Цель урока | Знать: о числе 8, способности к его записи название и последовательность чисел при счете, состав числа 8, способы получения числа 8, название компонентов сложения и вычитания Уметь: вычислять в пределах 8 соотносить цифру и количество предметов, писать цифру 8, отличать цифру 8 от других цифр, записывать состав числа 8, решать примеры в пределах 8, в процессе учебной деятельности контактировать с товарищами и вести диалоги понимать и выполнять учебные требования, предъявляемые со стороны учителя Развивать: умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать. Воспитывать: ценностное отношение к урокам математики. |
Оборудование | Учебник. Математика «Учусь учиться». 1кл. Часть 2. Л.Г.Петерсон Методическое пособие Т.Ю.Максимовой «Методические рекомендации к учебнику». Ноутбук Проектор Презентация «Число и цифра 8». |
Этапы урока | УУД | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Целеполагание и мотивация | Личностные УУД (Осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку) Регулятивные УУД (Самоорганизация и организация своего рабочего места) Коммуникативные УУД | Настроить детей на работу. - Ребята, какое должно быть настроение, чтобы урок получился удачным? - Я желаю вам сохранить хорошее настроение в течение всего урока. | Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. Хорошим, позитивным. |
Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения | Регулятивные (Учатся работать по предложенному учителем плану) Познавательные (Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций) | Постановка проблемы. Открытие нового: - Отгадай скорей, дружок, кто пришел к нам на урок? 7 красавиц расписных, все в платочках кружевных. Все в передниках цветастых. 7 румяных, 7 глазастых! Как зовутся те подружки - деревянные игрушки? (У доски матрешки, на передниках цифры в произвольном порядке) - Кто догадался какое задание придумали для нас матрешки? Расставить матрешек по порядку номеров. Записывают 1 2 3 4 5 6 7 (считают) - Запишите в тетрадь получившийся ряд чисел. - Посчитайте хором от 1 до 7 и обратно. - Назовите порядковый номер каждой матрешки. - Назовите число, которое больше 2 на 1 - Назовите число, которое стоит между числами 4 и 6. - Назовите число, которое на 1 больше 6. Решите примеры, которые предлагают матрешки, используя числовые отрезки. Решение с комментированием у доски. (Следить, чтобы правильно называли компоненты сложения и вычитания) 4-3= 5-0= 2+2= 4+2= 5+3= 7+1= 8-2= -Что случилось? В чём проблема? | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. (Не можем решить примеры с помощью числового отрезка). |
Выявление места и причины затруднения | Коммуникативные, личностные, познавательные (Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний) логические | Почему мы не можем отметить это число на числовом отрезке? Теперь попробуем определить тему урока. Какова цель нашего урока? | (Не хватает числового отрезка, не умеем писать цифру 8). Число и цифра 8. (договориться, как будем обозначать число 8 изучить, из каких частей оно состоит). |
Построение проекта выхода из затруднения | Познавательные логические, личностные | - Давайте определим место числа 8 на числовом отрезке. Что для этого надо сделать? Чистописание. Как пишется цифра 8? -Давайте рассмотрим образец и научимся красиво писать цифру 8 - - На что похожа цифра 8? Цифра 8 так вкусна- Из двух бубликов она. Г. Виеру К этой цифре ты привык: Эта цифра снеговик, Лишь зима сменяет осень, Дети лепят цифру 8. Только к цифре этой ты, дружок, Третий не лепи кружок В. Бакалдин . Из скольких элементов состоит эта цифра? Правильно! У восьмерки два кольца Без начала и конца. С. Маршак -Чем отличаются овалы друг от друга? -Откуда начинается письмо данной цифры? Написание цифры 8. Давайте посмотрим, как люди договорились записывать знак, обозначающий число 8. -Проведите пальчиком по цифре по направлению стрелок. -на спине -Учитель комментирует запись. Начинаем писать с верхнего овала. Начинаем писать, как 2. Чуть правее середины клетки. Идем вверх, закругляем, касаемся верхней стороны клетки, ведем в право, касаемся правой стороны клетки, идем с права налево, закругляем, касаемся нижней стороны клетки, закругляем идем к начальной точке. -Что еще нужно вспомнить до начала письма? -Где в окружающем мире можно увидеть цифру 8? -Расскажите все что вы уже знаете о числе 8. | Надо числовой отрезок продлить на один единичный отрезок. Написать цифру 8 На снеговика, на очки, на два бублика, крендель Номер квартиры, автобуса, дома, на часах, на линейке. Число 8 стоит за числом 7, между числами 7 и 9. |
