СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Безопасность в социуме

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Общение в жизни человека. Межличностное общение, общение в группе

2. Конфликты и способы их разрешени, опасные проявления конфликта

3. Констуктивные и деструктивные способы психологического воздействия

4.Психологические механизмы воздействия на большие группы людей

5.Опасности вовлечения молодежи в противозаконную и антиобщественную деятельноть

Просмотр содержимого документа
«Безопасность в социуме»

Лекция

ТЕМА: «БЕЗОПАСНОСТь в социуме»


План лекции:

1. Общение в жизни человека. Межличностное общение, общение в группе.

2. Конфликты и способы их разрешения, опасные проявления конфликта.

3. Конструктивные и деструктивные способы психологического воздействия.

4. Психологические механизмы воздействия на большие группы людей.

5. Опасности вовлечения молодёжи в противозаконную и антиобщественную деятельность.


1. Общение в жизни человека. Межличностное общение, общение в группе


Общение - процесс необходимый для реализации деятельности и установления контактов с другими людьми и группами, развития своих личностных особенностей, свойств характера и способностей.

В ходе общения устанавливаются определённые отношения между людьми и разными группами, происходит обмен информацией, опытом, эмоциями, умениями и навыками, а также результатами деятельности. 

Выделяются разные виды общения: непосредственное и опосредованное, межличностное и ролевое, межгрупповое, массовое и т. д.

Непосредственное общение – живое общение с одним или несколькими людьми с помощью вербальных (речевых) и невербальных (жесты, мимика) средств.

В условиях такого общения важно не только то, что мы говорим, но и то, как мы это говорим. В непосредственном общении всегда присутствует обратная связь — это реакция на полученное сообщение. Она указывает человеку, передавшему сообщение (коммуникатору), как оно было понято другим человеком (реципиентом). Обратная связь может быть выражена словами или невербально.

Опосредованное общение - контакт людей с использованием различных технических устройств и средств коммуникаций, например общение в Интернете, которое стало неотъемлемой частью нашей жизни.

Используя опосредованное общение, предоставляется возможность расширить круг общения, передавать информацию на большие расстояния и большому количеству людей, но при этом практически отсутствует эмоциональная составляющая, способная лучше понять и «прочувствовать» собеседника.

В жизни каждого человека должны присутствовать оба вида общения — одно не может заменить другое.

Межличностное общение - взаимодействие между отдельными личностями, обусловленное обстоятельствами природной и социальной среды, а также личными мотивами.

Ролевое общение - общение людей как носителей определённых социальных ролей (учитель - ученик, родитель – ребёнок, подчинённый – начальник, врач - пациент).

Межличностные отношения более эмоциональные, люди имеют больше свободы в общении (конечно, в рамках приличий); ролевые же отношения предполагают более жёсткое соблюдение регламента, направленное на решение определённой задачи.

Общение с другими людьми выполняет ряд очень важных функций как для самого человека, так и для общества в целом:

- общение выступает как важнейшее условие формирования и развития психических функций человека, к которым относятся внимание, память, мышление и речь;

- в процессе общения человек получает возможность познать самого себя, узнать о себе то, что думают о нём и каким представляют его другие люди;

- в общении люди формируют и проявляют свои личностные качества, происходит развитие личности;

- устанавливаются и поддерживаются межличностные отношения;

- общение является основанием для объединения людей в группы в процессе выполнения ими общей деятельности.

В ходе общения вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия: умение учитывать требования коллектива и в то же время отстаивать свои права; соотносить личные интересы с общественными; умение заслужить признание других, сохраняя уважение к себе; занять определённый статус в группе; вырабатывать необходимые коммуникативные качества, которые помогут в будущем выстроить эффективное общение с другими людьми. Эффективное общение базируется на нашей коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность - владение коммуникативными навыками, умение вести себя адекватно ситуации, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах.

Чтобы проявить коммуникативную компетентность, надо соблюдать несколько условий: проявлять эмпатию и уважение к собеседнику, стараться понять другого человека и увидеть его положительные качества, учитывать его ощущения и предпочтения, уметь слушать, а иногда и уметь сказать «нет», давать конструктивную критику, когда это необходимо.

Эмпатия - способность почувствовать, что переживает другой человек; понимание эмоций партнёра по общению, сочувствие и сопереживание другому человеку.

