МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯЛТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА-КОЛЛЕГИУМ № 1»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА РЕСПУБЛИКА КРЫМ

Конспект урока по русскому языку в 4 классе
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Авдеева Н.В.
2016 г.
Тема урока: «Части речи» (повторение)
Тип урока: повторение изученного материала.
Цель:
- закрепление и обобщение знаний учащихся о частях речи.
Задачи:
Образовательные:
-создать условия для обобщения знаний учащихся о частях речи; формировать умение распознавать части речи, определять их и производить синтаксический разбор предложения.
Развивающие:
-способствовать развитию творческого мышления, внимания, орфографической зоркости и навыков каллиграфического письма.
Воспитательные:
воспитывать сотрудничество, интерес к предмету, аккуратность ведения записей в тетрадях, умение слушать и слышать себя, товарища, учителя;
умение оценивать «свои» знания и знания своих одноклассников.
Основные понятия: части речи, морфология как раздел русского языка, имя существительное, имя прилагательное, глагол, служебные слова.
Формы работы:
-фронтальная
-самостоятельная
-групповая
Оборудование:
-телевизор;
- компьютер;
-группа артистов в костюмах « частей речи»
- бумага для постеров, маркеры, стикеры.
Ожидаемые результаты:
1.Знать части речи.
2.Отрабатывать навык морфологических признаков частей речи.
3. Умение самостоятельно производить синтаксический разбор предложения
4. Составлять предложения с частями речи.
Ход урока
I.Организационный момент
В класс! В класс! В класс!
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Готовы слушать, рассуждать и друг другу помогать.
-Сегодня на уроке мы будем работать группами. Чем дружнее будет группа, тем сильнее будет дружба.
Делимся на группы:
1.Артисты.
2.Ученые.
- Открыли тетради и сделали запись с комментированием (число, классная работа)
II. Повторение пройденного материала. Введение в тему и постановка учебной проблемы.
-На протяжении многих уроков мы с вами работали над различными орфограммами, самое время вспомнить все, что мы об этом знаем.
Тема урока – повторение. Сформулировать тему урока вы должны сами.
-Ребята, что вы можете рассказать об этих частях речи?
Названия , которые вы видите на экране, помогут вам определить тему нашего урока. Опираясь на эти слова, вы сможете сформулировать тему урока (Тема урока – Части речи)
- Как вы думаете, какая цель нашего урока? ( Повторить части речи, обобщить полученные знания)
-Запишите в тетрадь:
имя существительное
глагол
имя прилагательное
наречие
служебные слова.
-Правильно! Сегодня на уроке мы будем повторять «Части речи»: . Скажите, дети, а почему мы подробно изучаем эти части речи вместе?
-А какие еще части речи русского языка вы знаете? Молодцы!
Минутка Чистописания.
-С какой целью мы проводим минутку чистописания?
(Отрабатываем навык красивого письма)
Минутка Чистописания
Чч Аа Сс Тт Ии Рр Ее Чч Ии
Орфографическая минутка (работа в парах, взаимопроверка)слайд5
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
От слов кусочки откусили,
Из книжки в норку утащили
1). Игра "Расставь по своим местам"
Проблемная ситуация. На экране телевизора даны слова: к..ртон, т.традь, школьный, учит.ся, уч.ник, п.нал, кла.ная, думать, умный, р.шать, к.рандашей, тру.ного, пишут, тихо.
-Распределить по столбикам данные слова в зависимости от частей речи.
- Ребята, какие слова вызвали у вас затруднения при распределении их в столбики?
- Что объединяет все эти слова?
Обобщение (работа в группах)
-А сейчас давайте закрепим все, что вы знаете о частях речи.
Учащиеся одной группы составляют кластер по частям речи, а другая - готовит сценку о частях речи.
Затем спикеры от каждой группы защищают свои кластеры и сценку.
Проблемная ситуация (работа в группах)
Даны слова: печь, пила.
-Какими частями речи являются данные слова? Докажите.
-Придумайте в группах по 2 предложения, чтобы каждое из этих слов являлось разной частью речи. Аргументируйте ответ. Сделать синтаксический разбор одного предложения.
Физминутка
А сейчас ребята отдохнём и поиграем.
-Все дружно встали. Если я буду называть глагол – вы садитесь (присидаете), если имя существительное – встаёте – руки по швам, если имя прилагательное – хлопок..
Слова: Природа оживает. Птицы прилетают. День длинный, светлый. Деревья распускаются.
- О чем говорится в этих предложениях? (о весне)
- Какие признаки весны были перечислены?
- Кто из вас был самым внимательным и смог сосчитать, сколько же было глаголов? (3)
Разноуровневые задания по русскому языку самостоятельная работа .
Ребята, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно. Выберите себе одно задание – 1, 2 или 3 уровня и приступайте к работе.
Разноуровневые задания по русскому языку
1 уровень (зелёная карточка)
Определить к какой части речи относятся слова:
День, хорошая, друг, думает, смелый.
- Как вы определяли часть речи?
2 уровень (синяя карточка)
Найди в каждой строчке лишнее слово и докажи это.
1) Берёза, пчела, лёгкий, малина.
2) Зелёная, сочная, свежая, растёт.
3) Думает, считает, ученик, знает.
3 уровень (желтая карточка)
Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом.
веселье – … , … .
шум – … , … .
лес - … , … .
“Мозговая атака” – фронтальный опрос .
-Какие части речи знаете?
- Какая часть речи называется именем существительным?
- Как изменяется?
- Какая часть речи обозначает признаки предмета?
- Какая часть речи называется глаголом?
- Как изменяются глаголы?
-Наречие?
Просклонять словосочетание сосновый лес выделить окончание самостоятельная работа .
Игра “Аукцион”
А теперь – аукцион,
Подведёт итоги он.
Чья группа больше знает,
Тот и смайлик получает!
- Цепочкой называете по одному признаку слова, побеждает команда, назвавшая последний признак.
Говорит попугай попугаю:
“Я тебя, попугай, попугаю.”
Попугаю в ответ попугай:
“Попугай! Попугай! Попугай!”
(Слово попугай - мужской род. единственное число, 3 слога, 7 букв, 7 звуков, 3 гласных, 4 согласных, может быть существительным или глаголом, надо смотреть в предложении.)
А теперь настало время выступлению группы артистов Сценка « Сказка о частях речи»

