СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Части речи. Повторение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок закрепления ранее изученных знаний. Использование инсценировки.

Просмотр содержимого документа
«Части речи. Повторение.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯЛТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА-КОЛЛЕГИУМ № 1»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА РЕСПУБЛИКА КРЫМ
















Конспект урока по русскому языку в 4 классе



Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Авдеева Н.В.









2016 г.





Тема урока: «Части речи» (повторение)



Тип урока: повторение изученного материала.

Цель:

- закрепление и обобщение знаний учащихся о частях речи.

Задачи:

Образовательные:

-создать условия для обобщения знаний учащихся о частях речи; формировать умение распознавать части речи, определять их и производить синтаксический разбор предложения. 
Развивающие:

-способствовать развитию творческого мышления, внимания, орфографической зоркости и  навыков каллиграфического письма. 
Воспитательные:

воспитывать сотрудничество, интерес к предмету, аккуратность ведения записей в тетрадях, умение слушать и слышать себя, товарища, учителя;

умение оценивать «свои» знания и знания своих одноклассников.

Основные понятия: части речи, морфология как раздел русского языка, имя существительное, имя прилагательное, глагол, служебные слова.

Формы работы:

-фронтальная

-самостоятельная

-групповая

Оборудование:

-телевизор;

- компьютер;

-группа артистов в костюмах « частей речи»

- бумага для постеров, маркеры, стикеры.

Ожидаемые  результаты:

1.Знать части речи. 
2.Отрабатывать навык морфологических признаков частей речи. 
3. Умение самостоятельно производить синтаксический разбор предложения

4. Составлять предложения с частями речи. 

Ход урока

I.Организационный момент

В класс! В класс! В класс!

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Готовы слушать, рассуждать и друг другу помогать.

-Сегодня на уроке мы будем работать группами. Чем дружнее будет группа, тем сильнее будет дружба.

Делимся на группы:

1.Артисты.

2.Ученые.

- Открыли тетради и сделали запись с комментированием (число, классная работа)

II. Повторение пройденного материала. Введение в тему и постановка учебной проблемы.

-На протяжении многих уроков мы с вами работали над различными орфограммами, самое время вспомнить все, что мы об этом знаем.

Тема урока – повторение. Сформулировать тему урока вы должны сами.

-Ребята, что вы можете рассказать об этих частях речи?

Названия , которые вы видите на экране, помогут вам определить тему нашего урока. Опираясь на эти слова, вы сможете сформулировать тему урока (Тема урока – Части речи)

- Как вы думаете, какая цель нашего урока? ( Повторить части речи, обобщить полученные знания)

-Запишите в тетрадь: 
имя существительное 
глагол

имя прилагательное 

наречие

служебные слова.

-Правильно! Сегодня на уроке мы будем повторять «Части речи»: . Скажите, дети, а почему мы подробно изучаем эти части речи вместе? 

-А какие еще части речи русского языка вы знаете? Молодцы!

Минутка Чистописания.

-С какой целью мы проводим минутку чистописания? 
(Отрабатываем навык красивого письма)

Минутка Чистописания

Чч Аа Сс Тт Ии Рр Ее Чч Ии
Орфографическая минутка (работа в парах, взаимопроверка)слайд5

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг прогрызли мышки.

От слов кусочки откусили,

Из книжки в норку утащили

1). Игра "Расставь по своим местам" 
Проблемная ситуация. На экране телевизора даны слова: к..ртон, т.традь, школьный, учит.ся, уч.ник, п.нал, кла.ная, думать, умный, р.шать, к.рандашей, тру.ного, пишут, тихо.
 
-Распределить по столбикам данные слова в зависимости от частей речи.
 
- Ребята, какие слова вызвали у вас затруднения при распределении их в столбики? 
- Что объединяет все эти слова?
 
Обобщение (работа в группах) 

-А сейчас давайте закрепим все, что вы знаете о частях речи.

Учащиеся одной группы составляют кластер по частям речи, а другая - готовит сценку о частях речи.

Затем спикеры от каждой группы защищают свои кластеры и сценку.

Проблемная ситуация (работа в группах) 

Даны слова: печь, пила.

-Какими частями речи являются данные слова? Докажите.

-Придумайте в группах по 2 предложения, чтобы каждое из этих слов являлось разной частью речи. Аргументируйте ответ. Сделать синтаксический разбор одного предложения.

Физминутка

А сейчас ребята отдохнём и поиграем. 

