СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Члены предложения. 5-11классы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал накоплен годами - необходим на каждом уроке 

Просмотр содержимого документа
«Члены предложения. 5-11классы»

Дорогие коллеги, делюсь своим богатством…

Материал «Члены предложения» позволит исправить все недочёты учеников, ленившихся все годы и вдруг пожелавших к 9-му или даже к 11-му изучить родной язык


Способы выражения подлежащего

Сущ-ное

Книга – источник знаний. Белое море находится на севере страны.

Прил-ное

Сытый голодного не разумеет

Местоим.

Я грамотей и стихотворец. Каждый отправился в комнату, ему назначенную. Всё, что забылось, встаёт наяву.

Числит.

Семеро одного не ждут. Девять делится на три.

Инфинитив

Готовиться к экзамену не так-то просто. Охранять природу- значит охранять Родину.

Причастие

Побеждают только верящие.

Наречие

Наконец пришло и послезавтра.

Служебные части речи

«Из» - это предлог. «Не, Ни» - это частицы. «И» - союз.

Междометие

В воздухе прокатилось «ура».

Фразеологизм

В поле вышли от мала до велика. Муки Тантала были ему не под силу. Злые языки - страшнее пистолета.

Синтаксически цельное словосочетание:

Отец с сыном шли впереди. Кое-кто из студентов не был на лекции. Мы с ним сидели за одной партой. Любой из нас мог решить эту задачу. У костра сидели три мальчика. Несколько человек стояли около класса. Как мало нас от битвы уцелело! Большинство учащихся справились с тестами успешно. Никто даже из самых близких людей не видел его. И ни один из нас не замёрз.


Сказуемое может быть выражено

Глаголом в любой форме

Дети пришли, инженеры разработают, граждане бастуют

Несогласованным глагольным сказуемым

И новые друзья ну обниматься, ну целоваться

Двумя глаголами – один из которых инфинитив

Мальчик захотел учиться, он должен был учиться

Существительным (или в составе именного сказуемого, при наличии тире

Каждый учитель – человек, коллега стал доцентом. Дело есть дело. Солдат всегда солдат.


Неделимым словосочетанием.

Афанасий Иванович был высокого роста. Маша была без чувств Эта комната как раз для ребёнка. Одно письмо было от матери. Кто против этого предложения? Трава по пояс. Вся в инее шапка большая, усы, борода в серебре. Варя была с заплаканными глазами.

Фразеологизмом – если есть спрягаемая глагольная форма

Нас долго водили за нос, она стреляла глазами по сторонам. Он у нас мастер на все руки. Мы должны довести дело до конца. Никакие снега, туманы и дожди не в силах сдержать весну. У меня волосы дыбом встали от страха. (фразеологизм поглотил подлежащее!!!)

Числительным (только числительным) – при наличии тире в предложении

Дважды два – четыре

Кратким прилагател; прил в срав. ст.; прил в превосходной степени или причастием (может быть и в составе именного сказуемого)

Я никому не должен, пионер всегда готов, он безумно рад встрече, проход открыт, товар обесценен, дверь была заперта. Здание было огромно. Зимою дни короче, а ночи длиннее. Из всех древесных пород ель и бук у нас самые распространённые. Старый друг лучше новых двух.

наречием или предложно-именным сочетанием наречного характера.

И всё нам впору, всё по силам, всё по плечу, что впереди.

Звукоподражательными словами.

Как загрохочет, она опять нырк в погреб. Я шагнул и – бац на землю.

Словами категории состояния (или в составе глагольн. сказ. во вспомогательной части)

Что вам нужно, нам надо пресечь эти разговоры, народу стало весело, хорошо бродить по свету).


ПРИМЕЧАНИЕ: От однородных сказуемых надо отличать сказуемые в так называемых двусказуемных предложениях (термин А.А. Шахматова); они характерны для разговорной речи. Пойдём вот тут сядем. Пойди принеси. Сядь отдохни. Смотри не разлей. (Запятая между такими сказуемыми не ставится!!!).


