СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Буквы О-А в корнях – ЛАГ- ЛОЖ-"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема

Буквы О-А в корнях – ЛАГ- ЛОЖ-.

Цель

 

Выяснить условия написания изучаемых корней; научить владеть способом выбора о-а в корне –лаг- (-лож-); развить образное и логическое мышление, речь обучающихся.

 

Тип урока

Урок объяснения нового материала.

 

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать правило написания буквы о-а в корне –лаг- (-лож-); уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем.

Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление; самоанализ и самооценка.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Буквы О-А в корнях – ЛАГ- ЛОЖ-"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (5 КЛАСС)

УМК Т.А. ЛАДЫЖЕНСКАЯ, М.Т. БАРАНОВ, Л.А. ТРОСТЕНЦОВА И ДР.

Автор

Москвитина Елена Владимировна

Тема

Буквы О-А в корнях – ЛАГ- ЛОЖ-.

Цель


Выяснить условия написания изучаемых корней; научить владеть способом выбора о-а в корне –лаг- (-лож-); развить образное и логическое мышление, речь обучающихся.

Тип урока

Урок объяснения нового материала.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать правило написания буквы о-а в корне –лаг- (-лож-); уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем.

Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление; самоанализ и самооценка.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Исследовательский метод, анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, фронтальная, групповая.

Образовательные ресурсы:

http://www.uroki.net

http://www.intergu.ru

Оборудование

Компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация

Основные понятия

Чередование звуков, орфограмма.

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания, упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Вступительное слово. Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие по стране «Орфография».

С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках?

Что такое орфограмма?



А для чего мы должны изучать орфограммы?

Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком? Перечислите, какие вы знаете орфограммы?

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная


Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, ( обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера)

Листы обратной связи

II. актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа.

Словарный диктант с последующей взаимопроверкой.

Распилить дрова

возделывать землю

воспользоваться случаем

использовать правило

разгадать ребус

вскрикнуть от страха

безвыходная ситуация

взбодриться духом

бесполезная вещь

- Каким правилом вы пользовались, выполняя эту работу?


Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.

Групповая

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы, письменная работа

III. Выявление места и причины затруднения.

Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа, раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Безударные гласные существуют трех видов: 1) проверяемые ,

2) непроверяемые, 3) чередующиеся.

Сегодня мы продолжим изучение корней с чередованием и узнаем много интересного


ПРИЛАГАЕТСЯ


ПРИЛОЖЕНИЕ



- Попробуйте подобрать проверочные слова.

- Не получается?

- Очевидно, здесь работает какое – то другое правило.



Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Групповая. Индивидуальная

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно – следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные:задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Устные ответы, письменная работа.

IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднений.



Раскрытие сущности новых понятий, усвоениеновых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по материалам учебника, обсуждение результатов наблюдений.

Новый материал.

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

Запись темы урока.

Буквы О-А в корнях –ЛАГ-(-ЛОЖ-)

- В какой морфеме находится орфограмма?

- Какие гласные пишутся в этих корнях?

- Кто догадался, в каком случае пишется О, а в каком – А?

- Сделайте вывод, сформулируйте правило.

Откройте учебник и сверьте свои ответы по по материалу параграфа 84.

- Какая проблема стоит перед нами теперь?

- Какой цели мы должны достичь на уроке?

- Запомните, корни –ЛАГ- ЛОЖ- являются чередующимися вариантами одного и того же корня. Подбирать проверочные слова нельзя.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно – следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Индивидуальная, групповая.

Личностные:осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха и неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя высказываний одноклассников, систаматизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия ( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.


Задают вопросы для уточнения информации.

V. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение творческих заданий на повышение орфрграфической зоркости, развитие логического мышления, самостоятельности и контроля.

Закрепление.


  1. Распределительный диктант.

1 гр. - ЛАГ 2 гр. – ЛОЖ


Обложили,положить, расположение, предполагать,доложить, излагать, предложить, полагать, изложить, прилагательное, предположить, слагаемое, разложить, возлагать.


2)Найти третье лишнее, графически объяснить орфограмму

1.Возл...гать, предл...жение,изл...гать

2.Ул...жить, сл...жить, предл...гать

3.Изл...жение,прил...жение,прил...гать

4.Зал...жить,прил...гательное,сл...гать


Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Фронтальная, групповая.

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные:читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника и рабочей тетради.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно – познавательных задач, умеют задавать вопросы на уточнение последовательности работы.

Устные ответы. Письменная работа.

VI.Грамматическая зарядка.


«А» - хлопаем в ладоши.

«О» - встаем.

Возложить венок,проложить путь,прилагать усилие, сложить вещи, отложить празднование, возлагать надежды, предложить блины, безотлагательное дело, радостное предположение, расположиться у костра.





VI1. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления.

Выборочный диктант.

  • Загадки.

Задание: выписать слова на данную орфограмму, выделить корень. Подчеркнуть буквы о-а.

а) Безрукий, безногий старик через реку мост проложил.(Мороз, лед на реке) 

б) В избе-губа, на губе - труба, я лучинку зажег, положил на порог, зашумело в избе, загудело в трубе. (печь)

в) Длинной шеей поверчу, груз тяжелый захвачу, где прикажут, положу - человеку я служу. (подъемный кран)

г) Вложу, сложу, за море пущу, и там заговорит. (письмо)

  • Весёлое стихотворение:

На опушке в избушке

Расположились старушки.

У каждой старушки лукошко,

В каждом лукошке расположилась кошка.

Кошки в лукошках

Шьют старушкам сапожки.

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.

Индивидуальная.

Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщают, делают выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности.

Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа.

VII1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


  1. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений.

Самостоятельная работа по группам.

1гр. Работа с учебником: выяснить нормы употребления слова ПОЛОЖИТЬ

2 гр. Работа с учебником: выяснить нормы употребления слова КЛАСТЬ.

Диктовка. Самопроверка по печатному тексту.

Караул! У меня незавидное положение: сегодня пишем изложение! Текст надо излагать подробно. Все части расположить в соответствии с планом. Полагаться на товарища не могу, потому что расположился я как раз перед учителем. А учитель читает предложение за предложением. Полагаясь на свои знания, я старательно все излагаю. Грамотно изложенный текст – залог успеха. Отложить работу не могу: двойку поставят и родителей вызовут. А уж они-то устроят дома сражение, так что придется мне перейти на осадное положение.

Выполняют упражнения.

Групповая.

Личностные: нравственно – этическое оценивание усваиваемого материала.

Познавательные: самостоятельно выделяют цель; осуществляют поиск информации.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Письменные работы.

VIII. Включение в систему знаний и повторение

Знакомство с работами учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание работы.

Рефлексия.

-Достигли ли тех целей, которые поставили перед собой в начале урока?

-Оцените работу своих одноклассников, сделайте комплимент другу за осознанную и продуктивную деятельность на уроке. (Приём «Подари улыбку»)

-Как вы оцениваете собственную работу на уроке?

Слушают одноклассников, оценивают их работу. Отвечают на вопросы.

Фронтальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умение использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Устные ответы.

1Х. Домашнее задание

Комментирование заданий.

1.Упр.447 (базовый)

2. Упр.450 (повышенный)

Записывают задание в дневник.