МБОУ «Сизобугорская СОШ имени поэта Мажлиса Утежанова»
Согласовано Заместитель директора по УВР _______/_Инкарова Х.Х./ «___» _______ 2016 г. | Утверждаю Директор МБОУ «Сизобугорская СОШ им.поэта М.Утежанова» ______/_Кужахметова А.Б. / от «___» ____________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Занимательная биология»
Составила: учитель химии и биологии Утегалиева Э.М.
с.Сизый Бугор
Пояснительная записка
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Среди отличительных особенностей программы кружка можно назвать следующие:
Охватывает большой круг естественнонаучных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
Добавлен раздел изучения особенностей природы Саратовской области (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев. Для популяризации науки обо всех живых организмах несколько занятий кружка будет посвящено организации агитбригад в начальные классы и детский сад.
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.
Цель программы:
Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.
Основные задачи программы:
Образовательные
Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
Развитие навыков общение и коммуникации.
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательные
Воспитывать интерес к миру живых существ.
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
Формы и методы, используемые в работе по программе:
1 Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
2 Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
3 Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
4 Исследовательские методы (при работе с микроскопом).
Наглядность: просмотр видео-, кино-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Ожидаемый результат:
положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
повышение коммуникативности;
появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;
ведение здорового образа жизни.
Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:
1. Тестирование.
2. Занятие контроля знаний.
3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).
4. Дискуссия.
5. Проектно-исследовательская работа.
6. Конференция.
7. Творческий отчет о экскурсии , о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.
8. Отчетная выставка.
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
| Организационное занятие | 1 | 1 | - |
| Ботанические занятия | 7 | 3 | 4 |
| Зоологические занятия | 7 | 3 | 4 |
| Микробиологические занятия | 6 | 2 | 4 |
| Творческие занятия | 13 | 3 | 10 |
| Итого: | 34 | 12 | 22 |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Организационное занятие. На первом ознакомительном занятии члены кружка продемонстрируют свои знания о живой природе, основных царствах органического мира, выскажут свои замечания и пожелания по работе кружка, распределят между собой основные темы лекционных выступлений.
2. Ботанические занятия (лекции, викторины, просмотр видеоматериалов, практические занятия). Ботанические занятия предполагают знакомство с удивительными особенностями растений нашей планеты ( в том числе просмотр видеофильма «Чудеса ботанического мира», работу с комнатными растениями, находящимися в коллекции кабинета биологии.
3. Зоологические занятия (лекции, викторина, просмотр видеофильмов, составление и просмотр компьютерных презентаций). На зоологических занятиях члены кружка познакомятся с многообразием профессий, связанных с миром животных (ученые – энтомологи, орнитологи, ихтиологи, зоогеографы и т.п., ветеринары, режиссеры, операторы фильмов о животных и т.д.), узнают как можно изучать животных и где могут пригодиться эти знания
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Примечание |
План | Факт |
1 | | | Введение. Организационное занятие | |
2 | | | Мир растений. Особенности и многообразие. | |
3 | | | Осенний пейзаж. | Экскурсия |
4 | | | Тайны жизни растений. | Практическая работа |
5 | | | Кто такие? Где живут? Определение растений. | Практическая работа |
6 | | | Съедобные и ядовитые растения. | |
7 | | | Лекарственные растения. | Практическая работа |
8 | | | Растения красной книги Саратовской области. | Практическая работа |
9 | | | Занимательная ботаника. Биологические шарады. | |
10 | | | Занимательная ботаника. Биологические омонимы. | |
11 | | | Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?». | |
12 | | | Мир животных. Особенности и многообразие животных | |
13 | | | Мир беспозвоночных животных. | |
14 | | | Определение членистоногих по рисункам и коллекции. | Практическая работа |
15 | | | Мир позвоночных животных. Холоднокровные животные. | Практическая работа |
16 | | | Мир позвоночных животных. Теплокровные животные. | Практическая работа |
17 | | | Животные в жизни человека. | |
18 | | | КТД. Создание настольной игры «Зооленд» | |
19 | | | Животные красной книги Саратовской области и меры по их охране. | |
20 | | | Праздничная зоо-викторина. Презентация новой игры | |
21 | | | Занимательная зоология. Шарады, загадки. | |
22 | | | Занимательная зоология. Верните зверей в слова. | |
23 | | | Занимательная зоология. Хвостатая викторина. | |
24 | | | Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи. | |
25 | | | Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов. | |
26 | | | Клетка растений. | Практическая работа |
27 | | | Клетка животных. | Практическая работа |
28 | | | Выращивание культуры инфузории – туфельки. | Практическая работа |
29 | | | Что показал нам микроскоп. | |
30 31 32 33 34 | | | Творческие занятия. | Подготовка и проведение викторин и игр для учащихся начальной школы |