СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буквы А и О на конце наречий

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок создаёт условия для формирования навыка написания О и А на конце наречий.

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Буквы А и О на конце наречий»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ)ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА











Правописание наречий

учителя русского языка и литературы

Гончаровой Любови Анатольевны







































Класс: 7

ЦЕЛИ УРОКА:

1.Образовательные: создать условия для формирования навыка написания букв А и О на конце наречий; организовать деятельность учащихся по систематизации имеющихся знаний о наречии; содействовать формированию осознания целостности всех разделов лингвистики.

2.Развивающие: развивать навык правописания наречий с суффиксами –о-, -а-,развивать навыки исследовательской работы, развивать коммуникативные навыки, толерантность

3.Воспитательные: способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу при совместной работе; обеспечить воспитание умения слушать и говорить; создать условия для воспитания аккуратности и внимания, бережного отношения и любви к родному языку.

Тип урока: изучения и применения новых знаний

Форма урока: урок изучения нового материала



1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня в школу? А почему?

-Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?

-Нам предстоит выполнить много работы, как мы должны с вами работать, чтобы урок получился именно таким?

-Правильно, ребята, сегодня мы будем работать быстро, ловко, умело, внимательно, чётко, старательно. Я думаю, что вы легко ответите на все мои вопросы. И чтобы вам не было грустно, тоскливо, печально, а главное, мы будем стараться всё выполнять дружно. Запишите, пожалуйста, в тетрадях число и вид работы (классная работа), а вот строчку для записи темы урока оставьте свободной.

-Ребята, какая часть речи употреблена мною более всего? (Наречие)

-Назовите наречия, которые прозвучали в моей речи. (Наречия выписаны на слайд 1)

-Я намеренно использовала в своей речи эту часть речи, почему?

2.Блиц-опрос «Я знаю о наречии всё!».

- Дайте определение наречию. Что такое наречие?


- Что обозначает наречие?


- На какие вопросы отвечает наречие?


- Какова синтаксическая роль наречия в предложении?


- Как образуется наречие? От какой части речи?



- Ребята, мы вспомнили (повторили), что такое наречие как часть речи.

Сегодня мы с вами будем исследователями. Запишите предложения и найдите в них наречия.


Издавна русские считались храбрыми воинами.


Мой брат досрочно сдал экзамены.


- Обратите внимание на эти наречия. Можете ли вы объяснить, почему в наречии ИЗДАВНА пишется суффикс –А, а в наречии ДОСРОЧНО - суффикс –О.


- Ребята, над какой темой мы будем сегодня работать? ( Буквы А и О на конце наречий.)


- Запишите тему урока. Чему мы должны научиться? (Объяснять выбор написания О и А на конце наречий.)


- Значит, какова цель урока? (Узнать, когда в наречиях пишется А, а когда О, т.е. вывести правило, научиться его применять.)


- Ребята, определите, от каких слов образованы данные наречия?

ИЗДАВНА – давний

ДОСРОЧНО – досрочный


- Какими способами образованы данные наречия? (Приставочным и приставочно-суффиксальным способами.)


- Если наречие образовано приставочно-суффиксальным способом, то какая гласная пишется на конце наречий? (А)


- А если наречие образовано суффиксальным способом? (О)


- От чего зависит написание А и О на конце наречий? (от способа образования наречия)

3.Выборочный диктант.

Задание: выписать наречия из диктуемых предложений, распределяя их в 2 столбика.

-А (-Я) -О


  • Небо было раскалено почти добела.

  • Ветер снова усилился.

  • Серое небо предвещало дождь надолго.

  • Посмотри-ка вправо.

  • Начни всё сначала.

  • Издалека послышался шум.

  • Раньше мы редко ездили отдыхать на море.

  • Солнце изредка показывалось из-за туч.

  • Слева возвышались горы, справа чернела пропасть.

  • Я посмотрел налево, потом направо.

  • Стриж метнулся вправо.

  • Пол был вытерт досуха.

  • На улице было солнечно, сухо и пыльно.

  • Он заново начал писать сочинение.

  • За окном снова начался дождь


-Что мы видим?(Наречия первого столбика пишутся с –о в суффиксе, а наречия второго столбика пишутся с –а в суффиксе. (Аргумент)).

-Сформулируйте общий вывод. Почему на конце наречий пишутся разные гласные? (наречия с приставками в-, на-, за- пишутся с -о на конце, наречия с приставками из-, до-, с- пишутся с -а на конце).

- Посмотрите на экран. Давайте приведём примеры, комментирующие наше правило. (Демонстрируется слайд с интерактивными примерами)

-Попробуйте графически объяснить выбор орфограммы. Как вы можете дополнить формулировку темы урока? Сверьте свой вывод с учебником.

Учащиеся (графически объясняют выбор орфограммы, дополняют формулировку темы урока: буквы А-О на конце наречий с приставками, сравнивают свои выводы с учебником): Всё верно.

-Разобраться, что писать на конце наречий, поможет рассказ из «Занимательного русского языка" Галины Владимировны Александровой. ( Читаю рассказ детям вслух).

Навзао и досиза

Навзао и досиза! Кричит Витя Захаров, влетая в класс.- Навзао и досиза! Замечательная штука!

Витины друзья-пятиклассники с удивлением смотрят на возбуждённого Витю.

