СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Числа с запятой: как получать, записывать и читать

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Числа с запятой: как получать, записывать и читать", 7 класс для обучающихся с нарушениями интеллекта 

Просмотр содержимого документа
«Числа с запятой: как получать, записывать и читать»

Конспект урока математики (ФГОС ОВЗ)

Класс: 7 (обучающиеся с нарушением интеллекта)

Тема: Числа с запятой: как получать, записывать и читать

Тип урока: Изучение нового материала

Цель работы сформировать у обучающихся представление о десятичных дробях, научить читать и записывать числа с запятой, применять знания в повседневной жизни.

Задачи:

  1. Образовательные:

  • Познакомить с десятичной формой записи дробей.

  • Обучить чтению чисел с запятой.

  • Формировать умение переводить простые дроби (1/10, 1/100) в десятичные.

  1. Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, внимание, память.

  • Формировать устную и письменную математическую речь.

  1. Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к математике через реальные жизненные примеры.

  • Развивать самостоятельность и уверенность в себе.

Методы: проблемный, репродуктивный.


Оборудование и материалы:

  1. Карточки с дробями и десятичными числами

  2. Линейки

  3. Учебные деньги (карточки с ценами)

  4. Наглядные картинки (яблоко, полоски делений)

  5. Смайлики для рефлексии

  6. Шаблон «Как читать число с запятой» (на доске или плакате)


ХОД УРОКА

1. Организационный момент (3 минуты)

Цель: Создать положительный эмоциональный настрой, активизировать внимание учащихся.

Ход:

Приветствие:

«Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас интересный урок, будем работать с числами, которые часто встречаются в жизни — с запятыми!»

Настрой:

Показываю карточки со смайликами: 😊 😐 😕
«Покажите, какое у вас настроение?» — дети показывают карточку.


2. Актуализация знаний (5 минут)

Цель: Подготовить детей к новому материалу через знакомые образы.

Ход:

Показ картинки целого яблока: Вопрос: «Сколько яблок?» → 1 → запись: 1

Показ половины яблока: Вопрос: «Сколько?» → половинка → объясняю: это ½ или 0,5

Сравнение: «Одна вторая — это часть. А можно сказать по-другому: 0,5»

Вывод: Сегодня мы узнаем, как ещё можно записывать части целого — через запятую!


3. Изучение нового материала (10 минут)

Цель: Ввести понятие десятичной дроби и научить её читать.

а) Наглядное объяснение

  • Берём полоску из 10 клеток. «Вот целое — 10 частей. Закрасим 3.»
    Вопрос: «Сколько закрасили?» → 3 из 10 → 3/10 → 0,3

  • «Запятая показывает, что число — не целое. Это часть!»

б) Пример с деньгами

  • 1 рубль = 100 копеек. Вопрос: «Сколько это 1 копейка в рублях?»
    Ответ: 0,01 рубля

  • Пример: 10 копеек = 0,10 руб. 25 копеек = 0,25 руб
    (Показываю карточки с монетами и ценами)

в) Чтение чисел

На доске или плакате шаблон: Число с запятой =
[целая часть] + «целых» + [дробная часть] + «десятых / сотых»

Примеры:

  • 0,1 — «ноль целых одна десятая»

  • 0,4 — «ноль целых четыре десятых»

  • 2,5 — «две целых пять десятых»

  • 3,25 — «три целых двадцать пять сотых»

Чтение хором всей группой.


Мини-физминутка:

Игра «Целое — часть»:

    1. Потопаем — целые числа: «1, 2, 3!»

    2. Похлопаем — дроби: «0,5! 0,2!» Комментарий: «Целое — это полностью, а дробь — это часть!»


4. Закрепление материала (15 минут)

Задание 1: «Переведи дробь» (индивидуальная карточка)

У каждого ученика карточка:

  • 4/10 → нужно записать: 0,4

  • 25/100 → записать: 0,25

Подсказка на доске:

  • 10 → одна цифра после запятой (0,_)

  • 100 → две цифры после запятой (0,__)

Задание 2: Ролевая игра «Магазин» (работа в парах)

На столе лежат карточки с товарами:

  • Хлеб — 25,50 руб

  • Молоко — 70,30 руб

  • Конфеты — 10,75 руб

Инструкция:

  1. Один — продавец, другой — покупатель.

  2. Продавец называет цену: «Двадцать пять рублей пятьдесят копеек».

  3. Покупатель даёт нужную сумму (из карточек-денег).

Усложнение: составить цену самим (например: 2,30 руб).

Задание 3: «Измерь и запиши» (индивидуально)

У каждого ученика — линейка и предмет (карандаш, ручка).
Измерить длину (например, 15,5 см) и записать результат.


5. Рефлексия (5 минут)

Метод «Светофор»:

Ученики выбирают карточку:

🟢 — «Я понял!»

🟡 — «Немного запутался»

🔴 — «Мне нужно ещё потренироваться»

Обсуждение с детьми:

  1. Как записать «пять десятых»? → 0,5

  2. Как читается 0,7? → «ноль целых семь десятых»


6. Домашнее задание (по уровню)

Найти 3 числа с запятой дома (например, цена на этикетке, рост, вес) и записать их в тетрадь.

Индивидуальные уровни:

1 уровень: Перевести дроби: 1/10 → 0,1 и 5/10 → 0,5

2 уровень: Перевести: 20/100 → 0,20 и 75/100 → 0,75