ЛЕСНАЯ ПРОГУЛКА.
В стране Морфологии жили – были Части речи. Имена существительные, прилагательные, числительные, местоимения, глаголы, наречия были знатными особами и жили в городе. А предлоги, союзы и частицы были сельскими жителями. В глухом, дремучем лесу обитали междометия и звукоподражательные слова. Однажды самостоятельные части речи отправились на прогулку в лес. Они гуляли, собирали грибы, ягоды и не заметили, как наступил вечер. В лесу раздавался чей то шепот, шуршание, шорох. Части речи очень испугались. Имя существительное закричало: -Караул, кошмар, ужас! Имя прилагательное спряталось за имя существительное, потому что они всегда были неразлучны. Глагол начал задавать вопросы: -Что же нам делать? Что же с нами будет? Кто нас спасет? Наречие горько заплакало, тихо повторяя: -Это ужасно, это печально… Шум в лесу усиливался, так как междометия и звукоподражательные слова решили еще больше напугать самостоятельные части речи. А их уже охватила паника. Вдруг на лесной полянке, где собрались наши бедолаги, показались огоньки фонариков. Это были служебные части речи, которые жили неподалеку от леса, в маленькой деревушке. Их разбудили крики в лесу, и они отправились на выручку наших героев. Предлоги, частицы и союзы показали дорогу испуганным горожанам и вывели их из леса. Служебные части речи пригласили самостоятельных к себе в гости, напоили их чаем с малиновым вареньем и угостили вкусными пирожками. С тех пор самостоятельные и служебные части речи подружились и стали приезжать друг к другу в гости. А междометия и звукоподражательные слова перестали всех пугать, но остались жить в лесу.

Дети в костюмах и в «коронах» с названиями частей речи инсценируют сказку.
III.Домашнее задание.
Написать синквейн.
IV. Подведение итогов
Вы очень хорошо работали.Обе группы показали хорошие знания о частях речи. Вы молодцы!
Дети высказываются по схеме:
-Я сегодня закрепил—
-Мне понравилось---
-Я думаю,что---
Спасибо за урок!