Анализ освоения специальной индивидуальной программы
обучающегося 4ж класса,
находящегося на индивидуальном обучении на дому
______________________________
Двигательное развитие. Способы передвижения: самостоятельно не ходит. Передвигается по полу на открытых коленях. Удерживать тело в вертикальном положении способен только с помощью взрослого.
Мелкая моторика: может захватывать и удерживать предметы разной величины целой кистью только правой руки. Самостоятельно не пишет, не рисует. Совместные действия осуществляются способом «рука в руке».
Действия с предметами: характер действий с предметами: Егор не использует предметы в соответствии с функциональным назначением (неспецифические манипуляции: постукивает, использует предмет для оральной стимуляции и т.п.).
Сенсорное развитие. Зрительное восприятие: фиксирует взгляд на статичном объекте, расположенном напротив ребенка, на уровне его глаз, на расстоянии до 1 метра Кратковременно.
Прослеживает взглядом за движущимся объектом, находящимся на уровне глаз ребенка, на расстоянии до 1 метра Кратковременно.
Слуховое восприятие: локализует звук, не перемещающийся в пространстве, предъявляемый справа на расстоянии до 0,5 метра. Реагирует на знакомый звук (например, открывающаяся входная дверь) эмоционально, поворачивает голову.
Тактильное восприятие: положительная реакция на прикосновение человека прослеживается ситуативно. Негативная реакция на прикосновение человека наблюдается при болевых ощущениях у ребенка или усталости.
Вначале учебного года прослеживалась негативная реакция на соприкосновение материалами (манная крупа, пластичные материалы, краски, влажные салфетки), далее реакции изменились на положительно-заинтересованные. В данное время -положительная реакция на соприкосновение с материалами.
Речь и коммуникация. Импрессивная речь: реагирует на свое имя ситуативно. Не понимает простые речевые инструкции, такие как: «сядь» (поднять верхнюю часть тела над столешницей), «возьми», «дай», "на" и др. Не понимает сложные речевые инструкции. Экспрессивная речь: произносит отдельные звуки, слоги, звукокомплексы протяжно, сложно идентифицируемы. Коммуникативная направленность речи ситуативная: выделяет членов своей семьи, близких, знакомых. С незнакомыми осторожен, вначале присматривается.
Экспрессия: на поставленные вопросы не отвечает. Родные, близкие люди способны опрелелять по интонации и звукокомплексам желания, отказы и другие потребности ребенка.
Особенности контакта со взрослыми. Установление контакта: устанавливает зрительный контакт в ответ на обращенную речь взрослого при желании общаться: приподнимает голову, поворачивает в правую сторону. И противоположные проявления (отводит взгляд, отталкивает, кричит) при усталости, не желании общаться. Устанавливает контакт в ответ на действия взрослого (например, в ответ на поглаживание руки – поднимает голову, устремляет взгляд на человека и др.). Поддержание контакта: поддерживает контакт в процессе взаимодействия с взрослым непродолжительное время. Контакт может прерваться при отвлечении на звонок телефона, при разговоре родителей за дверью, после этого не сразу включается в процесс взаимодействия. Инициация контакта: инициирует контакт взглядом, криком, используя специфичную интонацию. Избирательность контакта: устанавливает контакт избирательно. Необходимо время для принятия нового человека. Часто учитель воспринимается как источник нового, интересно. При появлении учителя, ребенок чаще всего нетерпеливо покрикивает, начинает двигать руками. Особенности контакта со сверстниками. Установление контакта со сверстниками в свободной деятельности: устанавливает контакт в ответ на действия сверстников: по словам матери, вначале мальчик присматривается, прислушивается, затем вскрикиванием обращает на себя внимание. Установление контакта со сверстниками в игровой ситуации: не присоединяется к игре. Чаще является наблюдателем. Поддержание контакта со сверстниками: так как Егор обучается в домашних условиях, описание взаимодействия с другими детьми возможно только со слов матери: Егор поддерживает контакт в процессе взаимодействия со сверстниками периодически. Например, выделяет (специфичным криком-мурлыканием, поворотом головы, корпуса) понравившегося ребенка, или наоборот (резкие крики, отворачивает голову, корпус), отказывается взаимодействовать с нежеланным. Не поддерживает контакт со сверстниками при плохом физическом самочувствии, возникновении усталости. Инициация контакта: самостоятельно не инициирует контакт со сверстниками. Избирательность контакта: устанавливает контакт избирательно (симпатии, антипатии).
Эмоциональная сфера. Эмоциональные проявления: реагирует на проявления эмоций другого человека, но ответные эмоции не соответствуют ситуации. Преобладающий эмоциональный фон: преобладающий эмоциональный фон неустойчивый. Эмоциональный контроль: в некоторых случаях способен успокаивается самостоятельно посредством протяжного крика, убаюкивания и/ или "замирания". Успокаивается по просьбе взрослых: в основном авторитетом пользуется мама.
Особенности поведения. Проблемы поведения: Егору присущи стереотипии: раскачивание верхней части тела, когда сидит на специальном удерживающем кресле; трясет правой рукой около лица. Неадекватный крик. Возможно проявление физическое сопротивление при совместном выполнении письменных работ, рисовании и др. Возможен отказ от выполнения предлагаемой деятельности. Не всегда выполняет инструкции, направленные на прерывание социально неприемлемого поведения. Проявляется самоагрессия: сосание, покусывание фаланги указательного пальца правой руки.
Реакции на требования и замечания: изменение поведения (своих действия) в соответствии с требованием, замечанием возможно крайне редко.
Предпосылки учебной деятельности. Восприятие изображений: не узнает предмет на изображении.
Принятие вида деятельности: включается в деятельность по предложению педагога (с использования мотивационных стимулов).
Интерес к деятельности: проявляет интерес к деятельности, в которую вовлечен. Иногда проявляется нетерпении.
Отношение к помощи: не обращается за помощью к взрослому. Помощь педагога принимает редко.
Самообслуживание. Одевание: нуждается в полном уходе. Раздевание: нуждается в полном уходе. Еда ложкой: нуждается в полном уходе. Питье из кружки: нуждается в полном уходе. Способен пить жидкость из стакана с трубочкой. Мытье рук: нуждается в полном уходе. Пользование туалетом: нуждается в полном уходе.
Познавательное развитие. Представление о себе: не узнает себя на фотографии. Не показывает части тела. Не определяет право/лево. Представление о цвете: не узнает ни один цвет. Группировка однородных предметов двух цветов (кубики красного, желтого цвета) по принципу «такой - не такой» не доступны. Представление о форме: не узнает ни одну из предъявляемых геометрических фигур (шар, квадрат). Не группирует предметы одного цвета по форме по принципу «такой - не такой» (шарики, кубики). Представление о величине: не узнает величину предмета. Не группирует однородные, контрастные по величине предметы по принципу «такой -не такой». Количественные представления: не показывает ни одну цифру. Не различает множества (один -много). Представления об окружающем мире: узнает и выделяет только банан из предъявляемых фруктов (яблоко- нет). Не узнает ни один из предъявляемых овощей (капуста, морковь, помидор, огурец). Не узнает ни одно из предъявляемых домашних животных (кот, собака, корова, лошадь, свинья, гуси). Не узнает ни одно из предъявляемых диких животных (лиса, заяц, медведь). Не узнает ни один из предъявляемых предметов посуды (тарелка, ложка, кружка). Не узнает ни один из предъявляемых предметов одежды (шапка, куртка, брюки). Не узнает ни один из предъявляемых предметов мебели (стул, стол, кровать).
25.12. 2023 г.
Учитель индивидуального обучения на дому Л.В. Гореева