Тема урока: «Число 7, цифра 7».
Цели:Сформировать представление о числе 7, способность к его записи, изображению на числовом отрезке, сложению и вычитанию с числом 7;
использовать математические представления в количественном и пространственном отношении;
производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;
читать и записывать свойства сложения и вычитания с числом 7 на языке математики;
формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;
работать в соответствии с заданными алгоритмами;
вести поиск информации преобразовать её в удобные для изучения и применения формы.
учиться самостоятельно определять цели своей деятельности
учится самостоятельно оценивать свою работу
Оборудование урока: учебник «Математика» 1 классМ.И.Моро
компьютер, мультимедийный проектор, индивидуальные карточки.
План урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в
пробном действии.
3. Выявление причины затруднения.
4.Проектирование нового знания.
5.Реализация построенного проекта.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
7. Включение в систему знаний и повторение.
8. Рефлексия учебной деятельности.
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цели:
- организация актуализации требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
- организация деятельности учащихся по установке тематических рамок («могу»);
- создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.
Перечень УУД, формируемых у учащихся: Самоопределение, смыслообразование, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Добрый день! Начинаем урок математики.
-Дорогие друзья! Много времени прошло с нашей первой встречи 1 сентября. Вы, наверное, уже многому научились в школе. Я хочу узнать, какие качества вы в себе воспитали, чтобы хорошо учиться.
– Как мы можем определить эти важные качества? (Определить эти важные качества, мы можем, добывая новые знания, работая коллективно, в паре и самостоятельно, делая выводы, сравнения).
-Правильно, ребята, я предлагаю вам в ходе урока определить какие важные качества надо в себе воспитать, чтобы хорошо учиться.
-Чтобы настроиться на урок, нам надо составить из
разбросанных букв слово.

– Правильно, это – математика.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень тонкая наука,
Очень строгая наука,
Интересная наука –
Эта математика!
-А для чего нужно знать математику? (Ответы детей).
-Кто из вас хочет сегодня узнать что-то новое?
-Сегодня на уроке мы с вами не просто будем считать, и решать – мы будем добывать новые знания.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Цели:
-актуализации
изученных способов действий, достаточных для построения нового знания;
- фиксирован ие актуализированных способов действий в речи;
- обобщение актуализированных способов действий;
- актуализация мыслительных операций, достаточных для построения нового знания;
мотивирование к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»);
На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.
Перечень УУД, формируемых у учащихся
– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация,
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
– подведение под понятие;
– выполнение пробного учебного действия;
– фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;
– волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
– выражение своих мыслей;
– учет разных мнений,
– использование критериев для обоснования своего суждения

-Ребята, найдите самое маленькое число? (1).
-Назовите числа по порядку.
Сосчитайте до 10 и обратно;
- сосчитайте от 6 до 2;
- от 1 до 6;
- назовите последующее (за) число 3, 5; (4, 6).
- назовите предыдущее (перед) число 3 ,6; (2, 5)
Физминутка.
Один, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко - легко подышим…
– Ребята, давайте выполним задания.

Дети работают в тетрадях, записывают самостоятельно только ответы. Двое детей работают у доски.
– Ребята, мы с вами выполнили задание, что нужно теперь сделать? (Проверить).
Дети проговаривают, как решали. На слайде постепенно появляются ответы. Двое ребят у доски проверяют, с помощью учителя.
– Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено?
-Я предлагаю вам его оценить, посмотрев на правильный вариант. Ниже выполненного задания нарисуйте кружок, кто правильно, без ошибок выполнил задание. Если есть, кто выполнил с одной ошибкой, нарисуйте квадратик, ну а кто не справился с заданием - треугольник.
3.Выявление причины затруднения
Цели:
восстановление выполненных операций;
- фиксация места, где возникло затруднение;
- фиксация во внешней речи причины затруднения.
На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения.
Перечень УУД, формируемых у учащихся
–анализ, синтез, сравнение,
– подведение под понятие;
– постановка и формулирование
проблемы;
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
Математический диктант.
Дети показывают ответы на цифровых веерах, учитель – демонстрирует на экране.
-назовите число на 1 больше 3. (4)
- назовите число на 1 меньше 6. (5)
- какое число следует за числом 5? (6)
- какое число предшествует числу3? (2)
- какое число больше 5 или 6? (6)
- какое число меньше 2или 1? (1)
- какое число стоит между 2 и 4? (3)
4.Проектирование нового знания.
Цели:
- постановка учащимися цели проекта;
- уточнение и согласование темы урока;
- определение средства (алгоритм);
формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий.
Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских
методов.
Перечень УУД, формируемых у учащихся
- Самоопределение, смыслообразование;
–анализ, синтез, сравнение, обобщение,
аналогия;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
– поиск и выделение необходимой информации;
– выбор наиболее эффективных способов решения задач;
прогнозирование;
структурирование знаний;
–осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
–волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
– учет разных мнений;
– использование критериев для обоснования своего суждения

- Ребята, сколько букв в слове в этом слове? (7)
– Правильно,7.
Рассмотри рисунок. Сколько цветных карандашей понадобилось, чтобы его раскрасить? (7)
- Как вы это узнали, что это число 7? Докажите. (За числом 6 при счете идет следующее число 7)
- А что значит назвать следующее число? (Прибавить к числу 1 – значит назвать следующее за ним при счете число).

