Тема (название и кол-во часов) | Числа от 1 до 20. Нумерация. – 12 часов |
Цель изучения темы | научить образовывать числа второго десятка из десятка и нескольких единиц; учить читать и записывать числа второго десятка; учить выполнять случаи вычитания и сложения, основанные на знании нумерации: 10+2, 12-1,12+1, 12-2, 12-10; познакомить с единицей длины – дециметром; учить соотносить измерение длины в дециметрах и сантиметрах; учить решать задачи в 2 действия. |
Термины и понятия | «нумерация», «сумма разрядных слагаемых», «единица измерения длины – дециметр», «составная задача» |
Информационно - образовательная среда |
Учебно-методическое сопровождение | Дидактические материалы | ИКТ, ЦОР | Межпредметные связи |
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник: 1 класс: В 2 ч. 2 ч. (стр.46-63) Моро М.И., Волкова С.И Математика: Рабочие тетради: 1 класс: В 2 ч. (стр.23-33) Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Математика: Рабочие программы: 1-4 классы (стр.25) Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика: Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений: 1 класс (стр. 80-86) | Волкова С.И. Математика: Проверочные работы: 1 класс (стр.36-41) М.И.Моро Математика: Наглядное пособие. 1 класс. Таблицы: Единицы длины: дециметр. Т.Б.Бука Математика: Наглядное пособие. Числа от 1 до 20. Таблицы: Таблица разрядов. Десятки единиц. Числа от 11 до 20(Весёлый счёт). Наборы предметных картинок, печатные цифры и знаки +,˗, = (находятся в карманах кассы). Наборное полотно. Магнитная доска. Набор геометрических фигур различных видов и разного цвета. Счётные палочки. Абак. | Электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 1 класс: «Числа от 1 до 20. Нумерация»: «Образование, название, сравнение чисел». «Дециметр». «Сложение и вычитание вида 10+5, 10-5, 15-10». «Решение задач в два действия». | Окружающий мир (названия зимующих птиц, знание животных леса, уход за аквариумными рыбками). Технология (названия предметов для труда: зубило, отвёртка, молоток, клещи, гаечный ключ). Литературное чтение (сказки, в которых встречается избушка на курьих ножках). Музыка (понятие «песня»). |
Планируемые результаты изучения темы |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Ученик научится: Образовывать числа второго десятка из десятка и нескольких единиц. Читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в записи. Выполнять вычисления вида 15+1, 16-1, 10+5, 14-4, 18-10, основываясь на знаниях нумерации. Пользоваться единицей измерения длины - дециметром. Измерять отрезки и выражать их длины в дециметрах. Заменять крупные единицы измерения длины мелкими (2 дм = 20 см) и наоборот (15 см = 1дм 5 см). Составлять план решения задачи в 2 действия. Решать задачи в 2 действия. | Ученик научится: Познавательные УУД сравнивать числа, опираясь на порядок следования чисел второго десятка при счёте; моделировать и решать задачи в 2 действия; классифицировать объекты, числа, геометрические фигуры по заданному признаку; определять закономерность построения рядов, содержащих геометрические фигуры; выполнять задания поискового характера, применяя знания в изменённых условиях. Ученик получит возможность научиться: понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний; устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов, фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях; применять знания и способы действий в измененных условиях; объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях); выделять из предложенного текста информацию по заданному условию. Регулятивные УУД понимать и принимать учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с ним; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи; контролировать и оценивать свою работу и её результат. Ученик получит возможность научиться: понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий; выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме. Коммуникативные УУД строить простые рассуждения, оформлять их в форме понятных простых логических высказываний; задавать вопросы; работать в паре при проведении математической игры «Заполни домик»; учитывать разные мнения, договариваться и приходить к общему решению; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Ученик получит возможность научиться: применять математические знания и математическую терминологию (слагаемые, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность) при изложении своего мнения, составлении и чтении математических записей; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться; совместно со сверстниками ставить задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта; оказывать помощь товарищу в случаях затруднений; слушать партнёра по общению (деятельности); аргументированно выражать свое мнение. | Ученик получит возможность формирования: Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе (принятие и осознание роли ученика). Положительного отношения к математике как предмету изучения. Учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач. Осознания себя частью (членом) классного коллектива. Понимания причин успеха/ неуспеха в овладении учебным материалом. Способности к самооценке учебной деятельности на основе критериев успешности. |