Трудные случаи при синтаксическом анализе второстепенных членов предложения

Приложение. Обособленные приложения

Приложение — это определение, выраженное именем существительным и обычно согласованное с определяе­мым словом в падеже и числе. Приложения могут быть обособлен­ными и необособленными.

Обособленное уточняющее приложе­ние может быть выражено существи­тельным собственным, обозначающим лицо; может относиться к существитель­ному с качественным значением и само быть носителем этого качества. Обособленное приложение иногда присоединяется к определяемому слову словами по имени, по прозвищу, по кличке и т. д.

  1. Я оглядываю лица слушателей (х), мужчин и женщин.

  2. В Ленкорани нам рекомендовали рыбака и охотника Васю(х).

  3. Среди водолазов есть старики(х), подлинные герои нелегкого подводного труда.

  4. Отца(х) Азы Городцовой, учителя уездного училища, знал весь город.

  5. За писаную красоту сосватал некогда мою бабушку(х), родную тетку отца, помещик Смирнов(х).

  6. Ласточки(х)-касатки влетают в широкие, открытые настежь, заваленные сеном ворота.

  7. Одного лося(х) самую старую матку – убили браконьеры.

  8. Наш провожатый(х) опытный охотник – по голосу знал старого оленя.

  9. Обросшие сивыми бородами деревья(х)-деды стоят надо мною.

  10. От матери(х), калужской потомственной крестьянки, я заимствовал чутьё к слову.


Несогласованные определения

Способы выражения несогласованных определений очень разнообразны: они могут быть выражены именами существительными в форме косвенных падежей (без предлогов и с предлогами), наречиями, инфинитивом и нечленимыми сочетаниями слов; они обычно находятся в постпозиции к определяемому слову. Отметим также случаи синкретичности членов предложения (несогласованное определение + косвенное дополнение, что отмечается нами двой­ным подчеркиванием).

1. Лицо(х) (чье?) человека обмотано платком, на голове старая пастушья шапка(х) (к а к а я?) с вытертым бараньим мехом.

  1. По (чьему?) его лицу(х) мы привыкли угадывать о наших успехах.

  2. И вдруг с такою силою захватывает меня неудержимое желание(х) (какое? чего?) странствовать.

  3. Бывалым людям был писан указ(х) (ка­кой? о чем?) закладывать на Севере новые верфи, строить зверобойные и ловец­кие корабли.

  4. Проходя лесом, я поднял валявшуюся на земле иглу(х) (чью? кого?) дикобраза.

  5. С глубоким вниманием слушает "акса­кал выступления(х) (чьи? кого?) молодых певцов.

  6. Проезжаем подмонастырскую, богатую некогда деревню(х) (какую?) с высокими тесовыми крышами, резными нарядными крылечками, с затейливыми скворешнями на деревьях.

  1. Первая попытка(х) (какая?) высадиться на берег Северной Земли оказалась не­удачной.

  2. В музыке киргизской песни слышится ритм(х) (какой? чего?) поступи (чьей?) коня, стремительность(х) (чья?) всадника, скачущего на горячей лошади.

10. Возможность(х) (какая? чего?) про­ехать краешком Каракумской пустыни со­блазняла.



Способы выражения дополнения

Чем выражено

Примеры

Существительное в косвенном падеже

Я могу переплыть реку.

Местоимение в косвенном падеже (! различных разрядов)

Думай обо мне (личное). Расскажи о себе (возвратное). Я хорошо вижу это (указательное). Слушателям очень понравился романс, который (относительное) исполнил певец. Кого (вопросительное) вы хотите увидеть? Всем (определительное) хотелось участвовать. Кого-то (неопределённое) попросили Некому (отрицательное) было отвечать.

Любая часть речи в значении существительного: а) прилагательное в значении существительного; б) причастие в значении существительного; в) числительное в значении существительного; г) наречие в значении существительного; д) междометие в значении существительного

Большим всё можно.

О присутствующих говорить не будем.

Разделите сорок на восемь.

О нашем завтра можно только догадываться.

Я слышу «ау» вдалеке.

4. Инфинитив

Командир приказал нам узнать всё о происшествии.

