30
Урок 11.Дата: 20.09.2021 Тема: Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функция в слоге-слиянии (с. 28—31) гласный звук [a], БУКВА Аа
Цель: познакомить обучающихся со звуком [о] и его обозначением на письме.
УУД
Личностные: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Регулятивные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Познавательные учебные действия: сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства, сопоставлять их характеристики по одному (нескольким) признакам, выявлять сходство и различия; классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
Коммуникативные: оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
азбука, интерактивная доска, презентация, лента букв.
Оборудование: учебник, тренировочные тетради, лента букв.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Актуализация опорных знаний.
Постановка целей и задач урока.
Вопросы:
– На какие две группы делятся все звуки? (Гласные и согласные.)
– Какие звуки называют гласными? (Звуки, которые тянутся.)
– С каким гласным звуком мы познакомились на прошлом уроке? (С гласным звуком [a].)
– Какой буквой обозначается звук [a]? (Буквой Аа.)
Учащиеся показывают карточку с изображением буквы Аа.
1. Знакомство с «лентой букв» (с. 27).
2. Работа учащихся с корректурной пробой (см. Приложение).
Задание: найти и обвести в кружок встретившиеся буквы А.
Работа выполняется в течение 4 минут под музыку.
Физкультминутка
3. Отгадывание загадки.
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор… (Айболит).
Работа по учебнику: с. 26.
Вопросы:
– Зачем пришли к Айболиту звери? (Лечиться.)
– Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а…)
– Что случилось у Алёнушки? (Братец Иванушка не послушался, напился водицы и превратился в козленочка.)
– Что делает Аленушка? (Аленушка плачет: « А-а-а.»)
– Как девочка укладывает куклу? (Напевает: «А-аа-ааа...»)
– Как одним словом назвать растения, изображенные в нижней части страницы? (Цветы.)
– В названии каких цветов встречается звук [a]? (Мак, роза, ландыш.)
– В названии какого цветка звук [a] отсутствует? (Ирис.)
Физкультминутка
Работа по учебнику: с. 27.
Вопросы:
– Иллюстрации к какой русской народной сказке изображены на с. 27? («Лиса и волк».)
– О чем эта сказка?
4.Работа по теме урока. Выделение звука [o].
Учитель показывает картинку с изображением окуней.
Вопросы:
– Кто это? (Окуни.)
– Как вы узнали, что это окуни? (На туловище поперечные полосы.)
Работа по учебнику: с. 29.
Проводится слого-звуковой анализ:
Слово окуни делится на слоги, определяется ударный слог. По схеме характеризуется каждый слог: в первом слоге только один гласный звук; второй слог – слияние; третий – тоже слияние. Обращается внимание учащихся на стрелочку: она указывает на первый квадрат схемы слова. Звук, обозначенный квадратом, и будет изучаться на этом уроке. Хором произносится первый слог.
Вопросы:
– Вслушаемся, как произносится этот звук: о-о-о. Какой он, гласный или согласный? (Гласный.)
– Почему? (При произнесении звука выдыхаемый воздух в полости рта не встречает преград.)
Учитель. Звук произносится с голосом. Какова особенность звука [o]? (При его произнесении губы слегка вытягиваются вперед и округляются.)
2. Отгадывание загадок.
После каждой отгадки учитель показывает рисунок.
Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук.)
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко.
Ведь, правда, вкусная…
(картошка).
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я…
(капуста).
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь.)
Хоть я и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я…
(свёкла).
Вопрос:
– Как одним словом назвать эти растения? (Овощи.)
Работа по учебнику: с. 29.
Проводится слого-звуковой анализ слова овощи. (Аналогично работе со словом окуни.)
Слово учителя. Гласный звук [o] можно записать буквой, которая так и называется: гласная буква о.
Учитель показывает карточку с изображением буквы Оо.
Физкультминутка
Посмотри на колесо –
И увидишь букву О.
Вопрос:
– На что еще похожа буква О?
Варианты ответов детей.
3. Выкладывание буквы О из подручного материала (палочек, пуговиц, камешков, веревочек, полосок бумаги и т. д.; можно использовать пластилин).
