Тема: Буквы з и с на конце приставок
Предмет: русский язык
Класс:5
Технология: технология проблемного обучения
Тип урока: урок открытия новых знаний
УМК: образовательная система «Школа России»
Бунеев,Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., др.
Русский язык. 5 класс, учебник для общеобразовательных учреждений : в 2-х кн. - Изд. 4-е, перераб. - М. : Баласс, 2012.
Тема
Буквы з-с на конце приставок
Цель
Сформировать представление о способе выбора написания букв з-с на конце приставок
Задачи
Образовательные:
Приёмы:
- Формирование навыка правописания з-с на конце приставок
- Формирование умения формулировать правило и запоминать ход действий по его применению
создание проблемной ситуации, беседа, создание ситуации разрыва, создание схемы, алгоритма.
Развивающие:
- Развитие памяти, логического мышления, речи.
- Развитие навыков работы в парах.
- Развитие орфографической зоркости.
Воспитательные:
- Воспитание интереса и любви к русскому языку.
- Воспитание уважения к точке зрения собеседника.
Формируемые УУД:
Р: принятие учебной цели и задачи, способов ее решения, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию, понимание алгоритма работы.
П: умение выделять главную информацию, использовать в новой ситуации ранее полученные знания, составлять алгоритм на основе правила.
К: умение осознанно строить речевые высказывания, формулировать собственное мнение и позицию,
Л: готовность к саморазвитию, мотивация к обучению,
к целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цель, умение выделять основную информацию, уважительное отношение к мысли собеседника
ПРЕДМЕТНЫЕ : находить слова с приставками на з ( с ), правильно
их писать, выбирая букву з или с на конце приставки,
устно и графически объяснять условия выбора
орфограммы, разграничивать разные виды орфограмм
в приставках.
Этап урока
Деятел. учителя
I .Мотивационный этап.
Самоопределение к деятельности. Создание ситуации разрыва. Определение темы, цели и задач урока.
Цель:
Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
Предла
гает выполнить задание в парах.
Деятел.
ученика
Задания для учащихся
Ученики работают в парах или группах, сравнивают свои результаты, формулируют проблемный вопрос урока с уточнением: какую букву согласного – з или с – писать в приставке?
Метапредметные результаты
Определяют проблему урока
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.
Этап урока
Деятел. учителя
II. Открытие нового знания.
Цель:
Актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала
Организует исследование
1.Рассмотрите колонки.
Все выделенные согласные пишутся после приставки.
-Определите, какой признак объединяет эти согласные.
-В слова какой колонки в приставку вы добавите З, в какую –С? Объясните почему.
Сопоставьте ваш вывод с правилом в учебнике
Деятел.
ученика
Задания для учащихся
1.Исследуют условия учебной задачи.
Выдвигают гипотезы
Обсуждают, выдвигают предположения
Метапредметные результаты
- Сравните. Чем отличаются приставки в парах слов?
Познавательные УУД
1. Умение выделять главное, свёртывать информацию.
2. Умение анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
3. Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные УУД
Умение искать пути решения проблемы.
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: строить диалог, слушать и слышать собеседника
Этап урока
Деятел. учителя
II. Открытие нового знания. Моделирование и конструирование нового способа действий.
Цель:
Актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала
2.Организует учебное взаимодействие в группе по составлению алгоритма, кластера.
3.Организует обсуждение составленных моделей.
Деятел.
ученика
Задания для учащихся
2.1 группа: Составляют алгоритм 2 группа: составляют кластер
Защищают свои модели
Метапредметные результаты
Р: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, ориентируются в учебнике и тетради, накапливают опыт в использовании элементов символики
Л: понимают необходимость значимости внимательного отношения к словам собеседника
К: используют речь для регуляции своих действий и действий партнёра
П: поиск и выделение необходимой информации
1группа.
Составьте алгоритм
действий по
применению правила .
2 группа.
Составьте и нарисуйте
кластер,
который поможет вам
лучше запомнить
наше правило
Этап урока
Деятел. учителя
ФИЗКУЛЬТ
МИНУТКА
Организует физкультминутку
Деятел.
ученика
Задания для учащихся
Выполняют
физкультминутку
Метапредметные результаты
Р: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на полученные знания
Этап урока
Деятел. учителя
III . Первичное закрепление.
Цель: помочь понять универсальность приобретенных умений и возможность их использования. Показать важность работы.
Предлагает выполнить упр 170 и составить алгоритм рассуждения.
Деятел.
ученика
Задания для учащихся
1 .Выполняют неосложнённое выборочное списывание.
Находят слова с приставками на -з (-с)
Метапредметные результаты
1. Упражнения, формирующие орфографические умения:
АЛГОРИТМ
Познавательные УУД
Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
Преобразовывать информацию (текст в алгоритм), действовать по алгоритму.