Чтобы эффективно проявлять эмпатию к собеседнику, надо: отнестись к нему с уважением; сосредоточиться на понимании того, что он говорит; использовать невербальные сигналы, которые он подаёт, для выяснения его эмоционального состояния; попытаться представить себе, чтобы вы сами почувствовали в аналогичных обстоятельствах; проявить сочувствие и понимание.

Уважение к собеседнику проявляется в стремлении понять его точку зрения, даже если она отличается от вашей.

Понимание — это точная расшифровка значения сообщения, которое передаёт нам собеседник. Более полное понимание того, что хотел сказать человек, требует активного слушания.

Умение слушать заключается в нескольких правилах: быть внимательным к важной информации; слушать объективно, вне зависимости от своего эмоционального настроя; не давать мгновенных оценок услышанному; учитывать ситуацию общения; распознавать правильное значение сказанного; обращать внимание на цель и ключевые пункты высказывания собеседника; задавать продуманные вопросы; распознавать значение невербальных сигналов; разделять приведённые факты и личные оценки собеседника; анализировать умозаключения собеседника.

Ещё один момент, связанный с проявлением компетентности в общении, — это умение выделить в другом человеке положительные черты его характера, значимые достижения и поступки. Нужно уметь ценить людей и радоваться их заслугам. Однако надо помнить, что похвала отличается от лести. Когда мы льстим кому то, мы используем неискренние комплименты, зачастую чтобы добиться расположения этого человека. Искреннее же восхищение мы выражаем именно в похвале, и, видя, что человеку это приятно, сами начинаем испытывать положительные эмоции.

При необходимости нужно уметь высказать конструктивную критику, чтобы, с одной стороны, отметить недостатки, а с другой - не обидеть собеседника.

Применение конструктивной критики предполагает выполнение следующих шагов: спросите разрешения, прежде чем критиковать; начните критику с похвалы; подробно опишите, в чём суть замечаний, и приведите примеры; комментируйте действия человека, а не его личностные особенности; необходимо давать такие рекомендации, которые привели бы к позитивным изменениям; закончите критику на позитивной ноте.

Наряду с умением слушать собеседника и конструктивно критиковать важным навыком является умение сказать «нет».

Если вам сложно отказывать, то можно использовать разные варианты «мягкого» отказа: дайте положительную оценку тому, что делает человек, а потом объясните причину своего отказа; если есть такая возможность, предложите другой вариант помощи или компромиссное решение; возьмите отсрочку.

Итак, эффективное общение предполагает выстраивание дружеских взаимоотношений, создание атмосферы доверия и взаимопонимания.

Неэффективным общение будет тогда, когда люди ведут себя агрессивно, когда для достижения своей цели они позволяют себе нападки на окружающих, не принимая во внимание ситуацию и не считаясь с чувствами или правами других. Оно характеризуется созданием враждебных взаимоотношений, атмосферы недоверия и непонимания.

Как вы уже знаете, общение является необходимым условием формирования и существования социальных групп. Каждый человек на протяжении всей своей жизни включается в деятельность самых разных групп. Группа представляет собой самостоятельное целостное образование со своими характеристиками, обладает собственной историей развития и закономерностями жизнедеятельности.

Группа — это реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, совместной деятельностью или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства и определённым образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Малая социальная группа (семья, группа студентов) -небольшая по составу группа, члены которой выполняют определённую совместную деятельность, направленную на достижение общей цели, находятся в непосредственном личном общении, что является основой для развития межличностных отношений в группе.

Большая группа - многочисленная социальная группа (этническая, профессиональная, гендерная, возрастная), сложившаяся в ходе исторического развития общества, члены которой не находятся в непосредственном контакте друг с другом.

Кроме численности, большие и малые группы различаются тем, что они по-разному могут оказывать влияние на человека. Большие группы регулируют социальное поведение людей с помощью традиций, ритуалов, ценностей, малые - групповых норм.

Групповые нормы — это определённые правила, выработанные группой, принятые её большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы.

Ещё одно отличие больших и малых групп состоит в том, что непосредственное общение людей может осуществляться только в малых группах.

Чтобы наладить взаимоотношения с группой, стать её частью, нужно проявлять согласие с существующими в ней нормами. В свою очередь, сама группа для обеспечения соблюдения этих норм вырабатывает определённую систему санкций, ориентированных на наказание тех членов группы, поведение которых не соответствует нормам (бойкот, изоляция, нежелание общаться).

