«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» МО «Ленский район» РС(Я)
Протокол метод. объединения Зам. директора по УР И.о. директора МКОУ С(К)ОШИ VIII вида
№____от_____________20__ г. _________Церковникова А.А. _____________ Васильева Л.К.
______________Бочкова С.Н.
Казакова М. В.
2020 г.
Главная задача коррекционной школы - подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду на производстве, сфере обслуживания, малых предприятиях и на дому. Обучение кулинарии способствует коррекции детей с УО и формированию у них общественных и трудовых качеств личности.
Обучение и формирование прочных практических навыков самостоятельного приготовления пищи.
Программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала, постепенности ввода нового. Концентрическое расположение материала в программе позволяет усложнять обучение по годам. Преподавание базируется на знаниях, получаемых обучающими на уроках общеобразовательных дисциплин. Программа включает в себя теоретические и практические занятия, предусмотрены экскурсии в цеха школьной cтоловой. Занятия по кулинарии проводятся в специальном кабинете. В нем имеются две зоны: учебные места, где школьники приобретают теоретические знания, и рабочая зона с необходимым оборудованием для проведения практических работ. Для закрепления полученных трудовых навыков, начиная с 6 класса, предусмотрено практическое повторение по пройденным темам. В процессе трудового обучения дети приобретают профессиональные знания, овладевают умениями и навыками по одному или нескольким профилям трудового обучения. Уроки обучения кулинарии создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих детям с УО, происходит формирование и коррекция нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания обучающихся.
быть честным, ответственным, уметь работать в команде и самостоятельно;
иметь склонность к выполнению работ по обслуживанию посетителей;
обладать способностью к концентрации внимания;
иметь склонность к выполнению ручной работы, обладать подвижностью пальцев рук;
иметь оперативную и образную память, объемный и линейный глазомер,
чувствовать время, цветоразличение;
иметь воспроизводящее воображение, склонность к творческой работе;
иметь способности самостоятельно критически оценивать результаты своей деятельности, корректировать действия, нести ответственность за результаты работы;
уметь организовывать собственную деятельность, планировать последовательность выполнения работ адекватно заданию;
осуществлять поиск требуемой информации различными способами, в том числе и с помощью сети Интернет.
№ | Кол-во часов | Тема | УД | План. дата | Факт. дата |
1 | | Вводное занятие - 2ч. | | | I чет.(18ч) |
| 1 | Вводное занятие. | Беседа о профессии повар-кондитер. Ознакомление с планами работы на учебный год. | 03.09 | |
| 1 | Правила поведения в кулинарной мастерской. | Ознакомление с правилами поведения в кулинарной мастерской. Инструктаж по ТБ. | 03.09 | |
2 | | Кухня и её оборудование - 6ч. | | | |
| 1 | Кухня и её оборудование. | Значение кухни в быту человека. Оборудование кухни, его назначение, уход за ним. | 10.09 | |
| 1 | Виды посуды. Чайная посуда. | Беседа о видах посуды, её назначении. Знакомство с чайной посудой. Уход за посудой. | 10.09 | |
| 1 | Столовая посуда. | Знакомство со столовой посудой. Назначение посуды и уход за ней. | 17.09 | |
| 1 | Кухонная посуда. | Знакомство с кухонной посудой. Назначение посуды и уход за ней. | 17.09 | |
| 1 | Кухонный инвентарь. | Знакомство с кухонным инвентарем. Назначение кухонного инвентаря и уход за ним. | 24.09 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Применить моющие и дезинфицирующие средства для мытья посуды. | 24.09 | |
3 | | Физиология питание - 2ч. | | | |
| 1 | Пища человека. Режим питания. | Основные продукты питания. Знакомство с правилами рационального питания. | 01.10 | |
| 1 | Продукты растительного и животного происхождения. | Знакомство с продуктами растительного и животного происхождения. | 01.10 | |
4 | | Санитария и гигиена -2ч. | | | |
