СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Числа от 1 до 20. Нумерация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема (название и кол-во часов)

Числа от 1 до 20. Нумерация. – 12 часов

Цель изучения темы

  • научить образовывать числа второго десятка из десятка и нескольких единиц;
  • учить читать и записывать числа второго десятка;
  • учить выполнять случаи вычитания и сложения, основанные на знании нумерации: 10+2, 12-1,12+1, 12-2, 12-10;
  • познакомить с единицей длины – дециметром;
  • учить соотносить измерение длины в дециметрах и сантиметрах;
  • учить решать задачи в 2 действия.

Термины и понятия

«нумерация», «сумма разрядных слагаемых», «единица измерения длины – дециметр», «составная задача»

Просмотр содержимого документа
«Числа от 1 до 20. Нумерация»

УМК «Школа России»

«Математика»

1 класс II полугодие

Технологическая карта № 11

Тема (название и кол-во часов)

Числа от 1 до 20. Нумерация. – 12 часов

Цель изучения темы

  • научить образовывать числа второго десятка из десятка и нескольких единиц;

  • учить читать и записывать числа второго десятка;

  • учить выполнять случаи вычитания и сложения, основанные на знании нумерации: 10+2, 12-1,12+1, 12-2, 12-10;

  • познакомить с единицей длины – дециметром;

  • учить соотносить измерение длины в дециметрах и сантиметрах;

  • учить решать задачи в 2 действия.

Термины и понятия

«нумерация», «сумма разрядных слагаемых», «единица измерения длины – дециметр», «составная задача»

Информационно - образовательная среда

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

Межпредметные связи

  1. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник: 1 класс: В 2 ч. 2 ч. (стр.46-63)
  2. Моро М.И., Волкова С.И Математика: Рабочие тетради: 1 класс: В 2 ч. (стр.23-33)
  3. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Математика: Рабочие программы: 1-4 классы (стр.25)
  4. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика: Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений: 1 класс (стр. 80-86)
  1. Волкова С.И. Математика: Проверочные работы: 1 класс (стр.36-41)
  2. М.И.Моро Математика: Наглядное пособие. 1 класс. Таблицы: Единицы длины: дециметр.
  3. Т.Б.Бука Математика: Наглядное пособие. Числа от 1 до 20. Таблицы: Таблица разрядов. Десятки единиц. Числа от 11 до 20(Весёлый счёт).
  4. Наборы предметных картинок, печатные цифры и знаки +,˗, = (находятся в карманах кассы).

  5. Наборное полотно. Магнитная доска.

  6. Набор геометрических фигур различных видов и разного цвета.

  7. Счётные палочки.

  8. Абак.

Электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 1 класс: «Числа от 1 до 20. Нумерация»: «Образование, название, сравнение чисел». «Дециметр». «Сложение и вычитание вида 10+5, 10-5, 15-10». «Решение задач в два действия».

Окружающий мир (названия зимующих птиц, знание животных леса, уход за аквариумными рыбками).

Технология (названия предметов для труда: зубило, отвёртка, молоток, клещи, гаечный ключ). Литературное чтение (сказки, в которых встречается избушка на курьих ножках). Музыка (понятие «песня»).

  1. Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится:

  1. Образовывать числа второго десятка из десятка и нескольких единиц.

  2. Читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в записи.

  3. Выполнять вычисления вида 15+1, 16-1, 10+5, 14-4, 18-10, основываясь на знаниях нумерации.

  4. Пользоваться единицей измерения длины - дециметром.

  5. Измерять отрезки и выражать их длины в дециметрах.

  6. Заменять крупные единицы измерения длины мелкими (2 дм = 20 см) и наоборот (15 см = 1дм 5 см).

  7. Составлять план решения задачи в 2 действия.

  8. Решать задачи в 2 действия.

