Цвет
Мы привыкли, что мир вокруг нас разноцветный и яркий. Мы привыкли опираться на цветовое описание окружающих предметов. Но что же такое цвет?
Свет - это электромагнитная волна, распространяющаяся в пространстве с определенной скоростью. Величину, которую может воспринимать человеческий глаз, называют видимым светом. Попадая на сетчатку глаза, видимый свет улавливают особенные клетки глаза. Именно они помогают нашему мозгу разложить свет на цвета.
Все видимые нами в окружающем мире цвета делят на
- хроматические (спектральные и неспектральные)
- ахроматические (черный, белый, серые),
- их смеси.
В 1665 г. Иссак Нютон впервые поставил опыт со стеклянной призмой. Он показал, что радуга - это смесь цветных лучей, из которых на самом деле состоит белый цвет. Оказалось, что призма не изменяет белый цвет, а разлагает его на простые составные части, смешав которые, можно снова получить исходный белый цвет. Ньютону удалось вывести учение о цвете из неопределенности и путаницы на прямую научную дорогу.
Пропуская луч света через стеклянную призму, ученый Исаак Ньютон доказал, что солнечный свет состоит из различных цветов.
Преломляясь в призме, он образует спектр.
Для большинства из нас спектр состоит из 6 или 7 цветов, но приборы выделяют более 100 оттенков.
Белый цвет составляют три основных цвета, называемых «первичными цветами». Это — оранжево-красный, зеленый и фиолетово-синий.
В спектре представлены еще три смешанных цвета, которые видны невооруженным глазом. Они называются «второстепенные цвета». Это зеленовато-голубой, желтый и пурпурно-красный. Второстепенные цвета можно получить при смешении других оттенков.
Цвета соответствуют длине волн, которые воспринимает человеческий глаз.
Насекомые и животные воспринимают другие длины волн и видят другие цвета.
Оттенок — это цвет без добавления черной или белой краски, например желтый, красный, синий, зеленый. При соединении с белым цветом и другими оттенками получается полутон, например розовый и слоновая кость. При соединении чистого оттенка, черного и белого получается тон.
Это — желтовато-коричневый, бежевый, серый. Красная краска в банке выглядит черной. Там, где нет световых лучей, нет цвета. В темной комнате мы не видим и не различаем цветов, потому что их нет.
Цвет предмета зависит от материала, из которого создан данный предмет, и его освещения. Оранжево-красный свитер выглядит так потому, что краситель, который использовали для окраски шерсти, отражает оранжево-красную часть световых лучей и поглощает фиолетово-синюю и зеленую часть спектра.
Характеристика цвета
Для характеристики цвета используют понятия:
- цветовой тон — качество цвета, определяемое длиной световой
волны и приравниваемое к одному из спектральных или неспектральных (пурпурных) цветов. Цветовой тон дает название цвету.
- насыщенность (чистота) — это процентная доля чистого спектрального цвета в общей яркости данного цвета
- светлота (яркость) - степень отличия данного цвета от черного.
Цвет имеет огромное значение. Он может влиять на настроение человека, его мышление. Цвет активно используют психологи. Так же ученые отмечают, что во времени значение цвета для человека так же менялось.
Можно выделить два больших периода. Первый — донаучный — с доисторических времен до конца XVI в., второй — научный — с XVII в. до настоящего времени. В донаучный период отношение древних людей к цвету было религиозно-практическое. Эстетической составляющей не было. Люди выделяли лишь несколько цветов из всей палитры, наделяя их особым смыслом. Например у древних народов Африки символически значимыми были три цвета: красный, ассоциировавшийся с огнем и кровью, черный — с землей и белый — с молоком матери как источником жизни детей.
С развитием земледелия и скотоводства у древних людей актуализируются такие важные для их жизни понятия, как солнце, небо, вода, земля и растительность на земле. С ними ассоциировались цвета:
красный (солнце)
синий (небо и вода)
черный, желтый или цвет
красной охры (земля)
зеленый — растительность
С развитием философии развивалась и эстетика. Люди все больше начинают осознавать красоту как таковую. В античный период появилось понимание гармонии цветосочетаний, палитра расширилась. Цвета делят на грубые и культурные. В соответствии с античной мифологией выделяются цвета, символизирующие цвета стихий, света и тьмы.
После античности в эпоху средневековья цвет снова стал ассоциироваться с религией, но уже с христианством. К «божественным» цветам относились золотистый, красный, голубой, белый, зеленый, пурпурный.
Они считались прекрасными и почитались. Серые, коричневые, многие смешанные цвета считались будничными, прозаичными и
презирались.
Культура ислама в странах Ближнего Востока также выделяла цвета благородные, считавшиеся красивыми. К таковым относились белый, золотой, красный, голубой, зеленый, жемчужный. Остальные цвета считались некрасивыми. Идеал культуры ислама — райский сад и ковер — метафора райского сада. Рай представлялся «садом небытия», «садом блаженства». Мавзолеи, гробницы, храмы (мечети), богословские школы — медресе — украшались цветочным орнаментом.
Стены архитектурных сооружений по цветистости, узорчатости напоминали ковры. Любимые сочетания цветов в колористике зданий, одежды, утвари — это золотой, серебряный, темно-зеленый, белый, шафраново-желтый, фиолетовый, синий, голубой, оранжево-красный.