Этапы изучения темы |
Название этапа, темы уроков | Содержание | Кол-во часов | Виды деятельности учащихся | Достижения учащихся | Диагностика достижений |
Вводное занятие Названия и последовательность чисел второго десятка. Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц. | Работа с вопросами «Что узнаем?» «Чему научимся?» Знакомство с темой раздела. Постановка учебной задачи. | 1 | Фронтальная работа Рассматривают шмуцтитул, пересчитывают (У - с. 45). Называют числа, располагают их в порядке возрастания, убывания. Работают с ключевыми вопросами рубрики «Что узнаем? Чему научимся?». (У - с. 45). Обсуждают целевые установки изучения темы, прогнозируют содержание деятельности на уроках. Узнают образование чисел второго десятка: учитель называет число 11 и объясняет значение слова один – на – дцать, знакомит с обозначением числа – один и ещё десять. Учитель просит учеников объяснить образование других чисел второго десятка, дети проговаривают: две – на – дцать – число 12 и далее (У – с.46). Анализируют текст задачи, находят решение, записывают ответ (У – с.47). Парная работа Выполняют задания, предложенные на полях учебника «Цепочка». (У - с. 46). Осуществляют взаимопроверку в парах (У - с. 46). Находят значение выражений, обсуждают правильность найденных значений (У – с.47), (РТ – с. 23). Индивидуальная работа Присчитывают по одному до 20 (У - с. 46). Записывают числа в порядке возрастания от 1 до 20. Располагают числа по убыванию (РТ – с. 23). Сравнивают выражения, определяют, какая разность пропущена (У – с.47). Практическая работа Чертят отрезки обозначенной длины, сравнивают длины отрезков (У – с.47), (РТ – с. 23). | Называют числа второго десятка, располагают их в порядке возрастания, убывания располагают их в порядке возрастания, убывания. Знают, как образуются числа второго десятка. Чертят отрезки заданной длины. Сравнивают длины отрезков. | Запиши число 18. Слева от него запиши предыдущее. Справа – последующее. Запиши последовательность чисел от 13 до 17. Расположи числа 17, 12, 19, 14, 15, 11 в порядке убывания. Составь задачу, решением которой будет равенство: 9 – 4 =5. |
Изучение и первичное закрепление новых знаний Запись и чтение чисел второго десятка. Дециметр. Соотношение дециметра и сантиметра. Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации. Подготовка к изучению таблицы сложения чисел в пределах 20. Преобразование условия и вопроса задачи. Решение задач в 2 действия. | Работа с составом чисел второго десятка. Счёт до 20 в прямом и обратном порядке. Выполнение случаев сложения и вычитания, основанных на знаниях нумерации чисел второго десятка. Решение простых и составных задач. Знакомство с единицей измерения длины – дециметром. Определение соотношения между единицами измерения длины – дециметром и сантиметром. | 8 | Фронтальная работа Называют и сравнивают числа от 11 до 20 (У – с.48, 49). Объясняют, что обозначает каждая цифра чисел второго десятка. Прибавляют к числам второго десятка по одному и вычитают из числа по одному (У – с.50). Представляют числа второго десятка в виде суммы разрядных слагаемых, устанавливают взаимосвязь между сложением и вычитанием (У – с.52), (РТ – с.26). Находят значение выражений, осуществляют самопроверку по эталону, заданному учителем (У – с.50, 51, 52, 53, 60, 61, 62, 63), (РТ – с.26, 27, 28, 33). Рассматривают рисунок, объясняют, сколько прибавили к числу или сколько вычли из числа (У – с.53). Решают группы задач, устанавливают взаимосвязь между данными и выражением (У – с.50, 51, 52, 53, 61). Знакомятся с составными задачами. Составляют план решения задачи в 2 действия и записывают решение (У – с.62 - 63). Практическая работа Измеряют полоску бумаги в 10 см. Знакомятся единицей измерения длины – дециметром (У – с.51). Чертят отрезки заданной длины, определяют длину отрезков в дециметрах и сантиметрах (У – с.51), (РТ – с.25). Индивидуальная работа. Из набора геометрических фигур выделяют лишнюю (У – с.49). Классифицируют геометрические фигуры по видам (У – с.57). Определяют количество треугольников и четырёхугольников в фигуре (У – с.51). Чертят ломаные линии по образцу. Определяют сумму длин всех звеньев (У – с.60). Чертят и раскрашивают фигуру в соответствии с образцом, осуществляют самоконтроль (У – с.62). Раскрашивают предмет в соответствии с заданными выражениями и обозначенным цветом значением (РТ – с.30). Дополняют вопрос задачи и решают её (РТ – с. 26, 27, 29, 31). Добавляют в математическое выражение слагаемое или вычитаемое по заданному результату (РТ – с. 29, 30, 32, 33). Анализируют, гири какой массы необходимы для взвешивания предмета заданной массы (РТ – с. 28). Определяют, сколько стаканов воды необходимо долить в каждую банку, если известна общая вместимость банки и сколько налито жидкости (У – с.53). Работа в паре. Выполняют вычисления в ходе игры «Набери 9 (10)» (У – с.52 – 53). По цепочке находят промежуточное значение выражений. Осуществляют взаимопроверку (У – с. 63). Определяют предыдущее и последующее числа второго десятка (РТ – с. 26). | Знают числа второго десятка. Раскладывают числа второго десятка на десятки и единицы. Определяют, сколько прибавили к числу и сколько вычли из него. Владеют навыками счёта в пределах 20. Знают единицу измерения длины – дециметр. Осуществляют перевод дециметров в сантиметры и наоборот. Измеряют массу и вместимость предметов. Решают простые и составные задачи. | Выполни задания в тетради «Проверочные работы» (ПР – с. 36, 37; с. 40, 41) |