- Какое число следует за числом 6? (7)
-Ребята, кто готов назвать тему урока?
Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
(Ответы детей).
(Число 7 и цифра 7)
- Верно, ребята, сегодня наша тема прозвучит так:
«Число 7, цифра 7».
-Что мы не знаем по теме? (Не имеем представление о числе 7, не умеем записывать это число, не знаем его место на числовом отрезке, не умеем складывать и вычислять с числом 7)
-Какую цель мы перед собой поставим?
-Сформировать:
1. Представление о числе 7,
2.Способность к его записи,
3.Изображение на числовом отрезке,
4.Сложение и вычитание с числом 7.
- Сегодня мы поговорим о числе 7.Познакомимся с цифрой 7.
- Давайте найдем место для числа 7 в числовом ряду.
– Какое выражение составим? (6 + 1 = 7)- Значит, чтобы найти место числу 7 в числовом ряду, надо к 6 прибавить 1.
- Как можно получить число 7? (6 + 1=7)
Следовательно, за числом 6 идет число 7, значит, мы определили его место в числовом ряду.
- Видите, ребята, мы провели с вами исследовательскую деятельность.
- Мы исследовали число 7 и определили его место в числовом ряду.
5.Реализация построенного проекта.
Цели:
- реализация построенного проекта в соответствии с планом;
- фиксация нового способа действия в речи;
- фиксация нового способа действия в знаках (с помощью эталона);
-фиксация преодоления затруднения;
-уточнение общего характера нового знания.
На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации.
Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждается и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.
В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
Перечень УУД, формируемых у учащихся
Смыслообразование;
– анализ, синтез, сравнение, обобщение,
аналогия, классификация;
– волевая саморегуляция;
–познавательная инициатива;
– выдвижение гипотез и их обоснование;
– поиск необходимой информации;
– моделирование и преобразование
моделей разных типов (предметы,
схемы);
– установление причинно-следственных связей;
самостоятельное создание спосо-
бов решения проблем творческого и
поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации;
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
– построение логической цепи рассуждений, доказательство;
– нравственно-этическое оценивание
усваиваемого содержания;
– осознание ответственности за общее дело;
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
– адекватное использование речевых
средств для решения коммуникацион-
ных задач;
формулирование и аргументация
своего мнения и позиции коммуникации;
– учет разных мнений, координирова-
ние разных позиций;
– использование критериев для обоснования своего суждения.
– достижение договоренностей и согласование общего решения.
- Ребята, а кто знает, как пишется цифра 7?
-Кто из вас раньше видел цифру 7? Где? (номер дома, монета, страница учебника, на линейке).
– Давайте научимся писать эту цифру.
- Я предлагаю вам всем вместе прописать цифру ( в воздухе), глядя на монитор. А потом самому смелому объяснить на доске и прописать в тетрадях.

– Давайте научим колобка писать эту цифру. Я предлагаю вам всем вместе прописать цифру ( в воздухе), глядя на монитор. А потом самому смелому объяснить на доске и прописать в тетрадях.
Дети показывают и объясняют, как пишется цифра 7, а потом работают в тетрадях. Сравнивают свои написанные цифры с образцом и отмечают самые правильные.
– Если вы правильно написали все цифры, то нарисуйте кружок.

-Ребята, а вы хотите узнать новые знания о числе 7?.
Учитель сообщает интересные сведения о числе 7.
-Особенно большим почетом в древности было окружено число 7. когда-то 7 было самым большим числом, больше него чисел не было. Поэтому число 7 обозначало слово «всё». 7 стало магическим числом. Это связано и с тем, что человек воспринимает окружающий мир через 7 «отверстий» в голове. Давайте посчитаем? (2 глаза, 2 уха, 2 ноздри и 1 рот). Число 7 считалось волшебным. Оно использовалось в сказках и мифах древнего мира. Например, семь чудес свет, семь подвигов Геракла….