Работа выполняется под музыку.
4. Печатание буквы Оо учащимися в тетрадях.
III. Формирование практических умений и навыков.
Распознавание звука [o].
Учитель называет ряд слов, в которых имеется или отсутствует изучаемый звук, а дети хлопками сигнализируют о его наличии в слове. (Осы, жук, сом, карась, Оля.)
Физкультминутка
■ Развитие связной речи учащихся.
Составление рассказа по картинке.
Работа по учебнику: с. 28–29.
Вопросы:
– Что вы видите на картинке?
– Какое время года изображено? Почему так думаете?
– Чем занимается крот?
– Что находится в подвале у крота?
▲ Чтение стихотворения на с. 29.
▲ Чтение пословиц на с. 28.
Учитель выясняет, как понимают учащиеся их смысл.
IV. Итог урока. Рефлексия.
– Какому звуку, какой букве был посвящен урок? (Гласному звуку [o], букве Оо.)
– Чему учились на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
Спасибо за урок.
ПИСЬМО .Урок 14 Дата :20.09. Тема: Письмо заглавной буквы А О(с.15-16).
Заглавная буква «А».
Прозвенел звонок весёлый-
Мы начать урок готовы.
Садятся девочки…..мальчики.
Дети настраиваются на работу.
2. мот.уч.деят.учащихся
На сегодняшнем уроке мы с вами продолжаем учится писать буквы.
- Угадайте о какой букве идет речь:
Вот два столбика наискосок,
А между ними - поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква ……. А!
3. Работа по теме урока
Сегодня мы будем писать заглавную букву А.
С заглавных букв начинаются имена, фамилии людей, названия города, стран, рек.
Приведите примеры имен, начинающихся с буквы А.
Программа. Посмотрите, как пишется заглавная буква А.
Теперь послушайте алгоритм:
Кладем качалочку, уходим далеко справо вверх, прямая наклонная линия вниз, и выписываем петельку.
На что похожа петелька?
Теперь пропишем загл.букву А в воздухе.
Приготовились к письму.
Я проговариваю алгоритм.
Теперь по пунктиру в прописях.
Теперь по пунктиру и до конца строчки. Подчеркните самую красивую букву.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Теперь давайте вспомним. Как пишется строчная буква а.
Приготовились к письму. До конца строчки прописываем.
След.строчку- дома. Загл.буква.
Теперь нашли пустую строчку. Я говорю предложение. А вы составляете его схему.
Андрей идет домой с хорошим настроением.
Теперь смотрим на строчку, где заглавная буква А соединяется со строчной буквой а.
Следующая строчка. Какие элементы вы видите?
Обвели по контуру(Арбуз) Алфавит)
Урок 12. Дата: 21.09.2021 Тема: Нет друга — ищи, а нашёл — береги. Звук [и]. Буквы И, и; их функция в слоге-слиянии (с. 28—31)
Цели деятельности учителя:познакомить со звуком [и], буквой И, и.
Планируемые результаты:
предметные: продолжат учиться грамотному слого-звуковому анализу слов, научатся соотносить звук букве ивыделять звук из ряда гласных, из слов; выработают навык четкого произношения звука «И».
личностные:научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.
Тип урока: открытие «нового знания»
Оборудование:Азбука, программа «Школа России», учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий - М: Просвещение, 2015. С. 28-29, карточки.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Формирование новых знаний, умений, навыков.
Постановка целей и задач урока.
1. Выделение звука [и].
Загадка:
В узкий глазок вдета тонкая нитка –
И поплыла за корабликом прытко.
Шьет, зашивает и колется колко.
А называют кораблик… (иголка).
Слого-звуковой анализ слова иголка. (С опорой на схему на с. 33.)
Вывод: в слове иголка три слога. Второй – ударный. В первом слоге один звук – [и], во втором слоге – слияние и согласный звук – [гол], в третьем – слияние согласного с гласным [ка].
Вопросы:
– Еще раз произнесите первый слог. ([и].)
– Сколько в нем звуков? (Один.)
– Какой это звук? (Гласный.)
