ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- авторской программы М.И.Моро, С.И.Волковой, С.В.Степановой «Математика»;
- учебного плана МБОУ «СОШ с.Ильичёвское»;
- положения о рабочей программе МБОУ «СОШ с.Ильичёвское».
Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежами и измерительными приборами.
Основными целями начального обучения математике являются:
математическое развитие младших школьников;
формирование системы начальных математических знаний;
воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
развитие познавательных потребностей;
развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечивает осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:
сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приема. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоретических положений (переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.);
рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребенка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;
система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени.
Адаптированная цель данного курса: создание условий выполнения требований Стандарта через обеспечение получения качественного начального общего образования обучающимися с НОДА, по итоговым достижениям полностью соответствующим требованиям к результатам освоения, определенным ФГОС НОО, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся данной группы, развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.
Коррекционно-развивающая направленность данного курса:
развитие внимания: свойств внимания – концентрации, объема, устойчивости, переключаемости, распределения;
развитие памяти: свойств памяти - объем, точность, скорость процессов запоминания;
развитие восприятия: умение воспринимать, различать и сравнивать предъявляемые сенсорные эталоны;
развитие мышления: овладение основами логических операций и действий сравнения, анализа, синтеза, сериации, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений и умозаключений, отнесения к известным понятиям и обозначение речевыми высказываниями; а также развитие процессов символизации, понимания и употребления логико-грамматических конструкций;
развитие мотивационно - регулятивного компонента деятельности (освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии): способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; способность к приемами анализа, систематизации информации, способами ее получения, хранения, переработки; понимание причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
развитие пространственно-временных отношений: ориентировка в микро- и макропространстве, ориентировка во временных представлениях (части суток, дни недели, времена года и т.д.)
Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология).
В соответствии с Образовательной программой рабочая программа рассчитана на 4 учебных часа в неделю, что составляет 136 учебных часов в год.
Для организации учебно-познавательной деятельности используются следующие технологии:
адаптивного обучения,
игровая,
коммуникативная,
ИКТ,
проектная,
исследовательская,
здоровьесберегающая.
Для формирования ключевых образовательных компетенций используются такие средства, формы и приемы обучения, как:
интерактивные технологии;
метод сотрудничества;
методики проектирования;
дифференцированный подход;
деятельностный подход;
работа по алгоритму и др.
Виды и формы организации учебного процесса:
программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт;
используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (102 ч)
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (6 ч)
Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).
Уравнение. Решение уравнения.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Табличное умножение и деление (48 ч)
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.
Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления.
Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.).
Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х : 4 = 9, 27 : х = 9.
Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними.
Площадь прямоугольника (квадрата).
Практическая работа: Площадь; сравнение площадей фигур на глаз, наложением, с помощью подсчета выбранной мерки.
Доли
Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей.
Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.
Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Практическая работа: Круг, окружность; построение окружности с помощью циркуля.
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (22 ч)
Умножение суммы на число. Деление суммы на число.
Устные приемы внетабличного умножения и деления.
Деление с остатком.
Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.
Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, а • b, c: d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Уравнения вида х – 6 = 72, х: 8 = 12, 64: х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Числа от 1 до 1000. Нумерация (10 ч)
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете.
Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел.
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Практическая работа: Единицы массы; взвешивание предметов.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (7 ч)
Устные приемы сложения и вычитания, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приемы сложения и вычитания.
Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.
Решение задач в 1 – 3 действия на сложение, вычитание в течение года.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (9 ч)
Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.
Решение задач в 1 – 3 действия на умножение и деление в течение года.
Итоговое повторение (3 ч)
Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий.
Решение уравнений.
Решение задач изученных видов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «МАТЕМАТИКА»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащегося будут сформированы:
навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
понимание значения математических знаний в собственной жизни;
понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
начальные представления об универсальности математических способов познания окружающего мира;
осознание значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
осознанное проведение самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
интерес к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира, и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Учащийся научится:
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные
Учащийся научится:
устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
стремление полнее использовать свои творческие возможности;
общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Учащийся получит возможность научиться:
умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения, взятого на себя обязательства для общего дела.
Учащийся получит возможность научиться:
умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Числа и величины
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе
Учащийся получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Учащийся научится:
выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без скобок)
Учащийся получит возможность научиться:
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях, входящих в него букв;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Учащийся научится:
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;
Учащийся получит возможность научиться:
различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
читать план участка (комнаты, сада и др.).
