СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Безличные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока "Безличные предложения"

 

Просмотр содержимого документа
«"Безличные предложения"»

БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Учитель Раджабова А.Р.


Тип урока: объяснение нового материала

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая.

Необходимое оборудование: компьютер, проектор.

Формирование УУД.

Метапредметные.

Познавательные:

-самостоятельно выделять и формулировать цель, тему;

-осознанно строить сообщения;

-использовать схемы;

-извлекать информацию ;

-сравнивать и оценивать информацию.

Регулятивные:

-сличать способ действия и его результат с заданным эталоном;

-осуществлять контроль по результату;

-выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

-адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению ошибок.

Коммуникативные:

-предлагать помощь и сотрудничество;

-строить монологическое высказывание;

-вести диалог, слушать собеседника;

-осуществлять взаимный контроль.

Планируемые личностные результаты:

-готовность и способность к саморазвитию;

-самооценка на основе критериев,

- навыки сотрудничества, умение не создавать конфликты.

Предметные.

Повторить теоретические сведения об односоставных предложениях, ввести понятие "безличные предложения", определить способы выражения сказуемого в безличных предложениях, продолжить работу по восполнению пробелов в орфографии, развивать речь и творческие способности, работать над развитием речи учащихся, вести планомерную подготовку к ГИА

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Этап актуализации ранее изученного материала.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постараюсь всё понять -

Буду грамотно писать.


Учитель: Добрый день. Начинаем наш урок. (слайд № 1)

Скажите, пожалуйста, какие предложения я сейчас использовала?

Учащиеся: (Это Односоставные предложения, потому что имеют один главный член предложения).

Учитель: Да, действительно, они односоставные, потому что грамматическая основа в каждом из них представлена одним главным членом.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с видами односоставных предложений. Слова продолжим знакомство говорят, что есть ещё вид односоставных предложений, который вам не знаком.


3.Этап актуализации учебной деятельности.


Учитель: Давайте вспомним, какие виды односоставных предложений вы изучили (слайд №2 по очереди появляются понятия) последним появляется сначала предложение Сегодня похолодало.


Создание проблемной ситуации.

Учитель: К какому виду вы отнесёте это предложение?


Ученики (гадают)

Учитель: Не гадайте, этот вид предложений ещё не знаком. Назовите грамматическую основу. Похолодало .

- Есть ли подлежащее? (нет)

-А может ли оно быть, может ли быть лицо, которое производит действие, или действие происходит само по себе, т.е. без лица?

-Подумайте, как можно назвать предложения, в которых действие происходит без лица?

-Ребята, вместе, общими усилиями мы определили тему нашего урока.


Слайд № 3 Запишите тему урока БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.


Учитель: Исходя из темы, по аналогии с изученными видами односоставных предложений, попытайтесь сформулировать цели урока:

знать, что значит односоставные безличные предложения, отличительные признаки безличных предложений.

-уметь мы должны находить безличные предложения в тексте, употреблять в речи безличные предложения. (слайд №3)


Работа с учебником:

- Открываем учебник на стр. , внимательно читаем правило о безличном предложении.

- Итак, давайте перечислим, каковы способы выражения сказуемого в безличном предложении. (Слайд № 4 с таблицей.) Сама перечисляю.


4.Этап первичного закрепления.

Итак, мы выяснили, что предложения, в которых действие происходит независимо от деятеля, лица, происходит само по себе называются БЕЗЛИЧНЫМИ.


Учитель: Внимание на таблицу (Слайд 5)

Установите соответствие.

  1. Морозное утро. – наз.

  2. Идёшь в школу и видишь на лужицах ледок. – о/л

3) Во дворе играют в снежки . – н/л

4) По утрам морозит. - безл


Учитель: (Дети работают в тетрадях ) .

- Поменяйтесь рабочими тетрадями, проверьте по образцу.

(На экране ответ: ) оцените работу.


Физминутка : Отвечайте ДА значит цифра 1,если НЕТ то 0. (взаимопроверка).


  1. Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам?

  2. Есть ли подлежащее в предложениях с безличными глаголами?

  3. Связаны ли безличные глаголы и безличные предложения?

  4. Безличные предложения – это односоставные предложения?

