Постановка учебной задачи. 1. Просмотр «Ералаша» (выпуск № 53). 2. Беседа Фронтальная форма работы. Словесный метод (беседа) | – Сколько учеников было в первобытной школе? – Что ел первобытный ученик? – С какой парты пошел первый ученик? – Что сказал учитель? – Где появилась шишка у педагога? – Вы правильно ответили на вопросы. А что помогло вам это сделать? – Дайте определение этим понятиям. – Постарайтесь по данному толкованию определить понятие, и вы узнаете, кому будет посвящена тема урока: «Это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда» (из словаря Ожегова). На доске записано слово «человек», фраза «Человек – это часть природы, ее живого мира». – Как вы думаете, какая цель стоит перед нами? | Смотрят фильм, отвечают на вопросы учителя. – Внимание и память Формулируют ответы на вопросы. Умеют слушать. Прогнозируют содержание урока, ставят цель учебной деятельности |
Изучение нового материала. Беседа. Фронтальная форма работы. Словесный метод (беседа). | – Итак, человек – это часть природы, ее живого мира. Расскажите, что вы уже знаете о человеке. – На вопрос «Кто такой человек?» древнегреческий философ Платон отвечал: «Человек – это двуногое животное без перьев».Через 2000 лет известный физик и математик Б. Паскаль возразил Платону: «Человек без ног всё же остается человеком, а петух без перьев человеком не становится». | Отвечают на вопросы учителя Слушают рассказ учителя. Фиксируют знание и незнание, затруднения. |
| – Выскажем предположения: чем человек отличается от животных? – Сверим свои высказывания с текстом на с. 100–101. | Высказывают свои предположения. |
2.Работа с текстом учебника (с. 100–104). 3. Работа по карточкам. Фронтальная форма работы. Практический метод (чтение). Групповая форма работы. | Организует работу по карточкам (на доске) – Какой можно сделать вывод? (Человек – разумное, общественное существо.) | Читают текст самостоятельно, выполняют задание. Работают с текстом. |
Физкультминутка. | Включает видеоматериал | Выполняют движения. Принимают и сохраняют учебную задачу. |
4. Просмотр фрагмента м/ф «Маугли». Наглядный метод (фильм). Словесный метод (беседа). | – Фрагмент какого мультфильма смотрели? Кто главный герой? Что вы о нем знаете? – Что Маугли умеет делать так же, как и люди? На доске запись: «Маугли в сказке ведет себя как человек». – Как вы думаете, что может быть правдой в истории с Маугли, а что вызывает сомнение? | Смотрят фильм, отвечают на вопросы учителя. Владеют навыками самоорганизации, саморегуляции, самопроверки. Высказывают свои предположения. Выступают подготовленные обучающиеся. |
5. Исследовательская работа. Групповая форма работы. Практический метод (исследовательская работа). | – Сделайте вывод: почему Маугли не такой, как мы с вами? Что его отличает от нас? Раздает карточки с наводящими вопросами | Делают вывод: человек всё время решает простые и сложные задачи, преодолевает трудности, делает большие и маленькие открытия. Всё это возможно потому, что человек умеет думать (мыслить). Владеют навыками сотрудничества, партнерства. |
| Когда наш предок палку взял, Рукою лапа стала. Чужую шкуру повязал, Клык сделал из металла... И вот остался тигром тигр, И слон слоном остался А человек, меняя мир, Сам в мире изменялся. | Внимательно слушают. |
| – Как вы понимаете данные строчки? | Высказывают предположения. |
6. Самостоятельная работа Индивидуальная форма работы. Практический метод (самостоятельная работа) | Организует самостоятельное выполнение задания 77 | Выполняют задание. Владеют навыками самостоятельной работы |