Аналитическая справка по результатам психологической диагностики
учащихся 5 класса 2023 – 2024 учебный год.
Причина исследования: психолого-педагогическое сопровождение учащихся в период адаптации на средней ступени обучения.
Цель: определение эмоционального состояния и отношения к учебным предметам, изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации.
План исследования:
Наблюдение, диагностика
Обработка и анализ результатов
Выявление детей «группы риска»
Проведение консультации для классного руководителя
Консультации (индивидуальные для родителей)
Количество обучающихся:10человек. Испытуемых: 6 человек
Дата обследования: сентябрь – октябрь 2017 -18 учебного года
Методики: Метод наблюдения, методика С.В. Левченко, которая состоит из опросников: «Черты идеального учителя», «Отношение к учебным предметам», «Чувства в школе; методика «Лесенка»; диагностика тревожности (Филипса).
№ | Название методики (автор) | Исследуемая функция |
1. | Наблюдение | |
2. | Методика С.В. Левченко, которая состоит из опросников: «Черты идеального учителя», «Отношение к учебным предметам», «Чувства в школе» | эмоциональное благополучие учащихся и их отношение к учебным предметам |
3. | Диагностика тревожности (Филипс), | выявление уровня школьной тревожности |
4 | Методика «Лесенка» | определение самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди |
5 | Социометрия (Морено) | Выявление межличностных и межгрупповых отношений |
Об эмоциональном благополучии большей части пятиклассников свидетельствуют и результаты диагностик «Чувства в школе», «Отношение к учебным предметам»:
- 35% пятиклассников с интересом изучают все предметы;
- 100% учащихся равнодушны к нескольким предметам (1-2), а остальные предметы им интересны;
- 50% учащихся чувствуют себя в пятом классе спокойно, они уверены в себе, испытывают чувство симпатии к учителям – предметникам, у них ярко выражено желание учиться в пятом классе;
Опросник «Чувства в школе» представляет собой перечень 16-ти чувств, из которых ребёнку предлагалось выбрать только восемь, которые он чаще всего испытывает в школе.
На основе полученных данных видно, что в коллективе превалируют чувства радости, благодарности (70%), , желание приходить в школу (65%), симпатия к учителям (50%), спокойствие (45%) уверенности в себе (40%). Также присутствует усталость (50%), беспокойство (30%), неудовлетворённость собой (20%), что является нормой для переходного возраста. Выбор диаметрально противоположных чувств, как - тревога (40%); сомнение (35%) – страх (20%), говорят о сильном эмоциональном напряжении учащихся. В целом у учащихся преобладают, положительные эмоции.
Результаты диагностики отношения к учебным предметам
Большинство предметов, такие как русский язык, литература, физкультура, ИЗО, технология, биология, география, история, английский язык ребята изучают с интересом. Проблемными предметами для всех ребят является урок математики, музыки.
Методика: Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой проводилось по методике Филлипса.
Данные по классу приведены в гистограмме и таблице.
По результатам диагностики видно, что 20% пятиклассников испытывают низкий уровень тревожности, что говорит о том, что адаптация к средней школе не является стрессовой для учащихся.
40% ребят в параллели имеют средний уровень тревожности, что помогает им быть максимально включенными в процесс обучения, не испытывая трудностей с адаптацией к средней школе.
40% учеников имеют повышенный уровень тревожности, что говорит о незавершенном процессе адаптации и влиянии стрессовой ситуации на настроение и поведение обучающихся. Результаты исследования характера тревожности представлены в таблице:
| Виды тревожности | Общий % тревожности по классу |
1 место | Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 100% |
2 место | Общая тревожность в школе | 60,3% |
3 место | Страх ситуации проверки знаний | 43% |
4 место | Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 40% |
5 место | Переживание социального стресса | 30% |
6место | Страх самовыражения | 25% |
7 место | Фрустрация потребности в достижении успеха | 20% |
8 место | Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 20% |
Методика «Лесенка» предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как оценивает себя сам, как, по его мнению, оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. Мною был использован групповой вариант методики, который позволяет оперативно выявить уровень самооценки. По результатам проведенной диагностики получены следующие данные (см. таблицу).
Способ выполнения задания | Тип самооценки | |
1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку. | Неадекватно завышенная самооценка | |
2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку | Завышенная самооценка | 3чел. |
3. Обдумав задание, ставит себя на 4,5,6-ю ступеньки снизу | Адекватная самооценка | 5 чел. |
4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет. | Заниженная самооценка | 2 чел. |
| | |
«Социометрия» автор Дж.Морено применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач: а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые); в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Сводная таблица результатов диагностики особенностей психологического климата классного коллектива 5 класса.
Параметры | Характер психологического климата коллектива |
| Оценка климата как высоко благоприятного | Оценка средней благоприятности климата | Оценка климата как незначительно благоприятного |
Всего – 6 чел. | 3 чел. (50%) | 2 чел. (40%) | 1 чел.(10 %) |
Итого: | |
Средний показатель психологического климата: 6,7 баллов – психологический климат средней благоприятности |
Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что половина класса (50 %) оценивают психологический климат классного коллектива как высоко благоприятный. Участники исследования отметили присутствие доброжелательных, доверительных отношений с классным руководителем, педагогами, одноклассниками, наличие преимущественно хорошего настроения в стенах школы. 40 % (4 чел.) дали среднюю оценку по показателям благоприятности климата. 10% (1 чел.) дал низкую оценку психологического климата.
Рассмотрим далее результаты проведенной социометрии учащихся 5 класса. Оценка межличностных эмоциональных связей в группе позволила выделить ряд социометрических групп.
Большинство ребят состоят в статусах «предпочитаемых» или «принятых». Однако одна из учащихся коллектива попала в группу «отвергнутых». В данном направлении необходима дополнительная работа специалистов в целях выяснения причин отвержения, изоляции ребят, нормализации системы отношений в классе. Интересен факт отсутствия социометрической «Звезды» класса (лидера). Вместе с тем уже можно выделить зафиксированные социометрические микрогруппы (выборы) – мотив «Дружба», а также социометрические микрогруппы по отклонению. Следует отметить также характеристику ряда социометрических индексов и коэффициентов. Коэффициент взаимности выборов = 40 % - средний показатель. Индекс интегративности (связности) группы = 0,1 – низкий показатель. Таким образом, в целом оценка межличностных эмоциональных связей в группе может быть удовлетворительной. Однако особого внимания со стороны классного руководителя, педагога-психолога требует факт присутствия отвергаемых группой ребят.
По результатам проведённой работы можно сделать следующий вывод.
Как показывает наблюдение и результаты диагностики переход из младшего звена в среднее это важный шаг в жизни пятиклассников. И поэтому каждый ребенок, переживает данный период по-разному. Проведя наблюдение за учениками 5 класса можно отметить, что процесс адаптации к обучению в средней школе проходит удовлетворительно. На уроках соблюдаются нормы поведения, уходы с уроков не наблюдаются. К урокам готовятся, но некоторые из ребят не достаточно. Сложности возникают в боязни за оценку и ответа у доски. Межличностные отношения в данном классе удовлетворительные. Доверия и взаимопонимания между учащимися - не наблюдается.
Рекомендации классному руководителю:
1. Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки и т. д.).
2. Постоянно поддерживайте контакт с педагогом- психологом и социальным педагогом.
3. Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье.
4. Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.
5.Налаживать эмоциональный контакт с классом.
учителям - предметникам:
1. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.
2. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
3. Не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
5. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
Педагог-психолог: Л.А.Скорнякова
30.10.2023г.