СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буквы з и с н конце приставок

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правописание приставок на З и С подчинено фонетическому принципу. Он заключается в том, что звонко оканчивающаяся приставка «дружит» со звонко начинающимся корнем. Перечислим звонкие согласные звуки.

Просмотр содержимого документа
«Буквы з и с н конце приставок»

Буквы з и с на конце приставок. Урок русского языка. 5 класс.

Буквы з и с на конце приставок.

Урок русского языка. 5 класс.

Цели урока: 1 изучение условия выбора буквы з (с) в приставках 2  формирование умение выбирать нужную согласную в приставке формирование умения самостоятельно размышлять, решать проблемы; анализировать, делать выводы 3  развитие устной и письменной речи, активизация словарного запаса 4  5  развитие внимания, умения слушать окружающих

Цели урока:

1

изучение условия выбора буквы з (с) в приставках

2

формирование умение выбирать нужную согласную в приставке

формирование умения самостоятельно размышлять, решать проблемы; анализировать, делать выводы

3

развитие устной и письменной речи, активизация словарного запаса

4

5

развитие внимания, умения слушать окружающих

Синтаксическая минутка. Подчеркните члены предложения. Дайте характеристику Объясните знаки препинания. сущ сущ Птицы – санитары леса. ( Пов., нев., прост., двусост., распр., неосл.)

Синтаксическая минутка.

Подчеркните члены предложения.

Дайте характеристику

Объясните знаки препинания.

сущ

сущ

Птицы – санитары леса.

( Пов., нев., прост., двусост., распр., неосл.)

Орфографическая разминка Допиши и объясни. 1 З дешний пейзаж 2 с гребаешь листочки 3 с делать кулич 4 с беречь здоровье

Орфографическая разминка

Допиши и объясни.

1

З

дешний пейзаж

2

с

гребаешь листочки

3

с

делать кулич

4

с

беречь здоровье

Буквы з и с на конце приставок. Существует группа приставок : рас- ис- бес- вос- нис- черес- раз- из- без- воз- низ- через- Эти приставки пишутся то с буквой З на конце, то с буквой С в зависимости от одного обстоятельства. От какого? Давайте выясним.

Буквы з и с на конце приставок.

Существует группа приставок :

рас-

ис-

бес-

вос-

нис-

черес-

раз-

из-

без-

воз-

низ-

через-

Эти приставки пишутся то с буквой З на конце, то с буквой С в зависимости от одного обстоятельства. От какого? Давайте выясним.

У королевы Орфографии очень много подданных. Давайте заглянем к кому-нибудь в гости. Оказывается, здесь живут согласные З и С . Дружно живут, ни о чем не тужат.

У королевы Орфографии очень много подданных. Давайте заглянем к кому-нибудь в гости.

Оказывается, здесь живут согласные З и С . Дружно живут, ни о чем не тужат.

Но однажды … Нет, я ! Я главней ! Заспорили звонкий З  и глухой С … Кто главней?

Но однажды …

Нет, я !

Я главней !

Заспорили звонкий З и глухой С Кто главней?

Услышал их спор мудрец. … Звонкому З стоять в словах перед звонкими согласными, а глухому С – перед глухими  А я перед глухими ! Я перед звонкими ! и дал совет… 5

Услышал их спор мудрец. …

Звонкому З стоять в словах перед

звонкими согласными, а глухому С – перед глухими

А я перед

глухими !

Я перед

звонкими !

и дал совет…

5

Работа с учебником. 1 Чтение правила § 83 стр. 174 2 Как выделяется орфограмма? Рассуждайте так: бе…платный, после приставки стоит глухой согласный. Значит, пишем С . Бе…вкусный, после приставки стоит звонкий согласный. Значит, пишем З . 3

Работа с учебником.

1

Чтение правила § 83 стр. 174

2

Как выделяется орфограмма?

Рассуждайте так: бе…платный, после приставки стоит глухой согласный. Значит, пишем С . Бе…вкусный, после приставки стоит звонкий согласный. Значит, пишем З .

3

Вставь з или с. Подчеркни лишнее слово.   1 з с с с Ра..таять, в..ходить, бе..шумный, и..бежать. 2 з с з з Во..гордиться, ра..бить,и..давать, ра..цвет. 3 с з с с Ра..чётливый, бе..брежный,в..порхнуть, бе..крайний

Вставь з или с. Подчеркни лишнее слово.

1

з

с

с

с

Ра..таять, в..ходить, бе..шумный, и..бежать.

2

з

с

з

з

Во..гордиться, ра..бить,и..давать, ра..цвет.