– Почему?
Учитель. Особенность произнесения гласного звука [и] – рот открыт нешироко, губы растянуты. Гласный звук [и] можно записать буквой, которая так и называется: гласная буква И.
Учитель показывает карточку с изображением буквы Ии.
Физкультминутка
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
Вопрос:
– На что еще похожа буква И?
Варианты ответов детей.
2. Выкладывание буквы И из подручного материала (палочек, пуговиц, камешков, веревочек, полосок бумаги и т. д.; можно использовать пластилин).
Работа выполняется под музыку.
3. Печатание буквы Ии учащимися в тетрадях.
4 Распознавание звука [и].
Работа по учебнику: с. 34.
Вопросы:
– Назовите предметы, изображенные в нижней части страницы. (Грабли, рубанок, клещи, пила.)
– Как назвать эти предметы одним словом? (Инструменты.)
– В названии каких инструментов есть звук [и]? (Грабли, клещи, пила.)
– В названии какого инструмента звук [и] отсутствует? (Рубанок.)
5.Работа в тетрадях –печатание этих слов и составление схемы.
III. Формирование практических умений и навыков.
Задание: назовите слова, которые начинались бы с буквы И.
Варианты ответов детей.
Физкультминутка
1. Чтение учащимися стихотворения.
Играл
С иголкой воздушный шар,
И вот лежит он,
чуть дыша.
Игрушке даже ясно –
Играть
с иголкой опасно.
Задание: назовите слова из стихотворения, в которых встречается звук [и].
Работа по учебнику: с. 33.
Чтение учащимися стихотворения.
2. Скороговорка: У Ивашки рубашка,
У рубашки кармашки.
3. Чтение пословиц на с. 32.
Учитель выясняет, как учащиеся понимают их смысл.
Работа по учебнику: с. 35.
Вопросы:
– Герои какой сказки изображены на рисунках? («Лиса и журавль».)
– О чем эта сказка?
▲ Чтение учителем русской народной сказки «Лиса и журавль».
Лиса и журавль
Лиса с журавлем подружились.
Вот вздумала лиса угостить журавля и пошла звать его к себе в гости:
– Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!
Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчует:
– Покушай, голубчик-куманек, сама стряпала.
Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал – ничего не попадает!
А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела.
Кашу съела и говорит:
– Не обессудь, куманек. Больше потчевать нечем.
Журавль ей отвечает:
– Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
– Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то – никак достать не может: не лезет голова в кувшин.
А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.
– Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.
Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла – не солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!
С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
IV. Итог урока. Рефлексия.
– Какому звуку, какой букве был посвящен урок? (Гласным звуку [и], букве Ии.)
– Чему учились на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
Спасибо за урок.
ПИСЬМО Урок №15 Тема: Письмо строчной буквы О (с.17-18)
Цели: создать условия для формирования умения писать строчную букву о; научить проводить слого-звуковой анализ слов со звуком [о]; способствовать развитию фонематического слуха
Ход урока
Организация начала урока
Приветствие. Проверка готовности к уроку, наличие на парте «Чудо-прописи», ручки.
Постановка учебной задачи
– Буква О любит трудиться, поэтому в названии многих инструментов она единственная гласная. Угадайте:
1) Сам худ, голова с пуд. (молоток)
2) Кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется. (топор)
3) Хожу с края на край,
Режу черный каравай. (нож)
4) Что за слово, угадайте:
Части в нем – загадки:
Первая – нота, вторая – игра,
– Постройте схемы одного из данных слов. Впишите букву О.
– Какую букву вы использовали? (Маленькую печатную букву о)
– Сейчас научитесь писать строчную письменную букву о.
III. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
Пальчиковая гимнастика
– Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Кольца».
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать
Поочередно соединяют подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко, сначала на правой руке, затем на левой; потом синхронные движения на обеих руках.
Правила посадки за столом во время письма.
– Проверяем посадку, правила обращения с ручкой
3. Обведение по контуру мячиков
– Возьмите мячик в левую руку, а пальчиками правой руки обведите его по контуру (показывает)
Сравнение букв
– Сравните печатную и письменную буквы О, установите сходство и различие.
