Тема урока. Чередование согласных в корне.
Цели урока:
Дать понятие о чередовании согласных звуков, выделять корни с чередующимися согласными, уметь разбирать слова по составу с чередованиями.
Развивать орфографическую зоркость, развивать речь, внимание.
Воспитывать и прививать любовь к родному языку.
Соблюдать зрительную нагрузку на уроке.
Оборудование: учебник (УМК: Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева и др. «Русский язык».- Учебник для 5 класса общеобразовательных организаций.- В двух частях), тетради, карточки.
Ход урока:
1.Орг. момент
2. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Сейчас у нас урок русского языка. Читаем вместе установку на урок.
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно.
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения
1.Беседа
- Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)
- Как называются части слова? (Морфемы).
- Какая морфема идет за приставкой? (Корень).
-Какая морфема используется для образования форм слова? (Окончание)
- Какая морфема сохраняет главный смысл слова? (Корень)
Учитель: В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:
- задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);
- Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).
2. А теперь давайте запишем мое предложение. На доске запись:
Ле...кий в...терок играет сер...бристыми л...сточками и они слегка дрожат от этого.
- Пожалуйста, расставьте знаки препинания в этом предложении и пропущенные орфограммы, и объясните.
- Давайте разберем первую часть предложения по членам.
3. Подведение к теме.
- Выпишите глагол-сказуемое второй части предложения, подберите к нему однокоренные слова и запишите:
Дрожать — дрогнуть — вздрагивать.
Посмотрите, чем отличаются кони в этих словах?
(гласными о-е и согласными г-ж)
Такое изменение звуков называется чередованием и обозначается вот так о-е, г-ж или вот так о//е, г//ж, запишите.
4. Восприятие нового материала
1. Работа с учебником. Стр.34, упражнение 48.
Внимательно изучите таблицу, приведите по одному примеру на все случаи чередования. Чередующиеся согласные подчеркните.
Вывод: при образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова. Эту замену называют чередованием звуков.
2. Физкультминутка
3.Учитель: Так, что, называется чередованием? (ЗАМЕНА ОДНОГО СОГЛАСНОГО ЗВУКА ДРУГИМ В КОРНЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ НАЗЫВАЕТСЯ ЧЕРЕДОВАНИЕМ.)
4.Учитель: Послушайте рифмовку. Во время паузы постарайтесь подобрать однокоренное слово с чередующейся согласной.
Корни могут изменяться,
Но родными оставаться,
Бок-…(бочок), друг-…(дружок),
Ухо-…(уши), пух-…(пушок),
Пишу-…(писать), лечу-…(летать)
Учитель: Какими нам слова считать?
Их будем однокоренными звать.
5.Работа по учебнику.
Выполнить упражнение 47. (найдите и назовите корни с чередованием).
6. Закрепление новой темы
1. Объяснительный диктант.
Таскать — тащит (ск//щ), кормить — кормлю (м//мл), ездить — езжу (д//ж), брызгать — брызжет (г//ж), весть — извещать (ст//щ), дорога — дорожный (г//ж), смотреть — осматривать (о//а).
2. Орфографическая диктовка (задания на карточках).
Образец записи: на-слажд-ались — слад-ок (жд//д)
Увлекались, казаться, приближаться, удивляться, возвращаться, угощать.
Проверочные слова: увлечься (к//ч), кажется (з//ж), близко (ж//з), диво (вл//л), возврат (щ//т), гость (щ//т).
3. Разбор слов с чередованием по составу.
А теперь разберите по составу следующие слова с чередованием:
покупка — купля, корм - кормлю, водить — вожак.
7. Рефлексия учебной деятельности.
- Чему был посвящен урок? (Мы узнали о чередующихся звуках).
- В чем суть правописания данных слов?
-Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно выделяем корень слова).
- Что помогло нам их преодолеть? (Новые знания о чередующихся звуках).
-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
Выставление оценок.
8. Домашнее задание. §6, знать, что такое чередование, упр. 49.