СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биологический кружок

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биологический кружок. План в 34 часа. Срок реализации 1 год

Просмотр содержимого документа
«Биологический кружок»


МБОУ «Сизобугорская СОШ имени поэта Мажлиса Утежанова»




Согласовано

Заместитель директора по УВР

_______/_Инкарова Х.Х./

«___» _______ 2016 г.



Утверждаю

Директор МБОУ

«Сизобугорская СОШ им.поэта М.Утежанова»

______/_Кужахметова А.Б. /

от «___» ____________ 2016 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


«Занимательная биология»


Составила: учитель химии и биологии Утегалиева Э.М.















с.Сизый Бугор

Пояснительная записка


Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Среди отличительных особенностей программы кружка можно назвать следующие:

  • Охватывает большой круг естественнонаучных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;

  • Добавлен раздел изучения особенностей природы Саратовской области (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев. Для популяризации науки обо всех живых организмах несколько занятий кружка будет посвящено организации агитбригад в начальные классы и детский сад.

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

Цель программы:

Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

Основные задачи программы:

Образовательные

  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.

  • Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.

  • Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;

  • Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие

  • Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.

  • Развитие навыков общение и коммуникации.

  • Развитие творческих способностей ребенка.

  • Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.

  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

  • Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.

  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая

  • Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе:

1 Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

2 Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

3 Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

4 Исследовательские методы (при работе с микроскопом).

Наглядность: просмотр видео-, кино-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

Ожидаемый результат:

  • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.

  • повышение коммуникативности;

  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;

  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;

  • сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;

  • ведение здорового образа жизни.

Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:

1. Тестирование.

2. Занятие контроля знаний.

3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).

4. Дискуссия.

5. Проектно-исследовательская работа.

6. Конференция.

7. Творческий отчет о экскурсии , о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.

8. Отчетная выставка.

Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Организационное занятие

1

1

-

Ботанические занятия

7

3

4

Зоологические занятия

7

3

4

Микробиологические занятия

6

2

4

Творческие занятия

13

3

10


Итого:

34

12

22



СОДЕРЖАНИЕ


1. Организационное занятие. На первом ознакомительном занятии члены кружка продемонстрируют свои знания о живой природе, основных царствах органического мира, выскажут свои замечания и пожелания по работе кружка, распределят между собой основные темы лекционных выступлений.


2. Ботанические занятия (лекции, викторины, просмотр видеоматериалов, практические занятия). Ботанические занятия предполагают знакомство с удивительными особенностями растений нашей планеты ( в том числе просмотр видеофильма «Чудеса ботанического мира», работу с комнатными растениями, находящимися в коллекции кабинета биологии.


3. Зоологические занятия (лекции, викторина, просмотр видеофильмов, составление и просмотр компьютерных презентаций). На зоологических занятиях члены кружка познакомятся с многообразием профессий, связанных с миром животных (ученые – энтомологи, орнитологи, ихтиологи, зоогеографы и т.п., ветеринары, режиссеры, операторы фильмов о животных и т.д.), узнают как можно изучать животных и где могут пригодиться эти знания

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема занятия

Примечание

План

Факт

1



Введение. Организационное занятие


2



Мир растений. Особенности и многообразие.


3



Осенний пейзаж.

Экскурсия

4



Тайны жизни растений.

Практическая работа

5



Кто такие? Где живут? Определение растений.

Практическая работа

6



Съедобные и ядовитые растения.


7



Лекарственные растения.

Практическая работа

8



Растения красной книги Саратовской области.

Практическая работа

9



Занимательная ботаника. Биологические шарады.


10



Занимательная ботаника. Биологические омонимы.


11



Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?».


12



Мир животных. Особенности и многообразие животных


13



Мир беспозвоночных животных.


14



Определение членистоногих по рисункам и коллекции.

Практическая работа

15



Мир позвоночных животных. Холоднокровные животные.

Практическая работа

16



Мир позвоночных животных. Теплокровные животные.

Практическая работа

17



Животные в жизни человека.


18



КТД. Создание настольной игры «Зооленд»


19



Животные красной книги Саратовской области и меры по их охране.


20



Праздничная зоо-викторина. Презентация новой игры


21



Занимательная зоология. Шарады, загадки.


22



Занимательная зоология. Верните зверей в слова.


23



Занимательная зоология. Хвостатая викторина.


24



Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи.



25



Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов.


26



Клетка растений.

Практическая работа

27



Клетка животных.

Практическая работа

28



Выращивание культуры инфузории – туфельки.

Практическая работа

29



Что показал нам микроскоп.




30

31

32

33

34





Творческие занятия.

Подготовка и проведение викторин и игр для учащихся начальной школы