5. Синтаксически неделимое словосочетание или фразеологизм

Я увидел деда с бабушкой. Поговорим о нас с тобой. Давай купим пять тетрадей. (Не путать с согласованием на пяти тетрадях.) Я нашёл его больное место.


Прямые и косвенные дополнения

На следующем этапе работы с труд­ными случаями в усвоении второстепен­ных членов предложения выделяем пря­мое дополнение, которое относится к переходному глаголу и выражается су­ществительным в форме винительного (реже — родительного) падежа без предлога. Нередко прямое дополнение относится к причастию или деепричастию, входя в состав образованных ими оборотов.

  1. Солнце затопляет город, море, горы.

  2. Что-то очень веселое выбивают колеса.

  3. Церковь эту построил некогда барин Пенский.

  4. Весну объявили грачи.

  5. Не люблю я желтых зимних туманов (туманы).

  6. Терпеть не могу ссор и драк (ссоры и драки)

  7. Я тоже, как и папаша, не переношу зла (зло).

  8. В окрестностях знойного города не найдешь горсти (горсть) плодородной земли, не увидишь ни единого зеленого деревца (деревце), не зачерпнешь капли студеной воды.

  9. Зиму и лето, осень и весну рябчики проводят в лесу, держась своих привычных мест, избегая далеких перемещений и перелетов.

  10. Мы возили старых седых евреев молчаливых турок, ленивых персов, говорливых греков, красивых болгар, огненноглазых итальянцев, каменно-спокойных англичан, стройных и легких арабов, калужских и ярославских говорящих на «а» и на «о» стариков и старушек, круглолицых баб «паломниц», едущих через моря в Иерусалим — к «пупу» земному.

Косвенное дополнение, выраженное существительным в винительном падеже с предлогом, нередко принимается учащимися за прямое, особенно в тех случаях, когда предлог отстоит далеко от существительного, например:

1) Тит взглянул на горевший огненным глазом костер, на сидевшего у окна Хотея, на освещенные, выступавшие из темноты стволы ближних елок и, громко хрустя лаптями по насту, отошел в сторону на поляну. 2) Люди равнодушно смотрели на проплывающие за окном пастбища, поля, красные крыши ферм, машущие крыльями мельницы, города, заводы.


Косвенное дополнение выражается или существительным в винительном падеже с предлогом, или существительным с предлогом либо без предлога.

  1. Здесь пахнет малиной, травой, цветами.

  2. И как обрадовался я тогда солнцу, людям, жаворонкам, пыли, вившейся над дорогой, знакомому свисту стрижей.

  3. Город ошеломил меня шумом, движением, людной теснотой улиц, необычайным обилием велосипедистов, растянувшихся по длинной ленте шоссе.

  4. И в казармах, и на войне, в плену у немцев думал Архип о доме, о лесе, о земле, о жене, о детях.

  5. От прежних лесов оставались кусты и перелески.

Прямые дополнения:

    1. Перех. гл. + сущ. в Вин п. без предлога (!) (действие на предмет):

Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовой. (Лермонтов).

NB! Не путайте прямое дополнение с подлежащим (задаём двойной вопрос).

    1. Не + перех. гл. + сущ. в Род. п. (!):

Они не смогли исполнить своего обещания.

NB! Однако и при отрицании дополнение иногда употребляется в винительном падеже.

    1. Перех. гл. + сущ. в Род. п. (!) (часть предмета):

Принесите чаю и сахару (т. е. не весь чай и не весь сахар).

Косвенные дополнения – все остальные:

Погляди-ка на меня (Вин п., но (!) с предлогом)

Пахло жареной индейкой и маринованными вишнями. (А. Чехов).

Как узнать дополнение?

(Способы выражения дополнений, различение дополнений и составного глагольного сказуемого. Материал для наблюдений – «Песня про...», с содержанием которой учащиеся знакомятся заранее.)

