№ _______________
Дата______________
Биология 9 класс
Учитель: _____________________
Тема урока: Чувство любви – основа брака и семьи
Цель урока: познакомить учащихся с понятием любовь.
Задачи:
Образовательная: сформировать понятие о любви как основе брака и семьи, узнать чем половое влечение отличается от чувства любви, выяснить функции семьи, а также, чем отличается психическая зрелость отличается от физической.
Развивающая: развивать коммуникативные навыки детей; развивать умение работать с дополнительным материалом, умения обобщать и анализировать полученную информацию.
Воспитательная: воспитывать любовь к природе. Продолжить нравственное, трудовое, эстетическое воспитание обучающихся путем рациональной организации на уроке активной познавательной деятельности всех обучающихся.
Ход урока
Организационный этап
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
В жизни каждого человека семья - начало начал. В семье ребёнок приобретает первые знания и умения. Семья становится для него основной школой воспитания чувств, где формируется потребность любить и быть любимым.
Изучение нового материала
Наука о любви - аморология. (запись в тетради)
Какой бывает любовь?
Задание: Используя прилагательные-антонимы, (запись на доске) выразите мнение о том, какой бывает любовь?
Долгая - (короткая),
счастливая - (несчастная),
страстная - (спокойная),
взаимная - (безответная),
земная – (неземная).
Какие прилагательные наиболее полно выражают ваше представление о любви?
(Беседа с обучающимися по заданию).
Вопросы:
Продолжите: любовь – это……
Как вы считаете "Любви все возрасты покорны?”.
Какой финал любовных отношений для вас наиболее логичен?
учеными доказано, что любовь между мужчиной и женщиной является эмоциональным отражением сложнейших биохимических процессов, протекающих в их организмах. Оказалось, что влюбленность и зрелая любовь связаны с образованием принципиально разных веществ. Эмоциональный подъем, прилив сил, способность к неадекватным поступкам – характерные проявления влюбленности.
Г.А.Гухман (автор учебного пособия "Естествознание”) пишет: " Симптомы любви и стресса подозрительно похожи друг на друга, потому что пути перемещения химических веществ в обеих ситуациях одни и те же”.
Aмфетамины: фенилэтиламин и адреналин - эти вещества влияют на появление чувства влюбленности.
Отчего же состояние влюбленности столь не продолжительно?
Объясняется это тем, что повышение концентрации фенилэтиламина в крови не беспредельно. Его активная выработка длится до 4 – лет. Затем в организме возрастает привыкание к фенилэтиламину, что невольно ослабляет степень его воздействия. И, наконец, мозг включает защитные механизмы от чрезмерного возбуждения и вырабатываются эндорфины– вещества, которые действуют успокаивающе на нервную систему.
Благодаря эндорфину – естественному болеутоляющему веществу – происходит постепенный переход от влюбленности к состоянию уравновешенности, счастья, надежности и спокойствия, являющимся проявлением зрелой любви.
В то же время как в период бурного образования фенилэтиламина, так и в период, сопровождающийся активным выделением эндорфина, организм вырабатывает
Окситоцин – вещество, повышающее чувствительные системы и стимулирующее сокращение мышц. Окситоцин несет на себе ответственность за физическую близость возлюбленных.
(Продолжается ведение записи в тетради)
Результатом беседы является формулирование обучающимися вывода:
Эндорфины выделяются в кровь и соответствуют стадии зрелой любви.
Окситоцин гормон, который воздействует на физиологическом уровне на обеих стадиях.
Стадии любви
1 стадия. Стадия влюбленности
Амфетамины – обладающих мощным физиологическим действием на обмен веществ и регулирующих ряд функций организма.
Но, как ни прискорбно, пребывание в состоянии влюбленности долгое время вредно для организма. Связано это с химическими свойствами амфетаминов. Все эти реакции сопровождаются выделением в организм токсичных веществ. Установлено: чем выше концентрация амфетаминов, тем больше токсинов выделяется.
В результате влюбленный худеет, бледнеет, плохо спит, теряет аппетит и прочее. Правда, при этом общее самочувствие хорошее, а также повышен иммунитет. По данным медицинской статистики, влюбленные не болеют гриппом в период эпидемии.
Но, тем не менее, для организма в целом состояние влюбленности изнурительно, и долго пребывать в нем опасно. Чтобы организм выжил, природа включает приспособительные механизмы, тормозящие выработку амфетаминов, меняя их на другие соединения – эндорфины. Начало выработки веществ этого класса говорит об угасании любовной лихорадки и переходе на новую, вторую, стадию отношений.
2 стадия.
"Воздействие эндорфинов на развитие чувства”.
Таким образом, биологические функции эндорфина - это обезболивание, влияние на поведение (питание, эмоции, обучение), регуляция температуры тела и кровяного давления, стимуляция сокращений мышц полового тракта. Считается, что эндорфины контролируют деятельность эндокринных желез в организме человека.
Всё живое стремится к продолжению рода, к воспроизведению себе подобных. В основе этого лежит половой инстинкт. Он порождает половое влечение — особое отношение особи одного пола к особи противоположного пола. Оно является врождённым, подсознательным чувством, присущим и животным, и человеку.
Половое влечение у человека может перерасти в устойчивое эмоциональное чувство — любовь. Любовь включает в себя влечение, но не сводится к нему. Любовь — явление социальное, она полнее, красивее животного полового инстинкта.
3 стадия. Гармония любви. Воспитание чувств.
Эта стадия связана с угасанием выработки эндорфина. Если концентрация эндорфинов в крови постепенно снижается, то наступает переход в стадию угасания отношений. Трагедия многих союзов в том, что скорость этого процесса у разных организмов разная. Если у одного выработка эндорфинов закончена, а у другого еще нет, то начинаются трагедии несчастной любви и разбитых сердец.
Итак, с выработкой каких веществ в организме связано появление чувства влюбленности?
С помощью какого вещества осуществляется переход на стадию зрелой любви?
Эти вещества обладают наркотическими свойствами. Однако, будучи синтезированы в самом организме, они не разрушают его в отличие от наркотиков, привнесенных извне.
Для гармоничной любви не достаточно одного только влечения, обусловленного взаимной симпатией. Общность интересов, соответствие уровней интеллектуального развития, стремление к взаимопониманию и совместным радостям – вот далеко не полный перечень того, что позволит нашей любви быть долгой, счастливой, взаимной, страстной и спокойной, земной и неземной.
Самостоятельная работа.
Работа по учебнику с.95. Что значит физическая и психическая зрелость?
Заключение.
Развитие любви может пойти двумя путями: уважение, взаимопонимание и счастливая старость или отчужденность, ссоры, расставание.
Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка в дол глядит,
Стояла ты, младая фея, Тютчев Ф.И.
домашнее задание письменно на вопросы