Физкультминутка | | На болоте две подружки, две зеленые лягушки Утром рано умывались, полотенцем растирались, Ножками топали, ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет, всем друзьям физкульт-привет! | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Познавательные логические, личностные | Первичное закрепление. Работа по учебнику. (стр.12) Посчитайте матрёшек. Сколько их? Вот, поставленные в ряд, Сестры-куколки стоят. — Сколько вас? — у них мы спросим, И ответят куклы: — ВОСЕМЬ Какой цифрой обозначается число 8? Покажи это число в числовом ряду? Где стоит 8? Назовите число слева от 8, справа от 8, соседей числа 8. предлагают выполнить №2 , стр. 12 -Кто сможет сказать, какое задание нужно выполнить в данном номере? -Сколько белых треугольников в 1 мешке? -Сколько синих треугольников во втором мешке? -Что нужно сделать для того, чтобы сравнить? (Дети находят пару) -Что можете сказать о количестве белых треугольников? -На сколько больше? -Поставьте соответствующий знак и прочитайте еще раз получившееся неравенство. (Хором) Второе неравенство комментируют ученики. Третье неравенство выполняется самостоятельно, один ученик выполняет у доски. Проверка: №3 с.13 Что изображено на рисунке? Чему равно целое? Чему равны части? (Выражения к первому отрезку составляются коллективно с комментирование у доски: в первый пустой квадрат впишем 8, потому что 7+1=8. Потом поменяем слагаемые местами и получим выражение 1+7=8. В третью строчку впишем число , потому что 8-7=1, в четвертой строчке запишем выражение 8-1=7. Выражения ко втрому рисунку учащиеся составляют самостоятельно, комментируя свои действия с места) | Восемь Три Найти пару Их больше На 5 83 Отрезки, разделенные на части. 8 Одна часть равна 7, другая-1 |
Физкультминутка | | «Встали прямо, потянулись Дышим ровно, глубоко Раз – присели, два – нагнулись Три – подпрыгнули легко» | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Познавательные (Умение следовать образцу и правилу) логические, личностные. Регулятивные (Проявление самостоятельности и инициативы в разных видах деятельности) | (№4 стр.13) Проведите самопроверку. Если задание выполнено правильно поставьте +, если нашли ошибку - Как вы рассуждали? Что вы повторили выполняя это задание? | На первой костяшке нужно нарисовать 5 кругов, потому то 8-это 3 и 5. В окошко под второй костяшкой нужно вписать цифру 8, потому что 8-это 4 и 4. На третьей костяшке нужно нарисовать два круга, потому что 8-это 6 и 2. В окошко под четвертой костяшкой нужно вписать цифру 8, потому что 8-это 5 и 3. Состав числа 8 |
Включение в систему знаний и повторений | Познавательные логические, личностные, Коммуникативные (Формирование способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в учебной деятельности) | (№5, стр.13) А теперь проверим, кто из вас самый внимательный и смекалистый. Что нужно сделать? Какая это фигура? Объясните как вы рассуждали. | Выбрать из пронумерованных фигур ту, которую нужно поставить вместо знака вопроса. Зеленный прямоугольник есть в каждой строчке. Желтый круг-тоже, не хватает красного треугольника, значит, это фигура 1 или 3. Посчитаем ножки у фигур. В каждой строчке, кроме последней, у фигур 2,3 и 4 ножки. В последней строчке нет фигуры с 4 ножками. Значит нужная нам фигура это фигура под номером 1. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Регулятивные (Оценивание разного вида деятельности на уроке) Личностные (Формирование умение адекватно оценивать свою деятельность) | Оцените свои достижения на уроке. --Чему вы учились на этом уроке? -Какую самооценку своему труду на уроке вы себе дадите? -С каким настроением вы заканчиваете этот урок? Покажите на ваших листках- -Вы все сегодня хорошо поработали, скажем друг другу - СПАСИБО. | |