Ученик научится:

Познавательные УУД

  • сравнивать числа, опираясь на порядок следования чисел второго десятка при счёте;

  • моделировать и решать задачи в 2 действия;

  • классифицировать объекты, числа, геометрические фигуры по заданному признаку;

  • определять закономерность построения рядов, содержащих геометрические фигуры;

  • выполнять задания поискового характера, применяя знания в изменённых условиях.

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;

  • устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов, фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;

  • применять знания и способы действий в измененных условиях;

  • объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);

  • выделять из предложенного текста информацию по заданному условию.

Регулятивные УУД

  • понимать и принимать учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с ним;

  • объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи;

  • контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;

  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме.

Коммуникативные УУД

  • строить простые рассуждения, оформлять их в форме понятных простых логических высказываний;

  • задавать вопросы;

  • работать в паре при проведении математической игры «Заполни домик»;

  • учитывать разные мнения,

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.

Ученик получит возможность научиться:

  • применять математические знания и математическую терминологию (слагаемые, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность) при изложении своего мнения, составлении и чтении математических записей;

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться;

  • совместно со сверстниками ставить задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;

  • оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;

  • слушать партнёра по общению (деятельности);

  • аргументированно выражать свое мнение.

Ученик получит возможность формирования:

  1. Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе (принятие и осознание роли ученика).

  2. Положительного отношения к математике как предмету изучения.

  3. Учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач.

  4. Осознания себя частью (членом) классного коллектива.

  5. Понимания причин успеха/ неуспеха в овладении учебным материалом.

  6. Способности к самооценке учебной деятельности на основе критериев успешности.

  1. Этапы изучения темы

Название этапа, темы уроков

Содержание

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

Достижения учащихся

Диагностика достижений


Вводное занятие

Названия и последовательность чисел второго десятка.

Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц.

Работа с вопросами «Что узнаем?» «Чему научимся?»

Знакомство с темой раздела. Постановка учебной задачи.

1

Фронтальная работа

Рассматривают шмуцтитул, пересчитывают (У - с. 45).

Называют числа, располагают их в порядке возрастания, убывания. Работают с ключевыми вопросами рубрики «Что узнаем? Чему научимся?». (У - с. 45).

Обсуждают целевые установки изучения темы, прогнозируют содержание деятельности на уроках.

Узнают образование чисел второго десятка: учитель называет число 11 и объясняет значение слова один – на – дцать, знакомит с обозначением числа – один и ещё десять. Учитель просит учеников объяснить образование других чисел второго десятка, дети проговаривают: две – на – дцать – число 12 и далее (У – с.46).

Анализируют текст задачи, находят решение, записывают ответ (У – с.47).

Парная работа

Выполняют задания, предложенные на полях учебника «Цепочка». (У - с. 46).

Осуществляют взаимопроверку в парах (У - с. 46).

Находят значение выражений, обсуждают правильность найденных значений (У – с.47), (РТ – с. 23).

Индивидуальная работа

Присчитывают по одному до 20 (У - с. 46).

Записывают числа в порядке возрастания от 1 до 20. Располагают числа по убыванию (РТ – с. 23).

Сравнивают выражения, определяют, какая разность пропущена (У – с.47).

Практическая работа

Чертят отрезки обозначенной длины, сравнивают длины отрезков (У – с.47), (РТ – с. 23).

Называют числа второго десятка, располагают их в порядке возрастания, убывания располагают их в порядке возрастания, убывания.

Знают, как образуются числа второго десятка.

Чертят отрезки заданной длины.

Сравнивают длины отрезков.


  1. Запиши число 18. Слева от него запиши предыдущее. Справа – последующее.

  2. Запиши последовательность чисел от 13 до 17.

  3. Расположи числа 17, 12, 19, 14, 15, 11 в порядке убывания.

  4. Составь задачу, решением которой будет равенство: 9 – 4 =5.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Запись и чтение чисел второго десятка.

Дециметр. Соотношение дециметра и сантиметра.

Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации.

Подготовка к изучению таблицы сложения чисел в пределах 20.

Преобразование условия и вопроса задачи. Решение задач в 2 действия.

