СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока математики в 1 классе по теме "Число 7, цифра 7"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока математики в 1 классе по УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока математики в 1 классе по теме "Число 7, цифра 7"»

Тема урока: «Число 7, цифра 7».

Цели:Сформировать представление о числе 7, способность к его записи, изображению на числовом отрезке, сложению и вычитанию с числом 7;

использовать математические представления в количественном и пространственном отношении;

производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;

читать и записывать свойства сложения и вычитания с числом 7 на языке математики;

формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;

работать в соответствии с заданными алгоритмами;

вести поиск информации преобразовать её в удобные для изучения и применения формы.

учиться самостоятельно определять цели своей деятельности

учится самостоятельно оценивать свою работу

Оборудование урока: учебник «Математика» 1 классМ.И.Моро

компьютер, мультимедийный проектор, индивидуальные карточки.

План урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в

пробном действии.

3. Выявление причины затруднения.

4.Проектирование нового знания.

5.Реализация построенного проекта.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

7. Включение в систему знаний и повторение.

8. Рефлексия учебной деятельности.

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цели:

- организация актуализации требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

- организация деятельности учащихся по установке тематических рамок («могу»);

- создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

Перечень УУД, формируемых у учащихся: Самоопределение, смыслообразование, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Добрый день! Начинаем урок математики.

-Дорогие друзья! Много времени прошло с нашей первой встречи 1 сентября. Вы, наверное, уже многому научились в школе. Я хочу узнать, какие качества вы в себе воспитали, чтобы хорошо учиться.

– Как мы можем определить эти важные качества? (Определить эти важные качества, мы можем, добывая новые знания, работая коллективно, в паре и самостоятельно, делая выводы, сравнения).

-Правильно, ребята, я предлагаю вам в ходе урока определить какие важные качества надо в себе воспитать, чтобы хорошо учиться.

-Чтобы настроиться на урок, нам надо составить из

разбросанных букв слово.


– Правильно, это – математика.

Математику, друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень тонкая наука,

Очень строгая наука,

Интересная наука –

Эта математика!

-А для чего нужно знать математику? (Ответы детей).

-Кто из вас хочет сегодня узнать что-то новое?

-Сегодня на уроке мы с вами не просто будем считать, и решать – мы будем добывать новые знания.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Цели:

-актуализации

изученных способов действий, достаточных для построения нового знания;

- фиксирован ие актуализированных способов действий в речи;

- обобщение актуализированных способов действий;

- актуализация мыслительных операций, достаточных для построения нового знания;

мотивирование к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»);

На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.

Перечень УУД, формируемых у учащихся

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация,

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

– подведение под понятие;

– выполнение пробного учебного действия;

– фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

– выражение своих мыслей;

– учет разных мнений,

– использование критериев для обоснования своего суждения



-Ребята, найдите самое маленькое число? (1).

-Назовите числа по порядку.

Сосчитайте до 10 и обратно;

- сосчитайте от 6 до 2;

- от 1 до 6;

- назовите последующее (за) число 3, 5; (4, 6).

- назовите предыдущее (перед) число 3 ,6; (2, 5)

Физминутка.

Один, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко - легко подышим…

– Ребята, давайте выполним задания.

Дети работают в тетрадях, записывают самостоятельно только ответы. Двое детей работают у доски.

– Ребята, мы с вами выполнили задание, что нужно теперь сделать? (Проверить).

Дети проговаривают, как решали. На слайде постепенно появляются ответы. Двое ребят у доски проверяют, с помощью учителя.

– Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено?

-Я предлагаю вам его оценить, посмотрев на правильный вариант. Ниже выполненного задания нарисуйте кружок, кто правильно, без ошибок выполнил задание. Если есть, кто выполнил с одной ошибкой, нарисуйте квадратик, ну а кто не справился с заданием - треугольник.

3.Выявление причины затруднения

Цели:

восстановление выполненных операций;

- фиксация места, где возникло затруднение;

- фиксация во внешней речи причины затруднения.

На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения.

Перечень УУД, формируемых у учащихся

–анализ, синтез, сравнение,

– подведение под понятие;

– постановка и формулирование

проблемы;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Математический диктант.

Дети показывают ответы на цифровых веерах, учитель – демонстрирует на экране.

-назовите число на 1 больше 3. (4)

- назовите число на 1 меньше 6. (5)

- какое число следует за числом 5? (6)

- какое число предшествует числу3? (2)

- какое число больше 5 или 6? (6)

- какое число меньше 2или 1? (1)

- какое число стоит между 2 и 4? (3)

4.Проектирование нового знания.

Цели:

- постановка учащимися цели проекта;

- уточнение и согласование темы урока;

- определение средства (алгоритм);

формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий.

Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских

методов.