-Что ты там ещё придумал? – спрашивает у него соседка по парте Вера.

- Это не я придумал. В журнале «Миша» я прочитал советы мудреца. Этот мудрец советует заучить два «волшебных" слова – навзао и досиза. Они помогают запомнить, что в наречиях с приставками НА-, В-, ЗА- пишется на конце буква О (навзао), а в наречиях с приставками ДО-, С-, ИЗ- на конце пишется буква А (досиза). Ведь ловко придумано?

- Да, придумано неплохо, - говорит Вера, - да только опоздал ты со своим мудрецом. Нам вчера на занятии кружка учитель сообщил более простой способ проверки гласных на конце наречий. Достаточно взять существительное окно с таким предлогом, как приставка у наречия, и сразу определишь, О или А надо писать в конце, например: налево – на окно, засветло – за окно, издавна – из окна. Видишь, как просто получается?

-Да, этот приём, пожалуй, будет получше, - согласился Витя.

-Какие способы запоминания наречий предложил Витя? (Показываю записи на слайде) Почему Вера не воспользовалась ими? (Ответы детей)

- А теперь обратите внимание на эти слова на доске: изнеженно, дословно, связно. Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия).

(Это наречия с приставками из-, до-, с-, у которых в суффиксе пишется буква –о).

- Какой возникает вопрос? ( Почему у наречий с этими приставками на конце пишется буква -о? )

- Используя открытое вами знание, попытайтесь предположить причину такого написания.

Учащиеся выдвигают свои предположения, которые принимаются учителем к сведению, до появления решающей гипотезы: Эти наречия образованы суффиксальным способом от прилагательных, которые уже имели приставки: изнеженный, дословный, связный.

4.Работа по карточкам. Ребята образовывают наречия при помощи приставок и дописывают суффикс -а или –о, применяя приёмы проверки. Работа в парах. Проверка – цепочкой.

- Читайте по одному слову от пары. Договоримся не повторять одни и те же слова. Сначала читаем слова с суффиксом ô,

нáчисто     

зáпросто     

зáсветло

нáчерно

нáправо

зáтемно

впрáво

надóлго

зáново

задóлго

нáново

 

Все ли слова прочитали? Слово наново употребляется не в литературном языке, а в разговорном стиле. Как вы это понимаете? (Объясняют, как понимают, так как стили речи ещё не изучены).

Слова с суффиксом â

спростá (разг. стиль)     

дочернá

снóва

úзредка

дóсыта

досветлá

дотемнá

 

5.Физкультминутка

-Пришло время поговорить о здоровье

Гимнастика для глаз

Рисуй глазами треугольник,
Теперь его переверни вершиной вниз,
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмёрку вертикально, 
Ты головою не крути,
А лишь глазами, осторожно 
Ты вдоль по линиям веди
И на бочок её клади.
Теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись,
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец,
Зарядка окончена. Вы молодцы!

6.Творческое задание: замените словосочетания одним синонимом-наречием на изученное правило. Образец на экране: расстаться на долгое время = надолго расстаться. Учитель диктует словосочетания, дети записывают синоним-наречие.


Плотно, сытно поесть = досыта поесть.


Выехать, пока еще светло = засветло выехать


Навещать нечасто, редко = изредка навещать


В пылу спора, под горячую руку обидеть = сгоряча обидеть


С давних пор, с незапамятных времен сеять = издавна сеять.


7. Работа у доски по цепочке. Вставьте пропущенные буквы, выделите изученную орфограмму, объясните значение пословицы .


Сгоряч__ не добудешь калача. (Русская пословица)


Свой веник дочист_ метёт. (Осетинская пословица)


Дверь, в которую будешь входить, не захлопывай наглух__. (Узбекская поговорка)


Рыбак рыбака видит издалек__ . (Русская пословица)


Курицу досыт__ не накормишь, а девицу не нарядишь. (Русская)


8.Творческое задание в группах.

- Представьте себе: вы приглашаете к себе в гости друзей. Запишите 2-3 предложения, объясняя им, как найти ваш дом, можете использовать следующие наречия: справ-, слев-, рядом, напротив, поблизости, впереди, сначал-. Постарайтесь точнее передать адрес.

9. Самостоятельная работ . (проверка в парах)

- Проговорите пропущенные орфограммы и запишите текст:

В лесу еще свеж… и сыр… от утренней росы. Мокрые ветки то слев…, то справ… ложатся на плечи. Снача… нужно повернуть направ…, и через двадцать шагов будет родник. Но нужн… быть внимательным: здесь водятся гадюки. Правда, людей они не трогают, боятся. Но ногой лучш… на неё не наступать. Интереснее издалек… наблюдать, как изредк… поглядывает на тебя серо-зелёная гадючка. Угрожающ… прошипит что-то на своём гадючьем языке и быстр: скроется в зарослях.

10. Подведение итога.

1.От чего зависит написание букв ô и â в конце наречий?

2.В наречиях с какими приставками пишется суффикс ô? â? Как себя проверить? От каких прилагательных образуются наречия при помощи суффикса â? ô? Какие способы проверки написания наречий вы запомнили? Какой использовали сегодня на уроке? А если ни один из этих способов не поможет? (Нужно посмотреть в орфографическом словаре)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!