СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человек и литосфера

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Человек и литосфера»

Тема урока: «Человек и литосфера»

Класс: 5

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель: Сформировать представление о взаимосвязи человека и литосферы, показать положительное и отрицательное влияние хозяйственной деятельности на земную кору.

Планируемые результаты:

  • Личностные: Осознание необходимости бережного отношения к земным ресурсам и последствий своей деятельности для литосферы.

  • Метапредметные:

    • Регулятивные: Умение определять цель урока, планировать свои действия, оценивать результат.

    • Познавательные: Развитие умения работать с текстом, схемами, иллюстрациями; анализировать, сравнивать, делать выводы.

    • Коммуникативные: Участвовать в коллективном обсуждении, работать в группе, слушать товарищей.

  • Предметные:

    • Знать, что такое литосфера и какие ресурсы она дает человеку.

    • Понимать, что такое карьеры, шахты, отвалы, овраги.

    • Уметь приводить примеры полезных ископаемых и объяснять, почему их нужно использовать рационально.

Оборудование: Учебник, атлас для 5 класса, физическая карта мира/России, проектор, ноутбук (для показа слайдов), раздаточный материал (карточки с заданиями, фотографии), магниты или клейкая лента для крепления плакатов, листы ватмана (А3), маркеры.

Образовательные технологии:

  1. Проблемное обучение (через главный вопрос урока).

  2. Групповая работа (технология сотрудничества).

  3. Технология развития критического мышления (прием «Знаю – Хочу узнать – Узнал», кластер).

  4. Здоровьесберегающие технологии (смена видов деятельности, физкультминутка).

Ход урока (40 минут)

I. Организационный момент (1мин)

  • Приветствие. Проверка готовности к уроку. Создание положительного настроя.

II. Актуализация знаний и мотивация. Постановка проблемы (5 мин)

Деятельность учителя:

  • Учитель обращается к классу: «Ребята, мы с вами изучили одну из оболочек Земли. Давайте вспомним как она называется!» (Ученики называют: литосфера).

  • Прием «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (старт): На доске рисуется таблица.

    • В колонку «Знаю» учитель предлагает внести, что дети уже знают о литосфере (например: «это твердая оболочка», «включает земную кору и верхнюю часть мантии», «есть горы, равнины»).

  • Учитель показывает через проектор 2 слайда:

    • Слайд 1: Красивое фото плодородных полей, садов на равнине.

    • Слайд 2: Устрашающее фото огромного карьера или оползня на дороге.

  • Вопрос классу: «Как вы думаете, что общего между этими двумя изображениями?» (Ответы: оба связаны с земной поверхностью, с деятельностью человека).

  • Формулировка проблемы: «Получается, человек может и помогать природе, и вредить ей? Так как же человек связан с литосферой? В чем эта связь проявляется? – Это главный вопрос нашего урока». (заполняем устно вторую колонку «Хочу узнать»)

III. Открытие нового знания (20 мин)

1. Работа с понятием «Полезные ископаемые» (3 мин)

  • Учитель: «Давайте подумаем, что человек берет у литосферы?» (Дети предлагают варианты: строит дома, добывает что-то, выращивает растения).

  • Работа с учебником и атласом: Ученики находят в учебнике определение «полезные ископаемые». Учитель просит привести примеры и показать на физической карте места их добычи (например, нефть – Западная Сибирь, уголь – Кузбасс, железная руда – КМА).

2. Групповая работа «Лицом к лицу с литосферой» (15 мин)

  • Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает конверт с заданием:

    • Группа 1: «Строители». Ваша задача: описать, как человек использует земную поверхность для строительства (города, дороги, тоннели). Какие материалы (песок, глина, камень) он для этого берет? Нарисуйте на ватмане схему города или дороги.

    • Группа 2: «Фермеры». Ваша задача: объяснить, как человек использует почвы (верхний, самый плодородный слой литосферы). Что такое плодородие? Что помогает его сохранить, а что – уничтожает? Нарисуйте плакат «Береги почву!».

    • Группа 3: «Шахтеры». Ваша задача: изучить, как добывают полезные ископаемые (открытый способ – карьер, закрытый – шахта). Какие последствия это имеет для литосферы (образование глубоких ям, отвалов пустой породы)? Сделайте схему карьера.

    • Группа 4: «Экологи». Ваша задача: узнать, какие проблемы возникают в литосфере из-за деятельности человека (овраги, свалки, загрязнение отходами, землетрясения из-за добычи). Предложите 2-3 правила, как их избежать. Создайте памятку «Правила дружбы с литосферой».

  • Время на выполнение: 7-8 минут. Учитель координирует работу, помогает группам.

  • Выступление групп: По 1-2 минуты на каждую группу. Ребята вывешивают свои плакаты на доску и кратко рассказывают о своих выводах.

3. Физкультминутка (2 мин)

  • «Мы – полезные ископаемые». Учитель называет предметы: «Уголь» – все приседают (черный, тяжелый), «алмаз» – встают прямо и тянутся вверх (прозрачный, твердый), «нефть» – делают «волну» руками (жидкая), «песок» – трут ладошкой о ладошку (сыпучий).


IV. Первичное закрепление (5 мин)

  • Учитель возвращает класс к таблице «Знаю – Хочу узнать – Узнал». Вместе с учениками заполняется колонка «Узнал».

    • Примерные ответы детей: «Узнали, что человек добывает полезные ископаемые», «Узнали, что из-за этого появляются карьеры и шахты», «Узнали, что почву нужно беречь от оврагов», «Узнали, что человек может вызывать оползни и обвалы».

  • Коллективный вывод: «Человек тесно связан с литосферой. Он использует ее ресурсы, но часто вредит ей своей деятельностью. Поэтому наши действия должны быть рациональными и бережными».

V. Рефлексия. Итог урока. (3 мин)

  • Прием «Незаконченное предложение»:

    • На экране через проектор или на доске:

      • Сегодня на уроке я узнал(а)…

      • Мне было интересно…

      • Теперь я буду стараться… (например, экономить бумагу, чтобы меньше рубить деревьев, а значит, защищать почву от разрушения).

  • Учитель благодарит всех за работу, объявляет оценки за активность на уроке.

VI. Домашнее задание (2 мин)

  • Творческое задание на выбор:

    1. Написать короткое обращение от имени Литосферы к людям с просьбой бережного отношения.

    2. Найти дома 5 предметов, которые сделаны из полезных ископаемых (например, стекло – из песка, металлическая вилка – из железной руды, карандаш – из графита и глины), и записать их в тетрадь.

    3. Нарисовать комикс на тему «Один день из жизни песчинки».