Буквы з и с на конце приставок.
Урок русского языка. 5 класс.
Цели урока:
1
изучение условия выбора буквы з (с) в приставках
2
формирование умение выбирать нужную согласную в приставке
формирование умения самостоятельно размышлять, решать проблемы; анализировать, делать выводы
3
развитие устной и письменной речи, активизация словарного запаса
4
5
развитие внимания, умения слушать окружающих
Синтаксическая минутка.
Подчеркните члены предложения.
Дайте характеристику
Объясните знаки препинания.
сущ
сущ
Птицы – санитары леса.
( Пов., нев., прост., двусост., распр., неосл.)
Орфографическая разминка
Допиши и объясни.
1
З
дешний пейзаж
2
с
гребаешь листочки
3
с
делать кулич
4
с
беречь здоровье
Буквы з и с на конце приставок.
Существует группа приставок :
рас-
ис-
бес-
вос-
нис-
черес-
раз-
из-
без-
воз-
низ-
через-
Эти приставки пишутся то с буквой З на конце, то с буквой С в зависимости от одного обстоятельства. От какого? Давайте выясним.
У королевы Орфографии очень много подданных. Давайте заглянем к кому-нибудь в гости.
Оказывается, здесь живут согласные З и С . Дружно живут, ни о чем не тужат.
Но однажды …
Нет, я !
Я главней !
Заспорили звонкий З и глухой С … Кто главней?
Услышал их спор мудрец. …
Звонкому З стоять в словах перед
звонкими согласными, а глухому С – перед глухими
А я перед
глухими !
Я перед
звонкими !
и дал совет…
5
Работа с учебником.
1
Чтение правила § 83 стр. 174
2
Как выделяется орфограмма?
Рассуждайте так: бе…платный, после приставки стоит глухой согласный. Значит, пишем С . Бе…вкусный, после приставки стоит звонкий согласный. Значит, пишем З .
3
Вставь з или с. Подчеркни лишнее слово.
1
з
с
с
с
Ра..таять, в..ходить, бе..шумный, и..бежать.
2
з
с
з
з
Во..гордиться, ра..бить,и..давать, ра..цвет.
3
с
з
с
с
Ра..чётливый, бе..брежный,в..порхнуть, бе..крайний
Выберите подходящие по смыслу слова, графически обозначьте в них условия выбора з-с в приставках.
1.Корабль плыл по (необозримому, бе…крайнему) океану.
2. Группа туристов с трудом (влезла, в…карабкалась) на крутой холм.
3. На небе (загорелись, в…пыхнули) звёзды.
4. После длительной болезни Петя выглядел (изнурённым, и…худалым).
5. Неожиданно (прозвучал, ра…дался) выстрел из орудия.
бе с крайнему
в с карабкалась
в с пыхнули
и с худалым
ра з дался
Замените словосочетания синонимичными прилагательными с приставками на –з, -с. Образец; крестьянин без земли- безземельный.
бе з звездная
Ночь без звезд-
бе с предельная
Даль без предела-
Труд без пользы-
бе с полезный
бе с снежная
Зима без снега-
бе с сонная
Ночь без сна-
бе з жалостный
Человек без жалости-
бе с страшный
Рыцарь без страха-
бе з защитный
Малыш без защиты-
Выпишите слова с приставками на З ,С, а также с приставкой С.
Ра..пахнулась дверь, и вошли парень с фотоаппаратом и девочка с букетом.
– Здравствуй, Новиков. Как здоровье? Мы из школьной газеты. Хотим во..петь твой подвиг. На твоём примере будет во..питываться молодёжь, - сказали они.
-Это вы чересчур, я на это не ра..считывал, - смутился Вася.
-Не скромничай. Итак, начнём разговор. Ра..сказывай, как ты спас человека.
Вася вздохнул.
-Сижу, рыбу ловлю. Ра..светает. Вскоре на велосипеде Петька подъезжает, - вспомнил Вася.
- Выходит, (с,з)бежал с уроков?
- Но он же человека спас! Нельзя быть формалистом. Напиши, что он удил рыбу во время большой перемены, - сказала девочка.
Продолжи ответ.
Приставка оканчивается на з, если стоит перед …………. согласным.
звонким
Приставка оканчивается на с, если стоит перед …………. согласным.
глухим
Итог.
1
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
2
Чему научились?
3
Удалось ли нам достигнуть цели урока?
4
Почему вы так считаете?
Домашнее задание.
1
Параграф 83
2
упражнение 429
3
словарные слова