Принятие групповых норм под давлением группы называется конформизмом, но сразу надо оговориться, что не всегда проявление конформизма является положительным моментом для самого человека, в частности, когда он вынужден принимать нормы той группы (например, новой компании «друзей»), в которой они могут противоречить не только его собственным принципам, но и общим социально одобряемым нормам и ценностям.

Помимо существующих в группе норм, общение в группе может зависеть и от такой характеристики, как уровень сплочённости группы.

Сплочённость определяется: общей направленностью групповых целей и ценностей, которые должны отвечать потребностям членов группы; удовлетворённостью членством в группе; мотивационными факторами; эмоциональными отношениями членов группы; сходством членов группы между собой в интересах, жизненных ценностях, близостью взглядов и социальных ориентиров членов группы.

Высокий уровень сплочённости существует тогда, когда люди в группе тесно и активно взаимодействуют друг с другом, разделяют ответственность за происходящее в ней, в равной степени отвечают за свои поступки, разделяют общие социальные ценности и делают всё возможное для успешного достижения общих целей — такая группа может быть названа коллективом.

Кроме межличностного общения и общения в группе, можно выделить и межгрупповое общение, причём это может быть общение как между большими группами, так и малыми.

Общение с другими группами часто выстраивается на основе наших ложных стереотипов и предрассудков.

Стереотип - обобщённая характеристика представителей различных групп, которая существует в нашем сознании.

Предрассудок - явная негативная оценка представителей некой группы.

Стереотипы и предрассудки тесно связаны между собой: чем более негативными являются стереотипы человека по отношению к группе, тем сильнее и предрассудки по отношению к ней.

Восприятие членов других групп, а главное, общение с ними во многом зависят от того, какой тип взаимодействия преобладает в данный момент в отношениях групп. Так, если группы вступают в конкурентные отношения, то общение, скорее всего, будет носить конфликтный характер. Если же группы кооперируются для осуществления общей совместной деятельности и достижения общей для них цели, общение будет носить дружеский характер, группы будут поддерживать и помогать друг другу.


2. Конфликты и способы их разрешения, опасные проявления конфликта


Конфликт - столкновение целей и интересов взаимодействующих сторон, острый способ разрешения противоречий, возникших в процессе общения. Сторонами конфликтного взаимодействия могут быть либо отдельные люди, либо группы людей.

Виды конфликтов:

- межличностный (возникает между людьми из-за несовместимости их взглядов, интересов, целей, потребностей);

- между личностью и группой (противоречие между ожиданиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и общения);

- внутригрупповой (между разными подгруппами в одной группе);

- межгрупповой (результат столкновения интересов различных групп).

Конфликты бывают конструктивными и деструктивными.
         Конструктивный конфликт способствует выявлению и разрешению противоречий, содействует движению вперед, развитию, коррекции взаимодействия. Разрешение конструктивного конфликта объективно повышает качество отношений между членами группы, приводит к улучшению деятельности, знаменует собой новый этап в развитии группы.
         Деструктивный конфликт приводит к разрушению всех или отдельных элементов социальной группы, к деформации отношений между ее членами, нарушает эффективное взаимодействие и приносит вред обеим сторонам. Деструктивный конфликт сказывается на работе, на настроении и самочувствии членов коллектива, совместная деятельность затрудняется или становится невозможной.

Причины возникновения конфликтов:

- недостаточное понимание собеседника в процессе общения;

- неверное восприятие ситуации;

- различие в планах и оценках;

- неумение (нежелание) контролировать свое эмоциональное состояние.


Стадии развития конфликта:

- возникновение объективной конфликтной ситуации (появление противоречия в целях и интересах участников конфликта);

- осознание участниками наличия конфликтной ситуации (происходит формирование позиций сторон);

- инцидент (переход к конфликтному поведению, разворачивание конфликтных действий);

- разрешение конфликта.

На стадии конфликтных действий, конфликтного взаимодействия нарастает противостояние сторон, происходит эскалация конфликта.

Существуют особенности, которые могут усилить или же, наоборот, ослабить накал сложившейся конфликтной обстановки.