Геометрические величины
Учащийся научится:
измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними
Учащийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
Работа с информацией
Учащийся научится:
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы
Учащийся получит возможность научиться:
читать несложные готовые таблицы;
понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу обучения в третьем классе ученик научится:
называть:
последовательность чисел до 1000;
число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
единицы длины, площади, массы;
названия компонентов и результатов умножения и деления;
виды треугольников;
правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них);
таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
понятие «доля»;
определения понятий «окружность», «центр окружности», «радиус окружности», «диаметр окружности»;
чётные и нечётные числа;
определение квадратного дециметра;
определение квадратного метра;
правило умножения числа на 1;
правило умножения числа на 0;
правило деления нуля на число;
сравнивать:
различать:
отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;
компоненты арифметических действий;
числовое выражение и его значение;
читать:
числа в пределах 1000, записанные цифрами;
воспроизводить:
результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;
соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;
соотношения между единицами массы: 1 кг = 1000 г;
соотношения между единицами времени: 1 год = 12 месяцев; 1 сутки = 24 часа;
приводить примеры:
двузначных, трёхзначных чисел;
числовых выражений;
моделировать:
десятичный состав трёхзначного числа;
алгоритмы сложения и вычитания, умножения и деления трёхзначных чисел;
ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка;
упорядочивать:
анализировать:
текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;
готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;
классифицировать:
треугольники (разносторонний, равнобедренный, равносторонний); числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трёхзначные);
конструировать:
тексты несложных арифметических задач;
алгоритм решения составной арифметической задачи;
контролировать:
оценивать:
готовое решение учебной задачи (верно, неверно);
решать учебные и практические задачи:
записывать цифрами трёхзначные числа;
решать составные арифметические задачи в два-три действия в различных комбинациях;
вычислять сумму и разность, произведение и частное чисел в пределах 1000, используя устные и письменные приемы вычислений;
вычислять значения простых и составных числовых выражений;
вычислять периметр, площадь прямоугольника (квадрата);
выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи.
К концу обучения в третьем классе ученик получит возможность научиться:
выполнять проверку вычислений;
вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);
решать задачи в 1-3 действия;
находить периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата); читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000;
выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100;
выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел е пределах 1000;
классифицировать треугольники;
умножать и делить разными способами;
выполнять письменное умножение и деление с трехзначными числами;
сравнивать выражения;
решать уравнения;
строить геометрические фигуры;
выполнять внетабличное деление с остатком;
использовать алгоритм деления с остатком;
выполнять проверку деления с остатком;
находить значения выражений с переменной;
писать римские цифры, сравнивать их;
записывать трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать числа;
сравнивать доли;
строить окружности;
составлять равенства и неравенства.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по математике должны учитываться психологические возможности младших школьников, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребёнка.
Система оценки достижений планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения матемакике в третьем классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его повышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по математике. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Текущий контроль по математике осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или арифметического диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определённого умения.
Тематический контроль по математике проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбирают узловые вопросы программы: приёмы устных вычислений, измерение величин и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работ, на выполнение которых отводится 5-6 минут урока.
Основание для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ. Однако последним придаётся наибольшее значение.
В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из её целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по математике в третьем классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.
Нормы оценок по математике
Работа, состоящая из примеров | Работа, состоящая из задач | Комбинированная работа | Контрольный устный счёт |
«5» - без ошибок. | «5» - без ошибок. | «5» - без ошибок. | «5» - без ошибок. |
«4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки. | «4» - 1-2 негрубые ошибки. | «4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче. | «4» - 1-2 ошибки. |
«3» - 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубые ошибки. | «3» - 1 грубая и 3-4 негрубые ошибки. | «3» - 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным. | «3» - 3-4 ошибки |
«2» - 4 и более грубых ошибки | «2» - 2 и более грубых ошибки | «2» - 4 грубых ошибки | - |
Грубые ошибки:
вычислительные ошибки в примерах и задачах;
порядок действий; неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действия, лишнее действие);
не доведение до конца решения задачи, примера;
невыполненное задание.
Негрубые ошибки:
Нерациональные приёмы вычисления;
Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи;
Неверно оформленный ответ задачи;
Неправильное списывание данных;
Не доведение до конца преобразований.
За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается.
За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил орфографии и каллиграфии оценка снижается на 1 балл, но не ниже «3».