Коммуникативные УУД
Строить связное монологическое высказывание.
Слушать и слышать других,
Этап урока
Деятел. учителя
III . Первичное закрепление. Развитие правописных и речевых умений.
Цель: помочь понять универсальность приобретенных умений и возможность их использования. Показать важность работы.
Предлагает самостоятельно выполнить упр 171
Деятел.
ученика
Задания для учащихся
2 Развивают умение правильно писать слова с орфограммой – буквой з или с на конце приставок, группировать слова в зависимости от выбора буквы з или с .
Самопроверка по образцу
Метапредметные результаты
2. . Упр. 171 (распределительное осложнённое списывание)
Познавательные УУД
Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
Преобразовывать информацию (текст в алгоритм), действовать по алгоритму.
Коммуникативные УУД
Строить связное монологическое высказывание.
Слушать и слышать других,
IV. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель.
Проверить умение в выборе , букв з-с , самоконтроль усвоения знаний.
Предлагает выполнить цифровой диктант
Проговаривают алгоритм действия «про себя», проводят самооценку по ключу
Цифровой диктант:
1-з
2-с
беззаботный
разбудить
бескрайний
бесхарактерный
расчертить
бесстрашный
разгадать
исцарапать
бесчувственный
измучить
Познавательные УУД:
- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания
(1122221212)
Этап урока
Деятел. учителя
V. Рефлексия
Цель.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Организует фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности учащихся, самооценку и планирование д-сти учащихся.
Деятел.
ученика
Задания для учащихся
Анализируют и оценивают результат своей деятельности;
Планируют
Метапредметные результаты
- Какую цель мы ставили на уроке?
- Достигли ее?
- Оцените свою деятельность и своих одноклассников, используя слова с приставками на з-с (излагали, рассмотрели)
К: формулируют собственную позицию и мнение, отвечая на вопросы;
П: определяют и называют правило правописания, анализируют проделанную работу.
Р: самооценка деятельности на уроке,
Л: осознают мотивацию учебной деятельности и накопление опыта, учатся правильно выражать свои мысли, применение полученных знаний и умений в практической деятельности
Ключевые
слова
Самооценка
7.Домашнее задание.
1. Уметь воспроизвести правило в виде схемы, модели, таблицы (на выбор).
2. Упр. 176 .
3. По толковому словарю Ожегова
узнайте, что означает слово чересполосица.
4. Составьте лингвистическую сказку по теме урока или кроссворд.
Определяем проблему урока
Прочитайте ключевые слова урока.
Приставка,
орфограмма – буква согласного, глухой согласный,
звонкий согласный.
На основе ключевых слов спрогнозируйте цель урока.
Узнать новую орфограмму – букву согласного
в приставке; научиться правильно писать слова
с новой орфограммой в приставке.
БУКВЫ З и С НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК
Решаем проблему, открываем новые знания
Сравните. Чем отличаются приставки в парах слов?
без - ( бес -)
вз - ( вс -)
воз - ( вос -)
из - ( ис -)
раз - ( рас -)
низ - ( нис -)
безбрежный – бессильный
вздохнуть – вспорхнуть
возрождение - восклицание
избежать – истолковать
раздать – распустить
низвергать – нисходить
без б режный – бес с ильный
вз д охнуть – вс п орхнуть
воз р ождение – вос к лицание
из б ежать – ис т олковать
раз д ать – рас п устить
низ в ергать – ни с ходить
Проанализируйте следующий за приставками звук и установите закономерность в выборе буквы на конце приставки. (Подсказка: вспомните ключевые слова урока.)
Запишите обобщённую графическую модель орфограммы.
Открываем новые знания.
Поработаем в группах
1группа.
Составьте алгоритм
действий по применению правила.
2 группа.
Составьте и нарисуйте кластер,
который поможет вам
лучше запомнить наше правило
Представьте всем продукт своего труда.
Беседа на углубление понимания:
– Каков опознавательный признак для орфограмм
– букв согласных в приставках?
– Отличается ли он от опознавательного признака
других видов орфограмм – букв согласных?
(Нет, признак одинаковый – стечение (группа)
согласных.)
– Приведите примеры приставок, в которых
встречается орфограмма – буква з или с .
– Подходит ли под это правило приставка с ?
Почему? (Состоит только из одной буквы.)
Если в пословице встречается приставка с буквой С – приседаем, с З – подпрыгиваем.
Безмерная хвала чести вредит.
Чего не знаешь, того не разгадаешь.
С совестью не разминуться.
Беспечальному сон сладок.
Горько не вечно, а сладко не бесконечно.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Человека узнаешь, когда с ни пуд соли расхлебаешь.
Друга разжалобить – самому заплакать.
Не изведан – друг, а изведан – два.