Особенности, способствующие эскалации конфликта

Особенности, препятствующие эскалации конфликта

направленность только на достижение своей цели, своих интересов и победу в конфликте

осознание собственной цели и цели оппонента

нежелание продолжать и поддерживать дружеские, деловые, приятельские отношения

ценность (важность) продолже-ния и сохранения дружеских, деловых, приятельских отношений

ориентация на соперничество

ориентация на сотрудничество

выбор деструктивных действий в конфликте (отказ от взаимодей-ствия, перенос негативного отношения с ситуации на личность партнёра по взаимодействию, вовлечение в конфликт третьих лиц)

выбор конструктивных действий в конфликте (переговоры, привлечение медиатора, уважительное отноше-ние к личности оппонента)

В конфликтной ситуации люди сознательно или неосознанно выбирают определенный стиль поведения. Существует 5 основных стилей поведения (основных стратегий разрешения конфликтов):
         1. Приспособление (уступка) - стиль поведения, который предполагает изменение своей позиции, перестройку своего поведения, сглаживание противоречий в ущерб своим собственным интересам.
         2. Сотрудничество - совместная выработка решения, удовлетворяющая интересы всех сторон.

3. Избегание - уклонение, уход от конфликта.

4. Соперничество (конкуренция) - открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции.

5. Компромисс - урегулирование разногласий через взаимные уступки.

Используя конструктивную стратегию поведения в конфликте, противоборствующие стороны могут вступить друг с другом в переговоры с целью разрешения конфликта. Многие конфликты развиваются на почве недосказанности, отсутствия полноты информации у обеих сторон, поэтому прямые переговоры могут способствовать снижению уровня взаимного недоверия и создадут условия для благоприятного завершения конфликта.

В случае если конфликт уже зашёл слишком далеко и длится очень долго, когда продолжение конфликта угрожает здоровью участников и самостоятельные переговоры между конфликтующими сторонами становятся невозможны — требуется вмешательство третьей стороны.

Формы участия третьей стороны в процессе урегулирования конфликта:

- посредничество, когда участники добровольно обращаются к посреднику, после чего могут принять или отклонить его предложения;

- арбитраж, когда стороны обращаются к посреднику и обязаны выполнить предложенное им решение.

Опасные проявления конфликта.

Одной из самых деструктивных форм поведения в конфликте может быть проявление агрессии.

Агрессия может проявляться в форме:

- физического воздействия (удары, пинки, затрещины и т. п.);

- вербального (словесного) воздействия, наносящего психологические, моральные травмы (негативные, оскорбительные суждения о качествах и ценности личности человека, угрозы здоровью и благополучию и т. д.).

Если агрессию проявляет более сильный человек, наделённый властью и статусом по отношению к более слабому партнёру, который не может защитить себя, и если он делает это регулярно, то такое поведения называется насилием.

Один из особых видов насилия, проявляющийся в агрессивном преследовании, травле человека, который, как правило, не может постоять за себя, — это буллинг.

Буллинг может проявляться как при непосредственном общении, так и в опосредованном, например в социальных сетях.

Причиной буллинга всегда является желание унизить жертву.

Основными проявлениями буллинга являются:

- вербальные издевательства (оскорбительные насмешки, обидные слова и высказывания, словесные угрозы, распространение сплетен);

- физические издевательства (применение грубой силы, ссоры или драки, в которых один противостоит большинству, намеренная порча имущества, отнятие денег и ценностей, принуждение к действиям, которые могут нанести моральный ущерб, фиксация этих действий на фото или видео и распространение этих материалов, изоляция жертвы в каком-то месте, помещении);

- психологическая изоляция (исключение из общения, общих занятий и увлечений, бойкот, игнорирование).

Основными характеристиками буллинга являются:

- асимметрия — с одной стороны всегда находится группа обидчиков, а с другой — пострадавший, который не может постоять за себя и нуждается в поддержке;

-преднамеренность — обидчик всегда действует преднамеренно и выбирает цель, которой нанесёт физический или психологический вред;

- снижение самооценки жертвы — агрессор разрушает уверенность и самоуважение жертвы;

- групповой процесс — буллинг всегда является групповым процессом, даже если агрессор один и жертва тоже одна, так как свидетели буллинга тоже являются его участниками;

- потребность вмешательства — буллинг никогда не прекращается сам по себе: его можно остановить только целенаправленно.