  5. Безличные предложения – это двусоставные предложения?

  6. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении?


Ответы: 001100


- Выпишите безличные предложения


1. Бездонную бочку водой не наполнишь.

2. Подготовьтесь к зиме.

3. Занесло снегом дорогу.

4. С вечера всё спится.

5. На дворе темно.


- Сколько выписали предложений? 3

- Определите значение сказуемого (состояние человека или состояние природы)

- установите способ выражения сказуемого.

Самопроверка.

Проверь себя по образцу и оцени свой результат .

Работа в парах: Ребята, я предлагаю вам поработать в парах.

Конструирование предложений. С последующей проверкой

Переделайте двусоставное предложение в безличное:

Я не здоров. Безличный глагол

Малыш не спит. безличн

Приближается вечер. безлич

Снег замел дорогу. Лич

У тебя есть книга? Словом нет

Пахнет сосна. Личный в безличном

Ребята, объединитесь в группы по человека



- Какими способами выражено сказуемое в предложениях ?

(Проверка работ в группе)

Фронтальный опрос:

- какие орфограммы встретились в предложения?

( НЕЗДОРОВИТСЯ, НЕ СПИТСЯ, ВЕЧЕРЕЕТ ) объясните

Учитель записывает 2 предложения:

Наступил рассвет.

Рассвело.


- Сравните 2 предложения, что общего? Ч ем отличаются?

-В каком предложении содержание передано белее лаконично выражено состояние природы? В чем главное назначение безличных предложений?

Дети отвечают:


Учитель : безличные предложения в лаконичной форме обозначают состояние природы и человека, а также придают выразительность речи.


- Ребята, мы выяснили, какими способами выражено сказуемое в безличном предложении.


А сейчас я предлагаю поработать с текстом.


5. Закрепление навыков определения безличных предложений в тексте и определение их роли.

Текст у каждого на столе.

Задания:

  1. Внимательно прочитайте предложенный текст. Сформулируйте тему, основную мысль, подберите заголовок.

  2. Подготовьте выразительное чтение, используя памятку.

  3. Определите тип речи, стиль текста (укажите признаки).

  4. Укажите номера безличных предложений. Определите их значения.

(1)Вечереет.(2)Свежо. (3)Ветра уже нет.(4) На меже улеглись кусты перекати-поля. (5)Весь день их бросало по свежей пашне. (6)Теперь и пахарям можно отдохнуть.

(7)Хорошо лежать на опушке прозрачного перелеска и смотреть в ясное небо. (8)Там начинают светиться первые звездочки. (9)Нежно пахнет распускающимися дубовыми почками.

(10)Сладко дремлется, и ломит от усталости босые ноги.(11) Кажется, что ты идешь за плугом по неглубокой борозде. (12)Слышатся гортанные голоса грачей.(13) Они устраиваются на ночь в своих гнездах. (14)Хочется раствориться в вечерней тишине. (В.Закруткин)


Проверка: безличные предложения 1, 2,3, 5, 6, 7, 9, 10, 14


Рефлексия

Закончи предложения. (дописать одним словом).

  1. Глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, называются ...безличными.

  2. В предложении безличные глаголы выступают в роли ... сказуемого.

  3. В предложений при безличном глаголе нет и не может быть ... подлежащего.

  4. Безличные глаголы обозначают ... состояние человека и явления природы.


  • Сегодня я узнал…

  • Я понял…

  • Было интересно…

Вызвало затруднение….


И вот наступил момент подведения итогов. 
Итак, кто набрал 2-3 плюса – ...
К сожалению, вы намного недоработали, приложили не много усилий к достижению успеха.
Отметка – «3».

Кто набрал 4–5 плюсов – …
Вы очень старались приблизиться к победе, вы приложили много усилий, но, к сожалению, пока еще не достигли победы, а лишь приблизились к ней.
Отметка – «4».

Кто набрал 7–6 плюсов – …
Вы достигли победы, к которой двигались шаг за шагом, преодолевая препятствия. Так необходимо держать всегда.
Отметка – «5».

Домашнее задание.


Закрепление.
Составьте безличные предложения по предложенным картинкам.

Благодарю вас всех за урок.

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!