-Все дружно встали. Если я буду называть глагол – вы садитесь (присидаете), если имя существительное – встаёте – руки по швам, если имя прилагательное – хлопок.. 
Слова: Природа оживает. Птицы прилетают. День длинный, светлый. Деревья распускаются. 
- О чем говорится в этих предложениях? (о весне) 
- Какие признаки весны были перечислены? 
- Кто из вас был самым внимательным и смог сосчитать, сколько же было глаголов? (3)

Разноуровневые задания по русскому языку самостоятельная работа .
Ребята, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно. Выберите себе одно задание – 1, 2 или 3 уровня и приступайте к работе.

Разноуровневые задания по русскому языку 
1 уровень (зелёная карточка)

Определить к какой части речи относятся слова: 
День, хорошая, друг, думает, смелый.

- Как вы определяли часть речи?

2 уровень (синяя карточка)

Найди в каждой строчке лишнее слово и докажи это.
1) Берёза, пчела, лёгкий, малина. 
2) Зелёная, сочная, свежая, растёт. 
3) Думает, считает, ученик, знает.

3 уровень (желтая карточка)

Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом. 
веселье – … , … . 
шум – … , … . 
лес - … , … .

Мозговая атака” – фронтальный опрос .

-Какие части речи знаете?

- Какая часть речи называется именем существительным?

- Как изменяется?

- Какая часть речи обозначает признаки предмета?

- Какая часть речи называется глаголом?

- Как изменяются глаголы?

-Наречие?

Просклонять словосочетание сосновый лес выделить окончание самостоятельная работа .

Игра “Аукцион”

А теперь – аукцион,
Подведёт итоги он.
Чья группа больше знает, 
Тот и смайлик получает!

- Цепочкой называете по одному признаку слова, побеждает команда, назвавшая последний признак.

Говорит попугай попугаю:
“Я тебя, попугай, попугаю.”
Попугаю в ответ попугай:
“Попугай! Попугай! Попугай!”

(Слово попугай - мужской род. единственное число, 3 слога, 7 букв, 7 звуков, 3 гласных, 4 согласных, может быть существительным или глаголом, надо смотреть в предложении.)

А теперь настало время выступлению группы артистов Сценка « Сказка о частях речи»




ЛЕСНАЯ      ПРОГУЛКА.

В  стране  Морфологии  жили – были  Части  речи.  Имена  существительные,  прилагательные,  числительные,  местоимения, глаголы,  наречия  были  знатными  особами  и  жили  в  городе.  А  предлоги,  союзы  и  частицы  были  сельскими  жителями.  В  глухом,  дремучем  лесу  обитали  междометия  и  звукоподражательные  слова.                              Однажды  самостоятельные  части  речи  отправились  на  прогулку  в  лес.  Они  гуляли,  собирали  грибы,  ягоды  и  не  заметили,  как  наступил  вечер.  В  лесу  раздавался  чей то  шепот,  шуршание,  шорох.  Части  речи  очень  испугались.  Имя  существительное  закричало:                                -Караул,  кошмар,  ужас!                                                                                      Имя  прилагательное  спряталось  за  имя  существительное,  потому  что  они  всегда  были  неразлучны.  Глагол  начал  задавать  вопросы:                                                                   -Что  же  нам  делать? Что  же  с  нами  будет?  Кто  нас  спасет?                                                Наречие  горько  заплакало,  тихо  повторяя:                                -Это  ужасно,  это  печально…                                                         Шум  в  лесу  усиливался,  так  как  междометия  и  звукоподражательные  слова  решили  еще  больше  напугать  самостоятельные  части  речи.  А  их  уже  охватила  паника.                                                           Вдруг  на  лесной  полянке,  где  собрались  наши  бедолаги, показались  огоньки  фонариков.  Это  были  служебные  части  речи,  которые  жили  неподалеку  от  леса,  в  маленькой  деревушке.  Их  разбудили  крики  в  лесу,  и  они  отправились  на  выручку  наших  героев.  Предлоги,  частицы  и  союзы  показали  дорогу  испуганным  горожанам  и  вывели  их  из  леса.  Служебные  части  речи  пригласили  самостоятельных  к  себе  в  гости,  напоили  их  чаем  с  малиновым  вареньем  и  угостили  вкусными  пирожками.   С  тех  пор  самостоятельные  и  служебные  части  речи  подружились  и  стали  приезжать  друг  к  другу  в  гости.    А  междометия  и  звукоподражательные  слова  перестали  всех  пугать,  но  остались  жить  в  лесу.                                                                                                                        



Дети в костюмах и в «коронах» с названиями частей речи инсценируют сказку.

III.Домашнее задание.

Написать синквейн. 

IV. Подведение итогов



Вы очень хорошо работали.Обе группы показали хорошие знания о частях речи. Вы молодцы!

Дети высказываются по схеме:

-Я сегодня закрепил—

-Мне понравилось---

-Я думаю,что---

Спасибо за урок!