Что делать, если вы стали жертвой буллинга:

- не надейтесь, что проблема разрешится сама по себе, как можно быстрее расскажите об этом человеку, который готов вам помочь (родители, преподаватель, старший товарищ, тренер и т.д.);

- не бойтесь неодобрения со стороны одногруппников, и даже наоборот — постарайтесь привлечь на помощь сочувствующих вам ребят;

- сохраняйте все переписки, видео, голосовые сообщения, чтобы в дальнейшем использовать их как доказательства совершаемой в отношении вас агрессии;

- не считайте себя виноватым в происходящем — ваши индивидуальные характеристики, ошибки и даже некорректные поступки являются лишь формальным поводом для буллинга.


3. Конструктивные и деструктивные способы психологического воздействия


Психологическое воздействие, или психологическое влияние, является неотъемлемой частью общения — все мы в процессе взаимодействия влияем друг на друга. Влияние может быть конструктивным и деструктивным, и это зависит от разных факторов: целей, мотивов и намерений того, кто оказывает влияние, а также от позиции и особенностей того человека, на которого оказывается воздействие.

Влияние в малой группе очень зависит от структуры психологических и социальных ролей. Такие роли могут быть назначены извне в рамках структуры группы или могут быть выбраны другими членами группы на основе их личных и эмоциональных предпочтений. Тех людей, которых выбирают чаще, можно назвать условными лидерами. Тех, которых выбирают реже, — аутсайдерами.

Лидер немыслим в одиночку, он выдвигается в конкретной ситуации, принимает на себя определенные функции. Остальные члены группы признают его лидерство, т.е. принимают такие отношения, при которых он будет вести, а они будут ведомыми.

Стили лидерства:

- автократический (авторитарный) предполагает принятие лидером решения единолично, определяя всю деятельность подчиненных и не давая им возможности проявить инициативу;
         - демократический  - лидер вовлекает подчиненных в процесс принятия решения на основе групповой дискуссии, стимулируя их активность и разделяя с ними все полномочия по принятию решений;
         - попустительский (либеральный, свободный) - лидер избегает какого-либо собственного участия в принятии решений, предоставляя подчиненным полную свободу принимать решения самостоятельно.

Влиять может не только конкретный человек или конкретные люди, но и большинство в группе. Процесс влияния большинства на меньшинство связан с тем, что группе очень хочется обладать единой системой взглядов, ценностей, норм и правил.

Если взгляды человека не совпадают с принятым в группе мнением, то есть три варианта развития ситуации:

1. Противодействовать и противостоять мнению группы (в этом случае есть риск столкнуться с такими неприятными последствиями, как групповое давление и потеря статуса в группе).

2. Подчиниться мнению группы (отказаться от своего мнения под влиянием воздействия большинства).

3. Покинуть группу или сделать участие в ней исключительно формальным (если противодействие деструктивному мнению большинства невозможно или это сопряжено со слишком большими усилиями, которые вы не готовы прикладывать, а система ценностей и убеждений не позволяет вам согласиться с мнением большинства).

Основные механизмы психологического воздействия (влияния):

- убеждение;

- воздействие на чувства и эмоции.

Сами по себе механизмы психологического воздействия нельзя оценить как конструктивные или деструктивные.

Каким будет влияние: полезным или зависит от двух факторов. Во-первых, от личности и целей того, кто инициирует воздействие. Во-вторых, от личности, ценностей и степени развития коммуникативных навыков того, на кого оказывается влияние.

В основе убеждающей коммуникации лежит обращение к рациональным аргументам, способность привести доводы, подтверждающие или опровергающие свою точку зрения.

Убеждающая коммуникация — это не только донесение своей мысли до собеседника, но и формирование у него готовности к определённым действиям, которые изначально были заложены в вашем обращении: просьбе, совете, приказе, рекламном сообщении.

Убеждающую коммуникацию можно анализировать, обращая внимание на следующие элементы: кто говорит (коммуникатор), что говорит (сообщение), посредством чего передаётся сообщение (канал), кому говорит (аудитория), какой результат (эффективность коммуникации).

Правила безопасного поведения при использовании убеждающей коммуникации:

Если убеждаете вы:

- помните, что, для того чтобы убеждать других, нужна не только природная харизма, но и подготовка;

- уважайте личность того, с кем контактируете: пользуйтесь достоверными сведениями; при использовании ярких примеров подумайте, не могут ли они кого-то обидеть; с пониманием отнеситесь к другой точке зрения.

