Сводная ведомость результатов обследования сформированности УУД у обучающихся 1 классов 2019-2020 уч. года
ОО | Кол-во чел. | Личностные УУД «Опросник мотивации (Н. Г. Лусканова) | Регулятивные УУД «Изучение саморегуляции» (по У.В.Ульенковой) | Познавательные УУД «Кодирование» | Коммуникативные УУД «Рукавички» (Г.А.Цукерман) |
очень низкий уровень | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень |
чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % |
| 25 | 1 | 4 | 1 | 4 | 11 | 44 | 12 | 48% | 2 | 8 | 8 | 32 | 15 | 60 | 1 | 4 | 10 | 40 | 14 | 56 | 0 | 0 | 2 | 8 | 23 | 92 |
Сводная ведомость результатов обследования сформированности УУД у обучающихся 2 -х классов 2019-2020уч.года
ОО | Кол-во чел. | Личностные УУД «Опросник мотивации» (по Н.Г.Лускановой) | Регулятивные УУД «Корректурные пробы» | Познавательные УУД Методика «Исследование уровня словесно-логического мышления младших школьников» | Коммуникативные УУД Методика «Узор под диктовку» |
шк. дезадапт. | низкий уровень | ниже ср. | средний уровень | высокий уровень | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень |
чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % |
| 28 | 1 | 3,5 | 2 | 7 | 1 | 3,5 | 3 | 11 | 21 | 75 | 0 | 0 | 6 | 21,5 | 22 | 78,5 | 3 | 11 | 11 | 39 | 14 | 50 | 0 | 0 | 6 | 28 | 22 | 78 |
Сводная ведомость результатов обследования сформированности УУД у обучающихся 3 -х классов 2019-2020уч.года
ОО | Кол-во чел. | Личностные УУД Методика «Какой я?» (модификация методики О.С.Богдановой) | Регулятивные УУД «Проба на внимание» (П.Я.Гальперин) | Познавательные УУД Диагностика «Выделение существенных признаков» | Коммуникативные УУД Методика «Дорога к дому» |
ниже среднего | средний уровень | высокий уровень | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень |
чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % |
| 29 | 2 | 7 | 3 | 30 | 19 | 63 | 3 | 10 | 10 | 35 | 16 | 55 | 1 | 3 | 14 | 48,5 | 14 | 48,5 | 0 | 0 | 4 | 14 | 25 | 86 |
Сводная ведомость результатов обследования сформированности УУД у обучающихся 4 -х классов 2019-2020уч.года
ОО | Кол-во чел. | Личностные УУД Методика самооценки «Кто я?» | Регулятивные УУД «Проба на внимание» (П.Я.Гальперин) | Познавательные УУД Исследование способности к умозаключению Методика «Простые аналогии» | Коммуникативные УУД Методика «Ваза с яблоками» (модификация методики Ж.Пиаже) |
ниже среднего | средний уровень | высокий уровень | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень |
чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % |
| 34 | 4 | 12 | 6 | 18 | 24 | 70 | 8 | 23 | 14 | 42 | 12 | 35 | 2 | 6 | 15 | 29 | 17 | 50 | 2 | 6 | 4 | 12 | 28 | 82 |
Педагог – психолог МБОУ СШ №4 имени В.С.Садового Шорохова Н.Р.
ОО | Кол-во чел. | Личностные УУД «Опросник мотивации (Н. Г. Лусканова) | Регулятивные УУД «Изучение саморегуляции» (по У.В.Ульенковой) | Познавательные УУД «Кодирование» | Коммуникативные УУД «Рукавички» (Г.А.Цукерман) |
| | очень низкий уровень | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень |
| | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % |
1 кл | 25 | 1 | | 1 | | 11 | | 12 | | 2 | | 8 | | 15 | | 1 | | 10 | | 14 | | 0 | | 2 | | 23 | |
2 кл | 28 | 3 | | 1 | | 3 | | 21 | | 0 | | 6 | | 22 | | 3 | | 11 | | 14 | | 0 | | 6 | | 22 | |
3 кл | 29 | | | 2 | | 3 | | 19 | | 3 | | 10 | | 16 | | 1 | | 14 | | 14 | | 0 | | 4 | | 25 | |
4 кл | 34 | | | 4 | | 6 | | 24 | | 8 | | 14 | | 12 | | 2 | | 15 | | 17 | | 2 | | 4 | | 28 | |
всего | 116 | 4 | 3,4 | 8 | 6,8 | 23 | 19,8 | 76 | 70 | 13 | 11,2 | 38 | 32,7 | 65 | 56,1 | 7 | 6 | 50 | 43,1 | 59 | 50,9 | 2 | 1,7 | 16 | 13,7 | 98 | 84,6 |
Анализ мониторинга развития метапредметных УУД учащихся начальных классов. 2019-2020 у.г.
Целью мониторинга стало – отслеживание процесса развития метапредметных УУД учащихся начальных классов для проектирования учебного процесса и принятия своевременных управленческих решений.
