СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме «БУКВЫ О–А В КОРНЯХ -ЛАГ- (-ЛОЖ-)»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выяснить условие написания изучаемых корней; научить владеть способом выбора О–А в корне -ЛАГ- (-ЛОЖ-); развивать образное и логическое мышление, речь учащихсяВыяснить условие написания изучаемых корней; научить владеть способом выбора О–А в корне -ЛАГ- (-ЛОЖ-); развивать образное и логическое мышление, речь учащихсяВыяснить условие написания изучаемых корней; научить владеть способом выбора О–А в корне -ЛАГ- (-ЛОЖ-); развивать образное и логическое мышление, речь учащихся 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме «БУКВЫ О–А В КОРНЯХ -ЛАГ- (-ЛОЖ-)»»

Технологическая карта урока по теме

«БУКВЫ О–А В КОРНЯХ -ЛАГ- (-ЛОЖ-)»

Цель деятельности учителя

Выяснить условие написания изучаемых корней; научить владеть способом выбора О–А в корне -ЛАГ- (-ЛОЖ-); развивать образное и логическое мышление, речь учащихся

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания букв О–А в корне -ЛАГ- (-ЛОЖ-); уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем.

Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные:осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

методы и формы
обучения

Эвристический метод, анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html 

http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects

http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Чередование, орфограмма-буква


Организационная структура (сценарий) урока


Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы
организации взаимодействия

Формируемые умения

(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1. Мотивация (самоопределение)

к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово:

– Ребята, сегодня мы с вами совершим лингвистическое путешествие по стране Русского Языка*. В этой стране много городов. В некоторых из них вы побываете. Чтобы переехать из одного города в другой, вам нужно выполнить задания, которые предложат жители.

– Страна Русский Язык содержит много интересных достопримечательностей. Совершать путешествие вы будете в двух вагонах (2 группы).
А какой вагон получил больше впечатлений
от путешествия, мы узнаем в конце нашего путешествия.

– За каждый правильный ответ вы будете получать один жетон

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную
задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции

Листы обратной
связи

2. Актуализация

и пробное учебное действие.


3. Выявление места и причины затруднения

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, работа с дидактическим материалом

– Чтобы попасть в страну Русского Языка, нужно справиться с препятствием – отгадать загадки (на слайде):

1. Черные, кривые, от рожденья все немые,

А как встанут в ряд, сразу вдруг заговорят.

(Буквы.)

2. Земля белая, а птицы на ней черные.

(Бумага и буквы.)

3. Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё… (алфавит).

4. Какая водица только для грамоты годится?

(Чернила.)

– Итак, вы успешно преодолели препятствия
и теперь время отправиться в страну Русского Языка.

– Подходя к воротам крепости, мы видим надпись (слайд):

Заблудились слова в беспорядке,
Потеряли места в суете,
Так давайте, ребята, поможем
Им в нелегкой и грустной судьбе.

Раздает карточки с заданием.
– Расставьте слова так, чтобы получилось предложение, объясните постановку знаков препинания, выделите основу.

1-я группа: дерево, хвойных, семейства, сосна.
2-я группа: ставьте, кресла, сумки, не, товарищи, на.

дополняет ответы обучающихся, сопровождает деятельность школьников по повторению орфограмм

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них

недостаточно для полных ответов

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные:
слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку

зрения

Устные ответы. Письменная
работа

Физкульт-

минутка

Вот помощники мои, их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять. Не дают они скучать.

Постучали, повертели и работать захотели.
Тихо все на место сели

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;осознают недостаточность своих знаний

Выполняют физические упражнения

4. Целеполагание

и постро-

ение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной

и умственной деятельности уча-щихся.

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами эвристической беседы, работа с учебными посо-биями

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

– Ну а сейчас мы идем дальше. На пути встречается Орфографический Замок (на слайде).

Безударный – хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука…

– Обратимся к материалу учебника и определим тему урока

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, работают с учебником, осваивают лингвис-тические термины

Фронтальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, работать в коллективе, уважать мнение других участников образовательного процесса

Задают вопросы для уточнения информации

5. твор-ческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной

и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа по вопросам.

Наблюдение

за языковыми явлениями, анализ единиц языка

На слайде слова: излагать, слагать, изложить, сложить, предлагать, предложить.

– Распределите их в два столбика.

излагать – изложить

слагать – сложить

предлагать – предложить

– Почему распределили слова таким образом?
– Выделим корни.
– Какие это слова?
– В этих словах происходит чередование гласных?
– Какие гласные чередуются?
– Наша задача – разобраться, когда в корнях с чередованием пишется А, когда – О.
– Почему в словах 1-го столбика пишем в корне букву А?
– Почему в словах 2-го столбика – буква О?
– Обозначим орфограмму.
– Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корне?
– Прочитаем правило.

– От чего зависит чередование гласных А–О
в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-?

– А теперь выполним упражнение 449 и сделаем вывод: что общего в значении слов с чередующимися О/А в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-?

дополняет ответы обучающихся, сопровождает деятельность школьников по освоению
орфограмм

Принимают участие в работе, под руководством педагога выполняют задание, выполняют упражнения. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Фронтальная,

индивидуальная

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имею-
щиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию,
а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач,умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные ответы.

Выполнение заданий

6. Обобщение и систематизация знаний и форми-

рование

рациональных способов применения их

на пра-ктике.



7. Выполнение практического задания, связных рассказов об изученных нормах.

Взаимопроверка.



8. Обобщение полученных на уроке сведений

Архипелаг

Закрепления (задания на слайде).


1-я команда:

изл_гать.

2-я команда:

пол_гать

1. Задание: от данных глаголов с помощью суффикса -ениобразуйте существительные.

1-я команда 2-я команда

предл_гатьсл_гать

распол_гатьнал_гать

предпол_гатьприл_гать

возл_гатьпрол_гать

2. Работа с карточками.

– Я буду называть словосочетание, а вы – показывать гласную, которая пишется в корне слова с чередованием.
Предлагать (ничью), положительный (герой), располагающая (улыбка), (изменить) положение, (закончить) изложение, (уменьшить) слагаемое, (высказать) предположение, (просклонять) прилагательное, (произвести) сложение.

3. Задание (на слайде даны слова с пропущенными гласными на правописание корней лаг/лож):

прил..гать, перел..жить, сл..гаемое, прол..гать, обл..жили, нал..гать. дол..жить. отл..жить. предл..гать. сл..жить.

– Запишите слова в два столбика. Проверка по столбикам.

4. Выполнение упражнения 450.

– В каких морфемах находятся орфограммы?

– Расскажите правило правописания корней
лаг/лож.

– Итак, это была последняя остановка, на которой мы с вами сегодня остановились. Но в стране Русский Язык есть еще очень много других
городов и станций, и там вы обязательно побываете.

Подсчет жетонов, определение команды-победителя.

Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке

Выполняют

упражнения. Проверяют правильность выполнения работы

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Задают вопросы для уточнения информации. Письменная ра-

бота

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог

урока)

Заключительная беседа по вопросам

–Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом


Определяют свое эмоциональное состояние на уро-ке. Заполняют дневники достижений


Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека; стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля; исправляют и объясняют ошибки

Листы обратной
связи





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!