Тема урока: «Человек и литосфера»
Класс: 5
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель: Сформировать представление о взаимосвязи человека и литосферы, показать положительное и отрицательное влияние хозяйственной деятельности на земную кору.
Планируемые результаты:
Личностные: Осознание необходимости бережного отношения к земным ресурсам и последствий своей деятельности для литосферы.
Метапредметные:
Регулятивные: Умение определять цель урока, планировать свои действия, оценивать результат.
Познавательные: Развитие умения работать с текстом, схемами, иллюстрациями; анализировать, сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные: Участвовать в коллективном обсуждении, работать в группе, слушать товарищей.
Предметные:
Знать, что такое литосфера и какие ресурсы она дает человеку.
Понимать, что такое карьеры, шахты, отвалы, овраги.
Уметь приводить примеры полезных ископаемых и объяснять, почему их нужно использовать рационально.
Оборудование: Учебник, атлас для 5 класса, физическая карта мира/России, проектор, ноутбук (для показа слайдов), раздаточный материал (карточки с заданиями, фотографии), магниты или клейкая лента для крепления плакатов, листы ватмана (А3), маркеры.
Образовательные технологии:
Проблемное обучение (через главный вопрос урока).
Групповая работа (технология сотрудничества).
Технология развития критического мышления (прием «Знаю – Хочу узнать – Узнал», кластер).
Здоровьесберегающие технологии (смена видов деятельности, физкультминутка).
Ход урока (40 минут)
I. Организационный момент (1мин)
II. Актуализация знаний и мотивация. Постановка проблемы (5 мин)
Деятельность учителя:
Учитель обращается к классу: «Ребята, мы с вами изучили одну из оболочек Земли. Давайте вспомним как она называется!» (Ученики называют: литосфера).
Прием «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (старт): На доске рисуется таблица.
В колонку «Знаю» учитель предлагает внести, что дети уже знают о литосфере (например: «это твердая оболочка», «включает земную кору и верхнюю часть мантии», «есть горы, равнины»).
Учитель показывает через проектор 2 слайда:
Слайд 1: Красивое фото плодородных полей, садов на равнине.
Слайд 2: Устрашающее фото огромного карьера или оползня на дороге.
Вопрос классу: «Как вы думаете, что общего между этими двумя изображениями?» (Ответы: оба связаны с земной поверхностью, с деятельностью человека).
Формулировка проблемы: «Получается, человек может и помогать природе, и вредить ей? Так как же человек связан с литосферой? В чем эта связь проявляется? – Это главный вопрос нашего урока». (заполняем устно вторую колонку «Хочу узнать»)
III. Открытие нового знания (20 мин)
1. Работа с понятием «Полезные ископаемые» (3 мин)
Учитель: «Давайте подумаем, что человек берет у литосферы?» (Дети предлагают варианты: строит дома, добывает что-то, выращивает растения).
Работа с учебником и атласом: Ученики находят в учебнике определение «полезные ископаемые». Учитель просит привести примеры и показать на физической карте места их добычи (например, нефть – Западная Сибирь, уголь – Кузбасс, железная руда – КМА).
2. Групповая работа «Лицом к лицу с литосферой» (15 мин)
Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает конверт с заданием:
Группа 1: «Строители». Ваша задача: описать, как человек использует земную поверхность для строительства (города, дороги, тоннели). Какие материалы (песок, глина, камень) он для этого берет? Нарисуйте на ватмане схему города или дороги.
Группа 2: «Фермеры». Ваша задача: объяснить, как человек использует почвы (верхний, самый плодородный слой литосферы). Что такое плодородие? Что помогает его сохранить, а что – уничтожает? Нарисуйте плакат «Береги почву!».
Группа 3: «Шахтеры». Ваша задача: изучить, как добывают полезные ископаемые (открытый способ – карьер, закрытый – шахта). Какие последствия это имеет для литосферы (образование глубоких ям, отвалов пустой породы)? Сделайте схему карьера.
Группа 4: «Экологи». Ваша задача: узнать, какие проблемы возникают в литосфере из-за деятельности человека (овраги, свалки, загрязнение отходами, землетрясения из-за добычи). Предложите 2-3 правила, как их избежать. Создайте памятку «Правила дружбы с литосферой».
Время на выполнение: 7-8 минут. Учитель координирует работу, помогает группам.
Выступление групп: По 1-2 минуты на каждую группу. Ребята вывешивают свои плакаты на доску и кратко рассказывают о своих выводах.
3. Физкультминутка (2 мин)
«Мы – полезные ископаемые». Учитель называет предметы: «Уголь» – все приседают (черный, тяжелый), «алмаз» – встают прямо и тянутся вверх (прозрачный, твердый), «нефть» – делают «волну» руками (жидкая), «песок» – трут ладошкой о ладошку (сыпучий).
IV. Первичное закрепление (5 мин)
Учитель возвращает класс к таблице «Знаю – Хочу узнать – Узнал». Вместе с учениками заполняется колонка «Узнал».
Примерные ответы детей: «Узнали, что человек добывает полезные ископаемые», «Узнали, что из-за этого появляются карьеры и шахты», «Узнали, что почву нужно беречь от оврагов», «Узнали, что человек может вызывать оползни и обвалы».
Коллективный вывод: «Человек тесно связан с литосферой. Он использует ее ресурсы, но часто вредит ей своей деятельностью. Поэтому наши действия должны быть рациональными и бережными».
V. Рефлексия. Итог урока. (3 мин)
Прием «Незаконченное предложение»:
На экране через проектор или на доске:
Сегодня на уроке я узнал(а)…
Мне было интересно…
Теперь я буду стараться… (например, экономить бумагу, чтобы меньше рубить деревьев, а значит, защищать почву от разрушения).
Учитель благодарит всех за работу, объявляет оценки за активность на уроке.
VI. Домашнее задание (2 мин)
Творческое задание на выбор:
Написать короткое обращение от имени Литосферы к людям с просьбой бережного отношения.
Найти дома 5 предметов, которые сделаны из полезных ископаемых (например, стекло – из песка, металлическая вилка – из железной руды, карандаш – из графита и глины), и записать их в тетрадь.
Нарисовать комикс на тему «Один день из жизни песчинки».