СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чередование согласных в корне

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать понятие о чередовании согласных звуков,выделять корни с чередующимися  согласными, уметь разбирать слова по составу с чередованием.

Просмотр содержимого документа
«Чередование согласных в корне»

Тема урока. Чередование согласных в корне.

Цели урока:

Дать понятие о чередовании согласных звуков, выделять корни с чередующимися согласными, уметь разбирать слова по составу с чередованиями.

Развивать орфографическую зоркость, развивать речь, внимание.

Воспитывать и прививать любовь к родному языку.

Соблюдать зрительную нагрузку на уроке.

Оборудование: учебник (УМК: Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева и др. «Русский язык».- Учебник для 5 класса общеобразовательных организаций.- В двух частях), тетради, карточки.

Ход урока:

1.Орг. момент

2. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Сейчас у нас урок русского языка. Читаем вместе установку на урок.

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работайте старательно,

Слушайте внимательно.

3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения

1.Беседа

- Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)

- Как называются части слова? (Морфемы).

- Какая морфема идет за приставкой? (Корень).

-Какая морфема используется для образования форм слова? (Окончание)

- Какая морфема сохраняет главный смысл слова? (Корень)

Учитель: В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:

- задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

- Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).

2. А теперь давайте запишем мое предложение. На доске запись:

Ле...кий в...терок играет сер...бристыми л...сточками и они слегка дрожат от этого.

- Пожалуйста, расставьте знаки препинания в этом предложении и пропущенные орфограммы, и объясните.

- Давайте разберем первую часть предложения по членам.

3. Подведение к теме.

- Выпишите глагол-сказуемое второй части предложения, подберите к нему однокоренные слова и запишите:

Дрожать — дрогнуть — вздрагивать.

Посмотрите, чем отличаются кони в этих словах?

(гласными о-е и согласными г-ж)

  • Такое изменение звуков называется чередованием и обозначается вот так о-е, г-ж или вот так о//е, г//ж, запишите.

4. Восприятие нового материала

1. Работа с учебником. Стр.34, упражнение 48.

Внимательно изучите таблицу, приведите по одному примеру на все случаи чередования. Чередующиеся согласные подчеркните.

Вывод: при образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова. Эту замену называют чередованием звуков.

2. Физкультминутка

3.Учитель: Так, что, называется чередованием? (ЗАМЕНА ОДНОГО СОГЛАСНОГО ЗВУКА ДРУГИМ В КОРНЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ НАЗЫВАЕТСЯ ЧЕРЕДОВАНИЕМ.)

4.Учитель: Послушайте рифмовку. Во время паузы постарайтесь подобрать однокоренное слово с чередующейся согласной.

Корни могут изменяться,

Но родными оставаться,

Бок-…(бочок), друг-…(дружок),

Ухо-…(уши), пух-…(пушок),

Пишу-…(писать), лечу-…(летать)

Учитель: Какими нам слова считать?

Их будем однокоренными звать.

5.Работа по учебнику.

Выполнить упражнение 47. (найдите и назовите корни с чередованием).

6. Закрепление новой темы

1. Объяснительный диктант.

  • Я диктую вам пары слов, ребята, а вы находите чередования, выполняем коллективно.

Таскать — тащит (ск//щ), кормить — кормлю (м//мл), ездить — езжу (д//ж), брызгать — брызжет (г//ж), весть — извещать (ст//щ), дорога — дорожный (г//ж), смотреть — осматривать (о//а).

2. Орфографическая диктовка (задания на карточках).

  • А сейчас, ребята, возьмите карточки с заданиями. Нужно будет объяснить написание безударной гласной в корнях глаголов и найти чередующиеся согласные.

Образец записи: на-слажд-ались — слад-ок (жд//д)

Увлекались, казаться, приближаться, удивляться, возвращаться, угощать.

Проверочные слова: увлечься (к//ч), кажется (з//ж), близко (ж//з), диво (вл//л), возврат (щ//т), гость (щ//т).

3. Разбор слов с чередованием по составу.

А теперь разберите по составу следующие слова с чередованием:

покупка — купля, корм - кормлю, водить — вожак.

  • Посмотрите, как отличаются однокоренные слова при разборе по составу, не допускайте ошибок.

7. Рефлексия учебной деятельности.

- Чему был посвящен урок? (Мы узнали о чередующихся звуках).

- В чем суть правописания данных слов?

-Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно выделяем корень слова).

- Что помогло нам их преодолеть? (Новые знания о чередующихся звуках).

-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.

Выставление оценок.

8. Домашнее задание. §6, знать, что такое чередование, упр. 49.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя