СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Частица как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целm: дать представление о частице как части речи; формировать умение отличать частицы от других частей речи.

Просмотр содержимого документа
«Частица как часть речи»

Урок «Частица как часть речи»

Цели: дать представление о частице как части речи; формировать умение отличать частицы от других частей речи.

Ход урока

Ребята, мы с вами продолжаем изучать служебные части речи. Кто сможет рассказать правило, что же такое служебные части речи?

(Служебные части речи – это предлоги, союзы, частицы. В отличие от самостоятельных частей речи они не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, ни количества и не бывают членами предложения). (Правило стр. 134 учебника).

С какими служебными частями речи мы уже знакомы?

(С предлогами и союзами).

Давайте вспомним, что такое предлог?

(Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении. Предлоги бывают простые и составные, производные и непроизводные.

Союз – это служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте. Союзы бывают простые и составные, сочинительные и подчинительные).

А теперь, ребята, скажите, все ли служебные части речи мы изучили?

-Нет! У нас остались частицы.

Кто может сказать, какая тема сегодняшнего урока.

- Частица как часть речи.

А кто озвучит цель данного урока?

- Узнать, что такое частица. Уметь отличать частицы от других частей речи.


  • Орфографическая разминка. Ученики записывают предложение под диктовку. Один ученик пишет на доске.

Именно он был чемпионом области.

(Делается вывод, что частица именно не обозначает ни предмета, ни признака, ни действия, т.е. не имеет своего лексического значения, не является членом предложения, а вносит в предложение дополнительный оттенок: уточняет, подчеркивает смысл подлежащего – кто же был чемпионом).

II. Освоение нового материала.

  1. Название этой части речи говорит само за себя: частица – маленькая часть. Действительно, это служебная часть речи, а значит не член предложения, к ней нельзя поставить вопрос, самостоятельного лексического значения она не имеет.

Однако от частицы зависит немало: она отрицает и вносит сомнение, указывает и уточняет, усиливает или смягчает требование, выражает чувства и образует формы слов.

Рассмотрим несколько предложений.

Я бы выучил уроки…

Вряд ли конькобежец выиграет дистанцию, если он упал на последнем круге.

Я не хочу разочаровывать тебя, дорогой читатель.

Представьте, что будет, если из предложений исчезнут частицы:

  • сомнительное станет явным: (Я выучил уроки);

  • нарушится логика: (Конькобежец выиграет дистанцию, если он упал на последнем круге);

смысл поменяется на противоположный: (Я хочу разочаровывать тебя, дорогой читатель).

Наверное, вы уже убедились в том, что роль этой маленькой частицы в нашей речи весьма велика.

- ребята, сформулируйте сами правило о частице как части речи.

(Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова).

  1. Чтение и анализ материала § 66, стр. 164 (учебник).


III. Активизация и закрепление изученного.

  1. Работа с учебником. Упр. 401. Устный разбор с последующим выполнением.

Комментарии:

Обратим внимание на слово «что» в предложениях 1 и 6. Во-первых, его фонетический облик – (што). Во-вторых, в первом случае «что» является усилительной частицей, а во втором – вопросительным местоимением. Частица «бы» в этом примере относится к глаголу – сказуемому в условном наклонении, её место в предложении не закреплено, частицу можно переместить.

Что вы ещё включили бы в программу вечера самодеятельности?

Фонетические разбор.

Что (1 слог, ударение на О).

Ч – (ш) – согл., глухой, непарн., твёрд.

Т – (т) – согл, глухой, парн., тверд.

О – (о) – гласн., ударн.

3 б., 3 зв.


  1. Обсуждение прочитанного и написание мини-сочинения на предложенную тему. Упр. 402.

Комментарии:

Доказательство того, что выделенные слова – частицы: они не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос, они не имеют самостоятельного лексического значения.


IV. Подведение итогов урока.

- Что такое частица как часть речи?

(Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова).


- Как надо рассуждать, определяя частицу в предложении?

(Доказательство того, что слова – это частицы: они не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос, они не имеют самостоятельного лексического значения).

- Частица – это сравнительно молодая часть речи, в русском языке их немного, употребляются они в различных стилях речи. Но в языке часто встречаются омонимичные (одинаково звучащие) частицы и союзы, частицы и наречия.

Предлагается сравнить предложения, выяснив синтаксическую роль омонимичных частиц, союзов, наречий:

Мал золотник, да дорог.

Да здравствует мир на планете!

(В первом предложении союз да связывает сочинительной связью однородные члены предложения; во втором – частица да средством связи не является, она придает высказыванию торжественность, возвышенность).

Командир говорил просто и убедительно.

Я просто ослеп от яркой вспышки света.

(В первом предложении слово просто зависит от сказуемого (говорил как?), в предложении является обстоятельством образа действия, т.е. наречием; во втором предложении слово просто не является членом предложения, к нему нельзя поставить вопрос, слово усиливает значение сказуемого. Это частица.)


V. Домашнее задание. § 66 (правило). Упр. 403.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!