Перечень УУД, формируемых у учащихся

- Самоопределение, смыслообразование;

–анализ, синтез, сравнение, обобщение,

аналогия;

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

– поиск и выделение необходимой информации;

– выбор наиболее эффективных способов решения задач;

прогнозирование;

структурирование знаний;

–осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

–волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

– учет разных мнений;

– использование критериев для обоснования своего суждения




- Ребята, сколько букв в слове в этом слове? (7)

– Правильно,7.

Рассмотри рисунок. Сколько цветных карандашей понадобилось, чтобы его раскрасить? (7)

- Как вы это узнали, что это число 7? Докажите. (За числом 6 при счете идет следующее число 7)

- А что значит назвать следующее число? (Прибавить к числу 1 – значит назвать следующее за ним при счете число).

- Какое число следует за числом 6? (7)

-Ребята, кто готов назвать тему урока?

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

(Ответы детей).

(Число 7 и цифра 7)

- Верно, ребята, сегодня наша тема прозвучит так:

«Число 7, цифра 7».

-Что мы не знаем по теме? (Не имеем представление о числе 7, не умеем записывать это число, не знаем его место на числовом отрезке, не умеем складывать и вычислять с числом 7)

-Какую цель мы перед собой поставим?

-Сформировать:

1. Представление о числе 7,

2.Способность к его записи,

3.Изображение на числовом отрезке,

4.Сложение и вычитание с числом 7.

- Сегодня мы поговорим о числе 7.Познакомимся с цифрой 7.

- Давайте найдем место для числа 7 в числовом ряду.

– Какое выражение составим? (6 + 1 = 7)- Значит, чтобы найти место числу 7 в числовом ряду, надо к 6 прибавить 1.

- Как можно получить число 7? (6 + 1=7)

Следовательно, за числом 6 идет число 7, значит, мы определили его место в числовом ряду.

- Видите, ребята, мы провели с вами исследовательскую деятельность.

- Мы исследовали число 7 и определили его место в числовом ряду.

5.Реализация построенного проекта.

Цели:

- реализация построенного проекта в соответствии с планом;

- фиксация нового способа действия в речи;

- фиксация нового способа действия в знаках (с помощью эталона);

-фиксация преодоления затруднения;

-уточнение общего характера нового знания.

На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации.

Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждается и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

Перечень УУД, формируемых у учащихся

Смыслообразование;

– анализ, синтез, сравнение, обобщение,

аналогия, классификация;

– волевая саморегуляция;

–познавательная инициатива;

– выдвижение гипотез и их обоснование;

– поиск необходимой информации;

– моделирование и преобразование

моделей разных типов (предметы,

схемы);

– установление причинно-следственных связей;

самостоятельное создание спосо-

бов решения проблем творческого и

поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

– построение логической цепи рассуждений, доказательство;

– нравственно-этическое оценивание

усваиваемого содержания;

– осознание ответственности за общее дело;

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

– адекватное использование речевых

средств для решения коммуникацион-

ных задач;

формулирование и аргументация

своего мнения и позиции коммуникации;

– учет разных мнений, координирова-

ние разных позиций;

– использование критериев для обоснования своего суждения.

– достижение договоренностей и согласование общего решения.


- Ребята, а кто знает, как пишется цифра 7?

-Кто из вас раньше видел цифру 7? Где? (номер дома, монета, страница учебника, на линейке).

– Давайте научимся писать эту цифру.

- Я предлагаю вам всем вместе прописать цифру ( в воздухе), глядя на монитор. А потом самому смелому объяснить на доске и прописать в тетрадях.

– Давайте научим колобка писать эту цифру. Я предлагаю вам всем вместе прописать цифру ( в воздухе), глядя на монитор. А потом самому смелому объяснить на доске и прописать в тетрадях.

Дети показывают и объясняют, как пишется цифра 7, а потом работают в тетрадях. Сравнивают свои написанные цифры с образцом и отмечают самые правильные.

– Если вы правильно написали все цифры, то нарисуйте кружок.

-Ребята, а вы хотите узнать новые знания о числе 7?.

Учитель сообщает интересные сведения о числе 7.

-Особенно большим почетом в древности было окружено число 7. когда-то 7 было самым большим числом, больше него чисел не было. Поэтому число 7 обозначало слово «всё». 7 стало магическим числом. Это связано и с тем, что человек воспринимает окружающий мир через 7 «отверстий» в голове. Давайте посчитаем? (2 глаза, 2 уха, 2 ноздри и 1 рот). Число 7 считалось волшебным. Оно использовалось в сказках и мифах древнего мира. Например, семь чудес свет, семь подвигов Геракла….

- А в каких сказках встречается число семь?(Волк и семеро козлят)

-Мы часто встречаем число 7 и в поговорках и пословицах. На партах карточки. Прочитайте выражения. Как вы их понимаете? (работа в парах)

1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

2. Семь бед – один ответ.

3. За семью печатями.

4. Семеро одного не ждут.

5. Седьмая вода на киселе

Работа с числовым отрезком (учебник стр.50 на полях).

- Какое число пропущено?

- За каким числом следует при счёте число 7? (6)

-Как получить из 6 число 7? (6+1)

-На сколько, 7 больше 6? (1)

-На сколько, 6 меньше 7? (1)

- Как числовое выражение 5+2=7 можно заменить суммой трех слагаемых? Докажите. (5+1+1=7. Так как к 5 прибавить 1 –значит назвать следующее за ним число. А это число 6. К 6 прибавить 1 – значит назвать следующее за ним число. А это число 7, следовательно, 5+1+1=7)

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Цели:

самостоятельное выполнение задания на новый способ действия;

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы:

учащиеся самостоятельно выполняют

задания нового типа, осуществляют их

взаимопроверку, сравнивая с эталоном, выявляют

возможные ошибки. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации

построенного проекта учебных действий.

Перечень УУД, формируемых у учащихся


–анализ, синтез, сравнение, обобщение,

аналогия, классификация;

– подведение под понятие;

– выполнение действий по алгоритму;

доказательство;

– контроль;

– коррекция;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

– использование критериев для обоснования своего суждения.

- А сейчас выполните самостоятельную работу аналогично предыдущему заданию

- Как можно получить 7 при помощи сложения двух чисел? (Записать все возможные случаи).

- Теперь обменяйтесь с другом по парте тетрадями и сделайте взаимопроверку. Оцените работу друга: если все верно выполнено, то нарисуйте кружок, если есть одна ошибка – нарисуйте квадратик, если две ошибки – треугольник.

- Физкультминутка.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Семь! За дело все опять.

- А сейчас, работать будете в парах по карточкам, можно совещаться и ставить знаки. (Несколько пар работают у доски).


5 + 2 * 2 + 5 3 – 0 * 3 + 0

7 – 7 * 1 + 0 0 + 7 * 7 - 0

Коллективная проверка с выявлением ошибок.

– Ребята, предлагаю, самостоятельно выполнить задание в учебнике на стр.50. (Дети работают индивидуально. После проходит самопроверка, и оценивают себя, рисуя кружок, квадрат и треугольник).

7.Включение в систему знаний и повторение.

Цель:


- повторение учебного содержания, необходимого для содержательной непрерывности.

Организуя этот этап, учитель подбирает

задания, в которых тренируется использование изученного материала,

имеющую методическую ценность для введения в последующих новых способов действий. Таким образом, происходит автоматизация умственных

действий по изученным нормам, ведется подготовка к введению в будущем новых норм.

УУД, формируемых у учащихся

– нравственно-этическое оценивание

усваиваемого содержания;

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия,

самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

– выполнение действий по алгоритму;

– построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

формулирование и аргументация

своего мнения в коммуникации;

– использование критериев для обоснования своего суждения.

– адекватное использование речевых средств для решения задач;


- Теперь сможем не только считать до 7, но записывать числа до 7.

-Отгадав загадку, вы убедитесь, как при помощи чисел можно сделать много открытий.



В этой книге шесть листов простых, а …. - золотой.

- Какое слово пропущено? (Седьмой)

- О какой книге идёт речь? (это календарь)

- О каких шести простых листах говорилось в загадке?

- Назовите дни недели по порядку.

- Каким по счёту днём недели является воскресенье?

- Какую закономерность вы увидели в числовом ряду?

7 77 777…. (Сначала одна цифра 7,потом две, три, писать будем четыре цифры 7)

77 76 75 …

- А во второй строчке, какая закономерность? (Первая цифра не меняется, а вторая уменьшается на один. Писать дальше будем 74 73 72…)

- Что можно сказать о числе 7 по сравнению с ранее изученными числами? (Оно больше всех изученных чисел.)

8.Рефлексия учебной деятельности.

Цель:

-фиксация нового содержания, изученного на уроке;

- оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

В завершении, соотносятся цель учебной

деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

УУД, формируемых у учащихся

-оценка процесса ирезультатов деятельности;

– самооценка на основе критерияуспешности;

– адекватное понимание причинуспеха / неуспеха в учебной деятельности;

формулирование и аргументациясвоего мнения, учет разных мнений;

– использование критериев для обоснования своего суждения;

– планирование учебного сотрудничества;

– следование в поведении моральнымнормам и нравственным требованиям.

- Как вы, думаете, достигли, поставленные цели урока? (Ответы детей).

- Каких результатов вы добились? (Ответы детей).

- Что было самым интересным? (Ответы детей).

- Где было трудно? (Ответы детей).

- Что для вас было новым? (Ответы детей).

- Где сможете применить новые знания? (Ответы детей).

- Какие качества помогали вам быть успешными на уроке?

Дети ещё раз обращаются к перечисленным качествам, необходимым для успешной учёбы: внимательность, наблюдательность, смекалка, находчивость, аккуратность, самостоятельность, взаимовыручка, доброжелательность и др.

-Всем спасибо за активное участие на уроке.