- А в каких сказках встречается число семь?(Волк и семеро козлят)
-Мы часто встречаем число 7 и в поговорках и пословицах. На партах карточки. Прочитайте выражения. Как вы их понимаете? (работа в парах)
1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
2. Семь бед – один ответ.
3. За семью печатями.
4. Семеро одного не ждут.
5. Седьмая вода на киселе
Работа с числовым отрезком (учебник стр.50 на полях).
- Какое число пропущено?
- За каким числом следует при счёте число 7? (6)
-Как получить из 6 число 7? (6+1)
-На сколько, 7 больше 6? (1)
-На сколько, 6 меньше 7? (1)
- Как числовое выражение 5+2=7 можно заменить суммой трех слагаемых? Докажите. (5+1+1=7. Так как к 5 прибавить 1 –значит назвать следующее за ним число. А это число 6. К 6 прибавить 1 – значит назвать следующее за ним число. А это число 7, следовательно, 5+1+1=7)
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Цели:
самостоятельное выполнение задания на новый способ действия;
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы:
учащиеся самостоятельно выполняют
задания нового типа, осуществляют их
взаимопроверку, сравнивая с эталоном, выявляют
возможные ошибки. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации
построенного проекта учебных действий.
Перечень УУД, формируемых у учащихся
–анализ, синтез, сравнение, обобщение,
аналогия, классификация;
– подведение под понятие;
– выполнение действий по алгоритму;
доказательство;
– контроль;
– коррекция;
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
– использование критериев для обоснования своего суждения.
- А сейчас выполните самостоятельную работу аналогично предыдущему заданию
- Как можно получить 7 при помощи сложения двух чисел? (Записать все возможные случаи).
- Теперь обменяйтесь с другом по парте тетрадями и сделайте взаимопроверку. Оцените работу друга: если все верно выполнено, то нарисуйте кружок, если есть одна ошибка – нарисуйте квадратик, если две ошибки – треугольник.
- Физкультминутка.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Семь! За дело все опять.
- А сейчас, работать будете в парах по карточкам, можно совещаться и ставить знаки. (Несколько пар работают у доски).
5 + 2 * 2 + 5 3 – 0 * 3 + 0
7 – 7 * 1 + 0 0 + 7 * 7 - 0
Коллективная проверка с выявлением ошибок.
– Ребята, предлагаю, самостоятельно выполнить задание в учебнике на стр.50. (Дети работают индивидуально. После проходит самопроверка, и оценивают себя, рисуя кружок, квадрат и треугольник).
7.Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
- повторение учебного содержания, необходимого для содержательной непрерывности.
Организуя этот этап, учитель подбирает
задания, в которых тренируется использование изученного материала,
имеющую методическую ценность для введения в последующих новых способов действий. Таким образом, происходит автоматизация умственных
действий по изученным нормам, ведется подготовка к введению в будущем новых норм.
УУД, формируемых у учащихся
– нравственно-этическое оценивание
усваиваемого содержания;
– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия,
самостоятельное создание алгоритмов деятельности;
– выполнение действий по алгоритму;
– построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
формулирование и аргументация
своего мнения в коммуникации;
– использование критериев для обоснования своего суждения.
– адекватное использование речевых средств для решения задач;
- Теперь сможем не только считать до 7, но записывать числа до 7.

-Отгадав загадку, вы убедитесь, как при помощи чисел можно сделать много открытий.
В этой книге шесть листов простых, а …. - золотой.
- Какое слово пропущено? (Седьмой)
- О какой книге идёт речь? (это календарь)
- О каких шести простых листах говорилось в загадке?
- Назовите дни недели по порядку.
- Каким по счёту днём недели является воскресенье?
- Какую закономерность вы увидели в числовом ряду?
7 77 777…. (Сначала одна цифра 7,потом две, три, писать будем четыре цифры 7)
77 76 75 …
- А во второй строчке, какая закономерность? (Первая цифра не меняется, а вторая уменьшается на один. Писать дальше будем 74 73 72…)
- Что можно сказать о числе 7 по сравнению с ранее изученными числами? (Оно больше всех изученных чисел.)
8.Рефлексия учебной деятельности.
Цель:
-фиксация нового содержания, изученного на уроке;
- оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;
В завершении, соотносятся цель учебной
деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
УУД, формируемых у учащихся
-оценка процесса ирезультатов деятельности;
– самооценка на основе критерияуспешности;
– адекватное понимание причинуспеха / неуспеха в учебной деятельности;
формулирование и аргументациясвоего мнения, учет разных мнений;
– использование критериев для обоснования своего суждения;
– планирование учебного сотрудничества;
– следование в поведении моральнымнормам и нравственным требованиям.
- Как вы, думаете, достигли, поставленные цели урока? (Ответы детей).
- Каких результатов вы добились? (Ответы детей).
- Что было самым интересным? (Ответы детей).
- Где было трудно? (Ответы детей).
- Что для вас было новым? (Ответы детей).
- Где сможете применить новые знания? (Ответы детей).
- Какие качества помогали вам быть успешными на уроке?
Дети ещё раз обращаются к перечисленным качествам, необходимым для успешной учёбы: внимательность, наблюдательность, смекалка, находчивость, аккуратность, самостоятельность, взаимовыручка, доброжелательность и др.
-Всем спасибо за активное участие на уроке.