Комплексное применение знаний и способов действий «Страничка для любознательных» - дополнительные задания творческого и поискового характера. | Работа с заданиями творческого и поискового характера: сравнение фигур по разным признакам, использование знаний в измененных условиях рубрики «Странички для любознательных» | 1 | Фронтальная работа Анализируют задачу, определяют массу животных (У – с. 54). Решают задачи в 1 действие (РТ – с. 32). Практическая работа Чертят в тетради фигуры, сравнивают их, дорисовывают их, чтобы фигуры отличались друг от друга цветом (У – с. 54). Определяют виды геометрических фигур. Из незамкнутых ломаных линий составляют многоугольник (РТ – с.32). Индивидуальная работа. Решают логическую задачу. Составляют математическое выражение (У – с. 55). | Находят массу предметов. Чертят геометрические фигуры. Решают логические задачи на расположение предметов в пространстве. Составляют математические выражения. | Начерти незамкнутую ломаную линию. Соедини начало первого звена и конец последнего. Какая фигура получилась? Подбери нужное число в примеры: 2+3+…=10; 10 – 6 – … =1 Дополни условие задачи так, чтобы она решалась сложением. Реши её. На клумбе цвело 10 роз, гладиолусов на 2….Сколько цвело гладиолусов? |
Обобщение и систематизация знаний и способов действий | Работа с заданиями учебника из рубрики «Что узнали? Чему научились?» | 2 | Фронтальная работа. Называют числа второго десятка, определяют предыдущее и следующее числа. Сравнивают числа второго десятка (У – с. 56, 58). Решают задачи, анализируют условие, объясняют решение (У – с. 56, 57, 58, 59). Находят значение числовых выражений (У – с. 57, 58, 59). Работа в паре. Исправляют ошибки, записывают верные равенства (У – с. 57). Определяют состав чисел 4, 5, 6, 7, 8, 9 (устно) (У – с. 57). Определяют состав чисел второго десятка (У – с. 59). Уменьшают, увеличивают числа на 1(У – с. 59). Индивидуальная работа. Вычисляют примеры, находят лишний пример (У – с. 56). Записывают числа второго десятка в порядке возрастания и убывания (У – с. 58). Решают задачу повышенной сложности (У – с. 59). Фронтальная работа. Сопоставляют полученные знания с целевыми установками изучения темы. Отвечают на вопросы «Что узнали? Чему научились?» Выясняют, с какими трудностями столкнулись во время работы, с какими заданиями справились быстро и легко. Отвечают на вопросы: «Какие задания вызвали затруднения во время проверочной работы?», «С какими заданиями ты справился?» «Почему тебе удалось/не удалось выполнить все задания?». | Называют числа второго десятка, определяют предыдущее и следующее числа. Сравнивают числа второго десятка. Выполняют вычисления и по результатам составляют слово. Находят значения выражений. Решают простые и составные задачи. | Выполни задания в тетради «Проверочные работы» (ПР – с. 38, 39) |
Коррекция знаний и способов действий | Изучение устной нумерации чисел второго десятка начинается с формирования понятия о десятке – 10 единиц образуют десяток. Изучая письменную нумерацию, деть должны усвоить, что в записи, считая справа налево, на первом месте записывают единицы, на втором – десятки. Для этого используется таблица с двумя рядами карманов: верхний ряд для палочек, нижний – для разрезных цифр, сверху надписи «Десятки» и «Единицы». В работе над натуральной последовательностью чисел обращается внимание на общий принцип образования чисел с помощью присчитывания и отсчитывания по одному. Дециметр вводится как десяток сантиметров. Дети вырезают полоску бумаги в 10 см и пользуются ею для измерения длин предметов. Для понимания соотношения дм и см вводятся упражнения на черчение и измерение отрезков, длины которых выражаются в единицах двух наименований (1 дм 5 см и т.д.). Для успешного решения детьми составных задач предлагается решение простых задач, в которых число, полученное в ответе на вопрос первой задачи, является одним из данных во второй. Полезно предлагать упражнения творческого характера: преобразование простых задач в составные и обратно, упражнения на составление задач по рисунку или краткой записи, по данному решению задач, аналогичных решённой. Целесообразно использовать на уроках электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 1 класс: «Числа от 1 до 20. Нумерация»: «Образование, название, сравнение чисел». «Дециметр». «Сложение и вычитание вида 10+5, 10-5, 15-10». «Решение задач в два действия». |
III. Рефлексия педагогической деятельности |