Сравнить печатные и письменные строчные буквы о, о, установить их сходство и различие. Учитель на доске показывает, что эти буквы похожи на овалы, которые с боков немного приплюснуты, а в средней части букв как бы присутствует параллельность.
5. Знакомство с написанием буквы
Показать на доске два варианта написания строчной буквы о — на 1/3 снизу и на 1/3 сверху в рабочей строке:
✓ Ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, уходим влево вверх, задерживаемся на строке, по наклонной опускаемся вниз, задерживаемся на строке, поднимаемся по наклонной вверх, смыкаем букву.
Можно и здесь употребить слово крышечка или мостик. Важно, чтобы у этой буквы в верхней и нижней частях присутствовало закругление.
6. Работа в «Чудо-прописи» (с. 16). Письмо буквы о
Учитель напоминает детям, что буквы надо писать на одинаковом расстоянии друг от друга, что в просвет между словами должна свободно вписываться буква и — королева букв.
Слого-звуковой анализ слова колосок. Вписать в него буквы о нижним соединением. Выполнить написание букв сначала по точкам, а далее самостоятельно на четвертой и пятой строках. Вписать буквы в слово колобок.
Провести диктант элементов букв. Учитель диктует элементы, а ученики производят письменные действия. Задание выполняется на свободной строке.
Научить детей правильно соединять буквы о между собой. Задание выполняется на следующих трех строках.
Верхнее соединение: ...смыкаем букву, выполняем узелок, уходим вправо и на 1/3 ломаем секрет, по секрету...
Нижнее соединение: ...смыкаем букву, по крючковой уходим до середины, спускаемся по наклонной...
Физкультминутка
Очень трудно так стоять –
Ногу на пол не спускать.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться
Стихотворение декламируется детьми два раза: первый раз дети стоят на одной ноге, второй
раз – на другой
IV. Закрепление знаний и способов действий.
1.Работа с пословицей
Прочитать детям пословицу, разобрать ее смысл. Вписать в слова пословицы изученные буквы о, а. Обратить внимание на верхнее или нижнее написание буквы о.
2.Слого-звуковой анализ слов окно, окна. Разобрать схемы слов, вписать в слова буквы. Спросить у детей, когда в речи употребляется то или иное слово. При затруднении детей в ответе можно привести пример предложений с этими словами.
Разгадать ребус.
V. Рефлексивно-оценочный
– У какой буквы мы сегодня были в гостях? Буква О довольна вашей работой. А вы? Что получилось? Над чем надо еще поработать? Дома потренируйтесь в написании изученных букв.
Урок 13. Дата: 22.09.2021 Тема: Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Звук [ы]. Буква ы, её функция в слоге- слиянии (с. 32—35)
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся со звуком [ы] и буквой ы, её ролью в слоге- слиянии, научиться писать букву ы.
Планируемые результаты:
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Предметные: научиться слышать звук [ы] в словах; научаться обозначать звук буквой, писать её каллиграфически правильно
Тип урока: повторение.
Оборудование: Азбука: 1 класс, 1 часть, В.Г.Горецкий. Школа России, тренировочная тетрадь, пенал
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Формирование новых знаний, умений, навыков.
Постановка целей и задач урока.
Учитель показывает предметные картинки и просит установить сходство и различие слов: шар, шары. (Сходство – один и тот же предмет; различие – количество предметов.)
1. Выделение звука [ы].
Проводится слого-звуковой анализ слова шары.
Учитель. Звук [ы] выделяется протяжным произнесением из слияния ры.
Производится наблюдение за его произнесением и делается вывод, что это гласный звук.
– Звук [ы] на письме обозначается гласной буквой ы.
Учитель показывает карточку с изображением буквы ы.
Физкультминутка
2. Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы –
Все мы знать ее должны.
Вопрос:
– На что похожа буква ы?
Варианты ответов детей.
3. Выкладывание буквы ы из подручного материала (палочек, пуговиц, камешков, веревочек, полосок бумаги и т. д.; можно использовать пластилин).
Работа выполняется под музыку.
