СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Час веселой математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по математике

 для 5–9-х классов "Час веселой математики"

Цели и задачи:

  • развивать математические способности, сообразительность, любознательность, находчивости, логическое мышление, укреплять память учащихся;
  • развивать и укреплять творческий  интерес к математике;
  • углубить  представление обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни;
  • развивать коммуникативные возможности учащихся в процессе подготовки к внеклассным мероприятиям по предмету;
  • формирование и развитие интереса учащихся к занятиям математикой и информатикой, расширение кругозора учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Час веселой математики»

Внеклассное мероприятие по математике

для 5–9-х классов "Час веселой математики"

Цели и задачи:

  • развивать математические способности, сообразительность, любознательность, находчивости, логическое мышление, укреплять память учащихся;

  • развивать и укреплять творческий интерес к математике;

  • углубить представление обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни;

  • развивать коммуникативные возможности учащихся в процессе подготовки к внеклассным мероприятиям по предмету;

  • формирование и развитие интереса учащихся к занятиям математикой и информатикой, расширение кругозора учащихся.



Ход мероприятия

(Звучит музыкальный сигнал. Входит “зажигательный” ученик и “толкает” речь:)



Раскрывайте шире двери! Заходите поскорее!

Конкурс – М скликает тут всех друзей и всех подруг.

Что за чудо? Что за диво? Зал наряжен так красиво!

С чего такой переполох? Здесь, наверное, подвох…

Эх, я! Рубаха новая, а голова садовая!

Надо же соображать: пора «Час веселой математики» НАЧИНАТЬ!



Здравствуйте, дорогие зрители и будущие участники! Разрешите поздравить вас с праздником. Вы, конечно же, можете мне возразить, что никакого праздника сегодня нет. Не спешите, ведь сегодня мы славим математику, царицу всех наук. И именно в честь неё мы устраиваем наш праздник. А проходить он будет по типу интеллектуально - развлекательной игры под названием “Час веселой математики!”



(Учащиеся исполняют гимн математике (на мотив песни «Чему учат в школе?») .

ГИМН МАТЕМАТИКЕ

Уравнения решать, радикалы вычислять-

Интересная у алгебры задача!

Интегралы добывать,

Дробь делить и умножать

Постараешься- придет тебе удача!


Геометрия нужна, но она ведь так сложна!

То фигура, то тела не разберёшься.

Аксиомы там нужны,

Теоремы так важны,

Их учи- и результата ты добьёшься!


Все науки хороши

Для развития души.

Их и сами все вы знаете, конечно,

Для развития ума математика нужна,

Это было, это будет, это вечно.


(Презентация, слайд 1 - Приложение 1)

1 ученик:

Почему торжественно вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня вечер.
Не случайно ей такой почёт,
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчёт
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даёшь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю, и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов!

2 ученик:

О годы, вы так по-космически мчитесь,
Что трудно порой оглянуться назад:
Урок математики, школьный учитель,
Суровое слово и ласковый взгляд.
Ты с первого класса твердишь нам, что можно
Любую на свете задачу решить.
Коль вычесть унынье, волю умножить,
Упорство прибавить, любовь разделить.
И в маленьких клеточках школьных тетрадей
Вставала и зрела огромная жизнь,
В матросском десанте, в военном отряде,
Тревожной порой за нее мы дрались.
И каждый слова твои помнит, что можно
Любую на свете задачу решить.
Коль вычесть унынье, волю умножить,
Упорство прибавить, любовь разделить.
Стоим на рассвете у звездного старта
И видим, на миг оглянувшись назад,
Урок математики, школьную парту,
Суровое слово и ласковый взгляд.
Спасибо, учитель!
Смогли мы и сможем
Любую на свете задачу решить.
Коль вычесть унынье, волю умножить,
Упорство прибавить, любовь разделить.

4-5 учащихся (монтаж):

Ракета небо прочеркнула,
Ей в космос путь давно не нов.
Не слышно рокота и гула
Уж из-под облачных ковров.
И укращённый мирный атом
Послушен разуму людей.

Всё это- плод людских исканий,
Всё это создано не вдруг
Могучей силой точных знаний
И мастерством рабочих рук!

И прежде чем, заметьте кстати,
Ракете той был дан прицел,
Её маршрутом математик
На крыльях формул пролетел…

Сухие строки уравнений...
В них сила разума влилась,
В них – объяснение явлений,
Вещей разгаданная связь.

