СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок. Чувство любви — основа брака и семьи.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок. Чувство любви — основа брака и семьи.»

Урок № 12 (9А-11.10; 9Б-11.10)

Тема: Чувство любви — основа брака и семьи.

Цель: познакомить учащихся с понятием любовь, раскрыть возможный механизм возникновения этого эмоционального чувства, раскрыть в процессе урока моральную, психологическую, социальную значимость понятий «брак», «семья».

Задачи урока:

Образовательная: сформировать понятие о любви как основе брака и семьи, узнать, чем половое влечение отличается от чувства любви, выяснить функции семьи, а также, чем отличается психическая зрелость отличается от физической.

Развивающая: развивать коммуникативные навыки детей; развивать умение работать с дополнительным материалом, умения обобщать и анализировать полученную информацию.

Воспитательная: развивать нравственное, трудовое, эстетическое воспитание обучающихся путем рациональной организации на уроке активной познавательной деятельности всех обучающихся.

Планируемые результаты:

Личностные: уметь выражать и аргументировать свою точку зрения.

Метапредметные:  уметь применять информацию, полученную на уроках, преобразовывать её и применять в новых условиях, в жизненных ситуациях.

Предметные:  умение представлять чувство «любовь», как результат рефлекторных механизмов психических процессов высшей нервной деятельности человека, представлять какова суть биохимических и физиологических процессов в состоянии любви.

Технологии: интерактивного обучения, проблемного обучения, здоровьесберегающая технология.

Оборудование: карточки задания, компьютер, песня «Милая моя» в исполнении Юрия Визбора, кружки разных цветов.


ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний

-Что называют эмоциями? Чем эмоции отличатся у человека и у животных?

-Какие структуры ГМ отвечают за формирование эмоций?

-Опишите виды эмоций.

-Проявления эмоций и управление ими.


III. Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся.Психологический настрой.

Учитель. Всё живое стремится к продолжению рода, к воспроизведению себе подобных. В основе этого лежит половой инстинкт. Он порождает половое влечение — особое отношение особи одного пола к особи противоположного пола. Оно является врождённым, подсознательным чувством, присущим и животным, и человеку. Половое влечение у человека может перерасти в устойчивое эмоциональное чувство —любовь. 

На данном уроке речь пойдет о любви. Слово “люблю” мы произносим довольно часто.

-Как вы считаете, в связи с чем и по отношению к кому оно употребляется? (выслушивается мнение обучающихся)

Влечение душ порождает дружбу.

Влечение ума порождает уважение.

Влечение тела порождает желание.

Соединение трех влечений

Порождает любовь.

                               «Ветка персика»  (Индия, III в. До н.э.)

Этот комплекс влечений – тела, ума и души – составляет любовь – важнейшее из всех высших чувств человека, соединяющее в себе счастье и мучения, наслаждение и страдание, воплощающее в значительной мере смысл жизни.


Сегодня мы поговорим о любви между мужчиной и женщиной. Какова она?

Приём «Микрофон»

 Закончите предложение «Любовь – это …»


Любо́вь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии (запись в тетрадь)


Игра «Дальше, дальше, дальше». Учащиеся предлагают свои характеристики любви.

Любовь бывает…безответная, … взаимная, ...бескорыстная,…неразделённая и тд.


Учитель. Во имя Её воздвигли Тадж-Махал и разрушили Трою. Боги ради неё превращались в быков и проливались золотыми дождями, поэты спускались в Аид, а герои похищали огонь у небес.

Бунин сказал, что в литературе есть только две достойные темы: смерть и Она. Гениев Она превращала в простаков, а простакам давала вдохновение гениев. Она стала основой одной из мировых религий (“Возлюби ближнего, как самого себя”). Сердце женщины знает о Ней всё, а мужские умы заняты Ею всегда. Ради Неё заступники королев поднимались на эшафот, а короли торопились в лачуги. Все слышали её имя, но никто на свете не смог Её правильно назвать.

Наука о любви - аморология. 

Проблемный вопрос. Как вы считаете “Любви все возрасты покорны?”.


