СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Безличные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с учетом ФГОС. Тип урок: урок "открытия" новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«"Безличные предложения"»

Конспект урока в 8 классе по теме «Безличные предложения»

Цели: 1. Дать представление о безличных предложениях, показать способы выражения сказуемого в этих предложениях.

2. Развивать речевые, орфографические и пунктуационные навыки.

3. Воспитывать эстетический вкус посредством изучения лирических произведений и произведений живописи, использовать региональный компонент.

Ход урока

1. Оргмомент.

3. Изучение нового материала (постановка задач урока)

2. Найдите глаголы совершенного вида:

1) пятиться
2) спрятаться
3) задумавшись
4) решенный 
5) решить

– Какой частью речи являются слова «задумавшись» и «решенный»? Назовите их суффиксы.
– Почему решенный пишется с двумя Н?

3. Найдите страдательные причастия

1) приехавший
2) построенный
3) гонимый
4) смотрящий
5) поющий

– Назовите суффиксы страдательных причастий.

читают предложения, определяют их значение, используя варианты, представленные на доске.

  1. На небе нет ни облачка.

  2. Приятно пахнет черемухой.

  3. И снова мне легко.

  4. В лесу тихо и безмолвно.

  5. С любимой мечтой не хочется сердцу расстаться.

  6. Зимой рано смеркается

-Это односоставные безличные предложения.

Чем выражено сказуемое в безличном предложении

1)Отсутствие чего-либо.

2) Состояние окружающей среды.

3)Физическое состояние человека.

4) Состояние природы.

5)Эмоциональное настроение человека.

6)Состояние природы.

1)Неизменяемой глагольной формой НЕТ.

2) Личным глаголом в безличной форме.

3) Категорией состояния.

4) Категорией состояния.

5)Инфинитивом.

6. Безличным глаголом.

Работа по новой теме

Учебно-практическая деятельность.

-Трансформируют двусоставные предложения в односоставные безличные, указывают форму сказуемого.

Приближается вечер. – (Вечереет.) Сказуемое выражено безличным глаголом.

- Снег замел дорогу. – ( Дорогу замело.) Сказуемое выражено безличным глаголом.

- Вчера был дождь? – ( Вчера было пасмурно?) Сказуемое выражено категорией состояния.

- У тебя есть книга? – ( Нет ли у тебя книги?) Сказуемое выражено неизменяемой формой НЕТ.

Чем выражено сказуемое в безличном предложении (в конспект)

Оформление таблицы.

  1. Словом категории состояния на -о (сочетание глагола или слова категории состояния на –о с инфинитивом)

  2. Личным глаголом в безличном значении.

  3. Инфинитивом

  4. Безличным глаголом ( с -ся и без -ся)

  5. Отрицательным словом НЕТ или конструкцией, выражающей отрицание (существительным в родительном падеже с НИ или НЕ)

  6. Кратким страдательным причастием среднего рода с суффиксами -н-, -ен-, -т-

  7. Возвратным глаголом в безличном значении ( мне не спится. с суффиксом ся)

Работа с учебником. Закрепление темы (работа в группах).

– Прочитайте сведения в учебнике на стр. 94–95.

Перед вами предложения из миниатюр Астафьева. Обозначьте грамматические основы и укажите, чем они выражены.

1-я группа

1. Думается в основном о конце света. Мне с детства очень повезло.

2. Каплет с черёмух. Завыло, запело вдали густо, пронзительно.

3. Идти дальше некуда. Слов не понять.

2-я группа

1. За окном мутно. На душе было легко и грустно.

2. Не часто приходится просыпаться от тишины. О медведях, как о чертях, можно рассказывать бесконечно.

3. Пора уж разводить костёр и варить уху.

3-я группа

1. Нет сна, есть видимость его. Не стало гармонии. В небе ни одного облачка.

2. В номере было накурено.

ИГРА «ДА – НЕТ»

1) Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)

2) Есть ли подлежащее, т.е. лицо, выполняющее действие, в предложении с безличными глаголами? (НЕТ)

3) Связаны ли понятия безличный глагол и безличное предложение? (ДА)

4) Безличное предложение – это односоставное предложение?(ДА)

5) Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)

Проверочный тест по вариантам.

1 вариант Из предложенных предложений укажите (письменно):

А) назывные Б) определённо-личные В) неопределённо-личные  Г) безличные Д) двусоставные

1. Едем бором, тёмными лесами. 
2. Полночь. Снегопад.
3. Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала.
4. От её голоса повеяло теплотой. 
5. Вдыхаешь запах морозной прохлады.
6. Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.
7. В ту ночь никому не спалось.
8. Косые лучи солнца пронизывают весь лес.
9. В избе жарко натопили.
10. В воздухе пахнет сосновой смолой.

2 вариант Из предложенных предложений укажите (письменно):

А) назывные Б) определённо-личные В) неопределённо-личные Г) безличные Д) двусоставные

1. Что пишут в газетах?
2. Написать ответ товарищу надо сегодня же.
3. Цыплят по осени считают.
4. Можно выполнить задание за два часа.
5. Единою солдатскою судьбою нас фронт и тыл спаяли навсегда.
6. Надо требовать от детей аккуратности во всем.
7. Выхожу из дому рано утром.
8. Друга узнают в несчастье.
9. Встань, весь край мой поруганный, на врага.
10. Красная площадь. Народ.

Задание на дом (НА ВЫБОР)

1) Упр. 36 , стр.119, правило стр.117

2) Выпишите безличные предложения из «Капитанской дочки» Пушкина (8 предложений) (для сильной группы). Укажите способ выражения сказуемого.

Выставление оценок.

Итог урока.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!