Математика повсюду.
Глазом только поведёшь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдёшь.
Встал ты рано или поздно
Начинаешь уж решать:
Идти тихо или быстро
Чтоб на урок не опоздать!

Вот строительство большое.
Прежде чем его начать,
Нужно всё ещё подробно
Начертить и рассчитать.

А иначе рамы будут с перекосом,
Потолок провалиться.
А кому, друзья, скажите,
Это может нравиться?

Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.

(Презентация)

Слово учителя (или учащегося старших классов) с привлечением к обсуждению зрителей.

«Предмет «математика» настолько серьёзен, что полезно не упускать случая, делать его немного занимательным» – писал выдающийся учёный XVII века Блёз Паскаль. И хотя математика по-прежнему кажется многим не только серьёзной, но и скучной наукой, иногда и в ней проскакивает озорная улыбка. В математике издавна существуют шуточные задачи и задачи с подвохом. Но решают их люди не только ради развлечения. Иногда задача-шутка позволяет глубоко проникнуть в суть правила, лучше его запомнить.

Предлагаю решить такие задачи:

(Презентация, слайд 2-17)

Юмористическая пауза 1.

(2 ученика и доска)

Ученик 1: Ты умеешь делить?

Ученик 2: Да.

Ученик 1: Тогда раздели 9 на 3!

Ученик 2: Пожалуйста! (Пишет на доске: де – вя – ть.)


А сейчас давай те будем разгадывать ребусы.

(Презентация, слайд 18-31)

Есть числа с весьма интересными свойствами. Если, например, число 12 записать наоборот – 21, то квадрат вновь образованного числа окажется квадратом числа, также записанного наоборот:

12 =144;

21 =441;

Есть и другие числа с таким свойством:13, 102, 112, 122, 221, 331, и др.

Можно доказать, что таких «обращённых квадратов» существует бесконечное множество.

А вот ещё один интересный факт: существует всего три числа, равные сумме своих цифр, возведённых в степень, равную их количеству. Вот эти числа: 81, 512, 2401.

Юмористическая пауза 2.

(Учитель и ученик)

Учитель: Извлекать корни умеешь?

Ученик: Да, конечно. Нужно потянуть за стебель растения посильнее, и корень его извлечётся из почвы.

Учитель: Нет, я имел в виду другой корень, например из девяти.

Ученик: Сей момент! Это будет «девя», так как в слове «девять» суффиксом является «ть».

Учитель: Ты меня не понял, я имел ввиду корень квадратный.

Ученик: Квадратных корней не бывает! Они бывают мочковатые и стержневые.

Учитель: Я имею ввиду арифметический квадратный корень, например из 9.

Ученик: Ааааааааа! Понял! Три! Так как 3 в квадрате равно 9.

(Ученик показывает плакат (или пишет на доске): = 3).

А вот курьёз, связанный со свойствами числа 12345679.

Если его умножить на 9, то получится число 111111111, если умножить на18, то получится 222222222. А если умножить на 27, что получится? Как вы думаете?

…Конечно! 333333333.

(Презентация, слайд 32) с комментариями учителя или старшеклассника.)

Математика дисциплинирует ум, учит логическому мышлению. Удивительное сравнение можно сделать, основываясь на математических понятиях. Например, Л.Н.Толстой сделал такое сравнение: «Человек-это дробь. Числитель - это достоинства человека, знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить свой числитель не во власти человека, но всякий может уменьшить свой знаменатель – своё мнение о самом себе, а этим уменьшением приблизить себя к совершенству.»

А теперь… Встречаем гостя! К нам пожаловал самый Наимудрейший! Встречайте!

За годы обучения в нашей школе она достигла совершенства не только в счёте, но и овладела великими тайнами числа.

Итак, математические фокусы!

(Презентация, слайд 33)

Фокус 1

Итак, первый фокус, который вам может быть уже знаком.

Я умею отгадывать задуманные вами числа.

  1. Задумайте число от 1 до 20.

  2. Прибавьте к нему 5.

  3. Результат умножьте на 3.

  4. От того, что получилось, отнимите 15 и запомните ответ.

  5. Если вы назовете мне ответ, я скажу, какое число вы загадали.

(Для этого, названный ответ нужно разделить на 3. Получится число, задуманное зрителем. Почему?)

Фокус 2

Складывать сразу 3 многозначных числа умеет 4 ученик. Я великий математик. Могу мгновенно сложить в уме три многозначных числа.

  1. Запишите на доске любое многозначное число.