IV. Восприятие и усвоение учащимися нового материала.

Выделением каких веществ в организме человека а сопровождается любовь и какими процессами обеспечивается?

Сообщение учащегося «Химия любви». (Ведение записи в тетради)

Учеными доказано, что любовь между мужчиной и женщиной является эмоциональным отражением сложнейших биохимических процессов, протекающих в их организмах. Оказалось, что влюбленность и зрелая любовь связаны с образованием принципиально разных веществ. Эмоциональный подъем, прилив сил, способность к неадекватным поступкам – характерные проявления влюбленности. Их вызывает образующийся фенилэтиламин ( ФЭН, содержащийся, кстати, и в шоколаде), оказывающий возбуждающее действие. Обращает на себя внимание то, что проявления влюбленности очень напоминают реакцию человека на стресс. Не случайно влюбленные ведут себя подобно человеку в стрессовом состоянии: адреналин и фенилэтиламин – представители одного класса веществ, известного под названием амины. Г.А.Гухман (автор учебного пособия “Естествознание”) пишет: “ Симптомы любви и стресса подозрительно похожи друг на друга, потому что пути перемещения химических веществ в обеих ситуациях одни и те же”.

Фенилэтиламин и адреналин - эти вещества влияют на появление чувства влюбленности.

Отчего же состояние влюбленности столь не продолжительно?

Объясняется это тем, что повышение концентрации фенилэтиламина в крови не беспредельно. Его активная выработка длится до 4 – лет. Затем в организме возрастает привыкание к фенилэтиламину, что невольно ослабляет степень его воздействия. И, наконец, мозг включает защитные механизмы от чрезмерного возбуждения и вырабатываются эндорфины– вещества, которые действуют успокаивающе на нервную систему. Этим обеспечивается благостное, светлое, спокойное состояние человека. Образование эндорфина резко снижается при переживаниях, именно поэтому при потере возлюбленного многие испытывают не только душевную, но даже и физическую боль. Благодаря эндорфину – естественному болеутоляющему веществу – происходит постепенный переход от влюбленности к состоянию уравновешенности, счастья, надежности и спокойствия, являющимся проявлением зрелой любви.

В то же время как в период бурного образования фенилэтиламина, так и в период, сопровождающийся активным выделением эндорфина, организм вырабатывает

Окситоцин – вещество, повышающее чувствительные системы и стимулирующее сокращение мышц. Окситоцин несет на себе ответственность за физическую близость возлюбленных.

Результатом беседы является формулирование обучающимися вывода:

Эндорфины выделяются в кровь и соответствуют стадии зрелой любви.

Окситоцин гормон, который воздействует на физиологическом уровне на обеих стадиях.

Стоит ли, говоря о чувствах, переходить на язык науки?

Сообщение учащегося «Стадии любви»

1 стадия. Стадия симпатии. Из дофамина в мозговом слое надпочечников вырабатываются последовательно норадреналин (гормон агрессии), а затем адреналин (гормон тревоги). Этот процесс контролируется стволом головного мозга. 

Но, тем не менее, для организма в целом состояние влюбленности изнурительно, и долго пребывать в нем опасно. Чтобы организм выжил, природа включает приспособительные механизмы, тормозящие выработку амфетаминов, меняя их на другие соединения – эндорфины. Начало выработки веществ этого класса говорит об угасании любовной лихорадки и переходе на новую, вторую, стадию отношений. В общепринятом смысле это переход к стабильным, может быть, семейным отношениям, сопровождающимся ощущением внутреннего комфорта, радости, счастья. В отличие от первой стадии вторая лишена надрыва, нервного истощения, полна спокойствия и умиротворенности, что связано с присутствием гормонов радости – эндорфинов.

2 стадия. Стадия влюбленности. На данной стадии чувства любви развиваются под действием эндорфинов и окситоцина.

Эндорфин – общее название эндогенных (внутреннего происхождения) пептидов, обладающих опиоидной активностью. Эндорфин – представитель группы химических соединений, которые вырабатываются в головном мозге, обладают способностью уменьшать боль аналогично опиатам и влиять на эмоциональное состояние. Эндорфин приводит человека в состояние эйфории, его иногда называют “ природным наркотиком” или “ гормоном радости”. 