4. Печатание буквы ы учащимися в тетради.
III. Формирование практических умений и навыков.
● Распознавание на слух звука [ы].
Учитель называет слова рыбка, прыгалка, кубик, буквы, а ученики, услышав звук [ы], хлопают в ладоши.
Физкультминутка
Работа по учебнику: с. 36–37.
Задание: посмотрите внимательно на картинку. Назовите слова со звуком [ы].
▲ Чтение стихотворений на с. 36–37.
● Работа по «ленте букв» (с. 39).
Учащиеся «читают» все изученные гласные буквы по «ленте букв». Повторяют признаки и особенности произнесения всех изученных гласных звуков.
Работа по учебнику: с. 38.
Учащиеся устанавливают сходство и различие слов кукла – куклы. (Сходство – один и тот же предмет; различие – количество предметов.)
Задание: приведите свои примеры единственного (когда предмет один) и множественного (когда предметов много) числа так, чтобы на конце слов звучал звук [ы].
Варианты ответов детей. Например:
игра – игры | лампа – лампы | оса – осы |
шар – шары | лиса – лисы | арбуз – арбузы |
стакан – стаканы | кактус – кактусы | рыба – рыбы |
Физкультминутка
▲Чтение стихотворения (напечатано на карточках):
Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою.
Если б грязнуля вспомнил про мыло,
Мыло его наконец бы отмыло.
Задание: найдите и укажите в тексте букву ы.
● Игра «Необычное превращение».
Учитель показывает картинку с изображением игрушечного мишки и мышки.
Вопрос:
– Как из мишки получилась мышка? (В слове мишка букву и заменили на ы.)
Физкультминутка
■ Развитие связной речи учащихся.
Работа по учебнику: с. 39.
Вопрос:
– Иллюстрации к какой русской народной сказке вы видите? («Курочка Ряба».)
По серии рисунков дети рассказывают сказку «Курочка Ряба».
▲ Чтение учителем русской народной сказки «Курочка Ряба». (Сказку можно проинсценировать.)
Курочка Ряба
Жили себе дед да баба,
И была у них курочка Ряба.
Снесла курочка яичко:
Яичко не простое –
Золотое.
Дед бил-бил –
Не разбил.
Баба била-била –
Не разбила.
Мышка бежала,
Хвостиком махнула,
Яичко упало и разбилось.
Дед и баба плачут,
Курочка кудахчет:
«Не плачь, дед, не плачь, баба!
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое – простое».
III. Итог урока. Рефлексия.
– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
Спасибо за урок.
ПИСЬМО Урок №16. Тема: Буква И, ы(с.19-20).
1.Орг.момнет.
Прозвенел звонок весёлый-
Мы начать урок готовы.
Садятся девочки…..мальчики.
Дети настраиваются на работу.
2. Мотивация уч.деят-ти учащихся
Игра «Кто внимательный?»
- Послушайте слова, какой звук есть в каждом слове: пила, аист, игла, ива?
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Дайте хар-ку звуку «и».
Письмо буквы «и».
3. Работа по теме урока
Думаю, что мы бвстро пропишем букву «и», так как уже раньше ее писали.
Пропись. Стр.18. какой цвеок изображен?
Слайд.(ирис)
Раскрасьте его.
Теперь вставьте в слово ирис 2 буквы «и».
Схема
Теперь пропишем 1 строчку.
Показываю на доске:
Ставлю ручку на верхн.линеечку раб.строки, наклонная вниз, качалочка, крючок до середины, секрет, по секрету вниз прямая наклонная линия, крючок до середины.
Пропишем в воздухе.
Следующая строчка. Какое слово?
Какие буквы надо вставить?
Вставьте(на доске показываю)
Схему дома выполнить.
Теперь пропишем заглавные буквы .
Какие буквы?
Пишем.
Послушайте слова:
Игорь, Ирина, Инна.
Что это?
С каких букв нач. эти слова?
Значит, какую букву мы будем прописывать?
Посмотрите на доску, чем она отличается от мал.буквы И?
Показываю, как писать.
Пишем первую строчку.
Вторая строчка.
