своему права.
(13) Ехал на машине усатый дядька.
(14) — Ух ты... (15) Прямо картинка... (16) Шикарно!
(17)Он остановил машину, вылез из-за руля. (18)Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.
(11) В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (12) Я спрятался за куст, любуясь работой. (13) Дятел косился вниз, но продолжал работать. (14) В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. (15) Из кустов орешника грянул выстрел, и вместе с ней на желтую траву упала птица. (16) Дятел не успел проглотить личинку — она так и осталась белеть в окровавленном клюве.
(1)Про учительницу Ксению Андреевну Карташову говорили, что у неё руки поют. (2)Движения у неё были мягкие, неторопливые, округлые, и, когда она объясняла урок в классе, ребята следили за каждым мановением руки учительницы. (3)Ксении Андреевне не приходилось повышать голос на учеников, ей не надо было прикрикивать.
- (19)Мужественность относится не к физическим качествам человека, а к духу его. (20)Мужайся — значит крепи свой дух, не жалуйся, не предавайся пустым мечтам, а во всех обстоятельствах сохраняй бодрость.
- (21) Мужественность свойственна не только отдельным людям; целые народы могут быть мужественными. (22)Сейчас наша страна переживает трудное время, и мы видим много людей, которые только и знают что хныкать, ныть и причитать, вспоминая прежние, лучшие времена.
9)Выстрелы теперь неслись отовсюду, и небо, и Селигер померкли от частого дыма. (10)А мы сразу заметили, что жить стало хуже. (11)Мы были в общем-то непугливыми столичными людьми, понимали кое-что и в системах ружей, и в калибрах и номерах дроби, но мы не хотели выстрелов. (12)Их вообще не должно было существовать, они были чужды этому беззащитному миру трав, деревьев и малых, таких весёлых птах, поющих нам по утрам. (13)Пальба же между тем нарастала и пятнадцатого числа утром уже напоминала близкую канонаду, со всех четырёх сторон.
1 – 11
2 – 16
3 – 3
4 – 21
5 - 12
Выписать из художественного текста 5 БСП с разными значениями
ИЛИ № 215
Я понял(а)…
Я узнал(а)…
Лучше всего у меня получилось…
Я испытал(а) затруднение в…
Думаю, что этот материал мне пригодится…