БУДУЩЕЕ простое и сложное ВРЕМЯ глаголов
Цели: дать понятие о будущем простом и сложном времени глаголов; развивать умения находить и образовывать глаголы в будущем простом и сложном времени; познакомить с особенностью изменения глаголов в будущем сложном времени.
Ход урока
I. Чистописание.
Напишите названия знакомых (любимых) сказок.
II. Наблюдение за различием глаголов настоящего и будущего времени по вопросам.
П о с т а н о в к а у ч е б н о й з а д а ч и.
– Сегодня на уроке нам предстоит выяснить, как изменяются глаголы будущего времени, а также с особенностью изменения некоторых глаголов будущего времени.
Прочитайте.
Н а д о с к е:
Тот, кто водит самолёт
Дома по паркету,
Завтра в небо поведёт
Самолёт-ракету.
Кто готовит для скворцов
Летний дом фанерный, –
Своды башен и дворцов
Выстроит, наверно.
Дети нашего двора,
Крепнут ваши крылья.
Ваша детская игра
Завтра станет былью.
Найдите глаголы. (Учитель подчёркивает их на доске.)
– По какому признаку их можно распределить на две группы? (Высказывания детей.)
– Как различить глаголы настоящего и будущего времени? (По вопросам.)
– На что указывают глаголы настоящего времени? (Действие происходит в момент речи.)
– Назовите глаголы в настоящем времени. На какие вопросы отвечают?
– На что указывают глаголы будущего времени? (Действие происходит после момента речи.)
Запишите глаголы будущего времени вместе с вопросами.
– На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени?
В ы в о д. Глаголы будущего времени отвечают на вопросы что сделает? что сделают?
Будущее время показывает, что действие происходит после момента речи.
III. Наблюдение за сходством глаголов настоящего и будущего времени.
С л о в а р н а я р а б о т а.
Определите орфограмму в слове желать. (Непроверяемая безударная гласная.)
Измените сначала глагол в настоящем и будущем времени в единственном числе, а затем во множественном. (На доске поочерёдно один ученик изменяет глагол в единственном числе, другой – во множественном, остальные учащиеся записывают в тетрадях.)
желаю – пожелаю желаем – пожелаем
желаешь – пожелаешь желаете – пожелаете
желает – пожелает желают – пожелают
Сравните глаголы в будущем времени с глаголами в настоящем времени.
– Что вы заметили? (Одинаковые окончания.)
– Сохраняется ли изменение по лицам и числам глаголов в будущем времени?
– Можно ли по личным окончаниям глаголов определить время глагола? Почему? (У глаголов настоящего и будущего времени совпадают окончания.)
Сделайте вывод.
В ы в о д. Глаголы в будущем времени изменяются по лицам и числам. Они имеют те же окончания, что и глаголы настоящего времени.
IV. Знакомство с будущим сложным временем.
В ы п о л н е н и е упражнения 71.
Назовите глаголы будущего времени. (Учитель записывает их на доске.)
будет падать опушит
начнём кататься загорятся
будет раздаваться
– Догадайтесь, в каком столбике записаны глаголы в будущем простом времени, а в каком – будущем сложном времени? Докажите.
– На какие вопросы отвечают глаголы в будущем сложном времени?
Давайте проследим, как изменяются глаголы в будущем сложном времени.
Н а д о с к е и в тетрадях выполняют запись:
я буду петь мы будем петь
ты будешь петь вы будете петь
он будет петь они будут петь
– Что заметили?
– Какой глагол изменяется по лицам и числам?
Р а б о т а по сводной таблице на с. 51.
Сделайте вывод.
В ы в о д. В будущем сложном времени по лицам и числам изменяется только глагол быть.
V. Закрепление.
Выполните задание по вариантам:
В а р и а н т I – сидеть.
В а р и а н т II – молчать.
Данные глаголы измените по лицам и числам в настоящем, будущем простом времени и будущем сложном времени.
П р о в е р к а.
С о с т а в л е н и е простого, сложного, простого с однородными членами предложений с использованием глаголов в будущем сложном времени.
З а п и с ь удачных предложений.
VI. Итог урока.
– Что нового вы узнали о глаголах будущего времени?
– Как изменяются глаголы будущего времени?
– В чём особенность изменения глаголов будущего сложного времени?
– В чём заключается сходство и различие глаголов настоящего времени и будущего времени?
Домашнее задание: выполнить упражнение 75; выучить правило.