| 1 | Правила личной гигиены. | Знакомство с правилами личной гигиены при работе в кулинарной мастерской. | 08.10 | |
| 1 | Приготовление пищи и её хранение. | Знакомство с санитарно-гигиеническими требованиями при приготовлении пищи и её хранении. | 08.10 | |
5 | | Овощной цех -4ч. | | | |
| 1 | Цеха кухни. Овощной цех. | Знакомство с овощным цехом, оборудованием, посудой, инвентарем. | 15.10 | |
| 1 | Экскурсия в овощной цех. | Экскурсия в овощной цех. Правила ТБ при работе в овощном цехе с ножом. | 15.10 | |
| 1 | Самостоятельная работа. | Письменная работа и практическое задание по теме: «Применение моющих средств для мытья посуды». | 22.10 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Применить моющие средства для мытья посуды. | 22.10 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: | 29.10 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: | 29.10 | |
6 | | Вводное занятие -2ч. | | | II чет.(14ч) |
| 1 | Вводное занятие. | План работы на четверть. Беседа о культуре поведения в школьной столовой. | 12.11 | |
| 1 | Инструктаж по ТБ. | Правила безопасной работы при работе с острыми и колющими инструментами и приспособлениями. | 12.11 | |
7 | | Первичная обработка овощей-2ч. | | | |
| 1 | Овощи. | Рассказ о значении овощей в питании человека. Классификация овощей, питательная ценность овощей. | 19.11 | |
| 1 | Первичная обработка овощей. | Знакомство с последовательностью первичной обработки овощей. Правила техники безопасности при обработке овощей. | 19.11 | |
8 | | Формы нарезки овощей - 10ч. | | | |
| 1 | Формы нарезки картофеля. | Знакомство с формами нарезки картофеля. | 26.11 | |
| 1 | Формы нарезки моркови. | Знакомство с формами нарезки моркови. | 26.11 | |
| 1 | Формы нарезки томатов. | Знакомство с формами нарезки томатов. | 03.12 | |
| 1 | Формы нарезки перца. | Знакомство с формами нарезки болгарского перца. | 03.12 | |
| 1 | Формы нарезки огурцов. | Знакомство с формами нарезки огурцов. | 10.12 | |
| 1 | Формы нарезки лука. | Знакомство с формами нарезки репчатого лука. | 10.12 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Обработать овощи. ТБ при работе с острыми колющими инструментами и приспособлениями. | 17.12 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Нарезать овощи кубиками, соломкой, кольцами. Правила личной гигиены. | 17.12 | |
| 1 | Самостоятельная работа. | Письменная работа по теме: «Технологическая последовательность первичной обработки овощей». | 24.12 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Обработать овощи. Правила безопасной работы при работе с острыми и колющими инструментами и приспособлениями. Оказать первую помощь при порезах и ожогах. | 24.12 | |
9 | | Вводное занятие - 2ч. | | | IIIчет. (22ч) |
| 1 | Вводное занятие. | План работы на четверть. Беседа о бережном отношении к оборудованию, посуде, инвентарю. | 14.01 | |
| 1 | Инструктаж по ТБ. | Правила безопасной работы в овощном цехе. ТБ при работе с ножом. | 14.01 | |
10 | | Кулинарное использование форм нарезки овощей - 6 ч. | | | |
| 1 | Кулинарное использованием форм нарезки картофеля. | Знакомство с кулинарным использованием форм нарезки картофеля. | 21.01 | |
| 1 | Кулинарное использованием форм нарезки моркови. | Знакомство с кулинарным использованием форм нарезки моркови. | 21.01 | |
| 1 | Кулинарное использованием форм нарезки томатов. | Знакомство с кулинарным использованием форм нарезки томатов. | 28.01 | |
| 1 | Кулинарное использованием форм нарезки перца. | Знакомство с кулинарным использованием форм нарезки болгарского перца. | 28.01 | |
| 1 | Кулинарное использованием форм нарезки огурцов. | Знакомство с кулинарным использованием форм нарезки огурцов. | 04.02 | |
| 1 | Кулинарное использованием форм нарезки лука. | Знакомство с кулинарным использованием форм нарезки репчатого лука. | 04.02 | |
11 | 1 | Сервировка стола – 2ч. | | | |
| 1 | Сервировка стола к чаю. | Знакомство с сервировкой стола к чаю. Правила поведения за столом. Правила пользования столовыми приборами. | 11.02 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Накрыть стол к чаю (салфетки, скатерть, чайная посуда, столовые приборы). | 11.02 | |