Если убеждают вас:

- не принимайте на веру всё, что вам говорят, — проверяйте сведения в нескольких источниках: это особенно важно, если полученная информация влияет на принимаемые вами решения;

- соотносите сказанное с вашими знаниями и ценностями;

- задумывайтесь о целях убеждающего и соотносите их со своими.

Другой механизм влияния — это воздействие на эмоциональную сферу. Чувства и эмоции очень влияют на наше поведение, на то, какие мы совершаем поступки, какие принимаем решения.

Для человека важны все эмоции: и положительные, и отрицательные. Однако негативные эмоции побуждают к действию сильнее, чем позитивные. Это происходит потому, что такие эмоции сигнализируют нам об опасности, неблагополучии и необходимости изменить ситуацию.

Какие эмоции пытается вызвать манипулятор, чтобы добиться своей цели:

- чувство вины - манипулятор выстраивает своё обращение так, что человек начинает чувствовать себя виноватым и ответственным за неприятности (реальные или мнимые) в его, манипулятора, жизни. В качестве защиты от такой стратегии важно помнить, что человек сам несёт ответственность за свои поступки и решения, поэтому в качестве защиты от манипулирования важно вовремя возвращать ему эту ответственность, не позволяя перекладывать её на вас.

- чувство жалости - обращение выстраивается так, что манипулятор предстаёт жертвой других людей, обстоятельств, несправедливости, и только вы, совершив тот или иной поступок, можете как-то скрасить его жизнь. Для противодействия этой манипуляции важно помнить, что вы имеете полное право распоряжаться собственными ресурсами по своему усмотрению и принимать решение по использованию этого ресурса.

- чувство долга - в этом случае манипулятор может попробовать обращаться к вашим представлениям о том, что такое «хорошо», а что такое «плохо. В качестве противодействия такой стратегии можно использовать формулу «Я уважаю твою точку зрения, но не разделяю её

- чувство страха - одна из базовых эмоций, она яркая и иногда побуждает нас к не совсем обдуманным действиям. Чтобы противодействовать этой стратегии манипулятора, полезно взять паузу, чтобы успокоиться и оценить ситуацию рационально.

Воздействие на эмоциональную сферу предполагает некритичное восприятие фактов и установок, обращается не к разуму, а к эмоциям. Именно такой механизм лежит в основе явления манипулятивное воздействие.

Правила безопасного поведения, которые позволят противодействовать манипуляции:

- помните об основном принципе манипуляционного воздействия — вызвать эмоцию, которая заставит вас совершить действие, нужное манипулятору;

- важным навыком для противодействия манипуляциям является умение говорить «нет»;

- выработайте привычку: принимая решение, задумывайтесь над тем, действительно ли оно соответствует вашим ценностям, интересам, потребностям.


4. Психологические механизмы воздействия на
большие группы людей


В современном мире скорость передачи информации неуклонно растёт. За несколько последних десятилетий человек получил возможность быстрой коммуникации с десятками, сотнями и тысячами разных людей, а значит, и возможность донести свою идею до многих. На фоне такой, можно сказать, «информационной революции» особенное звучание приобрели вопросы психологического влияния на массы людей.

В социальной психологии принято выделять устойчивые и стихийные большие группы.

Стихийная большая группа – стихийно возникшее, случайное, кратковременно существующее сообщество (аудитория на концерте, болельщики на стадионе, люди на митинге или городском мероприятии).

Устойчивая большая группа - сложившиеся в ходе развития общества группы, существующие продолжительное время, обладающие своими нравами, традициями, обычаями, образом жизни, потребностями, ценностями, интересами (этносы, профессиональные сообщества, группы, объединённые по возрастному принципу, жители определённого региона, любители какого-то вида спорта.).

Основным механизмом влияния на стихийные большие группы является эмоциональное заражение - быстрое распространение эмоционального состояния от одного человека к другому или группе людей, находящихся в одном месте.

Эмоциональное заражение возможно в том случае, если в определённом месте одновременно присутствует большое количество людей, и развивается оно очень быстро.

Этот механизм таит в себе опасность возникновения действующей толпы.

