1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово: – Ребята, сегодня мы с вами совершим лингвистическое путешествие по стране Русского Языка*. В этой стране много городов. В некоторых из них вы побываете. Чтобы переехать из одного города в другой, вам нужно выполнить задания, которые предложат жители. – Страна Русский Язык содержит много интересных достопримечательностей. Совершать путешествие вы будете в двух вагонах (2 группы). А какой вагон получил больше впечатлений от путешествия, мы узнаем в конце нашего путешествия. – За каждый правильный ответ вы будете получать один жетон | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции | Листы обратной связи |
2. Актуализация и пробное учебное действие. 3. Выявление места и причины затруднения | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, работа с дидактическим материалом | – Чтобы попасть в страну Русского Языка, нужно справиться с препятствием – отгадать загадки (на слайде): 1. Черные, кривые, от рожденья все немые, А как встанут в ряд, сразу вдруг заговорят. (Буквы.) 2. Земля белая, а птицы на ней черные. (Бумага и буквы.) 3. Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд, Каждый в условленном месте стоит И называется всё… (алфавит). 4. Какая водица только для грамоты годится? (Чернила.) – Итак, вы успешно преодолели препятствия и теперь время отправиться в страну Русского Языка. – Подходя к воротам крепости, мы видим надпись (слайд): Заблудились слова в беспорядке, Потеряли места в суете, Так давайте, ребята, поможем Им в нелегкой и грустной судьбе. Раздает карточки с заданием. – Расставьте слова так, чтобы получилось предложение, объясните постановку знаков препинания, выделите основу. 1-я группа: дерево, хвойных, семейства, сосна. 2-я группа: ставьте, кресла, сумки, не, товарищи, на. дополняет ответы обучающихся, сопровождает деятельность школьников по повторению орфограмм | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы. Письменная работа |
Физкульт- минутка | Вот помощники мои, их как хочешь поверни. Раз, два, три, четыре, пять. Не дают они скучать. Постучали, повертели и работать захотели. Тихо все на место сели | Выполняют элементарные физические упражнения | Фронтальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;осознают недостаточность своих знаний | Выполняют физические упражнения |
4. Целеполагание и постро- ение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности уча-щихся. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами эвристической беседы, работа с учебными посо-биями | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. – Ну а сейчас мы идем дальше. На пути встречается Орфографический Замок (на слайде). Безударный – хитрый гласный: Слышим мы его прекрасно. А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука… – Обратимся к материалу учебника и определим тему урока | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, работают с учебником, осваивают лингвис-тические термины | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, работать в коллективе, уважать мнение других участников образовательного процесса | Задают вопросы для уточнения информации |
5. твор-ческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа по вопросам. Наблюдение за языковыми явлениями, анализ единиц языка | На слайде слова: излагать, слагать, изложить, сложить, предлагать, предложить. – Распределите их в два столбика. излагать – изложить слагать – сложить предлагать – предложить – Почему распределили слова таким образом? – Выделим корни. – Какие это слова? – В этих словах происходит чередование гласных? – Какие гласные чередуются? – Наша задача – разобраться, когда в корнях с чередованием пишется А, когда – О. – Почему в словах 1-го столбика пишем в корне букву А? – Почему в словах 2-го столбика – буква О? – Обозначим орфограмму. – Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корне? – Прочитаем правило. – От чего зависит чередование гласных А–О в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-? – А теперь выполним упражнение 449 и сделаем вывод: что общего в значении слов с чередующимися О/А в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-? дополняет ответы обучающихся, сопровождает деятельность школьников по освоению орфограмм | Принимают участие в работе, под руководством педагога выполняют задание, выполняют упражнения. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имею- щиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач,умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Устные ответы. Выполнение заданий |
6. Обобщение и систематизация знаний и форми- рование рациональных способов применения их на пра-ктике. 7. Выполнение практического задания, связных рассказов об изученных нормах. Взаимопроверка. 8. Обобщение полученных на уроке сведений | Архипелаг Закрепления (задания на слайде). 1-я команда: изл_гать. 2-я команда: пол_гать | 1. Задание: от данных глаголов с помощью суффикса -ениобразуйте существительные. 1-я команда 2-я команда предл_гатьсл_гать распол_гатьнал_гать предпол_гатьприл_гать возл_гатьпрол_гать 2. Работа с карточками. – Я буду называть словосочетание, а вы – показывать гласную, которая пишется в корне слова с чередованием. Предлагать (ничью), положительный (герой), располагающая (улыбка), (изменить) положение, (закончить) изложение, (уменьшить) слагаемое, (высказать) предположение, (просклонять) прилагательное, (произвести) сложение. 3. Задание (на слайде даны слова с пропущенными гласными на правописание корней лаг/лож): прил..гать, перел..жить, сл..гаемое, прол..гать, обл..жили, нал..гать. дол..жить. отл..жить. предл..гать. сл..жить. – Запишите слова в два столбика. Проверка по столбикам. 4. Выполнение упражнения 450. – В каких морфемах находятся орфограммы? – Расскажите правило правописания корней лаг/лож. – Итак, это была последняя остановка, на которой мы с вами сегодня остановились. Но в стране Русский Язык есть еще очень много других городов и станций, и там вы обязательно побываете. Подсчет жетонов, определение команды-победителя. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке | Выполняют упражнения. Проверяют правильность выполнения работы | Индивидуальная, групповая | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Задают вопросы для уточнения информации. Письменная ра- бота |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | –Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом | Определяют свое эмоциональное состояние на уро-ке. Заполняют дневники достижений | | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека; стремятся к приобретению новых знаний и умений. Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля; исправляют и объясняют ошибки | Листы обратной связи |