СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Будущее простое и сложное время глаголов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал даёт понятие о будущем простом и сложном времени глаголов; развивает умения находить и образовывать глаголы в будущем простом и сложном времени; знакомит с особенностью изменения глаголов в будущем сложном времени.

Просмотр содержимого документа
«Будущее простое и сложное время глаголов»

БУДУЩЕЕ простое и сложное ВРЕМЯ глаголов

Цели: дать понятие о будущем простом и сложном времени глаголов; развивать умения находить и образовывать глаголы в будущем простом и сложном времени; познакомить с особенностью изменения глаголов в будущем сложном времени.

Ход урока

I. Чистописание.

 Напишите названия знакомых (любимых) сказок.

II. Наблюдение за различием глаголов настоящего и будущего времени по вопросам.

П о с т а н о в к а у ч е б н о й з а д а ч и.

– Сегодня на уроке нам предстоит выяснить, как изменяются глаголы будущего времени, а также с особенностью изменения некоторых глаголов будущего времени.

 Прочитайте.

Н а д о с к е:

Тот, кто водит самолёт

Дома по паркету,

Завтра в небо поведёт

Самолёт-ракету.

Кто готовит для скворцов

Летний дом фанерный, –

Своды башен и дворцов

Выстроит, наверно.

Дети нашего двора,

Крепнут ваши крылья.

Ваша детская игра

Завтра станет былью.

 Найдите глаголы. (Учитель подчёркивает их на доске.)

– По какому признаку их можно распределить на две группы? (Высказывания детей.)

– Как различить глаголы настоящего и будущего времени? (По вопросам.)

– На что указывают глаголы настоящего времени? (Действие происходит в момент речи.)

– Назовите глаголы в настоящем времени. На какие вопросы отвечают?

– На что указывают глаголы будущего времени? (Действие происходит после момента речи.)

 Запишите глаголы будущего времени вместе с вопросами.

– На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени?

В ы в о д. Глаголы будущего времени отвечают на вопросы что сделает? что сделают?

Будущее время показывает, что действие происходит после момента речи.

III. Наблюдение за сходством глаголов настоящего и будущего времени.

С л о в а р н а я р а б о т а.

 Определите орфограмму в слове желать. (Непроверяемая безударная гласная.)

 Измените сначала глагол в настоящем и будущем времени в единственном числе, а затем во множественном. (На доске поочерёдно один ученик изменяет глагол в единственном числе, другой – во множественном, остальные учащиеся записывают в тетрадях.)

желаю – пожелаю желаем – пожелаем

желаешь – пожелаешь желаете – пожелаете

желает – пожелает желают – пожелают

 Сравните глаголы в будущем времени с глаголами в настоящем времени.

– Что вы заметили? (Одинаковые окончания.)

– Сохраняется ли изменение по лицам и числам глаголов в будущем времени?

– Можно ли по личным окончаниям глаголов определить время глагола? Почему? (У глаголов настоящего и будущего времени совпадают окончания.)

 Сделайте вывод.

В ы в о д. Глаголы в будущем времени изменяются по лицам и числам. Они имеют те же окончания, что и глаголы настоящего времени.

IV. Знакомство с будущим сложным временем.

В ы п о л н е н и е упражнения 71.

 Назовите глаголы будущего времени. (Учитель записывает их на доске.)

будет падать опушит

начнём кататься загорятся

будет раздаваться

– Догадайтесь, в каком столбике записаны глаголы в будущем простом времени, а в каком – будущем сложном времени? Докажите.

– На какие вопросы отвечают глаголы в будущем сложном времени?

Давайте проследим, как изменяются глаголы в будущем сложном времени.

Н а д о с к е и в тетрадях выполняют запись:

я буду петь мы будем петь

ты будешь петь вы будете петь

он будет петь они будут петь

– Что заметили?

– Какой глагол изменяется по лицам и числам?

Р а б о т а по сводной таблице на с. 51.

 Сделайте вывод.

В ы в о д. В будущем сложном времени по лицам и числам изменяется только глагол быть.

V. Закрепление.

 Выполните задание по вариантам:

В а р и а н т I – сидеть.

В а р и а н т II – молчать.

 Данные глаголы измените по лицам и числам в настоящем, будущем простом времени и будущем сложном времени.

П р о в е р к а.

С о с т а в л е н и е простого, сложного, простого с однородными членами предложений с использованием глаголов в будущем сложном времени.

З а п и с ь удачных предложений.

VI. Итог урока.

– Что нового вы узнали о глаголах будущего времени?

– Как изменяются глаголы будущего времени?

– В чём особенность изменения глаголов будущего сложного времени?

– В чём заключается сходство и различие глаголов настоящего времени и будущего времени?

Домашнее задание: выполнить упражнение 75; выучить правило.