Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания, упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Вступительное слово. Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие по стране «Орфография». С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках? Что такое орфограмма? А для чего мы должны изучать орфограммы? Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком? Перечислите, какие вы знаете орфограммы? | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Фронтальная | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах, ( обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера) | Листы обратной связи |
II. актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа. | Словарный диктант с последующей взаимопроверкой. Распилить дрова возделывать землю воспользоваться случаем использовать правило разгадать ребус вскрикнуть от страха безвыходная ситуация взбодриться духом бесполезная вещь - Каким правилом вы пользовались, выполняя эту работу? | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. | Групповая | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Устные ответы, письменная работа |
III. Выявление места и причины затруднения. | Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа, раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. | Безударные гласные существуют трех видов: 1) проверяемые , 2) непроверяемые, 3) чередующиеся. Сегодня мы продолжим изучение корней с чередованием и узнаем много интересного ПРИЛАГАЕТСЯ ПРИЛОЖЕНИЕ - Попробуйте подобрать проверочные слова. - Не получается? - Очевидно, здесь работает какое – то другое правило. | Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. | Групповая. Индивидуальная | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно – следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные:задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. | Устные ответы, письменная работа. |
IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднений. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоениеновых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по материалам учебника, обсуждение результатов наблюдений. | Новый материал. Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. Запись темы урока. Буквы О-А в корнях –ЛАГ-(-ЛОЖ-) - В какой морфеме находится орфограмма? - Какие гласные пишутся в этих корнях? - Кто догадался, в каком случае пишется О, а в каком – А? - Сделайте вывод, сформулируйте правило. Откройте учебник и сверьте свои ответы по по материалу параграфа 84. - Какая проблема стоит перед нами теперь? - Какой цели мы должны достичь на уроке? - Запомните, корни –ЛАГ- ЛОЖ- являются чередующимися вариантами одного и того же корня. Подбирать проверочные слова нельзя. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно – следственные связи между отдельными языковыми явлениями. | Индивидуальная, групповая. | Личностные:осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха и неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя высказываний одноклассников, систаматизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия ( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану. | Задают вопросы для уточнения информации. |
V. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение творческих заданий на повышение орфрграфической зоркости, развитие логического мышления, самостоятельности и контроля. | Закрепление. Распределительный диктант. 1 гр. - ЛАГ 2 гр. – ЛОЖ Обложили,положить, расположение, предполагать,доложить, излагать, предложить, полагать, изложить, прилагательное, предположить, слагаемое, разложить, возлагать. 2)Найти третье лишнее, графически объяснить орфограмму 1.Возл...гать, предл...жение,изл...гать 2.Ул...жить, сл...жить, предл...гать 3.Изл...жение,прил...жение,прил...гать 4.Зал...жить,прил...гательное,сл...гать | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. | Фронтальная, групповая. | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные:читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника и рабочей тетради. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно – познавательных задач, умеют задавать вопросы на уточнение последовательности работы. | Устные ответы. Письменная работа. |
VI.Грамматическая зарядка. | | «А» - хлопаем в ладоши. «О» - встаем. Возложить венок,проложить путь,прилагать усилие, сложить вещи, отложить празднование, возлагать надежды, предложить блины, безотлагательное дело, радостное предположение, расположиться у костра. | | | | |
VI1. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления. | Выборочный диктант. Задание: выписать слова на данную орфограмму, выделить корень. Подчеркнуть буквы о-а. а) Безрукий, безногий старик через реку мост проложил.(Мороз, лед на реке) б) В избе-губа, на губе - труба, я лучинку зажег, положил на порог, зашумело в избе, загудело в трубе. (печь) в) Длинной шеей поверчу, груз тяжелый захвачу, где прикажут, положу - человеку я служу. (подъемный кран) г) Вложу, сложу, за море пущу, и там заговорит. (письмо) На опушке в избушке Расположились старушки. У каждой старушки лукошко, В каждом лукошке расположилась кошка. Кошки в лукошках Шьют старушкам сапожки. | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. | Индивидуальная. | Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщают, делают выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности. | Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа. |
VII1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений. | Самостоятельная работа по группам. 1гр. Работа с учебником: выяснить нормы употребления слова ПОЛОЖИТЬ 2 гр. Работа с учебником: выяснить нормы употребления слова КЛАСТЬ. Диктовка. Самопроверка по печатному тексту. Караул! У меня незавидное положение: сегодня пишем изложение! Текст надо излагать подробно. Все части расположить в соответствии с планом. Полагаться на товарища не могу, потому что расположился я как раз перед учителем. А учитель читает предложение за предложением. Полагаясь на свои знания, я старательно все излагаю. Грамотно изложенный текст – залог успеха. Отложить работу не могу: двойку поставят и родителей вызовут. А уж они-то устроят дома сражение, так что придется мне перейти на осадное положение. | Выполняют упражнения. | Групповая. | Личностные: нравственно – этическое оценивание усваиваемого материала. Познавательные: самостоятельно выделяют цель; осуществляют поиск информации. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Письменные работы. |
VIII. Включение в систему знаний и повторение | Знакомство с работами учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание работы. | Рефлексия. -Достигли ли тех целей, которые поставили перед собой в начале урока? -Оцените работу своих одноклассников, сделайте комплимент другу за осознанную и продуктивную деятельность на уроке. (Приём «Подари улыбку») -Как вы оцениваете собственную работу на уроке? | Слушают одноклассников, оценивают их работу. Отвечают на вопросы. | Фронтальная | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умение использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Устные ответы. |
1Х. Домашнее задание | Комментирование заданий. | 1.Упр.447 (базовый) 2. Упр.450 (повышенный) | Записывают задание в дневник. | | | |