Правила безопасного поведения при попадании в толпу приведены в лекции «Безопасность в общественных местах».

Влияние на большие устойчивые группы связано и с изменением общественного мнения. Этот процесс непрерывен: со временем что-то становится модным, а что то, наоборот, забывается; что-то считается плохим, а что-то — хорошим, и эти представления постоянно меняются. Изменение общественного мнения - неотъемлемая часть развития общества.

Психологи выделяют следующие механизмы реализации психологического влияния на устойчивые большие группы:

- убеждение - самый явный способ психологического влияния. Этот способ базируется на обосновании точки зрения с помощью рациональных аргументов: фактов, ссылок на исследования, сравнения, обоснования преимуществ. Однако убеждение может становиться вредными даже опасным при использовании нечестных приёмов, таких как изложение только одной, выгодной оратору, точки зрения, игнорирование других подходов, опровергающих фактов, важных деталей;

- обман - использование лживых сведений, фальсификации. Часто недостоверные сведения излагаются в псевдонаучной манере, со ссылкой на несуществующие исследования или на мнение сомнительных экспертов;

- психологическое воздействие на эмоциональную сферу часто обозначают как внушение, ведь основной механизм этого влияния - обход рационального и обращение к эмоциональной сфере, привлечение внимания к одним аспектам ситуации и отвлечение от других, что, в свою очередь, рождает некритичное восприятие информации;

- влияние на большие группы людей при помощи мнимой угрозы - приём, который неоднократно использовался в мировой политике, и иногда это приводило к самым катастрофическим последствиям;

- подражание - мы невольно перенимаем привычки, выражения, стандартные действия от людей, которые нам симпатичны.

Несмотря на то, что механизмы влияния на массовое сознание разнообразны, а их проявления затрагивают все области жизни, правила безопасного поведения универсальны:

- приобретайте и накапливайте знания о механизмах влияния, старайтесь подмечать эти проявления;

- выработайте привычку задумываться о целях воздействия и соотносить их со своими целями, знаниями, мыслями, ценностями;

- сформируйте навык осознания процесса принятия решения;

- соблюдайте информационную гигиену;

- выработайте привычку проверять информацию, пользуясь разными источниками.


5. Опасности вовлечения молодёжи в противозаконную и антиобщественную деятельность


Незаконные протестные акции.

Для дестабилизации обстановки, организации беспорядков, столкновений и провокаций организаторами незаконных протестных акций используется молодёжь.

Не обладая жизненным и политическим опытом, не будучи в состоянии оценить и понять, в чьих интересах их понуждают действовать, подростки становятся участниками несанкционированных демонстраций и митингов.

При этом ими движут те же мотивы, что и при экстремальных развлечениях: желание совершить неординарный поступок, самоутвердиться и поднять свой статус в глазах окружающих, а также развлечься таким опасным образом. Подростки часто не осознают, что любые их агрессивные действия на публичных мероприятиях превращают их в нарушителей закона, угрожают безопасности окружающих и должны быть пресечены в соответствии с законом.

Организаторы несанкционированных митингов и демонстраций обещают участникам помощь, защиту и поддержку в случае задержания правоохранительными органами, но это не освобождает нарушителей от ответственности перед законом.

КоАП статья 20.2 «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»:

1. Нарушение организатором публичного мероприятия - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

1.1. Вовлечение несовершеннолетнего - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, или обязательные работы на срок от двадцати до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.

5. Нарушение участником публичного мероприятия - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 5 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, - влекут наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.

КоАП статья 20.2.2 «Организация массового одновремен-ного пребывания и (или) передвижения граждан в об-щественных местах, повлекших нарушение общественного порядка»:

1. Влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. В случае причинения вреда здоровью или имуществу - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до двадцати суток.

Меры безопасности при вовлечении в несанкционированные публичные мероприятия:

• не включайтесь в деятельность общественных организаций, движений, других сообществ, призывающих к дестабилизации обстановки, смене действующей власти неконституционным путём;

• не посещайте не согласованные в установленном законом порядке публичные мероприятия, в том числе митинги и демонстрации;

• не нарушайте общественный порядок на публичных мероприятиях;

• запрещается скрывать своё лицо, использовать маски и иные средства маскировки, затрудняющие установление личности;

• не посещайте публичные массовые мероприятия в качестве случайных зевак - вы можете стать невольной жертвой провокаций и столкновений;

• обязательно заблаговременно информируйте родителей о своём намерении участвовать в публичном мероприятии, так как родители отвечают за вас перед законом;

• не стесняйтесь посоветоваться с учителями о целесообразности посещения публичного мероприятия;

• реализуйте свою потребность в общественной деятельности через волонтёрское военно-патриотическое движение, а также через участие в деятельности общественных объединений, движений и организаций, действующих в рамках Конституции и законодательства РФ.