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, отметка выставляется в соответствии с таблицей:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование раздела | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание | 6 | Выполнять сложение и вычитание в пределах 100. Решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание. Выполнять действия, соотносить, сравнивать, оценивать свои знания. Называть компоненты и результаты сложения и вычитания. Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении. Находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащие сложение и вычитание (со скобками и без них). Обозначать геометрические фигуры буквами. Измерять стороны треугольника, Чертить отрезки заданной длины, делить их на части. Выполнять задания творческого и поискового характера: сбор, систематизация и представление информации в табличной форме; определение закономерности, по которой составлены числовые ряды и ряды геометрических фигур. Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы. Совместно оценивать результат работы. |
2 | Табличное умножение и деление | 21 | Использовать знания о конкретном смысле умножения при решении примеров. Закреплять знания о связи между компонентами и результатом умножения. Совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи. Определять чётные и нечётные числа, используя признак делимости на 2. Совершенствовать вычислительные навыки, используя знания таблицы умножения и деления на 3. Анализировать текстовую задачу с терминами «цена», «количество», «стоимость», выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. Анализировать текстовую задачу с величинами: масса одного предмета, количество предметов, общая масса, выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений. Вычислять значения числовых выражений в 2-3 действия со скобками и без скобок. Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений. Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях). Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 4. Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного. Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами. Составлять план решения задачи. Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи, обнаруживать и устранять ошибки логического характера, допущенные при решении. Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 5. Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 6. Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении её условия. Составлять таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 7. |
3 | Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление | 27 | Сравнивать геометрические фигуры по площади «на глаз», путём наложения одной фигуры на другую, с использованием подсчёта квадратов. Измерять площади фигур в квадратных сантиметрах. Решать составные задачи, совершенствовать вычислительные навыки. Выводить правило вычисления площади прямоугольника. Совершенствовать вычислительные навыки. Решать уравнения, задачи. Составлять таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 8. Вычислять значения числовых выражений с изучаемыми действиями. Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. Составлять таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 9. Измерять площади фигур в квадратных дециметрах. Находить площадь прямоугольника и квадрата. Измерять площади фигур в квадратных метрах. Находить площадь прямоугольника и квадрата Выполнять задания творческого и поискового характера. Дополнять задачи-расчёты недостающими данными и решать их. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. Умножать любое число на 1 и 0. Делить число на то же число и на 1. Выполнять деление нуля на число, не равное 0. Образовывать, называть и записывать доли. Находить долю величины. Совершенствовать умение решать задачи. Чертить окружность (круг) с использованием циркуля. Моделировать различное расположение кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации. Чертить диаметр окружности. Находить долю величины и величину по её доле. Переводить одни единицы времени в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Рассматривать единицы времени: год, месяц, неделя. Анализировать табель-календарь. Рассматривать единицу времени: сутки, закреплять представления о временной последовательности событий. |
4 | Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление | 22 | Знакомиться с приёмами умножения и деления на однозначное число двузначных чисел, оканчивающихся нулём. Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами. Знакомиться с приёмом деления двузначных чисел, оканчивающихся нулями. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, уравнения. Знакомиться с различными способами умножения суммы двух слагаемых на какое-либо число. Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения. Учиться умножать двузначное число на однозначное и однозначное на двузначное. Повторять переместительное свойство умножения и свойство умножения суммы на число. Решать задачи на приведение к единице пропорционального. Решать текстовые задачи арифметическим способом. Вычислять значения выражений с двумя переменными при заданных значениях, входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, свойства сложения, прикидку результатов. Делить различными способами на число сумму, каждое слагаемое которой делится на это число. Использовать правила умножения суммы на число при выполнении деления. Делить двузначное число на двузначное способом подбора. Учиться проверять умножение делением. Чертить отрезки заданной длины и сравнивать их. Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать (по рисунку) на вычислительной машине, осуществляющей выбор продолжения работы. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Разъяснять смысл деления с остатком. Решать примеры и задачи на внетабличное умножение и деление. Делить с остатком, опираясь на знание табличного умножения и деления. Решать простые и составные задачи. Рассмотреть случай деления с остатком, когда в частном получается нуль (делимое меньше делителя). Составлять и решать практические задачи с жизненным сюжетом. Проводить сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решать их. Составлять план решения задачи. Работать в парах, анализировать и оценивать результат работы. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. |
5 | Числа от 1 до 1000. Нумерация | 10 | Читать трёхзначные числа. Знакомиться с новой единицей измерения – 1000. Образовывать числа из сотен, десятков, единиц; называть эти числа. Образовывать числа натурального ряда от 100 до 1000. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать уравнения, задачи с пропорциональными величинами. Знакомиться с десятичным составом трёхзначных чисел. Записывать трёхзначные числа. Упорядочивать заданные числа, устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа. Увеличивать и уменьшать натуральные числа в 10 раз, в 100 раз. Решать задачи на кратное и разностное сравнение. Заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Рассматривать приёмы сложения и вычитания, основанные на знании разрядных слагаемых. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Рассматривать приёмы сравнения трёхзначных чисел. Выделять количество сотен, десятков, единиц. Переводить одни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их. в числе. Выполнять задания творческого и поискового характера: читать и записывать числа римскими цифрами; сравнивать позиционную десятичную систему счисления с римской непозиционной системой записи чисел. Читать записи, представленные римскими цифрами, на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков. Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. |
6 | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание | 7 | Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000, используя приёмы сложения и вычитания чисел, запись которых оканчивается нулями. Закреплять знания устной и письменной нумерации. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Выполнять устно вычисления, используя приёмы устных вычислений вида: 260 + 310, 670 – 140. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Применять алгоритм письменного сложения чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000. Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений. Различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди равнобедренных – равносторонние) и называть их. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
7 | Числа от 1 до 1000. Умножение и деление | 9 | Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000, используя приём умножения и деления трёхзначных чисел, которые оканчиваются нулями. Выполнять устное деление трёхзначных чисел способом подбора. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, уравнения. Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Находить их в более сложных фигурах. Умножать письменно в пределах 1000 без перехода через разряд трёхзначного числа на однозначное число. Составлять план работы, анализировать, оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность. Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное. Проверять деление умножением. Находить и объяснять ошибки в вычислениях. Выполнять вычисления и делать проверку. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
8 | Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе» | 3 | Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. |
| ИТОГО: | 102 | |
Календарно – тематическое планирование 3 класс
№ урока | № урока в теме | Тема урока | Планир. дата провед. | Фактич. Дата провед. |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (6 ч) |
1. | 1. | Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. | 03.09. | |
2. | 2. | Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым. | 04.09. | |
3. | 3. | Решение уравнений с неизвестным вычитаемым. | 09.09. | |
4. | 4. | Обозначение геометрических фигур буквами. | 10.09. | |
5. | 5. | Решение задач с величинами. | 11.09. | |
6. | 6. | Что узнали. Чему научились. | 16.09. | |
Табличное умножение и деление (21 ч) |
7. | 1. | Чётные и нечётные числа. Таблица умножения и деления на 3. | 17.09. | |
8. | 2. | Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость. | 18.09. | |
9. | 3. | Решение задач с величинами: масса одного предмета, количество предметов, общая масса. | 23.09. | |
10. | 4. | Порядок выполнения действий. | 24.09. | |
11. | 5. | Закрепление. Решение задач. | 25.09. | |
12. | 6. | «Странички для любознательных». | 30.09. | |
13. | 7. | Таблица умножения четырёх. | 01.10. | |
14. | 8. | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | 02.10. | |
15. | 9. | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. | 07.10. | |
16. | 10. | Умножение пяти, на 5 и соответствующие случаи деления. | 08.10. | |
17. | 11. | Решение задач на кратное сравнение. | 09.10. | |
18. | 12. | Решение задач. | 14.10. | |
19. | 13. | Умножение шести, на 6 и соответствующие случаи деления. | 15.10. | |
20. | 14. | Решение задач. | 16.10. | |
