Методические рекомендации
Ч то з н а ч ит Быть взрослым?
5 - 7 к л а с с ы
Высокие нравственные идеалы
14 октября 2024 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 5-7 классов по теме
«ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВЗРОСЛЫМ?»
Цели занятия. Формирование у обучающихся представлений о взрослости, о характеристиках взрослого человека, о взаимосвязи между понятиями «взросление» и «ответственность».
Формирование у обучающихся понимания, что качества и навыки
взрослого человека не появляются внезапно, а формируются постепенно на
протяжении всего процесса взросления.
Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы
Основные смыслы. Взрослость не определяется только возрастными рамками. Быть взрослым – это нести ответственность за свои решения, действия и их последствия, нести ответственность за свою семью и свою страну.
Отличительные черты взрослого человека – самостоятельность как возможность определять направления своих действий, эмоциональная зрелость как способность контролировать свои эмоции и состояния, не бояться ошибаться и признавать свои ошибки.
Активная жизненная позиция, финансовая самостоятельность, созидательный труд, умение жить в соответствии с духовно-нравственными ценностями общества, умение противостоять жизненным трудностям – ключевые характеристики взрослости.
Взрослыми становятся постепенно, качества и навыки, необходимые для
взрослой жизни, можно и нужно развивать еще будучи детьми.
Продолжительность занятия: 30 минут
Партнер занятия: ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» - https://mgppu.r u/
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение, работа в группах.
занятие включает просмотр видеоматериалов.
Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
- видеоролики,
- презентация.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Часть 1. Мотивационная.
Учитель организует просмотр видео анонса занятия от Полины
Айнутдиновой.
С целью подготовки обучающихся к последующему обсуждению темы занятия учитель организует беседу, направленную на раскрытие характеристик взрослости, способствует активному вовлечению школьников
в обсуждение, организует обмен мнениями.
Далее учитель предлагает ребятам выполнить интерактивное задание, ориентированное на оценку поступков ребенка 6 лет и подростка 14 лет. Данное задание не только способствует раскрытию основных смыслов занятия, но и направлено на развитие аналитических навыков, сопоставление фактов и формирование умения делать выводы.
Подводя итоги обсуждения, учитель акцентирует внимание обучающихся на таких качествах взрослого человека, как ответственность, самостоятельность, проявление заботы о своей семье.
Часть 2. Основная.
Продолжая тему ответственности, как важнейшего признака взрослости, учитель демонстрирует школьникам выпуск юмористического киножурнала для детей «Ералаш» «Путевка в жизнь». В ходе обсуждения сюжета учитель ориентирует учеников на анализ собственных поступков, связанных с проявлением ответственности и принятием взвешенных решений.
После организованной беседы учитель переходит к характеристике конкретных примеров с целью отработки у обучающихся навыков анализа своих действий. Учитель задает обучающимся вопросы на оценку личностной
ответственности, а также вопросы о проявлении самостоятельности дома, в
учебе и в принятии решений.
Для иллюстрации процесса взросления человека и изменения его отношения к реакции родителей на его поступки. Обучающимся предлагается выполнить задание на сравнительный анализ двух ситуаций, происходящих с человеком в разном возрасте, общим для этих ситуаций является значимость реакции родителей на его поведение:
Р е б ен о к по л у ч и л д в ой к у , ег о м ы с л и « Г л а в н о е , ч т о б ы б ы м а м а н е узн а л а д о дня рождения…»
Молодой человек держит путевку на море с надписью «Лучшей маме на свете!», его мысли «Главное, чтобы бы мама не узнала до дня рождения……»
В результате сопоставления ребята самостоятельно или с помощью учителя должны сделать вывод, что взросление не происходит мгновенно, это постепенный процесс, который включает в себя множество этапов. Шаг за шагом человек учится быть ответственным, учится заботиться о семье, о близких людях, о своей стране. Взрослея, человек приобретает навыки принятия решений, учится делать выбор и брать на себя ответственность за последствия своих действий.
Для иллюстрации понятий, связанных со взрослением, таких как терпение, поддержка, понимание, забота, ответственность, желание познавать что-то новое, приобретать новые навыки, готовность признавать свои ошибки и учиться на них, учитель демонстрирует фрагмент из мультипликационного фильма «Просто о важном. Про Миру и Гошу. Ошибаться не страшно». В ходе просмотра обучающиеся должны выявить качества взрослого человека, проявленные в поведении папы и мамы, в их реакции на неудачный опыт приготовления блинов детьми и сделать выводы:
- не надо бояться совершать ошибки;
- поддержка и понимание со стороны близких людей помогают
справиться с неудачами и двигаться дальше;
- процесс взросления каждый проходит по-своему и это требует
терпения и понимания;
- готовность нести ответственность за свои поступки и желание их исправить делает человека сильнее и увереннее в себе;
- важно извлекать уроки из своих ошибок.
Далее учитель демонстрирует видеообращение известного российского шеф-повара, ресторатора и телеведущего Константина Ивлева.
Для повторения и закрепления материала учитель предлагает
обучающимся перечислить те качества взрослого человека, которые были уже упомянуты в ходе занятия, а также дополнить список этих качеств.
Могут быть перечислены следующие качества взрослого человека:
ответственность, самостоятельность, забота о близких, финансовая независимость, не бояться совершать ошибки, уметь принимать важные решения и т.д.
Дополнительно учитель может предложить обучающимся выполнить
игровое задание «Скажи иначе».
Часть 3. Заключительная.
В заключительной части занятия учитель обсуждает с ребятами ценности каждого возраста и необходимость сохранения некоторых детских качеств во
взрослой жизни, таких как любопытство и открытость. Учитель призывает учеников задуматься о преимуществах различных этапов жизни и определить, какие детские черты могут быть полезны в будущем.
ПОСТРАЗГОВОР
Участие в мероприятиях, в которых обучающиеся могут взять на себя роль организаторов; участие в реальных проектах (благотворительные акции, волонтерские программы, экологические инициативы).
Виртуальные и реальные экскурсии в организации, где можно
познакомиться с профессиями, требующими высокой степени ответственности: пожарные станции, больницы, социальные службы, чтобы наглядно увидеть, как ответственность проявляется в профессии.
Изучение биографий известных людей, которые своим примером
демонстрируют важность ответственности и активной жизненной позиции.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Литература. А.С. Пушкин «Дубровский», В. Г. Распутин «Уроки
французского», Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Материалы Института воспитания «Что значит быть взрослым?», книги, мультфильмы и фильмы (методические рекомендации по совместному прочтению и просмотру). https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn-- p1ai/upload/iblock/863/h4wm882a70lvg0idzodcrtamaynz12c7.pdf
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Благодарность и уважение к родителям и старшим за их опыт и
поддержку на пути к взрослости.