Опасности социального взаимодействия в интернете.

В настоящее время молодежь активно общается в социальных сетях с друзьями и приятелями. Часто вы находите среди интернет-пользователей, с которыми вы никогда не виделись, новых друзей, чьи интересы и жизненные установки на первый взгляд полностью совпадают с вашими. Бывает, что некоторые ваши ровесники начинают им доверять до такой степени, что готовы выполнить любые их просьбы и даже приказание стать участником деструктивного сообщества.

Самыми опасными деструктивными сообществами в социальных сетях являются так называемые группы смерти. Целью таких человеконенавистнических сообществ является нанесение всевозможного вреда здоровью вовлечённых в сообщество несовершеннолетних вплоть до совершения ими самоубийства (суицида - добровольного лишения себя жизни).

Воздействие ведётся посредством интернет-сообществ, создаваемых в социальных сетях, интернет-мессенджерах и различных блогах. Несовершеннолетних пользователей с помощью разжигания любопытства к обсуждению опасных для этого возраста, практически запретных тем (самоубийство, правонарушения, смерть и пр.) втягивают в процесс подготовки к суициду, замаскированному кураторами деструктивных сайтов под сетевую «игру».

В процессе «игры» анонимный «куратор» требует от вас сообщения персональных данных и исчерпывающей информации о жизни, об увлечениях, о проблемах, семье, школе, об отношениях с друзьями и сверстниками. В дальнейшем эта информация используется «куратором» для определения ваших слабых мест, уязвимых тем, проблем отношения к себе и окружающей жизни.

Для достижения целей «игры» «кураторы» провоцируют её участников на крайнее преувеличение различных проблем, имеющихся у них, таких как обида, разочарование, протест, месть, одиночество, стыд, недовольство собой, неразделённая любовь и др.

В любой такой ситуации немедленно обратитесь за помощью к родителям и учителям. Ни в коем случае не скрывайте от них фактов проявления к вам интереса со стороны неизвестных лиц.

Запомните! Свою безопасность вы обеспечите тем, что не станете заходить на сайты суицидальных сообществ в Интернете. Информация о способах совершения самоубийства (суицида), а также призывы к совершению самоубийства в РФ запрещены и уголовно наказуемы, и вы имеете полное право обратиться в правоохранительные органы за помощью в случае склонения вас к суициду.

Вовлечение в криминальные сообщества.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес со стороны организованных преступных группировок, сообществ и их членов к обучающимся в общеобразовательных организациях, подверженным влиянию криминальной идеологии.

Для вовлечения и удержания в криминальном сообществе почти всегда используются страх, угрозы и запугивание жертв криминального воздействия.

Для снижения риска попасть под влияние криминальных структур следует соблюдать ряд правил:

• по возможности избегать непосредственных личных контактов с лидерами криминальных сообществ и их представителями;

• не играть в азартные игры и не принимать никакой материальной помощи от представителей криминальных структур, чтобы нестать должником криминала;

• если личный контакт с представителями криминала состоялся, непроявляя агрессии, уклоняться от прямых ответов на предложения о вовлечении в криминальные сообщества или отвечать спокойным уверенным отказом;

• если в Сети появился контакт с модератором криминальной направленности, то такой контакт нужно прекратить и не возобновлять;

• постараться сформировать группу сверстников, не склонных к восприятию криминального влияния;

• не проявлять интереса, любопытства к представителям криминальных структур при их попытках контактов с вами и с вашими товарищами;

• включаться в участие в различных общественных объединениях, не связанных с криминалом.

Запомните! По мере возможности не вступайте ни в личные контакты, ни в переписку в Интернете с теми, кто предлагает участие в чём-либо имеющем признаки вовлечения в криминальное сообщество. Если представители криминала оказывают на вас воздействие, следует обратиться за советом и помощью к учителям, родителям и в правоохранительные органы.








23