МКОУ «Ахтынская СОШ №1»
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ».
Подготовила и провела учитель первой квалификационной категории Шахэмирова Л.Д.
Цели урока: показать условия выбора букв о и а в корне –лаг- -лож-; развивать навыки морфемного разбора; знать, в каких случаях происходит чередование гласных А - О в корнях лаг-(-лож-).
Планируемые результаты: Учащиеся научатся правильно вычленять корень –лаг- -лож-; применять правило написания вариантов корня; строить рассуждение.
Оборудование:, раздаточный материал
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Проверка домашних заданий
Беседа.
-Какой раздел языкознания мы с вами изучаем? (Морфемика)
-Что изучает этот раздел? (Морфемы - части слова)
-Сколько морфем мы изучили) (Четыре)
-Назовите их.(Приставка, корень, суффикс, окончание).
-Что составляют остальные части слова?(Основу).
-С особенностями какой морфемы мы знакомились на прошлом уроке? (Приставки).
-С какой особенностью мы познакомились? (Правописание приставок, оканчивающихся на –з и –с).
3. Грамматическое задание
Сделать фонетический разбор слова вокруг
4. Работа по теме урока
1.Беседа
Работа с правилом
-Давайте попробуем самостоятельно, без помощи учебников, сформулировать правило правописания корней с чередованием А-О в корнях –ЛАГ-/-ЛОЖ-
Начнём с чередований букв О и А в корне –лаг-лож-.Понаблюдаем за изменением гласных в корне и сделаем вывод.
Прилагательное, выложить ,положение ,заложить изложение, слагаемое, предположим, предложный.
1.Рассуждение и вывод Гласные корней всех слов, кроме глагола предположим и прилагательного предложный, безударные. Итак , в корне –лаг- - лож- в безударном положении пишется а,если за корнем тоже стоит а; пишется о, если за корнем нет буквы а.(суффикса а )2.
- Орфографический диктант
Изл...гать содержание, пол...гаться на друзей, предл...гать решение,
прил...гать усилия, простое предл...жение, пол...жение дел,
распол...житься на отдых, возл...гать на помощников.
а) Самостоятельная работа
Задание: вставить пропущенные буквы, объясняя орфограммы
графически.
Л...жится (на) п...ля туман.
Мы предл...жили провести слёт туристов на б...регу реки.
Р...бята ра...пол...жились у костра и с насл...ждением ели печёную
картошку.
Вставьте подходящие по смыслу слова с корнем -лаг-/-лож-.
1) Никто еще не видел этого чудовища, но оно уже несколько раз напоминало о себе. О нем _______________ басни.
2) Индеец, _______________ руки над головой, бросился с борта в воду и поплыл к ближайшей лодке.
3) Старый индеец упал на колени перед доктором и сказал:
- Вы спасли жизнь моей внучки. Что может _______________ вам в награду бедный индеец, кроме своей жизни.
5.Закрепление изученного материала
Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически объясняя выбор орфограмм в корне.
Изл_гать содержание, хорошо изл_жить; знать признаки прил_гательного; написать изл_жение; оба сл_гаемых; распол_житься на ночлег; распол_гать свободным временем.
6.Подведение итогов
-Можно ли безударные гласные в корне -лаг-лож- проверять ударением?
Домашнее задание
Решите тест.
1) В каких словах напишете О: отл…жить пол…жить изл…гать предл…гать
2) В каких словах напишете А: изл…жение предл…жение прил…гать прил…гательное
3) В каких словах напишете А: сл…жить сл…гать перел…жить сл…гаемое
4) В каких словах напишете О: распол…гаться сл…жение прил…жение зал…жить
5) В каком ряду во всех словах напишете А:
А) отл…жить, пол…жить, распол…гаться, зал…жить
Б) прил…гать, изл…гать, предл…гать, прил…гательное
В) возл…гать, пол…гаться, сл…гаемое, сл…жение.