1. Способы выражения дополнений

Наблюдения и выводы. Первое и второе предложения содержат дополнение, выраженное существительным. В третьем предложении выделить дополнение труднее, т.к. его можно считать сказуемым, но, в отличие от неопределенной формы, входящей в составное глагольное сказуемое, неопределенная форма в качестве дополнения обозначает действие не подлежащего, а других лиц, которые указаны или могут быть указаны в дательном или винительном падежах. То есть буквально: приказывать будет царь, а казнить – палач. Четвертое предложение иллюстрирует способ выражения дополнения именем прилагательным в значении существительного, что подтверждается вопросом о чем?о недобром. В пятом предложении, как и в третьем, дополнения выражены инфинитивом (повелел → нацедитьвина; повелел → поднесть → его → опричникам); кроме того, они управляют дополнениями, выраженными существительными и местоимением. И, наконец, шестое предложение – это способ выражения дополнения цельным словосочетанием – всей силой своею. (Объяснение седьмого примера дано выше.)

Задание: Найдите дополнение и объясните способ его выражения.

1. Спорить с ними я никогда не мог.
2. Я топор велю наточить, навострить.
3. Во рубахе красной с яркой запонкой.
4. Не печалься о былом.
5. И стала белее снега.
6. Тарас скоро встретил множество знакомых лиц. (Н.В. Гоголь)


Инфинитив в роли дополнения (в глагольных формах разные субъекты)

  1. Многие охотники еще до охоты приучают собак носить тяжелую поноску. (Приучают (к ч е м у) к ношению.)

  2. Директор рудника просил прислать на несколько часов ледокол «Красин» для разбивки льда скопившегося у пристани... (Просил (о чем?) о присылке.)

  3. Плохая погода препятствовала «Красину идти немедленно на помощь «Малыгину» и «Руслану». (Препятствовала (чему?) ходу)

  4. К людям тюлень привык, позволяет щекотать себя, берет из рук рыбу. (Позволяет (что?) щекотку.)

  5. Зимняя дождливая погода помешала с прежним успехом продолжать охоту.

  6. Я заставлял собаку бегать и немедленно возвращаться к моим ногам на свисток.

  7. Доктор напрасно старался уговорить Крылова беречься.

  8. В Бийске капитан приказал вахтенному лазить на мачту.

Углуб. О роли инфинитива. Очень важно уметь разграничивать дополнения, выраженные инфинитивом, и основную часть составного глагольного сказуемого, которая тоже выражается инфинитивом (это один из труднейших вопросов). Различить их поможет выяснение отношения между действием и действующим лицом и лексический анализ сказуемых.

На этот случай у нас есть правило-помощник. Запишем его: Если действия личной формы глагола и инфинитива относятся к разным (!) действующим лицам, то инфинитив является дополнением.

А) Сравните: Я хотел послушать новый вальс (Сказ). Б) Слушатели просили исполнить новую песню. (Слушатели просили (о чём?) – исполнять будет артист - дополнение.)

2.Если действие личного глагола и инфинитива относится к одному и тому же действующему лицу, то сказуемое и дополнение различаются по лексическому значению (!).

Инфинитив входит в состав сказуемого, если в нём есть слова со значением начала, продолжительности и конца (т. е. фазовые глаголы), а также модальные глаголы: Я начал упражняться гантелями. Он стремится выполнить норму мастера спорта. При других глаголах инфинитив является дополнением: Зоя привыкла (к чему?) вставать рано. Мы договорились (о чём?) встретиться на станции.



Обстоятельство

Грамматическая тема «Обстоятельство» представляет собой благодатный материал для развития логического мышления учащихся. Многие из учеников не могут найти обстоятельства действия, причины, меры и степени, уступки, правильно поставить вопрос к ним, что и заставляет использовать весь набор вопросов, обычно употребляемых при разборе обстоятельств. Зачастую учащиеся смешивают обстоятельства причины и цели, не могут найти целевой инфинитив.

В качестве образцов синтаксического анализа взяты наиболее трудные для учащихся способы выражения обстоятельств.

Обстоятельства образа действия, меры и степени
  1. Не покладая рук работала вся многочисленная команда.

  2. Верблюды движутся неспешно, важно и покорно, неся свои плоские головы, выбрасывая узластые колена.

  3. Молодая волчица села в снег, подняв голову, и первый раз в жизни завыла жалобно и тонко не спуская глаз с месяца.