Теперь нашли пустую строчку.
Пишем те буквы под диктовку, которые я говорю:
А, О, и, а, И.
Прописываем букву ы (с.20)
Там где схемы и слова- дома.
Остальное- если успеем.
Урок 14. Дата: 23.09.2021 Тема: Ученье — путь к уменью. Гласный звук [у]. Буквы У, у, их функция в слоге-слиянии .
(с. 36—39)
Цель:
1. познакомить с новым звуком [у] и буквами Уу;
2. развивать знания о звуках и буквах, память, мышление, логику;
3.воспитывать интерес к чтению.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: дети научатся выделять звук [у] в речи;
различать звучание согласных в слогах-слияниях с различными гласными звуками;
закрепят знания о назначении заглавных букв при составлении схем предложений, имён людей и кличек животных; закрепят знания о словах, состоящих из одного звука у, и, о.
Оборудование: учебник, тренировочная тетрадь, пенал.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Постановка целей и задач урока.
1. Выделение звука [у].
Отгадывание загадки:
Пестрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку
Спотыкалочкой.
(Утка.)
Учащиеся рассматривают картинку с изображением утки, произносят и анализируют слово утка, соотнося произносимое слово со схемой на с. 41.
Учитель. В слове утка в первом слоге гласный звук предшествует согласному, это не слияние. На схеме первый слог обозначен двумя квадратами. Во втором слоге – слияние согласного с гласным. Это и показано на схеме. Произнесем начальный звук слова – [у] и установим его признаки как гласного. Особенность произнесения гласного звука [у]: при его произнесении губы вытягиваются вперед и округляются больше, чем при произнесении звука [о].
Звук [у] на письме обозначается гласными буквами Уу.
Учитель показывает карточку с изображением буквы Уу.
Вопрос:
– Как воет волк? (У-у-у-у…)
Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто!
Вопрос:
– На что похожа буква Уу?
Варианты ответов детей.
2. Выкладывание буквы Уу из подручного материала (палочек, пуговиц, камешков, веревочек, полосок бумаги и т. д.; можно использовать пластилин).
Примечание. Работа выполняется под музыку.
3. Печатание буквы Уу учащимися в тетради.
Физкультминутка
III. Формирование практических умений и навыков.
▲ Отгадывание загадок:
Он плывет по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг –
Электрический… (утюг).
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,
А ниточка в реке.
(Удочка.)
Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе ее везет,
Очень медленно ползет.
(Улитка.)
Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
(Утенок.)
● Распознавание звука [у].
Учащиеся хлопают в ладоши, если услышат звук [у] в словах:
Паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, курица.
IV. Закрепление пройденного материала.
Работа по учебнику: с. 40–41.
Задание:
– Составьте рассказ по картинке.
Вопросы:
– Что вы видите на картинке?
– Кого привела утка? (Утка привела утят.) Работа в тетрадях – печатание предложения. Учащиеся составляют схему предложения: Утка привела утят.
Анализ составленного предложения.
Вопросы:
– Сколько слов в этом предложении? Какое первое? Какое второе? Какое третье?
– Назовите сказку, герои которой изображены на картинке. (Х. К. Андерсен «Гадкий утёнок».)
Учащиеся вспоминают краткое содержание сказки.
Физкультминутка
▲ Чтение стихотворения: с. 41.
▲ Чтение пословиц: с. 40.
Учитель выясняет, как понимают учащиеся их смысл.
Работа по учебнику: с. 42.
Вопрос:
– Когда кричат в лесу: ау? (Когда заблудятся.)
1. Анализ слова ау с опорой на схему.
Учитель. В слове ау два слога, каждый из них равен гласному звуку. Второй слог ударный.
Первый звук в слове ау – гласный [а]. Читаем начало этого слова: а.
Второй звук в слове ау – [у]. Читаем конец этого слова: у.
Теперь мы можем прочитать все слово: ау.
Обратите внимание, что в конце предложения может стоять не только точка, но и восклицательный знак.
Вопрос:
– Как вы думаете, в каких случаях он ставится?
Варианты ответов детей.