  2. Теперь я напишу еще два любых числа.

  3. Ответ я уже знаю. Получиться… Проверьте!

(Первое число пишет зритель, второе ты сам, любое из стольких же цифр, а третье число такое, чтобы каждая цифра в сумме с соответствующей цифрой второго числа давала бы девять; сумма этих трех чисел вычисляется легко: в ней будут цифры первого числа в том же порядке, только последняя цифра будет на 1 меньше и эта 1 ставится в самом начале вычисляемой суммы.)

Юмористическая пауза 3 (после фокусов)

(2 ученика)

Ученик 1: Тебе понравилось, как Настя считают в уме? Прямо настоящая фокусница!

Ученик 2: Подууумаешь! Я тоже кое-что умею делать хорошо!

Ученик 1: Что, например?

Ученик 2: Нууууууууу…..Например, я хорошо решаю теоремы и … уравнения тоже могу…

Ученик 1: Ну, допустим, теоремы не решают, а доказывают, а вот уравнение я тебе сейчас напишу, реши-ка! (Пишет уравнение.)

Ученик 2 (долго думает, чешет затылок): Может, я дома лучше решу?

Ученик 1: Что, испугался?

Ученик 2: Да нет, я и тут могу! А чего сделать-то надо?

Ученик 1: Решить уравнение, ну….найти «икс»!

Ученик 2: Так это запросто: вот он! (Тычет пальцем в запись на доске и чувствует себя героем!)

Слово учителя.

Тот быстрее сообразит, смекнёт, угадает, кто больше упражняется, решает арифметические задачи. Не только руки, ноги, тело требуют тренировки, но и мозг человека требует упражнений.

Недаром говорят, что математика - гимнастика ума. Так давайте сегодня и займёмся этой гимнастикой: все вместе, хором выполняем вычисления на слайде 23. (Ребята хором дадут неверный ответ – 5000)

(Презентация, слайд 34)

Мы все вместе сделали одну и ту же ошибку, т.к. были не достаточно внимательны.

Разминка

- Ребята, а сейчас буду зачитывать стихотворения, а вы мне чуть- чуть поможите.

Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается… (не два, а шесть)

Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно… (не пять, а четыре)

Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается… (не два, а три)

Говорил учитель Ире, что два больше, чем… (один, а не четыре)

Меньше в десять раз, чем метр, всем известно… (дециметр)

Ты на птичку посмотри: лап у птицы ровно … (две, а не три)

У меня собачка есть, у нее хвостов аж… (один, а не шесть)

У доски ты говори, что концов у палки… (два, а не три)

Отличник тетрадкой своею гордится: внизу, под диктантом, стоит… (не единица, а пять)

На уроках будешь спать, за ответ получишь… (два, а не пять)

Вот пять ягодок в траве. Съел одну, осталось -… (не две, а четыре)

Мышь считает дырки в сыре: три плюс две – всего… (пять, а не четыре).

А сейчас давайте ответим на вопросы веселого теста.

(Презентация, слайды 35 – 44)

Игра «Подсказки»

Игра «Среднее арифметическое»

Включив свои знания, смекалку, сообразительность и чувство юмора постарайтесь отыскать среднее арифметическое не чисел, а тех предметов и существ, которые нас окружают.


Заключительное слово учителя.

Закончился уже 20-й век.
Куда ж стремится человек?
Изучены и космос, и моря,
Строенье звёзд и вся земля!!!
Но математиков зовёт известный лозунг:
«Прогрессио – движение вперёд!»


Наш час занимательной математики подошел к концу. Математика, как и всякая другая наука, вырастает из практики. Сегодня мы с вами считали, решали задачи, отгадывали ребусы, отвечали на вопросы викторины. Жизнь человека без математики невозможно представить. Всем вам удачи в изучении математики и новых побед!


(Презентация, слайд 25)

Нам без математики нельзя,

Математика для нас важна-

Делает нас сильными и мудрыми она.

Снова всех сплотила нас она,

В этом зале вместе собрала.

Рады всех приветствовать мы

И пропеть друзьям.

Припев:

Мы желаем счастья вам,

Счастья в этом мире большом.

Как солнце по утрам, пусть оно приходит в дом.

Мы желаем счастья вам,

И оно должно быть таким, -

Когда ты счастлив сам,

Счастьем поделись с другим.


Математика везде нужна,

Помогает в жизни нам она –

Корабли водить на море, строить города.

Будем с математикой дружить,

Интересней будет в жизни жить.