  4. Как всегда по утрам, перед работой, матросы сосредоточенно молчаливы, почти суровы, едят торопливо.

Обстоятельства места
  1. Ветер бьет с моря.

  2. Из Америки шли с грузом через Пана му, океан, Гавайские острова.

  3. Я останавливаюсь, смотрю вслед уда­ляющейся толпе.

  4. На востоке, над лесом, чуть-чуть занимается заря.

  5. На противоположном берегу синего моря, недалеко от нефтяного города Баку, у края знойной пустыни, возник шумный портовый город Красноводск.

  6. Вечером на другой день пароход подходил к Босфору.

  7. Дороги вьются вдоль реки, перелесками, полями, уводят в синюю зыблющуюся даль. Раза два над заливом проносился шторм

Обстоятельства времени
  1. Весь день, с утра до позднего вечера, продолжались поиски «Руслана».

  2. Однажды - около шести часов вечера – с «Руслана» была получена обнадеживающая телеграмма.

  3. В течение одиннадцати дней на затопленном корабле продолжались подготовительные к подъему работы.

  4. Около часу ночи «Красин» покинул норвежский порт.

  5. Экспедиция проработала много недель.

  6. День и ночь, ночь и день кипит работа.

  7. Уже зимою, под самое здешнее Рождество, пришло и на мое имя долгожданное письмецо из России.

  8. Вечером на другой день пароход подходил к Босфору.

Обстоятельства причины
  1. Не отходили от приборов посеревшие (х) от усталости и нервного напряжения радисты.

  2. Взяли их на пароход по просьбе пароходного агента из уважения к их богатству.

  3. Высылали матросов с полицией, как заговорщиков и бунтовщиков.

  4. За писаную красоту сосватал некогда мою бабушку, родную тетку отца, помещик Смирнов.

  5. Поняв опасность, зверь попытался бежать.

  6. По приказу хозяина зиму и лето Фрол следил за стадом лосей, зимовавших в густых лесах.

  7. Уступая моим настойчивым просьбам, сам увлекаясь своею выдумкой, он рассказывал мне сказку.

  8. Не в силах заснуть, в полном одиночестве я всю ночь бродил по пустынным палубам корабля, безнадежно вглядываясь в знакомый, смутно туманившийся берег.

Обстоятельства уступки
  1. Несмотря на первые неудачи, настойчивый ученый продолжал начатое дело.

  2. Мы убедились, вопреки ожиданиям, что пристать нет никакой возможности.

  3. Рассчитывая кратчайшим путем выйти к морю, они всё же попали в ущелье, которое и привело их к берегу моря.

  4. Несмотря на весь пессимизм капитана, поиски «Руслана» продолжались.

  5. Несмотря на обилие зверей, на сей раз мне так и не довелось поохотиться здесь на кабанов.

  6. Рискуя попасть под обвал, мы попробовали пройти под самой стеной слезившегося ледника, но льды нажимали теснее, и нам пришлось вытаскивать на лед тяжелую шлюпку.

Обстоятельства цели, выраженные инфинитивом

Инфинитив легко сочетается со многими грамматическими категориями и выполняет различную синтаксическую роль в предложении. Выступая в роли обстоятельства цели, находясь в связи примыкания с основным словом, инфинитив нередко осложняется значением места.

    1. Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите примеры, тире в которых пишется не между главными членами предложения, а по другим правилам. 1. Ни помощи, ни советов ничего не предлагай людям, пока тебя не попросят о них. 2. Серьезность, скрываемая за шуткой, это юмор. 3. Безумство храбрых вот мудрость жизни!

Культура речи. Согласование подлежащего со сказуемым

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

Кто; кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кое-кто

СКАЗУЕМОЕ

Глагол в форме мужского рода множествен­ного числа

Столько

УЧЕНИКОВ

Много

Немного

Мало, немало

Глагол имеет форму только единственного числа


УЧЕНИКОВ

Большинство

Меньшинство

Глагол может употребляться и в единствен­ном, и в множественном числе.

НО! Если сказуемое предшествует подлежа­щему — используется только ЕД. число

При однородных подлежащих в форме ед. и множ. числа

Глагол во множественном числе







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!