12 | | Технология приготовления салатов из сырых овощей – 10ч. | Технология приготовления пищи | | |
| 1 | Салаты из сырых овощей | Овощи, из которых готовят салаты. | 18.02 | |
| 1 | Салаты из сырых овощей. | Санитарно-гигиенические правила при приготовлении салатов. | 18.02 | |
| 1 | Приготовление салата из свежей капусты с морковью. | Технология приготовления салата. Заправки для овощных салатов. | 25.02 | |
| 1 | Приготовление салата из свежей капусты с морковью. | Технология приготовления салата. Заправки для овощных салатов. | 25.02 | |
| 1 | Приготовление салата из моркови с чесноком. | Технология приготовления салата. Заправки для овощных салатов. | 04.03 | |
| 1 | Приготовление салата из моркови с чесноком. | Технология приготовления салата. Заправки для овощных салатов. | 04.03 | |
| 1 | Приготовление салата из свежих огурцов и помидоров. | Технология приготовления салата. Заправки для овощных салатов. | 11.03 | |
| 1 | Приготовление салата из свежих огурцов и помидоров. | Технология приготовления салата. Заправки для овощных салатов. | 11.03 | |
| 1 | Самостоятельная работа. | Письменная работа по теме: «Приготовление салатов из сырых овощей» | 18.03 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Приготовить салат из сырых овощей. Правила пользования ножом. | 18.03 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Приготовить салат из сырых овощей. Правила безопасной работы при работе с острыми и колющими инструментами и приспособлениями. | 25.03 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Приготовить салат из сырых овощей Правила безопасной работы с ножом. | 25.03 | |
13 | | Вводное занятие - 2ч. | | | IV чет.(16ч) |
| 1 | Вводное занятие. | План работы на четверть. Беседа о культуре поведения за столом. | 08.04 | |
| 1 | Инструктаж по ТБ. | Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. | 08.04 | |
14 | | Тепловая обработка - 4ч. | | | |
| 1 | Тепловое оборудование горячего цеха. | Экскурсия в горячий цех. Назначение оборудования. Знакомство с эл. плитой, эл. котлом, эл. сковородой. | 15.04 | |
| 1 | Бытовая электрическая печь. | Знакомство с электрической печью. Правила пользования эл. печью. ТБ при работе с эл. печью. | 15.04 | |
| 1 | Основные приемы тепловой обработки. | Знакомство с основными приемами тепловой обработки. Посуда и инвентарь для варки и жарки. | 22.04 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Освоить правила пользования эл. плитой. ТБ при работе с электрооборудованием. | 22.04 | |
15 | | Технология приготовления салатов из отварных овощей-10ч | | | |
| 1 | Отваривание овощей в кожуре для салата. | Знакомство с основным способом варки. Посуда для отваривания овощей. | 29.04 | |
| 1 | Отваривание овощей в кожуре для салата. | Знакомство с основным способом варки. Посуда для отваривания овощей. | 29.04 | |
| 1 | Правила безопасной работы при варке овощей. | Техника безопасности при работе с горячими жидкостями. Правила работы и техника безопасности при работе с электроплитой. | 06.05 | |
| 1 | Приготовление салатов. | Санитарно-гигиенические требования при приготовлении салатов из отварных овощей. Технология приготовления из салатов отварных овощей. | 06.05 | |
| 1 | Приготовление салата «Оливье». | Продукты для приготовления салата. Технология приготовления салата. | 13.05 | |
| 1 | Приготовление салата «Оливье». | Продукты для приготовления салата. Технология приготовления салата. | 13.05 | |
| 1 | Самостоятельная работа. | Письменная работа по теме: «Технология приготовление салата из отварных овощей». | 20.05 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Приготовить салат из отварных овощей. ТБ при работе с горячими жидкостями. | 20.05 | |
| 1 | Приготовление винегрета. | Продукты для приготовления винегрета. Технология приготовления винегрета. | 27.05 | |
| 1 | Приготовление винегрета. | Продукты для приготовления винегрета. Технология приготовления винегрета. | 27.05 | |
| | | | | Итого:70 ч |
К концу первого года обучения, обучающие должны освоить следующие учебные действия: