Учебный предмет | русский язык |
Класс | 5 |
Тема урока | Буквы з-с на конце приставок |
Цель Задачи | научить правильно писать слова с приставками на З и С, овладеть способами действия по правилу, алгоритму, инструкции. Образовательные: : - познакомить обучающихся с правописанием приставок; - формировать умение определять условия выбора букв -з, -с на конце приставок; - научить находить в тексте слова с данными приставками, уметь употреблять их в речи, различать группы приставок. Развивающие: - создать условия для развития логического мышления, памяти, внимания; - развивать умения осуществлять самоконтроль, организовывать рабочее пространство; - способствовать умению анализировать, обобщать и делать выводы. Воспитательные: - воспитывать сознательность на уроке; - развивать культуру речи. |
Тип урока | урок изучения нового материала |
Планируемые результаты | Предметные результаты: знать правило написания букв З-С на конце приставок; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь правильно писать слова с непроверяемым написанием. Метапредметные результаты: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста; уметь высказывать свою точку зрения по проблеме; развивать навыки парной и групповой работы; соотносить визуальное изображение с вербальным текстом. |
Методы и формы обучения | Частично-поисковый, репродуктивный, наглядный, словесный Фронтальная, индивидуальная, работа в паре |
Основные термины и понятия | Приставка |
Наглядно-демонстрационный материал | Карточки, презентация, тест |
Оборудование | Доска, проектор, компьютер. |
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Формы организации учебной деятельности | Содержание Учебной деятельности | Планируемые результаты |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
1.Орг. момент | Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Посмотрите на свои парты: всё ли у вас в порядке, есть ли тетрадь, учебники, карандаш. А наш урок я хочу начать со слов: В стране родного языка Не всё известно нам пока, Но путешествовать начнём И сами до всего дойдём. -Как вы понимаете эти слова? | Фронтальная | Настраиваются на работу | | | |
2. Актуализация знаний | Сначала мы проведём небольшую разминку. 1.Над каким большим разделом языкознания мы работаем? ( морфемикой) 2. Что изучает морфемика? (морфемы, значимые части слова) 3. Какие морфемы вам известны? (приставки, корни, суффиксы, окончания). 4. Что такое корень? 5. Что такое приставка? 6. С какими приставками мы познакомились на прошлом уроке? ( приставками, которые пишутся одинаково, независимо от произношения, приставками пре-, при-) 7. Назовите неизменяемые приставки. Запишите слова, выделите приставки: заработать, потерять, проводит, надписать, поведение, наберёшься, бесцветный, разрезать, безводный, растолкать, переделывать. -Все ли приставки относятся к неизменяемым? -А что Вы заметили? -Как Вы думаете, а почему в одном слове пишется приставка на -з, а в другом на -с? | Фронтальная 1 ученик у доски | Отвечают на Вопросы Записывают, применяя изученное правило Отвечают на вопросы | Имеют мотивацию к учебной деятельности | Контролирует написанное | Применяет правило на практике |
3. Этап целеполагания и планирования. | Как Вы думаете, с чем мы сегодня будем работать? Сформулируйте задачи, которые нам предстоит решить на уроке. | Фронтальная форма работы Формулируют тему, задачи урока Тема: Задачи: 1. Узнать… 2. Научиться… 3. Применить… | | Имеют мотивацию к учебной деятельности | К: формулируют собственные мысли | |
4.Этап изучения нового знания | -А теперь вам предстоит провести исследовательскую работу для того, чтобы узнать, почему в одних словах пишут приставки с -С, а в других с –З. Познакомьтесь с приставками: Запишите парами слова с приставками. Выделите во всех словах приставку. Посмотрите на следующую букву за приставкой, подчеркните её двумя чертами. Определите, какая она, звонкая или глухая? Какая буква(з или с) пишется перед звонкими согласными? Подчеркните ее одной чертой. Какая буква (з или с) пишется перед глухими согласными? Подчеркните ее одной чертой. Проговорите устные ответы друг другу. -Расскажите, к какому выводу Вы пришли? Что для этого Вы делали? (на слайде появляется во время ответов детей) План исследования: а) выделить в словах приставки; б) подчеркнуть в словах согласную, на которую оканчивается приставка, одной чертой, и согласную, с которой начинается корень, двумя чертами. в) сравнить, какая буква пишется перед глухими согласными, а какая-перед звонкими? -Сравните свой вывод с правилом, которое нам предлагают авторы учебника (стр. 32) - Представьте это правило в виде схемы Дополняю | Работа в парах по алгоритму, проверка задания и формулировка вывода Делают вывод, сравнивают, обобщают Составляют план исследования Составляют схему-памятку и записывают дополнения | Выполняют задания по алгоритму | Формулируют и доказывают точку зрения | К: работают в паре Р: умеют слушать и задавать вопросы, осуществляют контроль, принимают и сохраняют учебные задания | Умеют анализировать и делать вывод |
5. Физминутка | Упражнения для глаз | Выполняют физминутку | | | | |
6.Этап осмысления новых сведений, выведения способов их практического применения | Учебные задания 1.Работа с учебником (стр. 32 упр. 474) -Давайте проверим данное упражнение. | Работают в парах Выступление пары Проверка | Выполняют работу, используя схему-памятку | Формулируют и доказывают точку зрения | К: работают в паре Р: умеют слушать и задавать вопросы, осуществляют контроль, принимают и сохраняют учебные задания | Применяют новые знания на практике, используя схему-памятку |
| 2.Работа с текстом Выпишите из текста слова на изучаемое правило, обозначьте приставки. Февраль – самая метельная пора зимы. В лесу под холодным огнём яркого, но бессильного солнца висят на ветвях деревьев снежные шапки. Рассеянный свет заката румянит снег. От леса падает тень, и здесь сумеречно гаснет свет на буграх лиловых сугробов. Днем небо ясное, и на таком фоне удивительно красива в хрустальных кружевах развесистая берёза. (По Д. Зуеву) 3.Работа по карточке У вас на столах лежат карточки со словами. Вам необходимо распределить слова на три группы: а) с приставкой на –З, -С; б) с приставкой –С; в) без приставки. Здание, избрать, разгадать, свадьба, спросить, здесь, исцарапать, злой, спеть, распахать, безвольный, сводить, здоровье, сдать, здравствуй, сложить, распустить. - Сравните по эталону. -С чем не согласны? Почему? | Работа в парах Ответ: бессильного, рассеянный, развесистая, здесь. Ответ: а)Избрать, , исцарапать, распахать, безвольный, распустить , сдать. б) Спросить, спеть, сводить, , разгадать сложить, свадьба. в)Здание, здесь, злой, здоровье, здравствуй. | Работают с текстом Отвечают на Вопросы Работают по карточке | | Соотносят результат и адекватно оценивают работу соседа | Умеют применять изученное правило |
7. Закрепление изученного материала | Выполните тест Какая буква –з или –с пишется в словах на месте пропуска? Выберите вариант ответа и поставьте букву. Во..становить отношения. Вежливо ..дороваться. Период ра..цвета. Ра..задорить спорщиков. Принять в ра..счёт. ..дать в наём. А)Буква –з Б) Буква –с. В) В словах нет пропущенной буквы. Г)Слово без приставки Сравните ответ с эталоном | Индивидуальная работа Ответ: 1-Б 2-А,Г 3-Б 4-А 5-В 6-Б, Г | Работают с тестом, сравнивают с эталоном | Формулируют и доказывают точку зрения | Соотносят результат и адекватно оценивают работу соседа | |
8.Рефлексия | Закончи предложения: Сегодня на уроке я … Было интересно… Я понял(-а)… Меня удивило… Свою работу на уроке я оцениваю на… | Фронтальная и индивидуальная работа | | Умеют высказать свою точку зрения | Р: Адекватно оценивают свою работу | |
9.Домашнее задание | § 81, выучить правило стр. 32 упр. 477 стр. 32 упр. 477+ составить тест на изученное правило стр. 32 упр. 477 + составить текст, используя слова с приставками З-С | Фронтальная | | Выбирают уровень выполнения задания | | Применяют полученные знания |