– Восклицательный знак ставится, когда предложение произносится громко.
Физкультминутка
2. Распознавание звука [у].
Работа по учебнику: с. 42.
Вопрос:
– В названии каких птиц присутствует звук [у]? (Голубь, утка, курица.)
– В названии каких птиц звук [у] отсутствует? (Ворона.)
Задание на внимание.
Учитель читает текст сначала целиком, а затем по одному предложению. Учащиеся запоминают слова со звуком [у], которые встречаются в сказке, а после их произносят вслух.
ПРО МАЛЕНЬКОГО ПАУЧКА
На берегу пруда в укропе жил маленький-маленький паучок, который больше всего на свете боялся мух.
Все жуки, улитки, ужи, лягушки, утята и даже сами мухи смеялись над ним, а его братья – большие пауки ругали и называли лодырем.
«Надо доказывать всем, что я не лодырь», – решил маленький паучок. И однажды ночью он нарвал большой букет красных маков и выкрасил ими всю паутину в саду.
«Вот обрадуются утром братья, – думал довольный паучок, – ведь это так красиво – красная паутина!»
Но увы! Наутро злые-презлые большие пауки, страшно ругаясь, отмывали свои паутины.
Мухи сразу замечали красные сети, и ни одна из них не попалась.
А маленький паучок так испугался, что убежал далеко-далеко. И теперь никто не знает, где он живет…
▲ Чтение стихотворения на с. 42.
Физкультминутка
III. Закрепление пройденного материала.
На карточке запись:
Задание: допишите буквы.
И У А О Ы
● Работа по «ленте букв»: с. 43.
Учащиеся «читают» все изученные гласные буквы по «ленте букв». Повторяют признаки и особенности произнесения всех изученных гласных звуков.
● Игра «Помоги Буратино» (с. 43).
Вместе с Буратино надо взять определенную гласную букву и положить ее рядом с одним из рисунков так, чтобы буква соответствовала звуку. Дети могут привести свои примеры слов, в которых есть данные буквы.
У – утюг
Ы – мышка
И – индюк
А – арбуз
О – ослик
IV. Итог урока. Рефлексия.
– Какие знания, умения, навыки помогли на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
Спасибо за урок.
ПИСЬМО. Урок № 17 Дата: Тема: Письмо буквы У,у. (22-23 )
Цели: Цель: создать условия для формирования умения писать заглавную и строчную буквы У, у; способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики, глазомера.
Планируемые результаты: различают строчную и заглавную буквы; осуществляют сравнение печатной и письменной букв; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [у]; используют заглавную букву в именах собственных; грамотно записывают предложения.
УУД: п – осуществляют поиск необходимой информации; выполняют слого-звуковой анализ слов, соотносят написанные слова со схемой-моделью; к – понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии; р – анализируют собственную работу: соотносят план и совершенные операции, находят ошибки, устанавливают их причины; л – принимают и осваивают социальную роль обучающегося.
Ход урока:
Организационный момент.
Постановка учебной задачи.
– Сегодня мы будем учиться писать букву У. Какой звук обозначает эта буква? (гласный)
– Гласный звук У можно петь.
Физминутка.
Подготовка к письму. Чудо - прописи с.22
Буква у
1. Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по
наклонной линии вниз, выполняем качалочку, поднимаемся по крючку до середины, пишем секрет, по секрету длинная наклонная линия вниз, петелька, перехлёст на нижней линеечке рабочей строки, крючок до середины.
2. Наклонная, качалочка, крючок до середины, секрет, по секрету длинная наклонная, петелька, перехлёст на нижней линеечке, крючок до середины.
Буква У
1. В средней третьей части дополнительной строки выписываем крючок с поворотом ручки, опускаемся по наклонной линии до верхней линеечки рабочей строки, выполняем качалочку и поднимаемся по крючку на 1/3, далее пишем секрет (в средней третьей части дополнительной строки), по секрету наклонная линия, клюшка влево.
2. В середине дополнительной строки крючок с поворотом ручки, наклонная до верхней линеечки, качалочка, крючок до середины, секрет, по секрету наклонная, клюшка влево.