21. | 15. | Задачи на нахождение четвёртого пропорционального. | 21.10. | |
22. | 16. | Контрольная работа за I четверть. | 22.10. | |
23. | 17. | Работа над ошибками. Решение задач. | 23.10. | |
24. | 18. | Умножение семи, на 7 и соответствующие случаи деления. | 04.11. | |
25. | 19. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 05.11. | |
26. | 20. | Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление | 06.11. | |
27. | 21. | Работа над ошибками. «Странички для любознательных». | 11.11. | |
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (27 ч) |
28. | 1. | Площадь. Единицы площади. | 12.11. | |
29. | 2. | Квадратный сантиметр. | 13.11. | |
30. | 3. | Площадь прямоугольника. | 18.11. | |
31. | 4. | Умножение восьми на 8 и соответствующие случаи деления. | 19.11. | |
32. | 5. | Решение задач. | 20.11. | |
33. | 6. | Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление». | 25.11. | |
34. | 7. | Умножение девяти, на 9 и соответствующие случаи деления. | 26.11. | |
35. | 8. | Квадратный дециметр. | 27.11. | |
36. | 9. | Таблица умножения. | 02.12. | |
37. | 10. | Решение задач | 03.12. | |
38. | 11. | Квадратный метр. | 04.12. | |
39. | 12. | Решение задач. | 09.12. | |
40. | 13. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 10.12. | |
41. | 14. | Умножение на 1. | 11.12. | |
42. | 15. | Умножение на 0. | 16.12. | |
43. | 16. | Случаи деления вида: а : а; а : 1 при а ≠ 0. | 17.12. | |
44. | 17. | Деление нуля на число. | 18.12. | |
45. | 18. | Контрольная работа за II четверть. | 23.12. | |
46. | 19. | Работа над ошибками. Решение задач. | 24.12. | |
47. | 20. | Доли. | 25.12. | |
48. | 21. | Окружность. Круг. | 13.01. | |
49. | 22. | Диаметр окружности (круга). | 14.01. | |
50. | 23. | Решение задач. | 15.01. | |
51. | 24. | Единицы времени. | 20.01. | |
52. | 25. | Повторение пройденного | 21.01. | |
53. | 26. | Повторение пройденного по темам «Таблица умножения и деления. Решение задач». | 22.01. | |
54. | 27. | Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 · 3, 3 · 20, 60 : 3. | 27.01. | |
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (22 часов) |
55. | 1. | Случаи деления вида 80 : 20. | 28.01. | |
56. | 2. | Умножение суммы на число. | 29.01. | |
57. | 3. | Умножение двузначного числа на однозначное. | 03.02. | |
58. | 4. | Решение задач. | 04.02. | |
59. | 5. | Контрольная работа по теме «Внетабличное умножение» | 05.02. | |
60. | 6. | Работа над ошибками. Деление суммы на число. | 10.02. | |
61. | 7. | Деление суммы на число. | 11.02. | |
62. | 8. | Приёмы деления вида 69 : 3, 78 : 2. | 12.02. | |
63. | 9. | Связь между числами при делении. | 17.02. | |
64. | 10. | Проверка деления. | 18.02. | |
65. | 11. | Решение уравнений. | 19.02. | |
66. | 12. | Приём деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. | 24.02. | |
67. | 13. | Проверка умножения делением. | 25.02. | |
68. | 14. | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | 26.02. | |
69. | 15. | «Странички для любознательных». Что узнали. Чему научились. | 03.03. | |
70. | 16. | Деление с остатком. | 04.03. | |
71. | 17. | Деление с остатком. Деление с остатком методом подбора. | 05.03. | |
72. | 18. | Задачи на деление с остатком. | 10.03. | |
73. | 19. | Случаи деления, когда делитель больше остатка. | 11.03. | |
74. | 20. | Проверка деления с остатком. | 12.03. | |
75. | 21. | Устная нумерация чисел в пределах 1000. | 17.03. | |
76. | 22. | Контрольная работа за III четверть. | 18.03 | |
Числа от 1 до 1000. Нумерация (10 ч) |
77. | 1. | Работа над ошибками. «Странички для любознательных». Что узнали. Чему научились. | 19.03. | |
78. | 2. | Разряды счётных единиц. | 31.03. | |
79. | 3. | Увеличение, уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз. | 01.04. | |
80. | 4. | Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых. | 02.04. | |
81. | 5. | Письменная нумерация чисел в пределах 1000. Приёмы устных вычислений. | 07.04. | |
82. | 6. | Контрольная работа по темам «Решение задач и уравнений. Деление с остатком». | 08.04. | |
83. | 7. | Работа над ошибками. Устная и письменная нумерация чисел в пределах 1000. | 09.04. | |
84. | 8. | Единицы массы. | 14.04. | |
85. | 9. | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | 15.04 | |
86. | 10. | «Странички для любознательных». Что узнали. Чему научились. | 16.04 | |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (7 ч) |
87. | 1. | Приёмы устных вычислений. | 21.04. | |
88. | 2. | Приёмы устных вычислений вида: 450 + 30, 620–200, 470+80, 590-90 | 22.04. | |
89. | 3. | Приёмы устных вычислений вида: 260 + 310, 670–140. | 23.04. | |
90. | 4. | Приёмы письменных вычислений. | 28.04. | |
91. | 5. | Письменное сложение трёхзначных чисел. | 29.04. | |
92. | 6. | Виды треугольников. | 30.04. | |
93. | 7. | Закрепление. Решение задач. «Странички для любознательных». | 05.05. | |
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (9 ч) |
94. | 1. | Приёмы устных вычислений вида: 100:50, 800:400. | 06.05. | |
95. | 2. | Приёмы устных вычислений | 07.05. | |
96. | 3. | Виды треугольников. «Странички для любознательных». | 12.05. | |
97. | 4. | Приёмы письменного умножения в пределах 1000. | 13.05. | |
98. | 5. | Приём письменного деления на однозначное число. | 14.05. | |
99. | 6. | Проверка деления. | 19.05. | |
100. | 7. | Итоговая контрольная работа | 20.05 | |
101. | 8. | Работа над ошибками. Нумерация. Сложение и вычитание. Геометрические фигуры и величины. | 21.05. | |
102. | 9. | Что узнали, чему научились в 3 классе | | |