3

с

з

с

с

Ра..чётливый, бе..брежный,в..порхнуть, бе..крайний

Выберите подходящие по смыслу слова, графически обозначьте в них условия выбора з-с в приставках. 1.Корабль плыл по (необозримому, бе…крайнему) океану. 2. Группа туристов с трудом (влезла, в…карабкалась) на крутой холм. 3. На небе (загорелись, в…пыхнули) звёзды. 4. После длительной болезни Петя выглядел (изнурённым, и…худалым). 5. Неожиданно (прозвучал, ра…дался) выстрел из орудия. бе с крайнему в с карабкалась в с пыхнули и с худалым ра з дался

Выберите подходящие по смыслу слова, графически обозначьте в них условия выбора з-с в приставках.

1.Корабль плыл по (необозримому, бе…крайнему) океану.

2. Группа туристов с трудом (влезла, в…карабкалась) на крутой холм.

3. На небе (загорелись, в…пыхнули) звёзды.

4. После длительной болезни Петя выглядел (изнурённым, и…худалым).

5. Неожиданно (прозвучал, ра…дался) выстрел из орудия.

бе с крайнему

в с карабкалась

в с пыхнули

и с худалым

ра з дался

Замените словосочетания синонимичными прилагательными с приставками на –з, -с. Образец; крестьянин без земли- безземельный. бе з звездная Ночь без звезд- бе с предельная Даль без предела- Труд без пользы- бе с полезный бе с снежная Зима без снега- бе с сонная Ночь без сна- бе з жалостный Человек без жалости- бе с страшный Рыцарь без страха- бе з защитный Малыш без защиты-

Замените словосочетания синонимичными прилагательными с приставками на –з, -с. Образец; крестьянин без земли- безземельный.

бе з звездная

Ночь без звезд-

бе с предельная

Даль без предела-

Труд без пользы-

бе с полезный

бе с снежная

Зима без снега-

бе с сонная

Ночь без сна-

бе з жалостный

Человек без жалости-

бе с страшный

Рыцарь без страха-

бе з защитный

Малыш без защиты-

Выпишите слова с приставками на З ,С, а также с приставкой С. Ра..пахнулась дверь, и вошли парень с фотоаппаратом и девочка с букетом. – Здравствуй, Новиков. Как здоровье? Мы из школьной газеты. Хотим во..петь твой подвиг. На твоём примере будет во..питываться молодёжь, - сказали они.  -Это вы чересчур, я на это не ра..считывал, - смутился Вася.  -Не скромничай. Итак, начнём разговор. Ра..сказывай, как ты спас человека.  Вася вздохнул.  -Сижу, рыбу ловлю. Ра..светает. Вскоре на велосипеде Петька подъезжает, - вспомнил Вася.  - Выходит, (с,з)бежал с уроков?  - Но он же человека спас! Нельзя быть формалистом. Напиши, что он удил рыбу во время большой перемены, - сказала девочка.

Выпишите слова с приставками на З ,С, а также с приставкой С.

Ра..пахнулась дверь, и вошли парень с фотоаппаратом и девочка с букетом.

Здравствуй, Новиков. Как здоровье? Мы из школьной газеты. Хотим во..петь твой подвиг. На твоём примере будет во..питываться молодёжь, - сказали они.

-Это вы чересчур, я на это не ра..считывал, - смутился Вася.

-Не скромничай. Итак, начнём разговор. Ра..сказывай, как ты спас человека.

Вася вздохнул.

-Сижу, рыбу ловлю. Ра..светает. Вскоре на велосипеде Петька подъезжает, - вспомнил Вася.

- Выходит, (с,з)бежал с уроков?

- Но он же человека спас! Нельзя быть формалистом. Напиши, что он удил рыбу во время большой перемены, - сказала девочка.

Продолжи ответ. Приставка оканчивается на з, если стоит перед …………. согласным. звонким Приставка оканчивается на с, если стоит перед …………. согласным. глухим

Продолжи ответ.

Приставка оканчивается на з, если стоит перед …………. согласным.

звонким

Приставка оканчивается на с, если стоит перед …………. согласным.

глухим

Итог. 1 Что нового вы узнали сегодня на уроке? 2 Чему научились? 3 Удалось ли нам достигнуть цели урока? 4 Почему вы так считаете?

Итог.

1

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

2

Чему научились?

3

Удалось ли нам достигнуть цели урока?

4

Почему вы так считаете?

Домашнее задание.   1 Параграф 83 2 упражнение 429 3 словарные слова

Домашнее задание.

1

Параграф 83

2

упражнение 429

3

словарные слова