Раздружится друг – хуже недруга.
Упражнение 170. Выпишите только слова с приставками на –з(-с.
Обозначьте условия выбора букв з или с в приставках.)
Вздыхать, рассмотреть, разбить, растить, разжалобить,
безрадостный, восковый, избрать, разный, чрезмерный, испечь,
изумрудный, бесконтрольный, беседовать, воздыхатель,
испачкать, исторический, излагать. искра.
Упражнение 171. Запиши слова в два столбика с буквой з на конце приставки
и с буквой с на конце приставки. Графически обозначь условия выбора буквы
з или с при написании приставки.
В_пахать, бе_делье, во_стание, ра_ведывать, ра_полагаться,
в_ыбиться, бе_порядок, и_лить, и_пугаться, ра_глядывать,
бе_цельный, ни_ходить, в_кипеть, в_думать, во_ложить,, и_морозь,
ра_чёт, ра_читать, чере_полосица, бе_счётный .
Алгоритм рассуждения
- Выделить приставку, подобрав слово без
приставки (закрыв её).
2) Если нет приставки, нет и орфограммы в
приставке, слово не выписываем.
3) Если есть приставка, проверить, оканчивается
ли она на з или с .
4) Выбрать написание в зависимости от первого
согласного звука корня.
5) Записать выбранное слово. Подчеркнуть
следующую за приставкой букву, указать,
звонким или глухим является звук, обозначенный
этой буквой.
АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ 1. Что нужно было сделать? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3. Справился полностью правильно или с ошибкой (какой, в чём)? 4. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)? 5. Как ты работал в паре, группе? 6. Оцени свою работу на уроке.
– Послушайте стихотворение, которое поможет вам
запомнить приставки с новой орфограммой и
правило, которое вы прочитали.
Живут на свете, людям помогая,
Приставки воз, из, через, раз и без ,
Но если звук глухой согласный их встречает,
Мы пишем их всё время с буквой с .
Ты запомни, что приставки
Раз, из, воз, низ, без и чрез
Перед согласными глухими
Всегда меняют з на с .
5. – Допишите ключевые слова к тем, которые мы
записали в начале урока.
Буквы с , з , согласный, глухой, звонкий .
– Сравните их с ключевыми словами в конце темы.
Задание: Заполните клетки словами (именами существительными, прилагательными глаголами)
с приставками РАЗ- (левая сторона) и РАС-(правая). В правой стороне во всех словах должно быть
стечение согласных на стыке приставки и корня (кроме 26) .
- Движение с целью набрать скорость. 2 . Заставить гореть 3 . Сбор сведений о противнике.
- 4 . Слишком свободный, фамильярный. 5 . Разделить линиями на графы. 6 . Разногласия, споры.
- 7 . Раздвоение (ствола, дерева, дороги и т.п.). 8 . Расставание, жизнь вдали от близких.
9 . Беспорядочный, небрежный в делах человек. 10 . Освобождение от груза. 11 . Беседа.
12 .Полное поражение противника. 13 . Часть текста, выделенная заглавием, номером и т.п.
14 . Соленая вода для засолки овощей. 15 . Молодые растения, выращенные для пересадки.
16 . Здравый смысл, способность правильно мыслить. 17 . Продление срока уплаты, разрешение
на уплату по частям. 18 . Невнимательный, постоянно забывающий или путающий что-либо.
19 . Время перед восходом солнца. 20 . Вид казни. 21 . Быстро разрубить чем-либо острым.
22 . Снять седло с оседланного животного. 23 . Питомник. 24 . Посылка каких-либо предметов,
документов, писем в разные места. 25 . Небольшое художественное произведение в прозе.
26 . Затраты, издержки.
Ответы: 1. Разгон. 2. Разжечь. 3. Разведка. 4. Развязный. 5. Разграфить. 6. Раздоры. 7. Развилок.
8. Разлука. 9. Разгильдяй. 10. Разгрузка. 11. Разговор. 12. Разгром. 13. Раздел. 14. Рассол. 15 Рассада.
16. Рассудок. 17. Рассрочка. 18. Рассеянный. 19. Рассвет. 20. Расстрел. 21. Рассечь. 22. Расседлать.
23. Рассадник. 24. Рассылка. 25. Рассказ. 26. Расход .
РАЗ
1
2
3
5
6
7
4
8
9
10
14
11
15
16
12
17
18
13
22
19
23
20
24
21
25
26
РАС
Алгоритм рассуждения
- Выдели в слове приставку.
- Приставка оканчивается на согласный?
Да нет
Корень начинается со Приставка пишется традиционно
звонкого согласного
Да нет дописать
- З - С
разбить раскрыть
дошёл
Ты запомни, что приставки
Раз, из, воз, низ, без и чрез
Перед согласными глухими
Всегда меняют з на с .