Задачи мониторинга:
1. Определить уровень сформированности метапредметных УУД каждого ученика на данном этапе обучения.
2. Определить проблемные зоны в решении задач образования учащихся и определение возможных путей их ликвидации.
3. Разработать стратегию помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.
4. Определить успешность работы педагога по формированию метапредметных УУД учащихся.
Оценка метапредметных результатов описана как оценка планируемых результатов представленных в разделах: «Регулятивные учебные действия», «Познавательные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Личностные учебные действия».
Результаты:
Регулятивные УУД. Произвольность выступает, как умение ребёнка строить свою деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществлять контроль и коррекцию выполняемых действий, т.е. является составляющим звеном формирующейся учебной деятельности.
Низкий уровень -11.2%, средний уровень у 32,7 %, высокий уровень 56,1%.
Можно сделать вывод, что у большинства обучающихся 1-4 классов уровень сформированности регулятивных УУД достаточный. Однако, есть обучающиеся с низким уровнем сформированности. Это значит, что контроль у этих школьников носит случайный, непроизвольный характер. Учащиеся не замечают допущенных ошибок, их внимание не устойчиво, плохо распределяемо.
Рекомендовано: учителям 3,4 класса обратить внимание на то, какие средства для организации своего поведения и деятельности выбирает ученик; как он удерживает инструкцию; планирует, контролирует и выполняет действие по заданному образцу и правилу; начинает выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент. Для формирования действия контроля по образцу учителям необходимо научить обучающихся проводить поэлементный анализ объекта, сопоставлять его с заданным образцом, выявлять возможные расхождения, соотносить выявленные расхождения с недостатками учебных действий.
Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, выбор эффективных способов решения задач, рефлексию результатов деятельности. В период обучения в начальной школе совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Поэтому ведущее значение для данного возраста приобретает развитие таких логических операций как сравнение и обобщение.
Можно утверждать, что у большинства обучающихся начальной школы, на конец 2019-2020 учебного года, сформированы на среднем уровне. Однако у учащихся 2,4 классов данные показатели наибольшие , чем в 3 классе, что говорит о низком уровне развития познавательных процессов, в том числе мыслительных операций.
Рекомендовано: для формирования данных умений учителям необходимо учить устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи, анализировать задачи, больше давать заданий творческого и поискового характера. Включать задания на обобщение, учить учащихся находить общий существенный признак для группы понятий, выделять закономерности, определять родовые взаимосвязи между ними. В дальнейшем умение обобщать материал будет являться основой формирования понятийного мышления.
Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Большинство учащихся начальной школы имеют высокий уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий-84,6%.
Все учебные предметы начальной школы имеют потенциальные предпосылки для развития коммуникативных и речевых умений. Для дальнейшего развития коммуникативных учебных действий учителям рекомендовано: поддерживать внимание на организацию отдельных учебных заданий совместного типа, специфика которых естественным образом предполагает активное взаимодействие учеников, сотрудничество, обмен информацией, обсуждение разных точек зрения. Благоприятный контекст для формирования данных действий представляют такие учебные предметы, как «Технология», «Литературное чтение», «Окружающий мир».
Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою позицию в отношении окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Таким образом, у 70% обучающихся 1-4 классов по итогам 2019-2020 учебного года сформирована внутренняя позиция школьника. У этих обучающихся достаточно выражена познавательная активность, и они ответственно относятся к школьным обязанностям. У 19,8% детей внутренняя позиция школьника сформирована частично. Они эмоционально положительно относятся к школе, к своему новому статусу, но ориентируются на внеучебные стороны школьной жизни – новые знакомства, игры, прогулки и т.д.
По данным, полученным в результате исследования данного параметра, можно сделать вывод, что если учитель построит работу с обучающимися в деятельностной парадигме, то можно будет ожидать высокого уровня сформированности и ЗУНов, и УУД.
Согласно полученным данным у 10,3% детей внутренняя позиция школьника еще не сформирована, что находит отражение в предпочтении игровой деятельности. Непринятие нового социального статуса, незрелость школьной мотивации значительно осложняет ход нормативного возрастного развития в младшем школьном возрасте и адаптацию к школе. Низкие результаты сформированности личностных УУД отмечаются, в основном, у учащихся 1 и 2 класса. Поэтому классным руководителям данных классов рекомендована серьезная работа по коррекции ситуации для недопущения проблем в дальнейшей школьной жизни ребенка.
Заключение.
В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Система оценки метапредметных результатов в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществлялась в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
Оценка метапредметных результатов проводилась в ходе различных процедур.
В результате мониторига были решены следующие задачи:
1.Определен уровень сформированности метапредметных УУД каждого ученика;
2.Определены проблемные зоны в решении задач образования учащихся и определение возможных путей при ликвидации;
3. Разработана стратегия помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.
20.05.2020
Педагог-психолог Н.Р.Шорохова.