Работа с составом чисел второго десятка. Счёт до 20 в прямом и обратном порядке. Выполнение случаев сложения и вычитания, основанных на знаниях нумерации чисел второго десятка. Решение простых и составных задач. Знакомство с единицей измерения длины – дециметром. Определение соотношения между единицами измерения длины – дециметром и сантиметром.

8

Фронтальная работа

Называют и сравнивают числа от 11 до 20 (У – с.48, 49).

Объясняют, что обозначает каждая цифра чисел второго десятка. Прибавляют к числам второго десятка по одному и вычитают из числа по одному (У – с.50).

Представляют числа второго десятка в виде суммы разрядных слагаемых, устанавливают взаимосвязь между сложением и вычитанием (У – с.52), (РТ – с.26).

Находят значение выражений, осуществляют самопроверку по эталону, заданному учителем (У – с.50, 51, 52, 53, 60, 61, 62, 63), (РТ – с.26, 27, 28, 33).

Рассматривают рисунок, объясняют, сколько прибавили к числу или сколько вычли из числа (У – с.53).

Решают группы задач, устанавливают взаимосвязь между данными и выражением (У – с.50, 51, 52, 53, 61).

Знакомятся с составными задачами. Составляют план решения задачи в 2 действия и записывают решение (У – с.62 - 63).

Практическая работа

Измеряют полоску бумаги в 10 см.

Знакомятся единицей измерения длины – дециметром (У – с.51).

Чертят отрезки заданной длины, определяют длину отрезков в дециметрах и сантиметрах (У – с.51), (РТ – с.25).

Индивидуальная работа.

Из набора геометрических фигур выделяют лишнюю (У – с.49).

Классифицируют геометрические фигуры по видам (У – с.57).

Определяют количество треугольников и четырёхугольников в фигуре (У – с.51).

Чертят ломаные линии по образцу. Определяют сумму длин всех звеньев (У – с.60).

Чертят и раскрашивают фигуру в соответствии с образцом, осуществляют самоконтроль (У – с.62).

Раскрашивают предмет в соответствии с заданными выражениями и обозначенным цветом значением (РТ – с.30). Дополняют вопрос задачи и решают её (РТ – с. 26, 27, 29, 31).

Добавляют в математическое выражение слагаемое или вычитаемое по заданному результату (РТ – с. 29, 30, 32, 33).

Анализируют, гири какой массы необходимы для взвешивания предмета заданной массы (РТ – с. 28).

Определяют, сколько стаканов воды необходимо долить в каждую банку, если известна общая вместимость банки и сколько налито жидкости (У – с.53).

Работа в паре.

Выполняют вычисления в ходе игры «Набери 9 (10)» (У – с.52 – 53).

По цепочке находят промежуточное значение выражений. Осуществляют взаимопроверку (У – с. 63).

Определяют предыдущее и последующее числа второго десятка (РТ – с. 26).

Знают числа второго десятка. Раскладывают числа второго десятка на десятки и единицы.

Определяют, сколько прибавили к числу и сколько вычли из него.

Владеют навыками счёта в пределах 20.

Знают единицу измерения длины – дециметр.

Осуществляют перевод дециметров в сантиметры и наоборот.

Измеряют массу и вместимость предметов.

Решают простые и составные задачи.

Выполни задания в тетради «Проверочные работы» (ПР – с. 36, 37; с. 40, 41)

Комплексное применение знаний и способов действий

«Страничка для любознательных» - дополнительные задания творческого и поискового характера.


Работа с заданиями творческого и поискового характера: сравнение фигур по разным признакам, использование знаний в измененных условиях рубрики «Странички для любознательных»

1

Фронтальная работа

Анализируют задачу, определяют массу животных (У – с. 54).

Решают задачи в 1 действие (РТ – с. 32).

Практическая работа

Чертят в тетради фигуры, сравнивают их, дорисовывают их, чтобы фигуры отличались друг от друга цветом (У – с. 54).

Определяют виды геометрических фигур.

Из незамкнутых ломаных линий составляют многоугольник (РТ – с.32).

Индивидуальная работа.

Решают логическую задачу. Составляют математическое выражение (У – с. 55).

Находят массу предметов.

Чертят геометрические фигуры.

Решают логические задачи на расположение предметов в пространстве.

Составляют математические выражения.

  1. Начерти незамкнутую ломаную линию. Соедини начало первого звена и конец последнего. Какая фигура получилась?

  2. Подбери нужное число в примеры: 2+3+…=10; 10 – 6 – … =1

  3. Дополни условие задачи так, чтобы она решалась сложением. Реши её.

На клумбе цвело 10 роз, гладиолусов на 2….Сколько цвело гладиолусов?

Обобщение и систематизация знаний и способов действий

Работа с заданиями учебника из рубрики «Что узнали? Чему научились?»

2

Фронтальная работа.

Называют числа второго десятка, определяют предыдущее и следующее числа.

Сравнивают числа второго десятка (У – с. 56, 58).

Решают задачи, анализируют условие, объясняют решение (У – с. 56, 57, 58, 59).

Находят значение числовых выражений (У – с. 57, 58, 59).

Работа в паре.

Исправляют ошибки, записывают верные равенства (У – с. 57).

Определяют состав чисел 4, 5, 6, 7, 8, 9 (устно) (У – с. 57).

Определяют состав чисел второго десятка (У – с. 59).

Уменьшают, увеличивают числа на 1(У – с. 59).

Индивидуальная работа.

Вычисляют примеры, находят лишний пример (У – с. 56).

Записывают числа второго десятка в порядке возрастания и убывания (У – с. 58).

Решают задачу повышенной сложности (У – с. 59).

Фронтальная работа.

Сопоставляют полученные знания с целевыми установками изучения темы.

Отвечают на вопросы «Что узнали? Чему научились?»

Выясняют, с какими трудностями столкнулись во время работы, с какими заданиями справились быстро и легко. Отвечают на вопросы: «Какие задания вызвали затруднения во время проверочной работы?»,

«С какими заданиями ты справился?»

«Почему тебе удалось/не удалось выполнить все задания?».

Называют числа второго десятка, определяют предыдущее и следующее числа. Сравнивают числа второго десятка. Выполняют вычисления и по результатам составляют слово. Находят значения выражений. Решают простые и составные задачи.

Выполни задания в тетради «Проверочные работы» (ПР – с. 38, 39)

Коррекция знаний и способов действий

Изучение устной нумерации чисел второго десятка начинается с формирования понятия о десятке – 10 единиц образуют десяток. Изучая письменную нумерацию, деть должны усвоить, что в записи, считая справа налево, на первом месте записывают единицы, на втором – десятки. Для этого используется таблица с двумя рядами карманов: верхний ряд для палочек, нижний – для разрезных цифр, сверху надписи «Десятки» и «Единицы». В работе над натуральной последовательностью чисел обращается внимание на общий принцип образования чисел с помощью присчитывания и отсчитывания по одному. Дециметр вводится как десяток сантиметров. Дети вырезают полоску бумаги в 10 см и пользуются ею для измерения длин предметов. Для понимания соотношения дм и см вводятся упражнения на черчение и измерение отрезков, длины которых выражаются в единицах двух наименований (1 дм 5 см и т.д.). Для успешного решения детьми составных задач предлагается решение простых задач, в которых число, полученное в ответе на вопрос первой задачи, является одним из данных во второй. Полезно предлагать упражнения творческого характера: преобразование простых задач в составные и обратно, упражнения на составление задач по рисунку или краткой записи, по данному решению задач, аналогичных решённой. Целесообразно использовать на уроках электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 1 класс: «Числа от 1 до 20. Нумерация»: «Образование, название, сравнение чисел». «Дециметр». «Сложение и вычитание вида 10+5, 10-5, 15-10». «Решение задач в два действия».

III. Рефлексия педагогической деятельности






2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!