3 стадия. Гармония любви. Воспитание чувств.

Эта стадия связана с угасанием выработки эндорфина. Если концентрация эндорфинов в крови постепенно снижается, то наступает переход в стадию угасания отношений. Трагедия многих союзов в том, что скорость этого процесса у разных организмов разная. Если у одного выработка эндорфинов закончена, а у другого еще нет, то начинаются трагедии несчастной любви и разбитых сердец.


Минутка отдыха. Прослушивание песни «Милая моя» в исполнении Ю. Визбора.


Учитель. Физическое влечение в нашем социальном окружении неотделимо от образования семьи, рождения детей, реализует потребность в продолжении рода. Но кроме физического влечения, у человека есть еще потребность в общении, обмене мыслями, убеждениями – интеллектуальное влечение. В жизни каждого человека семья - начало начал. В семье ребёнок приобретает первые знания и умения. Семья становится для него основной школой воспитания чувств, где формируется потребность любить и быть любимым.

Работа с учебником, с.94, определение брака.

Брак — это юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождаю­щий для них взаимные права и обязанности.

«Семья и её функции» - фронтальная работа с учебником, с.94(запись в тетрадь)

Любовь — основа для вступления в брак, создания семьи. Малую социальную группу, основанную на браке или кровном родстве, где её члены связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью, называют семьёй. Различают первичную (родительскую) и вторичную (супружескую) семьи. Важная функция семьи — репродуктивная. Материнство и отцовство — осознанный и ответственный выбор и долг. Воспитательная функция семьи заключается в передаче детям потребности вести здоровый образ жизни, формировании у них нравственных ценностей и норм, трудовых навыков, приобщении их к взаимодействию с другими людьми. Финансовая функция-ведение совместного бюджета и хозяйства.

Общественную и индивидуальную функцию семьи.

Игра «Коллективное творчество». Учащиеся отвечают на вопрос.

- Какие качества необходимы мужчине и женщине для создания семьи, с.95

Вывод: между мужчиной и женщиной должна быть взаимность.


Работа с дополнительными источниками информации (индивидуальная по карточке с текстом)

Ответить на вопросы.

-Что такое семейное право?

- Какой возраст установлен законом для вступления в брак?

-Назовите принципы правого регулирования семейно-брачных отношений.

Текст.

Семейное право — отрасль права, которая содержит нормы, регулирующие отношения, возникающие в свя­зи со вступлением в брак, созданием семьи, воспитани­ем детей, определяющие права и обязанности супругов, родителей, детей.

Основной источник семейного права: Семейный кодекс Рос­сийской Федерации (СК РФ), введённый в действие в 1996 г.

Важную роль в оценивании поведения человека как члена семейного коллектива играют основные принци­пы правового регулирования семейно-брачных отноше­ний. Эти принципы отражают и юридически закрепля­ют правовые и моральные взгляды общества на брак и семью.

Обратимся к законодательной базе брака: «Семейный кодекс» РФ, Статья 13. Брачный возраст

1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Семейно-брачные отношения имеют чрезвычайно важное значение для каждого человека и для всего госу­дарства. Отсюда возникает необходимость их правовой регламентации.

Основные принципы правового регулирования семейно-брачных отношений в РФ:

1) добровольность брачного союза;

2) равенство прав супругов в семье;

3) разрешение внутрисе­мейных споров по взаим­ному согласию;

4) приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии;

5) обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних (лиц до 18 лет) и нетрудоспособных членов семьи.

Брак заключается путём регистрации в органах запи­си актов гражданского состояния (ЗАГС). Законным суп­ругам выдаётся свидетельство о браке.


Заслушивается ответ и комментируется учащимися.

V. Обобщение и систематизация знаний.

Приём «Микрофон»

Ответ обучающихся на проблемный вопрос, поставленный в начале урока: “Любви все возрасты покорны?”.



VI. Рефлексия.

Поднимите кружок, который соответствует вашему настроению сегодня на уроке.


VII. Д/З §36, составьте синквейн к слову « любовь»


VIII. Подведение итогов урока.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!