Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Анализ педагогической деятельности по внедрению инновационных технологий в практику работы.
Воспитатель: Стрельцова В.В.
Воспитанники «СЦРН» - это безнадзорные и беспризорные дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Это дети, находящиеся в кризисном или пограничном с ним психологическом состоянии, которое является следствием пребывания на улице или в асоциальной среде.
Дезадаптированные дети характеризуются неадекватными формами общения и поведения: неуравновешенностью, плаксивостью; ненормативной речью; резкими перепадами настроения, переходящими в агрессию. По данным диагностики большое количество детей имеют сенсорное недоразвитие, задержку психического развития или интеллектуальную недостаточность. Поэтому моя профессиональная деятельность состоит в том, чтобы дать ребёнку качественные изменения жизни, отношений с миром, окружающими людьми, снять остроту психического напряжения, провести адаптацию ребёнка к жизни в социально здоровой среде, вернуть к важнейшим формам человеческой жизнедеятельности: игре, познанию, труду, общению.
Данная задача предусматривает личностное, интеллектуальное, физическое, трудовое, нравственное воспитание детей.
Реабилитационно–воспитательный процесс реализуется через различные направления деятельности:
Создание положительного психологического климата и благоприятной коррекционно–развивающей среды
Занятия на развитие:
- Навыков социальной уверенности
- Познавательной сферы
- Эмоциональной сферы
- Речевого общения
- Правовых знаний
Беседы на нравственно –этические темы
Дидактические и сюжетно–ролевые игры
Разрешение проблемных ситуаций
Этюды, тренинги, упражнения
Развлечения, досуги, праздники
Инсценировки, драматизации
Художественно–продуктивная деятельность
Чтение и обсуждение сказок, художественных произведений
Также применяю такие формы работы, как «Большие психологические игры», арт–терапия (лепка из пластичного теста).
Видеопрограммы «Уроки осторожности», «Правила хорошего поведения»,
« Времена года», «О правах играя»,использую:
Наглядный материал
Демонстрационный материал
Дидактические игры
Настольные игры
Пособия
Информационные стенды
Выставки
Буклеты
Набор пособий для арт – терапии
Что касается новых инновационных технологий, то в свою работу не так давно я стала постепеннно внедрять ритмопластику. Ритмопластика – это пластичные движения, которые носят оздоровительный характер, они выполняются под музыку в спокойном, медленном темпе, с максимальной амплитудой и растяжением мышц. Воспитанниками лучше и охотнее воспринимается данная технология. С интересом и желание воспитанники выполняют вместе с воспитателем движения под музыку во время утренней гимнастики, а также самостоятельно если видят на экране движения видео- инструктора.
Для налаживания взаимоотношений в коллективе использую комплекс занятий для снижения эмоционального напряжения «Мир моих эмоций». Для поднятия самооценки детей использую, такой метод как « Копилка наших достижений» .Это очень хорошая игра, которая помогает детям видеть и ценить свои маленькие победы каждый день.
Для изучения эффективности реабилитационно–воспитательного процесса применяю диагностический и констатирующий инструментарий
Исследование осуществляется по комплексу методик:
Одномоментные срезы
Систематические наблюдения
Анализ результатов комплексного обследования
Диагностические методики социального развития:
«Изучение и определение уровня овладения навыками самообслуживания» (лист педагогических наблюдений)
«Уровень овладения трудовыми процессами» (лист педагогических наблюдений)
«Определение социально – психологического климата в группе» (лист педагогических наблюдений)
Уже в первый месяц пребывания детей в группе отмечается снижение неврозов, агрессивности у 100% воспитанников.
На момент поступления в «СРЦН» 95% детей не имеют навыков трудовых процессов.
На момент завершения реабилитационного периода 98% воспитанников осваивают трудовые процессы на уровне самостоятельности.
Речь становится более связной, логичной, улучшается произношение, речевая активность возрастает в количественном и качественном отношении.
У детей развиваются коммуникативные способности, появляется стремление к общению, умение адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, способность к самостоятельному применению полученных знаний в различных видах деятельности.